Автор: Ван-Фун-Чан Валентина Афанасьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДЮТиК
Населённый пункт: Забайкальский край, город Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чудеса Алханая"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования « Детский оздоровительный центр детско-
юношеского туризма и краеведения»
Занятие
–
игра
«
Чудеса
Алханая
»
Ван
-
фун
-
чан
Валентина
Афанасьевна
педагог
дополнительного
образования
ЦДЮТик
.
1
Тема
: «
Чудеса
Алханая
»
Педагог
:
Ван
-
фун
-
чан
Валентина
Афанасьевна
Наименование
творческого
объеденения
: «
Юный
краевед
».
Количество
детей
: 15
Количество
девочек
: 10
Количество
мальчиков
: 5
Возрастная
характеристика
:
Группа
учащихся
3 «
Б
»
класса
Цель
:
Обобщение
и
закрепление
знаний
о
национальном
парке
Алханай
.
Задачи
:
1.
Конкретизировать
знания
учащихся
о
национальном
парке
Алханай
.
2.
Развивать
познавательный
интерес
,
умение
работать
в
команде
,
логическое
мышление
,
навыки
самостоятельного
решения
проблем
.
3.
Формирование
ответственного
и
бережного
отношения
к
природе
.
Тип
занятия
:
Повторение
и
обобщение
полученных
знаний
.
Форма
занятия
:
Игра
–
путешествие
.
Методы
:
Словесные
(
беседа
,
объяснение
)
Наглядные
(
наблюдение
,
показ
)
Игровые
:
дидактическая
игра
на
каждой
станции
игры
-
путешествия
.
2
Практические
:
работа
с
раздаточным
материалом
,
самостоятельная
работа
Оформление
,
оборудование
:
Маршрутные
листы
,
таблички
с
названием
станций
,
дидактический
материал
для
каждой
станции
,
жетоны
-
звездочки
.
Ход
занятия
игры
-
путешествия
:
Здравствуйте
,
ребята
!
Сегодня
мы
свами
собрались
на
обобщенное
занятие
.
Ребята
а
скажите
чем
у
нас
знаменит
2017
год
? (
Правильно
год
экологи
)
Я
приглашаю
вас
в
уникальное
,
занимательное
путешествие
по
экологической
тропинке
«
Чудеса
Алханая
»
А
что
такое
,
Алханай
? (
правилно
национальный
парк
)
Что
находится
,
на
территории
Алханайского
парка
?(
аршаны
-
целебные
источники
,
культовые
буддийские
памятники
Зачем
люди
приезжают
,
на
Алханай
?
(
лечить
болезни
,
отдыхать
дышать
полезым
воздухом
Алханая
)
Посмотрю
,
и
сердце
замирает
И
восторг
,
и
радость
через
край
!
Горными
вершинами
мерцает
Надо
мной
красавец
Алханай
!»
Алханай
–
это
единственное
место
в
России
,
где
рядом
существуют
культовые
,
буддийские
и
природные
памятники
.
Алханай
отличается
от
других
природных
парков
страны
особой
атмосферой
:
Горы
,
пещеры
,
источники
овеяны
легендами
и
преданиями
.
Сегодня
вы
отправитесь
в
уникальное
,
путешествие
Я
представляю
вам
команды
которые
подготовились
заранее
придумали
название
команды
,
девиз
и
будут
участвовать
в
путешествии
по
нашей
экологической
тропинке
,
попросим
их
представиться
.
(
преставление
команд
)
Команда
«
Светлячки
»
девиз
: «
Хоть
свет
наш
слаб
и
мы
малы
,
но
мы
дружны
и
тем
сильны
»
3
Команда
«
Улыбка
»
девиз
: «
Наш
девиз
не
унывать
,
и
природе
помогать
»
Команда
«
Тигры
»
девиз
:
«
Ни
шагу
назад
,
ни
шагу
на
месте
,
на
помощь
природе
спешим
мы
все
вместе
»
Команда
«
Хранители
природы
»
девиз
:
Мы
природу
охраняем
и
никого
не
обижаем
»
Команда
«
Верные
друзья
»
девиз
: «
У
природы
есть
друзья
.
это
мы
и
ты
и
я
»
Ребята
и
прежде
чем
вы
отправитесь
в
путешествие
по
экологической
тропинке
«
Алханая
»,
давайте
вспомним
правила
поведения
в
нашем
путешествии
:
не
шуметь
,
вести
себя
спокойно
,
проявлять
смекалку
,
знания
,
находчивость
,
помогать
друг
другу
и
вам
будет
сопутствовать
удача
.
Сейчас
каждая
команда
получит
маршрутный
лист
(
показывает
маршрутный
лист
) .
Ребята
посмотрите
,
и
послушайте
меня
внимательно
.
На
каждой
станции
вас
встречает
начальник
станции
.
От
него
вы
получаете
задания
.
Станции
в
маршрутном
листе
по
порядку
у
каждой
команды
.
И
вы
строго
следуете
по
номеру
станции
,
менять
порядок
станции
не
разрешается
.
Задания
на
станциях
выполняет
каждый
член
команды
,
но
успех
команды
количество
баллов
за
выполнение
заданий
,
зависит
от
каждого
члена
команды
.
А
баллы
вы
будете
в
виде
……………………..
Когда
вы
пройдете
,
все
станции
выполните
все
задания
,
вы
возвращаетесь
сюда
,
где
начали
свое
путешествие
.
Здесь
вы
проходите
мини
-
викторину
.
Сдаете
мне
маршрутные
листы
.
Я
подвожу
итоги
вашего
путешествия
по
экологической
тропинке
«
Чудеса
Аханая
»
Вперед
друзья
на
встречу
Алханаю
.
(
команды
отправляются
на
маршрут
экологической
тропинки
«
Чудеса
Алханая
»)
Станция
«
Ягодное
лукошко
»
Начальник
станции
: «
Здравствуйте
,
ребята
.
Вы
пришли
на
станцию
Ягодное
лукошко
.
Алханай
интересное
и
загадочное
место
.
Здесь
все
растения
полезны
,
а
сколько
здесь
ягод
.
А
какие
ягоды
здесь
растут
,
узнайте
сами
.
Вот
перед
вами
три
конверта
с
пазлами
для
каждого
.
Вам
нужно
будет
собрать
пазлы
и
вы
узнаете
какие
ягоды
4
растут
на
Алханае
и
ответить
на
вопрос
:
Какими
лечебными
свойствами
они
обладают
?
За
каждую
правильно
собранную
ягоду
–
получаете
2 ………
И
за
каждый
правильный
ответ
на
вопрос
получаете
2…….
Станция
«
Птичий
Карнавал
»
Начальник
станции
:
Добрый
день
!
Вы
находитесь
на
станции
птичий
карнавал
»
Птицы
это
разноцветное
чудо
Алханая
.
Я
хотела
вас
познакомить
с
ними
,
сложила
названия
из
букв
но
,
прилетела
ворона
и
все
перепутала
,
помогите
мне
.
Вот
вам
конверт
с
буквами
.
Чтобы
было
быстрее
пусть
каждый
из
вас
соберет
из
букв
названия
птиц
.
За
каждое
название
птицы
вы
получаете
2………(
Начальник
станции
,
дает
заработанные
……….
Команда
следует
на
следующую
станцию
)
Станция
«
Зеленый
патруль
»
Начальник
станции
:
Приветствую
вас
,
друзья
!!
Вы
на
станции
Зеленый
патруль
.
Лес
Алханая
полон
чудес
здесь
много
птиц
и
животных
.
А
чтобы
лесные
жители
Алханая
чувствовали
себя
в
безопасности
,
что
нужно
соблюдать
?
Правила
поведения
в
лесу
.
А
следит
за
этим
Зеленый
патруль
.
Ребята
сегодня
вы
будете
Зеленым
патрулем
.
В
нашем
лесу
на
деревьях
картинки
.
Вам
нужно
определить
какие
правила
поведения
в
лесу
нарушены
,
а
какие
выполнены
правильно
.
За
1
минуту
вы
должны
пробежать
по
нашему
лесу
и
запомнить
картинки
.
Выйти
и
рассказать
.
Что
правильно
,
а
что
,
неправильно
.
За
каждый
правильный
ответ
получаете
1……
(
Начальник
станции
дает
заработанные
…….)
(
Команда
следует
на
следующую
станцию
)
Станция
«
Следопыт
»
Начальник
станции
:
Здравствуйте
,
друзья
,
вы
на
станции
Следопыт
.
Алханай
-
это
царство
больших
и
маленьких
животных
.
Ребята
вот
перед
вами
болото
через
которое
пробежали
,
прошли
лисы
.
волки
и
другие
животные
оставили
свои
следы
.
Перед
вами
три
тропинки
5
через
которые
прошли
животные
каждому
из
вас
своя
тропинка
.
Вы
должны
угадать
,
чей
след
и
выбрать
безопасный
путь
.
За
каждый
правильно
угаданный
след
получаете
2……. (
Начальник
станции
в
маршрутном
листе
команды
отмечает
о
ее
пребывании
на
станции
и
дает
заработанные
баллы
)
(
команда
следует
на
следующую
станцию
)
Станция
«
Красная
Книга
»
Начальник
станции
:
Добрый
день
,
добрый
час
.
Ребята
вам
нужно
расшифровать
надпись
и
вы
узнаете
,
на
какой
станции
вы
находитесь
.
Верно
красная
книга
.
Что
такое
Красная
книга
?,
почему
она
Красная
?:
Многие
животные
и
птицы
,
которые
живут
,
на
Алханае
занесены
в
Красную
книгу
перед
вами
картинки
с
изображением
животных
и
птиц
.
Вам
нужно
определить
какие
из
них
,
занесены
,
в
Красную
книгу
.
За
каждый
правильный
ответ
вы
получите
2….. (
Начальник
станции
в
маршрутном
листе
отмечает
о
ее
пребывании
на
станции
дает
заработанные
…..) (
команда
следует
на
следующую
станцию
)
Станция
:
Мини
-
викторина
Мини
-
викторина
.
1.
Почему
,
национальный
парк
называется
Алханай
? (
Легенда
о
княжне
)
2.
Что
,
значит
слово
,
Аршан
? (
Целебный
источник
)
3.
Какое
озеро
соиденяется
с
Храмом
_
Ворот
? (
озеро
Байкал
)
4.
Какая
река
протекает
по
территории
национального
парка
«
Алханай
»? (
Иля
)
5.
Является
ли
гора
Алханай
,
потухшим
вулканом
? (
да
)
6.
Что
находится
ниже
Храма
-
Ворот
у
ручья
? (
Каменная
часовня
).
За
каждый
правильный
ответ
на
вопрос
получают
1……..
Команды
после
прохождения
мини
–
викторины
команды
сдают
маршрутные
листы
.
Подводятся
итоги
игры
,
награждение
грамоты
.
6
Победитель
команда
,
набравшая
наибольшее
количество
… … . .
рефлексия
:
«
Корзина
Желаний
»
ребята
на
листочках
пишут
,
что
понравилось
на
игре
и
что
они
хотели
пожелать
на
будущей
игре
.
(
Корзина
Желаний
проводится
отдельно
с
каждой
командой
)
(
команды
получают
грамоты
и
сертификаты
участника
игры
)
Ребята
вот
и
закончилась
наше
путешествие
,
по
экологической
тропинке
Алханая
вы
многое
узнали
,
научились
работать
в
команде
помогать
друг
другу
общаться
с
друг
другом
приходить
на
помощь
а
главное
бережно
относится
к
природе
,
как
надо
вести
себя
в
природе
.
Давайте
же
,
беречь
и
любить
природу
.
Спасибо
,
наше
путешествие
закончено
.
7
Технологическая
карта
игры
путешествия
«
Чудеса
Алханая
»
Цель
:
Обобщение
и
закрепление
знаний
о
национальном
парке
«
Алханай
»
Задачи
:
1.
Конкретизировать
знания
учащихся
о
национальном
парке
«
Алханай
2.
Развивать
познавательный
интерес
,
умение
работать
в
команде
,
логическое
мышление
,
навыки
самостоятельного
решения
проблем
.
3.
Формирование
ответственного
и
бережного
отношения
к
природе
.
Этапы
игры
Методы
обучения
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся
1.
Организацион
-
ный
этап
Словесные
:
беседа
,
объяснение
,
инструктаж
.
Проводит
беседу
.
Объясняет
правила
Прохождения
игры
.
Выдает
маршрутные
листы
.
Учащиеся
заранее
Делятся
на
команды
.
Придумывают
название
,
девиз
.
Делают
эмблемы
.
Представляют
команду
на
игре
.
Получают
маршрутные
листы
.
8
2.
Основной
этап
.
Словесные
:
объяснение
.
Наглядный
:
демонстрация
наглядного
материала
.
Практические
:
дидактическая
игра
.
Игровые
:
дидактическая
игра
.
Групповой
.
Наблюдает
за
игрой
.
Выполнением
правил
игры
.
Направляет
деятельность
учащихся
.
Учащиеся
выполняют
Задания
на
станциях
.
Помогают
друг
другу
.
Координируют
свои
действия
,
общаются
,
Решают
возникшие
задачи
при
выполнении
заданий
.
3
Заключительны
й
Этап
.
Словесный
:
беседа
,
Подводит
итог
игры
.
Проводит
рефлексию
Учащиеся
сдают
маршрутные
листы
.
Делятся
впечатлениями
.
Планируемые
результаты
игры
.
-
Предметные
–
В
процессе
игры
у
учащихся
будут
закреплены
и
обобщены
знания
о
природе
национального
парка
«
Алханай
»
Личностные
:
Сформировано
ответственное
и
бережное
отношение
к
природе
.
2.
Метапредметные
:
-
Регулятивные
–
научатся
управлять
и
осуществлять
контроль
и
корректировать
свои
действия
при
выполнении
заданий
игры
.
Будут
проявлять
инициативу
и
самостоятельность
при
выполнении
заданий
игры
.
-
Коммуникативные
–
приобретут
навыки
сотрудничества
с
другими
членами
команды
,
умение
слушать
своих
товарищей
по
команде
и
высказывать
свое
мнение
по
поводу
выполнения
заданий
игры
.
9
-
Познавательные
–
Научатся
работать
с
предлагаемой
информацией
которую
они
получают
в
процессе
игры
,
а
также
приобретут
навыки
работы
с
наглядным
материалом
,
научатся
делать
выводы
по
результатам
своей
деятельности
во
время
игры
.
10