Автор: Богачева Аллина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КК "Березанская школа-интернат" станица Березанская
Населённый пункт: Краснодарский край, Выселковский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное занятие "Народные промыслы-Хохлома"
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Народные промыслы - хохлома, практическое занятие».
Слайд1
Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров.
Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере
изучения типовых элементов росписи Хохломы.
Задачи занятия:
• Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
• Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом
изученные элементы хохломской росписи.
• Подбирать цвет
Ход:
Здравствуйте ребята! Сегодня на наш урок пришли гости, давайте встанем и
поздороваемся!
-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись».
Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль
и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения. Я
познакомлю вас с элементами хохломской росписи и научу вас некоторым
приемам ее выполннения.
В-Ребята посмотрите, какая красивая деревянная ложечка у меня в руках.
(воспитатель подходит к столу и показывает детям ложечку)
Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?
(ответ детей)
- Да
В. Чем она вам понравилась?
- Она красивая, красочная, яркая.
- она необычная, на ней очень красивые узоры.
В: Ребята, а чем эта ложечка отличается от обычной?
(дети отвечают: она сделанная из дерева, она разноцветная)
В: Правильно ребята, ведь наша ложечка выполнена в стиле хохломской
росписи.
Хохломская роспись – это старинный народный промысел, родившийся
в 17 веке в селе Хохлома.
В: Откуда же пришло к нам это диво и как изготавливали эти изделия? Вы
хотите узнать?
Слайд 2
В: Тогда давайте внимательно посмотрим историю происхождения
хохломской росписи.(сопровождение видеоролика)
В-Ребята давайте рассмотрим еще несколько изделий подобных изделий
(дети рассматривают изделия на столе)
В- Посмотрите, а какие основные цвета используются в росписи?
красный, зеленый, золотой, черный.
Слайд 4
В- Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее:
- красный-тепло, огонь, красоту, любовь;
- золотой- свет, солнце;
- зеленый – цвет жизни, природы.
- а на черном фоне хорошо смотрятся все цвета.
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент,
составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой»
«яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной» (показ орнаментов).
Ученик читает стихотворение.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Слайд 5
В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится
черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия
сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры
волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый
фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный
узор не закрашенным.
В: Ребята, как вы думаете, для чего могут служить в нашем современном
мире такие изделия?
-Для украшения интерьера
-Сделать подарок, или в качестве сувенира.
Слайд 6
Прежде чем приступить к практической части занятия, мы сделаем
физкультминутку:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп,хлоп
( хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ,топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(вперёд назад подвигать головой)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять и опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаём
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок,
Разжимаем-в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Руки вместе, ноги врозь.
-Ребята, а сейчас мы перейдем к более сложной задаче, мы будем
расписывать разделочные дощечки в стиле хохломской росписи. Для этого
нам нужно представить себя в роли хохломских мастеров.
- Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку:
«Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».
(дети раскрывают смысл поговорки).
Давайте вспомним инструктаж при работе с гуашью и кистью.
• Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем
• Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно
• Не мешай соседу
• Краски смешивай на палитре
• После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой. (дети
произносят по очереди)
Слайд 7
Практическое занятие.
Самостоятельное выполнение детьми росписи посуды. (музыкальный ряд)
воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает детям.
В течение практической работы не забывайте об аккуратности выполнения.
Начнем мы с вами с узора «травка». (Демонстрирую на заранее
подготовленной доске). Далее:
(фронтальная и индивидуальная проверка работ учащихся).
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины,
закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых
симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок»,
«капелек», «усиков» и «завитков».
ягоды, крыжовник, малина ,рябина и другие.
Затем вы выполняете веточку, симметрично у стебля располагаете травку,
листья. Самостоятельно. А я пройду и проверю.
Слежу за темпом работы, озвучиваю время до конца практической работы.
-Завершаем работу!! Убираем работы в сторону и поднимаем головы на меня.
Выставка работ
-Какие трудности вы испытывали при работе?
-Выполнение какого узора оказалось для вас наиболее сложным?
Слайд 8
Итог.
Ну что же, наше занятие подошло к завершению, вы все молодцы,
давайте подведем итоги нашего занятия:
- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? (мы расписывали
деревянные досточки хохломской росписью)
- А что такое хохломская роспись?
-Какие два письма используют в росписи хохломы?(верхнее и нижнее)
-Какие основные цвета используются в росписи? (красный, желтый, зеленый,
черный)
Ученик читает стихотворение
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
ГКОУ КК школа-интернат ст. Березанской.
Практическое занятие: «Народные промыслы - Хохлома,
практическое занятие».
Работу выполнила:
Воспитатель 6 группы
Богачева А.В.
2019год.