Напоминание

Устный счёт на уроках математики в начальной школе.


Автор: Елена Борисовна Гайворон
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ"Крымская Республиканская гимназия-школа-сад Консоль
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Устный счёт на уроках математики в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Подготовила:

учитель начальных классов

Гайворон Елена Борисовна .

Приёмы устного счёта на уроках математики .

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

М.В. Ломоносов.

Сформировать у учащихся устойчивый вычислительный навык - одна

из основных задач обучения математике в начальных классах

Использование устного счета, оказывает положительное воздействие на

развитие памяти, речи, внимания ребенка. Формируется важное учебное

действие – способность воспринимать суть задания и осмысленно его

выполнять. Устный счет имеет огромное значение в выработке коммуни-

кативных навыков – дети учатся высказывать собственную точку зрения,

слышать собеседника, положительно реагировать на замечания учителя и

одноклассников. При регулярном использовании устного счета уровень

вычислительных навыков может быть доведен до автоматизма, что

значительно облегчит работу над многими темами программы .

Устный счёт-это яркий прием для актуализации имеющихся знаний для

дальнейшего изучения темы.

Хороший прием для обобщения и закрепления знаний по разделам

программы.

Прием для быстрого контроля сформированности вычислительных навыков

(контрольный устный счет)

Основные принципы

работы с устным счётом

:

- учитывать индивидуальные особенности и уровень развития каждого

обучающегося,

-упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно;

- предлагаемые задачи не должны быть лёгкими, но и не должны быть

«громоздкими»;

-подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию, форме,

-задания должны быть приготовлены заранее;

-к устному счету должны привлекаться все ученики;

-при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки

(поощрение)

-систематический контроль за уровнем овладения навыками класса в целом и

каждым учеником в отдельности, обеспечение на этой основе

дифференциации и индивидуализации обучения.

Устный счет может быть построен в следующей форме:

Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди

закономерность, и реши пример, продолжи ряд.

Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,

нарисуй орнамент, узор; посчитай сколько линий.

Задания на развитие наблюдательности (найди закономерность, что лишнее?)

Формы работы с устным счётом:

- математический, арифметический и графические диктанты,

математические лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка,

«круговые» примеры и многое другое) .

В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых

задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и

величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать

проблемную ситуацию и др.

К более общим приемам устного счета относятся:

1.случаи перестановки или перегруппировки компонентов действий;

2.округление компонентов действий;

3.замена одного действия другим.

Перестановка или перегруппировка, вытекающая из переместительного и

сочетательного свойств суммы, видна на следующих примерах:

6+2+4+8= (8+2)+(6+4)=10+10=20

43+18+47+12= (43+47)+(18+12)=90+30=120

7х26=26х7=(20х7)+(7х6)=140+42=182

При выполнении устных вычислений учащемуся предоставляется

возможность выбирать те или иные приемы. Это развивает

наблюдательность, смекалку.

Например: 19+22+21+18

пример можно решить различными способами:

сложить отдельно десятки и отдельно единицы: (10+20+20+10)+(9+2+1+8)

сложить последовательно: ((19+22)+21)+18

можно округлить 18 и 19: 20+22+21+20-1-2

можно переставить слагаемые: 19+21+22+18

Умножение и деление числа на 4

Чтобы умножить число на 4, нужно его дважды умножить на 2. Например:

18·4=(18·2)·2=36·2=72; 326·4=(326·2)·2=652·2=1304.

Чтобы разделить число на 4, нужно его дважды разделить на 2. Например:

324:4=(324:2):2=162:2=81.

Умножение числа на 5.

Чтобы умножить число на 5, нужно его умножить на 10 и разделить на 2.

Например: 136·5=(136·10):2=1360:2=680.

Умножение числа на 9.

Чтобы умножить число на 9, нужно к нему приписать 0 и отнять исходное

число. Например: 81·9=810-72=738.

Умножение на 25 числа, делящегося на 4.

Чтобы умножить на 25 число, делящееся на 4, нужно его разделить на 4 и

получившееся число умножить на 100.

Например: 124·25=(124:4)·100=31·100=3100.

Умножение двузначного числа на 11.

При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и

цифрой десятков вписать сумму этих цифр, причем, если сумма цифр больше

10,

то

единицу

нужно

прибавить

к

старшему

разряду

(первой

цифре).

Например: 23·11=253, т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3 ставим цифру 5;

57·11=627, т.к. 5+7=12, цифру 2 ставим между 5 и 7, а к 5 прибавляем 1,

вместо 5 пишем 6.

Умножение двузначного числа на 101.

Для того, чтобы число умножить на 101, нужно приписать данное число к

самому себе.

Например: 36·101 = 3636 т.к. 36·101 = 36·100+36·1=3600+36=3636.

Все сталкиваются при устном счете с такой проблемой, как охват всех

учащихся. Можно приготовить карточки от 0 до 9 .Проводить устный счет в

виде игры «Молчанка» или "Математическая эстафета ”

Ученик, владеющий приёмами устного счёта-успешный ученик, ученик,

которому легко будет даваться не только математика , но и другие предметы.

.



В раздел образования