Напоминание

«Учимся правильно говорить»


Автор: Чередниченко Елена Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МУ ДО Правобережный центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: г.Магнитогорска
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: «Учимся правильно говорить»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Правобережный центр дополнительного образования детей»

города Магнитогорска

Конспект

учебного

занятия

:

«

Учимся

правильно

говорить

»

к

образовательной

программе

«

Театральные

импровизации

»

возраст

детей

11-17

лет

Составитель

:

Чередниченко

Елена

Георгиевна

Педагог

дополнительного

образования

Высшей

категории

Магнитогорск

2020

1

Пояснительная

записка

:

Культура

речи

это

умение

говорить

и

писать

на

том

или

ином

языке

.

Другие

утверждают

,

что

культура

речи

это

способность

излагать

свои

мысли

просто

,

доступно

и

логично

.

Третьи

, -

что

культура

речи

сводится

в

основном

к

умелому

использованию

выразительных

средств

языка

.

Четвёртые

-

что

это

точность

,

краткость

и

национальная

самобытность

главные

достоинства

нашей

речи

.

Культура

речи

умение

правильно

,

т

.

е

.

в

соответствии

с

содержанием

излагаемого

,

с

учётом

условий

речевого

общения

и

цели

высказывания

,

пользоваться

всеми

звуковыми

средствами

.

Во

многом

культура

речи

зависит

от

правильности

произношения

слов

,

предложений

,

определённых

фраз

.

Направленность

занятия

:

Юному

актеру

,

занимающемуся

в

театре

студии

,

необходимо

владеть

сценической

речью

,

иметь

правильную

дикцию

,

уметь

управлять

своим

голосом

.

Данное

занятие

реализуется

в

рамках

программы

«

Театральные

импровизации

» ,

использовано

для

детей

,

обучающихся

в

театральной

студии

.

Актуальность

:

В

последние

годы

,

сожалению

,

отмечается

увеличение

детей

,

имеющих

нарушение

речи

.

А

ясная

и

правильная

речь

это

залог

продуктивного

общения

,

уверенности

,

успешности

.

Дикция

,

дыхание

,

голос

,

орфоэпия

,

логико

интонационные

закономерности

вот

те

стороны

речевого

мастерства

,

которыми

занимаемся

на

занятиях

«

сценическая

речь

».

Инновационные

технологии

:

арт

терапия

, (

познавать

познавательно

речевую

активность

, )

соединить

движение

с

речью

с

помощью

определённых

упражнений

.

2

Дата

проведения

занятия

: 25.04.2020

Время

: 16.00 – 16.45.

Место

проведения

:

театральный

центр

«

Вдохновение

», 50

лет

Магнитки

, 48.

а

Тема

занятия

:

Учимся

правильно

говорить

Участники

мероприятия

:

обучающиеся

театра

-

студии

«

Крылья

».

Форма

занятия

:

открытое

занятие

Цель

:

Тренировать

речевой

аппарат

Задачи

:

воспитания

у

детей

чистого

,

ясного

произношения

слов

согласно

нормам

орфоэпии

русского

языка

.

Планируемые

результаты

:

правильное

самостоятельное

выполнение

тренинга

,

четкое

произношение

скороговорок

,

сочетание

сценической

речи

и

театрализованного

действия

Оборудование

:

учебный

кабинет

,

магнитофон

,

мячики

.

План занятия

Этапы занятия.

Содержание деятельности.

Время.

1.

Организационны

й этап.

Приветствие.

Сообщение

цели

данного занятия.

5 мин.

2.

Основная часть.

1.

Дыхательная

гимнастика

(упражнения 1,2)

2.

Артикуляционная

гимнастика

(Упражнения

35 мин.

3

3,4,5)

3.

Звукосочетания –движение с

мячом (упражнения 6,7)

4.

Движение

и

скороговорки

(Упражнения 8, 9, 10)

5.

Речь

в

песне

(упражнение

11)

6.

А в т о м а т и з а ц и я

з в у к а

(упражнения12, 13, 14)

7.

Скороговорки

в

о б р а з е

(упражнения 15.16)

3.

Заключительный

этап.

Различные

речевые

обороты

в

тексте (упражнение 17 текст «Дом,

который построил Джек» )

5 мин

1.

Здравствуйте ,ребята. Тема сегодняшнего нашего занятия «Учимся

правильно говорить». А что такое дикция? (ответ дикция – это

четкое произношение слов . фраз и т.д.) Нельзя представить себе

актёра с плохой дикцией .Каждый человек, который хочет быть

успешным ,должен обладать хорошей дикцией, поэтому сегодня мы

узнаем

определённые

упражнения

для

развития

своей

речи.

Начинаем с дыхательной гимнастики

1.

Упражнение:

Комплекс

дыхательных

упражнений

по

методике

А

.

Н

.

Стрельниковой

.

ОСНОВНОЕ

ПРАВИЛО

:

о

выдохе

не

думать

.

Рот

должен

быть

слегка

приоткрыт

и

выдох

должен

происходить

автоматически

.

Вдох

должен

быть

активным

,

шумным

и

коротким

.

Вдох

производится

носом

,

выдох

получится

сам

по

себе

.

Ни

в

коем

случае

не

фиксируйте

на

нём

внимание

.

Почти

в

каждом

упражнении

4

гимнастики

Стрельниковой

вместе

со

вдохом

синхронно

руками

нужно

максимально

как

бы

сжимать

грудную

клетку

.

-

поворот

головы

направо

и

налево

-

наклоны

головы

вправо

и

влево

,

или

«

уши

дышат

»

-

наклоны

головы

вперёд

и

назад

-

сведение

рук

перед

грудью

-

пружинящие

наклоны

вперёд

-

сведение

рук

перед

грудью

с

вдохом

через

рот

-

наклоны

вперёд

с

вдохом

через

рот

-

гусиный

шаг

(

двигаясь

назад

нараспев

рассказывать

стихотворение

шаг

-

слово

и

т

.

д

.)

2.

Упражнение

: «

Свечка

и

Пёрышко

»

-

на

одну

руку

положить

предполагаемое

пёрышко

сделать

спокойный

длинный

вдох

и

длинный

выдох

-

на

другую

руку

поставить

предполагаемую

свечку

сделать

короткий

вдох

и

резкий

выдох

3.

Упражнение

:

Гимнастика

для

лица

- «

трубочка

» (

губы

вытянуть

вперёд

)

и

улыбка

– 8

раз

- «

трубочка

»

вправо

и

влево

– 8

раз

укольчики

»

язык

в

щёку

вправо

и

влево

– 8

раз

-

найти

языком

нёбо

– 8

раз

-

язык

упирается

в

верхние

зубы

– 8

раз

4.

Упражнение

:

Круг

гласных

5

А

О

У

Ы

И

Э

-

повторить

3

раза

5.

Упражнение

: «

Полёт

пчелы

»

для

развития

голосового

диапазона

-

на

звук

«

З

»

взять

самый

низкий

звук

и

самый

высокий

повторить

3

раза

-

считать

от

1

до

10

от

пиано

(

тихо

)

до

форте

(

громко

)

Повторить

3

раза

6.

Упражнение

:

Звукосочетания

и

движение

с

мячом

-

подбросить

мяч

и

сказать

«

бра

-

брэ

бри

-

бро

-

бру

»

-

через

руку

«

абр

-

обр

убр

-

ыбр

ибр

»

-

через

ногу

«

фра

фрэ

-

фри

-

фро

-

фру

»

-

наоборот

«

афр

-

офр

уфр

-

ыфр

-

ифр

»

-

бросить

мяч

вверх

«

дра

-

дрэ

-

дри

дро

-

дру

»

-

повторить

каждое

упражнение

несколько

раз

7.

Упражнение

:

Звукосочетание

и

движение

с

мячом

-

встать

плотно

в

круг

и

передавать

мяч

со

звукосочетаниями

-

мрнАмрны

-

мрнОмрны

-

мрнЫмрны

-

мрнИмрны

-

мрнЭмрны

Сначала

по

часовой

стрелке

потом

против

часовой

стрелке

8.

Упражнение

: «

Зарядка

» -

движение

и

скороговорки

-

движение

головы

медленно

по

кругу

произнося

:

«

Мама

мыла

милу

с

мылом

,

Мила

мыло

не

любила

»

-

плечи

поднимаются

вверх

и

вниз

«

При

Прокопе

кипит

укроп

,

без

Прокопа

кипит

укроп

,

6

Пришёл

Прокоп

кипит

укроп

ушёл

прокоп

кипит

укроп

»

-

сжатой

кистью

делать

круговые

движения

произнося

:

«

У

осы

не

усы

,

не

усищи

,

а

усики

»

-

поворачивать

вверх

и

вниз

произнося

:

«

Около

ворот

коловорот

»

-

присесть

низко

и

резко

выпрыгнуть

произнося

:

«

Король

орёл

»

Все

скороговорки

с

движениями

повторять

несколько

раз

9.

Упражнение

:

Скороговорки

в

кругу

:

-

бросать

мяч

друг

другу

произнося

:

«

Шла

Саша

по

шоссе

и

сосала

сушку

»

«

Карл

у

Клары

украл

кораллы

,

а

Клара

у

Карла

украла

кларнет

,

если

бы

Карл

не

крал

кораллы

,

то

Клара

у

Карла

не

крала

б

кларнет

»

«

Ушки

на

макушке

у

кошки

и

у

мышки

,

но

у

кошки

ушки

больше

,

чем

у

мышки

»

10.

Упражнение

:

Движение

по

кругу

и

скороговорки

:

-

бросать

мяч

друг

другу

произнося

:

«

Ехал

Грека

через

реку

,

видит

грека

в

реке

рак

,

Сунул

грека

руку

в

реку

рак

за

руку

грека

цап

»

«

Цапля

чахла

,

цапля

сохла

,

цапля

сдохла

»

«

Белые

бараны

били

в

барабаны

,

били

,

били

в

бубен

7

загубили

бубен

»

11.

Упражнение

:

Песня

с

движением

.

Можно

брать

любую

песню

.

-

при

пении

делать

движения

прыжками

или

марш

или

полька

или

вальс

и

т

.

д

.

На

этом

занятии

песня

«

Пусть

бегут

неуклюже

»

(

можно

включить

фонограмму

)

12.

Упражнение

:

Автоматизация

звука

«

З

»

ЗА

ЗА

ЗА

АЗ

АЗ

АЗ

ЗО

ЗО

ЗО

ОЗ

ОЗ

ОЗ

ЗУ

ЗУ

ЗУ

УЗ

УЗ

УЗ

ЗЫ

ЗЫ

ЗЫ

ЫЗ

ЫЗ

ЫЗ

ЗДА

ЗДА

ЗДА

ЗДО

ЗДО

ЗДО

ЗДУ

ЗДУ

ЗДУ

ЗДЫ

ЗДЫ

ЗДЫ

АЗА

АЗА

АЗА

ОЗО

ОЗО

ОЗО

УЗУ

УЗУ

УЗУ

-

ЫЗЫ

-

ЫЗЫ

ЫЗЫ

Буква

«

З

»

в

начале

слова

:

За

-

ря

,

за

-

бор

,

за

-

бег

,

за

-

вал

,

за

-

дел

,

за

-

бой

,

за

-

бил

,

за

-

был

,

за

-

вёл

,

за

-

рок

,

зу

-

бы

,

за

-

пил

.

Буква

«

З

»

в

середине

слова

:

Ва

-

за

,

ба

-

за

,

ро

-

за

,

по

-

за

,

ко

-

за

,

ло

-

за

,

та

-

зы

,

ту

-

зы

,

во

-

зы

,

ро

-

зы

,

ло

-

зы

.

13.

Упражнение

:

Автоматизация

звука

во

фразах

и

словосочетаниях

:

Золотая

звезда

,

Золотой

загар

,

Звонкий

звонок

,

Заводной

зайка

,

забытый

заголовок

,

злой

забияка

,

8

Забавная

загадка

,

Заботливый

взгляд

,

Заданное

задание

,

Закрытый

завод

,

Золотом

золотят

,

Звонарь

звонит

.

14.

Упражнение

:

Через

плотно

сжатые

зубы

сказать

:

«

Запонки

из

золота

золотые

Зуб

из

золота

золотой

Небо

в

звёздах

звёздное

Звонкий

звонок

звенит

звонко

»

Повторить

эту

скороговорку

открытым

ртом

произнося

только

гласные

.

Повторить

скороговорку

чётко

произнося

текст

.

15.

Упражнения

:

Дать

разновидности

разных

ритмов

,

с

чередованием

длинных

и

коротких

долей

.

Повторить

заданные

ритмические

формулы

.

16.

Упражнение

: «

Скороговорки

в

образе

» :

Участники

по

одному

выходят

в

круг

,

говорят

одну

и

ту

же

скороговорку

в

разных

образах

«

Шла

Саша

по

шоссе

и

сосала

сушку

»

1.

как

строгая

учительница

2.

как

обиженный

ребёнок

3.

как

скандальная

бабка

4.

как

робот

и

т

.

д

.

17.

Упражнение

:

Рассказать

стихотворение

С

.

Я

.

Маршака

«

Дом

,

который

построил

Джек

»

9

Список

литературы

1.

Парамонова

Л

.

Г

.

Упражнения

для

развития

речи

Дельта

С

Петербург

1999

г

2.

Севастьянов

А

.

И

.

Воспитание

речевого

голоса

Москва

2007

г

3.

Петрова

А

.

Н

.

Сценическая

речь

Москва

2006

г

10



В раздел образования