Автор: Кистанова Светлана Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Платовская СОШ им. А. Матросова"
Населённый пункт: с.Платовка Новосергиевский район Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Задачи на движение"
Раздел: начальное образование
Урок математики «Задачи на движение» 4 класс
Автор: Кистанова С.А., учитель начальных классов
Технологическая карта урока.
Предмет
Математика
Класс
4
Тип урока
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока
Урок-путешествие
Тема урока
Решение задач на движение.
Цель урока
Совершенствование умения решать задачи на взаимосвязь
величин: скорость, время, расстояние.
Задачи урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Образовательные:
формировать умения анализировать, составлять и решать
задачи;
устанавливать, понимать зависимости между: скоростью,
временем движением и длиной пройденного пути;
устанавливать зависимости между компонентами числового
выражения, данными текстовой задачи; .
совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
развивать умение искать различные способы решения задач и
выделять рациональные способы решения;
развивать пространственное воображение, образное
мышление обучающихся;
развивать логическое мышление, математическую речь
учащихся.
Воспитательные:
прививать патриотические чувства к своей Родине;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать навыки работы в паре и группе.
Место урока в системе уроков
Тема «Скорость движения»
Основные понятия и термины
темы
Скорость, расстояние, время, движение, встречное движение,
движение в противоположных направлениях, движение в
одном направлении вдогонку, движение в одном направлении
с отставанием.
Межпредметные связи (с
указанием тем в межпредметных
предметах)
Окружающий мир, 4 класс, раздел «Страницы истории
Отечества»
Ресурсы урока
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
презентация Power Point.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice
2003
Технологии, формы, методы и
приемы организации
деятельности учителя и
Технологии:
обучающихся
Личностно - ориентированная технология
Технология обучения решению текстовых задач
арифметическим способом
Технология критического мышления
Технология оценки
Технология создания успеха на уроке
ИКТ-технология
Mетоды:
Словесные методы
Метод формирования умения
Метод самоконтроля.
Методы иллюстрации
Практические методы (решение задач)
Проблемно-поисковые методы
Метод самостоятельной деятельности учащихся.
Формы организации: фронтальная работа, работа в парах и
группах, индивидуальная работа
Учебник «Математика», М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова 4 класс
Этап
Деятельность педагога
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Организацион
ный момент
2.Проверка
домашнего
задания,
воспроизведение
и коррекция
знаний
учащихся.
Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей, садитесь.
Послушайте высказывание ученого-математика Джоржа Пойя:
«Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить
ее. Где есть желание – найдется путь!»
Пусть последние слова этого высказывания будут девизом нашего
урока, на котором мы отправимся в путешествие по станциям.
А с каким успехом мы преодолеем путь, нам подскажет
маршрутный лист, который лежит у каждого на парте.
Путешествие по станциям. Первая станция - историческая! На
доске записаны даты важнейших событий в истории нашей
страны. Назовите событие, определите век, обозначьте римскими
цифрами. Приготовьте сигнальные карточки. Работаем цепочкой.
1.988г.-10в.
2.1240г.-13в.
3.1480г.-15в.
4.1812г.-19в.
5.1242г.-13в.
6.1380г.-14в.
Выполняют
самооценку
готовности.
Ребята хором читают
девиз урока,
записанный на доске.
Выполняют задание у
доски.
Взаимопроверка.
Учащиеся
сигнальными
карточками «+», «-»
демонстрируют своё
согласие или
несогласие с ответом.
Отвечают на вопросы.
Включенность в
учебную деятельность;
самоконтроль;
Участие в диалоге;
умение слушать и
понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события,
поступки.
7.1612г.- 17в.
8.1790г.-18в.
9.1941-1945г.г.-20в.
-Ребята, почему мы должны знать историю своей страны?
Молодцы, ребята. Домашнее задание поискового характера вы
выполнили хорошо!
Оцените свои знания по разделу: историческая справка.
На полях рядом с
названиями станций
учащиеся ставят
значки самооценки:
«!» - всё понимаю,
ошибок нет, «+» -
материал понимаю, но
ещё допускаю
незначительные
ошибки (1-2), «-» -
много ошибок, нужна
помощь.
Актуализация
знаний.
-Вторая станция - теоретическая.
-С какими величинами мы познакомились на предыдущих
уроках?
-Что такое задачи на движение?
-Что такое расстояние?
-Что такое скорость?
-Что такое время?
- Охарактеризуйте каждую, закончив высказывание:
а) Для того, чтобы найти расстояние, нужно
б) Для того, чтобы найти скорость, нужно
в) Для того, чтобы найти время, нужно
г) Запиши единицы измерения времени: …
д) Запиши единицы измерения скорости:…
е) Запиши единицы измерения расстояния:…
Оцените свои знания по разделу: теоретическая подготовка.
Задачи на
зависимость между
величинами V,t,S.
М ы
с
э т и м и
величинами
в с т р е ч а е м с я
п р и
решении
задач
на
движение.
Учащиеся
отвечают
на вопросы.
Самооценка
Установление
причинно-следственных
связей.
Анализ и
классификация объектов
с целью выделения
признаков.
3.Постановка
темы и целей
урока
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками-
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия.
-Ребята, наши гости приехали к нам на автобусе, который шел со
скоростью 7о км/ч. В пути он был 30 мин. Найдите расстояние
между Новосергиевкой и Платовкой?
-Какую задачу мы должны решить, чтобы ответить на вопрос?
-Какова же тема сегодняшнего урока?
-Сформулируйте нашу учебную задачу.
-анализировать и решать…
-составлять…
-учиться применять…
-Какие существуют виды задач на движение?
- Что нам нужно знать, чтобы правильно решить эти задачи?
Задачу на движение
Тема урока «Решение
задач на движение».
Учащиеся
формулируют
учебную задачу
урока, опираясь на
запись на доске.
Движение в
противоположном
направлении с
удалением.
Движение в
противоположном
направлении
навстречу друг другу.
Движение в одном
направлении с
отставанием.
Движение в одном
направлении
вдогонку.
Знать формулы для
нахождения скорости,
времени, пути, уметь
правильно применять
эти формулы при
решении задач на
движение.
4. Применение
знаний в
условиях
выполнения
- Итак, сегодня на уроке продолжим решать задачи на движение.
Чтобы научиться решать задачи - нужно сначала научиться
придумывать их, так считают ученые – математики. Следующая
Установление
причинно-следственных
упражнений.
станция - экологическая.
Работа в парах.
1)Составьте задачи на движение по картинкам.
1.Степной орел -70 км/ч,2ч.
2.Филин-40км/ч;160км
3.Беркут-75км/ч;3ч
4.Белый лебедь25км/ч;125км
5.Дрофа-50км/ч;2ч.
6.Европейский дятел-16км/ч;48км
Самопроверка (Слайд)
Самооценка
-Кто без ошибок выполнил это задание? Какие ошибки
допустили? Кому нужна помощь?
-Ребята, что общего вы заметили в ваших задачах?
Какой заповедник находится на территории нашей области?
Молодцы!
Оцените свои знания по разделу: юный эколог
2)-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня на уроке мы будем решать задачи двух видов:
-задачи на встречное движение;
-задачи на движение в противоположном направлении.
Учащиеся выполняют
задания, объясняют
выбор решения.
Это задачи о птицах,
которые
занесены
в
К р а с н у ю
к н и г у
Оренбургской
области.
Оренбургский
заповедник
Заполняют
маршрутный лист.
Учащиеся читают
задачу про себя, затем
один ученик – вслух.
Выполняют все
предложенные
задания.
связей.
Анализ и
классификация объектов
с целью выделения
признаков.
Сличение способа
действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и отличий
от эталона.
Ориентироваться в
Работа по теме урока. Решение задач на движение. Учебник с.56
№ 22.
-Прочитайте текст. В каком направлении двигались два
теплохода?
-Что известно в задаче?
- Что нужно сделать, чтобы найти в какое время теплоходы
встретятся?
-Самостоятельно запишите решение задачи.
1) 32+38=70км/ч общая скорость
2)350:70=5ч время, которое теплоходы были в пути
3)11+5=16ч
Ответ:16ч-время встречи теплоходов
Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по
разделу: решение первой задачи.
Самооценка
-Кто без ошибок выполнил это задание? Какие ошибки
допустили? Кому нужна помощь?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Если называю единицу измерения
Навстречу друг другу.
1 ученик решает у
доски, остальные в
тетради.
Взаимопроверка в
парах.
Осуществляют оценку
своих знаний и
умений в решении
задач на движение.
Учащиеся
самостоятельно
записывают
решение
задачи.
Учащиеся
оценивают
с в о ю
р а б о т у
(самооценка)
учебнике, выполнять
учебные действия по
аналогии, работать по
предложенному плану.
Извлечение
необходимой
информации из текста
задачи.
расстояния-весело шагаем
скорости- прыгаем
км, м/мин, час, м, сутки, м/сек, см, км/ч, сек.
-Прочитайте задачу по карточке.
Задача 2. Два зайца выскочили из куста, испугались друг друга и
понеслись в разные стороны. Скорость первого зайца 580 м/мин, а
скорость второго зайца 520 м/мин. На каком расстоянии друг от
друга они будут через 1час? Выбери и запиши выражение к
задаче:
(580 + 520) : 60
(580 + 520) ∙ 60
(580 + 520) ∙100
580 x 60 + 520 ∙ 60
-Какой вид движения в задаче?
- Что нашли 1 действием?
- Почему умножили на 60?
Самопроверка (Слайд)
-Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по
разделу: решение второй задачи.
Учащиеся выбирают
выражение,
о б ъ я с н я ю т
с в о й
выбор.
Учащиеся
оценивают
с в о ю
р а б о т у
(самооценка)
Сличение способа
действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и отличий
от эталона.
Уметь оценивать
результат своей работы;
Самооценка
-Кто без ошибок выполнил это задание? Какие ошибки
допустили? Кому нужна помощь?
5.Творческое
применение
знаний в новой
ситуации
Путешествие подходит к концу. Мы остановились на станции
«Эрудиты».
Работа в группах. Помните о правилах работы в группах. (Слайд)
Перед вами три схемы к задачам на движение и варианты
решения этих задач. Соотнесите схему задач с ее буквенным
решением. (Слайд)
1.а : (в+с)
2.а*с+в*с
3.в : с –а
4.(а+в) *с
А теперь проверьте ваше решение.
Взаимопроверка
Просигнальте,
чья группа выполнила задание без ошибок-
чья группа допустила ошибку-
Самооценка группы по «Лестнице успеха».
Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по
Учащиеся
самостоятельно
выполняют задание.
Взаимопроверка
Капитаны команд
оценивают работу
группы.
Участие в работе
группы, учатся
распределять роли,
договариваться друг с
другом. Предвидеть
последствия
коллективных решений
Организация
обучающимися своей
самостоятельной
учебной деятельности
.
разделу: «Эрудиты».
Уметь оценивать
результат своей работы;
6. Рефлексия
деятельности на
уроке.
Самооценка
собственной
деятельности.
Молодцы! Мы прибываем к финишу. Вы хорошо поработали.
Давайте подведём итоги.
А теперь давайте вспомним нашу учебную задачу:
-анализировать и решать…
-составлять…
-учиться применять…
Нужны ли нам умения решать задачи на движение?
Итак, сможем ли мы найти расстояние между Новосергиевкой и
Платовкой, если автобус был в пути 30 мин., со скоростью 70
км/ч?
(30 мин – 1/2часа)
Учитель задаёт вопросы, направленные на рефлексию.
-Какая задача сегодня была самой интересной?
-Какое задание вызвало затруднение?
-Кто доволен сегодня собой?
- Над чем надо поработать?
-Оцените свою работу:
Всё получилось - весёлый смайлик
Ещё требуется небольшая помощь – нейтральный смайлик
Ответы учащихся:
-чтобы не опаздывать
на встречи;
-планировать
время
выхода;
рассчитывать
расстояние,
время
и
скорость движения.
О д и н
у ч е н и к
записывает решение
на
доске.
Учащиеся
сигнальными
карточками
«+»,
«-»
демонстрируют
своё
с о г л а с и е
и л и
несогласие с ответом
Дети оценивают свою
работу на протяжении
в с е г о
у р о к а
с
Уметь оценивать
результат своей работы;
оценивать свои
достижения, определять
свое эмоциональное
состояние.
Выделение и осознание
обучающимися того, что
уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
7.Домашнее
задание.
Получилось только с помощью учителя – грустный
смайлик.
Решение задач на карточках. Задания разного уровня сложности,
выбор заданий детьми.
Перед вами три задачи. Выберите ту, с которой вы, по-вашему,
можете справиться и решите задачу дома.
Спасибо за урок!
помощью
знаковой
системы.
Обдумывают ответы
на вопросы