Автор: Чередниченко Елена Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МУ ДО Правобережный центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: г.Магнитогорска
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: «Учимся правильно говорить»
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Правобережный центр дополнительного образования детей»
города Магнитогорска
Конспект
учебного
занятия
:
«
Учимся
правильно
говорить
»
к
образовательной
программе
«
Театральные
импровизации
»
возраст
детей
11-17
лет
Составитель
:
Чередниченко
Елена
Георгиевна
Педагог
дополнительного
образования
Высшей
категории
Магнитогорск
2020
1
Пояснительная
записка
:
Культура
речи
–
это
умение
говорить
и
писать
на
том
или
ином
языке
.
Другие
утверждают
,
что
культура
речи
–
это
способность
излагать
свои
мысли
просто
,
доступно
и
логично
.
Третьи
, -
что
культура
речи
сводится
в
основном
к
умелому
использованию
выразительных
средств
языка
.
Четвёртые
-
что
это
точность
,
краткость
и
национальная
самобытность
–
главные
достоинства
нашей
речи
.
Культура
речи
–
умение
правильно
,
т
.
е
.
в
соответствии
с
содержанием
излагаемого
,
с
учётом
условий
речевого
общения
и
цели
высказывания
,
пользоваться
всеми
звуковыми
средствами
.
Во
многом
культура
речи
зависит
от
правильности
произношения
слов
,
предложений
,
определённых
фраз
.
Направленность
занятия
:
Юному
актеру
,
занимающемуся
в
театре
–
студии
,
необходимо
владеть
сценической
речью
,
иметь
правильную
дикцию
,
уметь
управлять
своим
голосом
.
Данное
занятие
реализуется
в
рамках
программы
«
Театральные
импровизации
» ,
использовано
для
детей
,
обучающихся
в
театральной
студии
.
Актуальность
:
В
последние
годы
,
сожалению
,
отмечается
увеличение
детей
,
имеющих
нарушение
речи
.
А
ясная
и
правильная
речь
–
это
залог
продуктивного
общения
,
уверенности
,
успешности
.
Дикция
,
дыхание
,
голос
,
орфоэпия
,
логико
–
интонационные
закономерности
–
вот
те
стороны
речевого
мастерства
,
которыми
занимаемся
на
занятиях
«
сценическая
речь
».
Инновационные
технологии
:
арт
–
терапия
, (
познавать
познавательно
–
речевую
активность
, )
соединить
движение
с
речью
с
помощью
определённых
упражнений
.
2
Дата
проведения
занятия
: 25.04.2020
Время
: 16.00 – 16.45.
Место
проведения
:
театральный
центр
«
Вдохновение
», 50
лет
Магнитки
, 48.
а
Тема
занятия
:
Учимся
правильно
говорить
Участники
мероприятия
:
обучающиеся
театра
-
студии
«
Крылья
».
Форма
занятия
:
открытое
занятие
Цель
:
Тренировать
речевой
аппарат
Задачи
:
воспитания
у
детей
чистого
,
ясного
произношения
слов
согласно
нормам
орфоэпии
русского
языка
.
Планируемые
результаты
:
правильное
самостоятельное
выполнение
тренинга
,
четкое
произношение
скороговорок
,
сочетание
сценической
речи
и
театрализованного
действия
Оборудование
:
учебный
кабинет
,
магнитофон
,
мячики
.
План занятия
№
Этапы занятия.
Содержание деятельности.
Время.
1.
Организационны
й этап.
Приветствие.
Сообщение
цели
данного занятия.
5 мин.
2.
Основная часть.
1.
Дыхательная
гимнастика
(упражнения 1,2)
2.
Артикуляционная
гимнастика
(Упражнения
35 мин.
3
3,4,5)
3.
Звукосочетания –движение с
мячом (упражнения 6,7)
4.
Движение
и
скороговорки
(Упражнения 8, 9, 10)
5.
Речь
в
песне
(упражнение
11)
6.
А в т о м а т и з а ц и я
з в у к а
(упражнения12, 13, 14)
7.
Скороговорки
в
о б р а з е
(упражнения 15.16)
3.
Заключительный
этап.
Различные
речевые
обороты
в
тексте (упражнение 17 текст «Дом,
который построил Джек» )
5 мин
1.
Здравствуйте ,ребята. Тема сегодняшнего нашего занятия «Учимся
правильно говорить». А что такое дикция? (ответ дикция – это
четкое произношение слов . фраз и т.д.) Нельзя представить себе
актёра с плохой дикцией .Каждый человек, который хочет быть
успешным ,должен обладать хорошей дикцией, поэтому сегодня мы
узнаем
определённые
упражнения
для
развития
своей
речи.
Начинаем с дыхательной гимнастики
1.
Упражнение:
Комплекс
дыхательных
упражнений
по
методике
А
.
Н
.
Стрельниковой
.
ОСНОВНОЕ
ПРАВИЛО
:
о
выдохе
не
думать
.
Рот
должен
быть
слегка
приоткрыт
и
выдох
должен
происходить
автоматически
.
Вдох
должен
быть
активным
,
шумным
и
коротким
.
Вдох
производится
носом
,
выдох
получится
сам
по
себе
.
Ни
в
коем
случае
не
фиксируйте
на
нём
внимание
.
Почти
в
каждом
упражнении
4
гимнастики
Стрельниковой
вместе
со
вдохом
синхронно
руками
нужно
максимально
как
бы
сжимать
грудную
клетку
.
-
поворот
головы
направо
и
налево
-
наклоны
головы
вправо
и
влево
,
или
«
уши
дышат
»
-
наклоны
головы
вперёд
и
назад
-
сведение
рук
перед
грудью
-
пружинящие
наклоны
вперёд
-
сведение
рук
перед
грудью
с
вдохом
через
рот
-
наклоны
вперёд
с
вдохом
через
рот
-
гусиный
шаг
(
двигаясь
назад
нараспев
рассказывать
стихотворение
шаг
-
слово
и
т
.
д
.)
2.
Упражнение
: «
Свечка
и
Пёрышко
»
-
на
одну
руку
положить
предполагаемое
пёрышко
сделать
спокойный
длинный
вдох
и
длинный
выдох
-
на
другую
руку
поставить
предполагаемую
свечку
сделать
короткий
вдох
и
резкий
выдох
3.
Упражнение
:
Гимнастика
для
лица
- «
трубочка
» (
губы
вытянуть
вперёд
)
и
улыбка
– 8
раз
- «
трубочка
»
вправо
и
влево
– 8
раз
-«
укольчики
»
язык
в
щёку
вправо
и
влево
– 8
раз
-
найти
языком
нёбо
– 8
раз
-
язык
упирается
в
верхние
зубы
– 8
раз
4.
Упражнение
:
Круг
гласных
5
А
–
О
–
У
–
Ы
–
И
–
Э
-
повторить
3
раза
5.
Упражнение
: «
Полёт
пчелы
»
для
развития
голосового
диапазона
-
на
звук
«
З
»
взять
самый
низкий
звук
и
самый
высокий
повторить
3
раза
-
считать
от
1
до
10
от
пиано
(
тихо
)
до
форте
(
громко
)
Повторить
3
раза
6.
Упражнение
:
Звукосочетания
и
движение
с
мячом
-
подбросить
мяч
и
сказать
«
бра
-
брэ
–
бри
-
бро
-
бру
»
-
через
руку
«
абр
-
обр
–
убр
-
ыбр
ибр
»
-
через
ногу
«
фра
–
фрэ
-
фри
-
фро
-
фру
»
-
наоборот
«
афр
-
офр
–
уфр
-
ыфр
-
ифр
»
-
бросить
мяч
вверх
«
дра
-
дрэ
-
дри
–
дро
-
дру
»
-
повторить
каждое
упражнение
несколько
раз
7.
Упражнение
:
Звукосочетание
и
движение
с
мячом
-
встать
плотно
в
круг
и
передавать
мяч
со
звукосочетаниями
-
мрнАмрны
-
мрнОмрны
-
мрнЫмрны
-
мрнИмрны
-
мрнЭмрны
Сначала
по
часовой
стрелке
потом
против
часовой
стрелке
8.
Упражнение
: «
Зарядка
» -
движение
и
скороговорки
-
движение
головы
медленно
по
кругу
произнося
:
«
Мама
мыла
милу
с
мылом
,
Мила
мыло
не
любила
»
-
плечи
поднимаются
вверх
и
вниз
«
При
Прокопе
кипит
укроп
,
без
Прокопа
кипит
укроп
,
6
Пришёл
Прокоп
кипит
укроп
ушёл
прокоп
кипит
укроп
»
-
сжатой
кистью
делать
круговые
движения
произнося
:
«
У
осы
не
усы
,
не
усищи
,
а
усики
»
-
поворачивать
вверх
и
вниз
произнося
:
«
Около
ворот
коловорот
»
-
присесть
низко
и
резко
выпрыгнуть
произнося
:
«
Король
–
орёл
»
Все
скороговорки
с
движениями
повторять
несколько
раз
9.
Упражнение
:
Скороговорки
в
кругу
:
-
бросать
мяч
друг
другу
произнося
:
«
Шла
Саша
по
шоссе
и
сосала
сушку
»
«
Карл
у
Клары
украл
кораллы
,
а
Клара
у
Карла
украла
кларнет
,
если
бы
Карл
не
крал
кораллы
,
то
Клара
у
Карла
не
крала
б
кларнет
»
«
Ушки
на
макушке
у
кошки
и
у
мышки
,
но
у
кошки
ушки
больше
,
чем
у
мышки
»
10.
Упражнение
:
Движение
по
кругу
и
скороговорки
:
-
бросать
мяч
друг
другу
произнося
:
«
Ехал
Грека
через
реку
,
видит
грека
в
реке
рак
,
Сунул
грека
руку
в
реку
рак
за
руку
грека
цап
»
«
Цапля
чахла
,
цапля
сохла
,
цапля
сдохла
»
«
Белые
бараны
били
в
барабаны
,
били
,
били
в
бубен
7
загубили
бубен
»
11.
Упражнение
:
Песня
с
движением
.
Можно
брать
любую
песню
.
-
при
пении
делать
движения
прыжками
или
марш
или
полька
или
вальс
и
т
.
д
.
На
этом
занятии
песня
«
Пусть
бегут
неуклюже
»
(
можно
включить
фонограмму
)
12.
Упражнение
:
Автоматизация
звука
«
З
»
ЗА
–
ЗА
–
ЗА
АЗ
–
АЗ
–
АЗ
ЗО
–
ЗО
–
ЗО
ОЗ
–
ОЗ
ОЗ
ЗУ
–
ЗУ
–
ЗУ
УЗ
–
УЗ
–
УЗ
ЗЫ
–
ЗЫ
–
ЗЫ
ЫЗ
–
ЫЗ
ЫЗ
ЗДА
–
ЗДА
–
ЗДА
–
ЗДО
–
ЗДО
–
ЗДО
ЗДУ
–
ЗДУ
–
ЗДУ
–
ЗДЫ
–
ЗДЫ
ЗДЫ
АЗА
–
АЗА
–
АЗА
–
ОЗО
–
ОЗО
–
ОЗО
УЗУ
–
УЗУ
–
УЗУ
-
ЫЗЫ
-
ЫЗЫ
–
ЫЗЫ
Буква
«
З
»
в
начале
слова
:
За
-
ря
,
за
-
бор
,
за
-
бег
,
за
-
вал
,
за
-
дел
,
за
-
бой
,
за
-
бил
,
за
-
был
,
за
-
вёл
,
за
-
рок
,
зу
-
бы
,
за
-
пил
.
Буква
«
З
»
в
середине
слова
:
Ва
-
за
,
ба
-
за
,
ро
-
за
,
по
-
за
,
ко
-
за
,
ло
-
за
,
та
-
зы
,
ту
-
зы
,
во
-
зы
,
ро
-
зы
,
ло
-
зы
.
13.
Упражнение
:
Автоматизация
звука
во
фразах
и
словосочетаниях
:
Золотая
звезда
,
Золотой
загар
,
Звонкий
звонок
,
Заводной
зайка
,
забытый
заголовок
,
злой
забияка
,
8
Забавная
загадка
,
Заботливый
взгляд
,
Заданное
задание
,
Закрытый
завод
,
Золотом
золотят
,
Звонарь
звонит
.
14.
Упражнение
:
Через
плотно
сжатые
зубы
сказать
:
«
Запонки
из
золота
–
золотые
Зуб
из
золота
золотой
Небо
в
звёздах
–
звёздное
Звонкий
звонок
звенит
звонко
»
Повторить
эту
скороговорку
открытым
ртом
произнося
только
гласные
.
Повторить
скороговорку
чётко
произнося
текст
.
15.
Упражнения
:
Дать
разновидности
разных
ритмов
,
с
чередованием
длинных
и
коротких
долей
.
Повторить
заданные
ритмические
формулы
.
16.
Упражнение
: «
Скороговорки
в
образе
» :
Участники
по
одному
выходят
в
круг
,
говорят
одну
и
ту
же
скороговорку
в
разных
образах
«
Шла
Саша
по
шоссе
и
сосала
сушку
»
1.
как
строгая
учительница
2.
как
обиженный
ребёнок
3.
как
скандальная
бабка
4.
как
робот
и
т
.
д
.
17.
Упражнение
:
Рассказать
стихотворение
С
.
Я
.
Маршака
«
Дом
,
который
построил
Джек
»
9
Список
литературы
1.
Парамонова
Л
.
Г
.
Упражнения
для
развития
речи
Дельта
С
–
Петербург
1999
г
2.
Севастьянов
А
.
И
.
Воспитание
речевого
голоса
Москва
2007
г
3.
Петрова
А
.
Н
.
Сценическая
речь
Москва
2006
г
10