Напоминание

"Использование игровых технологий для развития орфографической зоркости младших школьников"


Автор: Лукашова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 44
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий для развития орфографической зоркости младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование игровых технологий

для развития орфографической зоркости младших школьников

В настоящее время школа крайне заинтересована в расширении и углублении

знании особенностей психического развития каждого ребёнка, что особенно важно в

младших классах школы, когда начинается период обучения человека и учёба становится

его основным видом деятельности.

Игра как характерный феномен человека более подробно рассматривается в таких

областях знаний, как психология и философия. В педагогике и методике обучения игре в

младшем школьником возрасте уделяется большое внимание. Данный аспект изучали

такие учёные, как Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.

Они рассматривали игру как важный метод обучения детей младшего школьного возраста.

Самое

распространенное

мнение

о

роли

игры

её

понимание

в

качестве

процесса

обучения навыкам «взрослых» действий (А.Н. Леонтьев).

Таким образом, игра – это форма естественного и человеческого обучения [4, с. 41].

Она позволяет передать детям знания не только так, как удобно педагогам, но так, как

удобно и естественно для самих обучающихся.

Игровые

технологии

являются

одним

из

видов

современных

инновационных

технологий в системе образования и представляют собой различные виды педагогических

игр, которые имеют чётко определённую цель обучения и соответствующий результат [4,

с. 38]. Методы игры, используемые на уроках, позволяют обучающимся раскрыть и

активизировать свои навыки, повышают интерес к изучаемым предметам, побуждают

детей

решать

образовательные

задачи

и

дают

высокие

результаты

в

обучении

и

воспитании.

Цели внедрения игровых технологий [4, с. 56]:

дидактика

(расширение

кругозора,

познавательная

деятельность,

обучение

определенным навыкам и способностям, необходимым для практической деятельности,

развитие профессиональных навыков);

развитие

(развитие

внимания,

памяти,

речи,

воображения,

фантазий,

воли,

формирование

нравственных

и

эстетических

убеждений,

развитие

коммуникативных

навыков);

социальные (ознакомление с нормами и ценностями общества, адаптация к

условиям среды, обучение общению).

Игровые технологии гармонично включают в себя и элементы игры, и упражнения,

что создаёт возможность увидеть основные черты объектов, сравнить их по определённым

критериям.

Существуют

различные

группы

педагогических

игр,

которые

тренируют

способность

контролировать

себя,

скорость

реагирования,

изобретательность,

фонематический слух и т.д. [4, с. 60] Последнее особенно актуально как один из способов

повышения уровня орфографической грамотности.

Современная лингвистика понятие «орфограмма» трактует как написание слова,

которое выбрано из определённого числа возможных слов, с одинаковым произношением

и соответствующим одному или другому правилу правописания [2, с. 584]. ФГОС НОО в

ст. 12 ч. II среди предметных результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования по дисциплине «Русский язык» указывает на « овладение

первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка

(орфоэпических, лексических, грамматических)» [1, с. 11]. Знание орфограмм, умение

видеть их и правильно писать является одним из путей реализации поставленной в ФГОС

НОО задачи.

Орфографическая

зоркость

включает

в

себя

процесс

восприятия

и

осознания

правописания, а также определение его типа.

Приведём примеры использования игровых

технологий

на

уроках

русского

языка

в

начальной

школе

для

формирования

орфографической зоркости.

1.

Игра

«Опасное

место».

Цель

определить

способность

к

определению

«опасного

места

в

слове»

и

разграничению

его

и

«безопасного

места

в

слове».

Обучающиеся должны хлопать в ладоши, если в слове есть безударный гласный или,

например,

если

в

слове

есть

«опасное

место»

вместо

этого

звука.

После

этого

проговорённые слова необходимо записать.

2.

Игра «Светофор». Цель – развить навык нахождения «опасного места в слове».

Дети

показывают

педагогу

красный

сигнал,

как

только

находят

«опасное

место»

в

предложенных словах.

3.

Игра «Зажги маячок». Цель – провести звуковой анализ слова и составить схему

с обозначением в ней «опасных мест» красными (сигнальными) кружочками. Дети ищут

«опасные места» под руководством учителя и отмечают их красными кружками на доске.

Эта работа активизирует их орфографическую зоркость и вызывает интерес к анализу

слов.

4.

Игра

«Шифровальщики».

Цель

автоматизация

узнавания

звука,

развитие

фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза. Один обучающийся

шифрует слова, другой – их отгадывает: угадывает это слово полностью и называет звук,

который означает безударную букву.

5.

Игра

«Приглашения».

Цель

закрепить

знания

обучающихся

по

подбору

проверочных

слов,

увеличение

словарного

запаса

развитие

фонематического

слуха

и

орфографической

зоркости.

Педагог,

выступая

в

роли

«почтальона»,

раздаёт

группе

обучающихся

приглашения.

На

приглашениях

написаны

слова

с

проверяемыми

согласными в корне слова. Причём собраны они по одному определённому признаку.

Обучающимся необходимо не только правильно вставить пропущенную согласную, но и,

исходя из указанных на карточке слов, определить, куда же их пригласили.

6.

Игра «Проверки». Цель – закрепление умения находить проверочные слова.

Обучающиеся

за

отведённое

время

должны

подобрать

наибольшее

количество

проверочных слов к заданному.

7.

Игра «Скалолазы». Цель – закрепление умения правописания звонких и глухих

согласных.

Соревнуются

две

команды

обучающихся.

На

доске

в

виде

горы

(скалы)

расположены слова с пропуском букв по орфограмме «правописание парных согласных».

Команды по очереди показывают необходимую букву в слове, которое находится с их

стороны,

и

озвучивают

проверочное

слово.

Побеждает

та

команда,

которая

первой

добралась до «вершины».

Приведённые примеры реализации игровых технологий на уроке русского языка в

начальной

школе

помогут

предотвратить

у

обучающихся

орфографические

ошибки,

развить у детей орфографическую зоркость и повысить интерес к дисциплине.

Таким образом, игра является естественной потребностью младшего школьника.

Применение игровых технологий в начальной школе является эффективным способом

автоматизации любого навыка, в том числе – орфографической зоркости.

Список литературы

1.

Российская

Федерация.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и

науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) : Министерство образования и науки РФ. – М.:

Просвещение, 2010. – 35 с.

2.

Козина,

А.Н.

Развитие

орфографической

зоркости

у

младших

школьников

[Текст] / А.Н. Козина // Молодой учёный. – 2014. – №18. – С. 584-586.

3.

Лапина, А.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в

начальной

школе [Текст] /

А.В. Лапина // Образовательная среда сегодня: стратегии

развития. – 2016. – № 1. – С. 24-26.

4.

Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И.

Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М.: Просвещение, 2007. – 253 с.



В раздел образования