Автор: Елена Борисовна Гайворон
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ"Крымская Республиканская гимназия-школа-сад Консоль
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Устный счёт на уроках математики в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Подготовила:
учитель начальных классов
Гайворон Елена Борисовна .
Приёмы устного счёта на уроках математики .
Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.
М.В. Ломоносов.
Сформировать у учащихся устойчивый вычислительный навык - одна
из основных задач обучения математике в начальных классах
Использование устного счета, оказывает положительное воздействие на
развитие памяти, речи, внимания ребенка. Формируется важное учебное
действие – способность воспринимать суть задания и осмысленно его
выполнять. Устный счет имеет огромное значение в выработке коммуни-
кативных навыков – дети учатся высказывать собственную точку зрения,
слышать собеседника, положительно реагировать на замечания учителя и
одноклассников. При регулярном использовании устного счета уровень
вычислительных навыков может быть доведен до автоматизма, что
значительно облегчит работу над многими темами программы .
Устный счёт-это яркий прием для актуализации имеющихся знаний для
дальнейшего изучения темы.
Хороший прием для обобщения и закрепления знаний по разделам
программы.
Прием для быстрого контроля сформированности вычислительных навыков
(контрольный устный счет)
Основные принципы
работы с устным счётом
:
- учитывать индивидуальные особенности и уровень развития каждого
обучающегося,
-упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно;
- предлагаемые задачи не должны быть лёгкими, но и не должны быть
«громоздкими»;
-подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию, форме,
-задания должны быть приготовлены заранее;
-к устному счету должны привлекаться все ученики;
-при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки
(поощрение)
-систематический контроль за уровнем овладения навыками класса в целом и
каждым учеником в отдельности, обеспечение на этой основе
дифференциации и индивидуализации обучения.
Устный счет может быть построен в следующей форме:
Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди
закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,
нарисуй орнамент, узор; посчитай сколько линий.
Задания на развитие наблюдательности (найди закономерность, что лишнее?)
Формы работы с устным счётом:
- математический, арифметический и графические диктанты,
математические лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка,
«круговые» примеры и многое другое) .
В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых
задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и
величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать
проблемную ситуацию и др.
К более общим приемам устного счета относятся:
1.случаи перестановки или перегруппировки компонентов действий;
2.округление компонентов действий;
3.замена одного действия другим.
Перестановка или перегруппировка, вытекающая из переместительного и
сочетательного свойств суммы, видна на следующих примерах:
6+2+4+8= (8+2)+(6+4)=10+10=20
43+18+47+12= (43+47)+(18+12)=90+30=120
7х26=26х7=(20х7)+(7х6)=140+42=182
При выполнении устных вычислений учащемуся предоставляется
возможность выбирать те или иные приемы. Это развивает
наблюдательность, смекалку.
Например: 19+22+21+18
пример можно решить различными способами:
сложить отдельно десятки и отдельно единицы: (10+20+20+10)+(9+2+1+8)
сложить последовательно: ((19+22)+21)+18
можно округлить 18 и 19: 20+22+21+20-1-2
можно переставить слагаемые: 19+21+22+18
Умножение и деление числа на 4
Чтобы умножить число на 4, нужно его дважды умножить на 2. Например:
18·4=(18·2)·2=36·2=72; 326·4=(326·2)·2=652·2=1304.
Чтобы разделить число на 4, нужно его дважды разделить на 2. Например:
324:4=(324:2):2=162:2=81.
Умножение числа на 5.
Чтобы умножить число на 5, нужно его умножить на 10 и разделить на 2.
Например: 136·5=(136·10):2=1360:2=680.
Умножение числа на 9.
Чтобы умножить число на 9, нужно к нему приписать 0 и отнять исходное
число. Например: 81·9=810-72=738.
Умножение на 25 числа, делящегося на 4.
Чтобы умножить на 25 число, делящееся на 4, нужно его разделить на 4 и
получившееся число умножить на 100.
Например: 124·25=(124:4)·100=31·100=3100.
Умножение двузначного числа на 11.
При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и
цифрой десятков вписать сумму этих цифр, причем, если сумма цифр больше
10,
то
единицу
нужно
прибавить
к
старшему
разряду
(первой
цифре).
Например: 23·11=253, т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3 ставим цифру 5;
57·11=627, т.к. 5+7=12, цифру 2 ставим между 5 и 7, а к 5 прибавляем 1,
вместо 5 пишем 6.
Умножение двузначного числа на 101.
Для того, чтобы число умножить на 101, нужно приписать данное число к
самому себе.
Например: 36·101 = 3636 т.к. 36·101 = 36·100+36·1=3600+36=3636.
Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех
учащихся. Можно приготовить карточки от 0 до 9 .Проводить устный счет в
виде игры «Молчанка» или "Математическая эстафета ”
Ученик, владеющий приёмами устного счёта-успешный ученик, ученик,
которому легко будет даваться не только математика , но и другие предметы.
.