Открытый урок по сольфеджио в 1 классе "Путешествие в страну Сольмизацию"
Автор: Постникова Ирина Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: Филиал МБОУ СОШ № 1 г. Онеги "Онежская детская школа искусств" Населённый пункт: г. Онега, Архангельская область Наименование материала: конспект Тема: Открытый урок по сольфеджио в 1 классе "Путешествие в страну Сольмизацию" Раздел: дополнительное образование
Дата - 22.12.2014 г.
Класс - 1-й
Преподаватель
-
Постникова
Ирина
Александровна
(МБУ
ДО
"Онежская детская школа искусств")
Тема: "Путешествие в страну Сольмизацию"
Цель:
Развитие
интереса
к
изучению
предмета
сольфеджио,
формирование положительной мотивации учебной деятельности
Задачи:
1.
Обучающая: самостоятельное
применение учащимися
знаний,
умений и навыков в различных формах работы, закрепление пройденного
материала в процессе выполнения различных упражнений и заданий.
2.
Воспитательная:
формирование
чувства
коллективизма,
доброжелательности,
отзывчивости,
активности,
воспитание
осознанного
отношения к музыке.
3.
Развивающая:
развитие
аналитического
мышления,
образно-
эмоциональной
сферы,
творческой
свободы
личности,
инициативы
и
самостоятельности учащихся
Тип урока: урок - путешествие
Вид урока: открытый урок
Методы
I. Организационная часть
Преподаватель:
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
я
приглашаю
вас
в
сказочное путешествие в страну Сольмизацию на встречу с феей Сольминой.
Но путешествие это будет не простое. Вам нужно будет выполнить все
задания, которые будут встречаться на пути. Вы готовы отправиться в путь?
Дети отвечают
II. Введение в тему
Слайд 1 "Песенка путешественников"
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья!
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам!
III. Применение умений и навыков
Слайд 2 "На болоте у Кикиморы"
Преподаватель:
Вот не ждали - не гадали,
На болото вдруг попали,
Чтобы дальше путь держать,
Вам надо ребусы разгадать.
Задание: отгадать ребусы:
Преподаватель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием
Кикиморы - перешли болото и теперь мы можем отправляться дальше.
Слайд 3 "В плену у пирата" - ритмические упражнения
Преподаватель:
Речку в брод не перейти
И ползком не проползти.
Коль ритм к стихам вы подберете,
Смело дальше поплывете.
Задание:
подобрать
к
лодке
(стихотворению)
правильный
парус
с
ритмом.
У дороги встал репей,
Ищет он себе друзей.
Преподаватель:
Молодцы!
Не
напугал
вас
пират
и
вы
все
сделали
правильно. А дальше мы поплывем на лодке.
Слайд 4 "Избушка на курьих ножках" - устный диктант
Преподаватель:
Загрустила нынче Бабушка Яга -
Песню сочинила, да только, вот беда,
Нот она не знает, не может записать,
Давайте ей поможем песню подобрать!
Задание: Спеть песню Бабы Яги нотами с показом по "Лесенке", с
ручными знаками, подобрать на фортепиано.
Физкультминутка
Слайд 5
Преподаватель:
Песню дружно подбирали,
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнем
И снова в дальний путь пойдем.
Сели прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало,
Разомнемся для начала.
Физкультминутка "На диване"
1 куплет
Мы в ладоши хлопаем,
Звонко - звонко хлопаем,
Звонко, звонко хлопаем,
Когда сидим на диване.
2 куплет
Мы ногами топаем,
Громко, громко топаем,
Громко, громко топаем,
Когда сидим на диване
3 куплет
Мы ногами дрыгаем,
Сильно, сильно дрыгаем,
Сильно, сильно дрыгаем,
Когда сидим на диване.
4 куплет
А еще мы прыгаем,
Высоко мы прыгаем,
Высоко мы прыгаем,
Когда сидим на диване.
Преподаватель:
Отлично
отдохнули!
А
теперь
нам
пора
продолжить
наше путешествие.
Слайд 6 "Кот в сапогах" - чтение с листа
Преподаватель:
Что-то вы с дороги сбились,
И, похоже, заблудились!
Вот вам ноты, вот вам песня,
Ну-ка, спойте ее вместе!
Задание: спеть мелодию по нотам
Преподаватель: Молодцы! Справились с заданием Кота в сапогах! А
теперь идем дальше.
Слайд 7 "Лиса" - запись мелодии по ступеням в C-dur
Преподаватель:
Куда вы, дети, так спешите?
Вы лисичке расскажите.
Может, я вам помогу
И дорогу укажу.
Только я сначала вам
Задание непростое дам.
Задание: записать на листочках мелодию в До мажоре по цифровому
обозначению ступеней.
Преподаватель:
А
теперь
давайте
проверим,
все
ли
вы
сделали
правильно.
Проверка выполнения задания
Преподаватель: Молодцы! Все отлично постарались. И, похоже, что мы
уже пришли.
IV. Подведение итогов
Слайд 8
Преподаватель: Вы слышите эти звуки? (звучит Танец феи Драже П.
Чайковского). Это же сама фея Сольмина идет нас встречать!
Выходит фея Сольмина
Фея Сольмина:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в своей стране
Сольмизации. Я знаю, что вы уже многому научились, но еще вам больше
предстоит узнать. А сейчас я хочу загадать вам загадки.
Загадывает загадки
1. Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь. (Ноты)
2. Пять линеек — дом для нот,
Нота в каждой здесь живет.
Люди в мире разных стран
Зовут линейки... («нотный стан»)
3. Он ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце впереди. (Скрипичный ключ)
4. Писали ноты, между ними
Черту все время проводили.
Вертикальная палочка та —
Это... (Тактовая черта)
5.
Веселятся музыканты,
Улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играем,
Называется… (Мажор)
6. Если на полтона выше
Зазвенел веселый лес,
Значит, к нотке мы припишем
Необычный знак... (Диез)
7. Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
Этот лад ужасно грустный,
Называется... (Минор)
8. Только этот нотный знак
Говорит всем нотам так:
"Марш все вниз на полутон!"
Те слова для нот - закон!
Вниз на полутон? Изволь!
Повелитель нот - ... (Бемоль)
Фея Сольмина: Молодцы! Вы отлично справились с моим заданием. А
вы знаете мою любимую песенку про Сольфеджио? Тогда давайте вместе
споем ее!
Исполняют "Песенку про сольфеджио"(Приложение 1)
Фея Сольмина: А теперь пришла пора прощаться. Но я надеюсь, что мы
еще не раз встретимся.
Ты в царство музыки волшебной дверь открой,
В мир добрых звуков сделай шаг скорее.
И чудо вдруг произойдет с тобой:
Весь мир вокруг вдруг станет веселее!
Ты в царство музыки открой скорее дверь!
Иди смелее, не боясь преграды.
Услышишь ты по-новому теперь
И пенье птиц, и шорох листопада.
И моря шум, и первая капель
Мелодией вдруг в сердце отзовутся...
Ты в музыку открой скорее дверь,
И чувства лучшие в твоей душе проснутся.
Под музыку уходит
V. Рефлексия
Преподаватель:
Ну,
вот
и
подошло
к
концу
наше
увлекательное
путешествие и нам пора возвращаться назад.
1.Понравилось ли вам наше путешествие?
2. Что вам больше всего запомнилось?
3. Какое задание для вас было самым легким?
4. А какое задание показалось вам сложным?
5. Как вы считаете, вы со всеми заданиями успешно справились?
VI. Заключительная часть
Слайд 9
Преподаватель:
Я
надеюсь,
что
вам
сегодняшнее
путешествие
понравилось,
ведь
мы
еще
не
раз
отправимся
в
эту
удивительную,
волшебную страну Сольмизацию. Вы узнаете еще очень много нового и
интересного, а урок сольфеджио не будет для вас сложным, скучным и
неинтересным!
Приложение 1