Напоминание

Формирование навыков беглого и осознанного чтения у младших школьников.


Автор: Елена Борисовна Гайворон
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ"Крымская Республиканская гимназия-школа-сад Консоль
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков беглого и осознанного чтения у младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Подготовила:

учитель начальных классов

Гайворон Елена Борисовна.

Формирование навыков беглого и осознанного чтения у

младших школьников.

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать

задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не

доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный

невежда».

В.А. Сухомлинский.

Чтение - один из важнейших навыков, необходимых ученику. Это – бес-

спорный факт, но, к сожалению, в современном обществе наблюдается

снижение интереса учащихся к чтению. Больше времени они проводят с

телефонами, у телевизора, компьютера. В связи с этим, именно от учителя

зависит, будет ли привита любовь к чтению, сформируется ли полноценный

навык чтения.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:

беглость, правильность, выразительность, осознанность.

Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать

следующие условия:

- подобрать систему упражнений, которые активизируют интерес к чтению,

внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять

прочитанное (создание ситуации успеха).

- в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков

беглого, осознанного, выразительного чтения.

- работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

- учитывать индивидуальные особенности детей.

Иногда учителю трудно найти самое эффективное упражнение или прием для

улучшения техники чтения, он задается вопросом « Как добиться скорости

чтения, осознанности и выразительности чтения?»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из задач

начального образования.

Есть несколько упражнений для развития навыков техники чтения .

Упражнение на концентрацию внимания

При чтении текста, по команде «остановись», закрыть глаза, по команде

«начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

Упражнение на концентрацию внимания «Шторка».

Верхняя или нижняя часть всей строки закрывается полоской бумаги.

Начинают

с

того,

что

«шторка»

сначала

прикрывает

нижнюю

треть

строчки,

потом

прикрывают

верхнюю

часть

рабочей

с т р о к и .

Упражнение на концентрацию внимания «Вредные слова».

В текст через два-три слова вставляются слова и нарушают целостность

текста,

заставляют

читающего

концентрировать

внимание

на

содержании

Например:

В одном царстве чашка –государстве жила-была больше принцесса. Она

была книга капризной и вредной (и т.д.).

Чтение слов, отличающихся одной буквой:

кор-крот, мойка-дойка-койка-сойка, кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите,

чем отличаются и чем похожи эти слова.

Развитие зоркости.

В ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставлены согласные, Найти

лишнюю букву.

Дыхательная гимнастика

.

На выдохе произносится скороговорка-считалка. Например, «Как на горке,

на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка и т.д.

Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Чтение скороговорки разными способами: шепотом и медленно, громко и

уверенно. Чтение пословиц и поговорок.

Расширение поля зрения.

В таблице, в хаотичном порядке в каждой клетке - одна буква, ребенок, про

себя указывая на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ученику

нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов.

Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова,

на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Необходимо

домысливать окончания, слова, целые фразы. А дальше и

абзацы. Необходимо развивать этот навык для того, чтобы развивать память,

расширять поле восприятия.

Разновидность-упражнение на развитие антиципации: в словах с

пропущенными буквами (можно попустить все гласные или согласные) или

слогами, дописать буквы.

Чтение слов написанных разными шрифтами.

Знакомство с писателем.

В учебниках обычно даётся 1-3 произведения автора. Детям предлагается

список произведений. К домашнему заданию добавляется прочтение 1-2

рассказов автора( в зависимости от объёма) с последующим обсуждением и

анализом на следующем уроке.

Чтение пирамидок.

Увеличение количества слов (чаще родственных). Каждая последующая

строка увеличивается на 1 слово. Слова в строчках могут быть как

одинаковыми, так и разными.

Кот

кот река

кот река рыба

котик речка рыбка

Котеночек речушка рыбёшка

Упражнение«Эхо».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с

опозданием на три, четыре слова.

Чтение с музыкальным сопровождением - когда играет музыка.

Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный

ритм.

Пятиминутки чтения (на всех уроках, кроме математики).

5 минут чтения в режиме жужжащего чтения.

Чтение согласных или гласных.

На выдохе прочитать 15 согласных или 10 гласных, любой набор, например

бпвфгкдтзсжшлмн.

Складывание слов из двух половинок.

2-х, 3-хсложное слово, пишется на двух карточках,( заготовить около 10 слов

на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось

слово). Карточки постоянно менять.

Быстрое чтение при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл

в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на

переходе на незнакомую часть.

Чтение в паре «Паровозик»

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно

влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Упражнение «Шахматы»

Чтение на максимальной скорости молча небольшого абзаца, следующий

абзац - читать вслух, затем опять про себя.

Упражнение «Актёрское мастерство»

Предложите читать с разной интонацией: медведь – грубо, мышь – звонко.

«Следопыт». Чтение с пометками непонятных слов.

Таблицы Шульте.

Учитель засекает время – 30 сек, а дети ведут счёт от 1 до 30, при этом

отыскивая цифры в таблице и показывая их.

Чтение перед сном.

Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается. Это способствует

запоминанию букв и быстрому их прочтению, помогает сочетать буквенный

анализ со смысловым окончанием слова.

Набор деформированных предложений.

Подбор антонимов и синонимов к словам.

Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это

игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет

словесную память.

Самозамеры чтения.

Ученик читает 2-4раза текст, каждый раз увеличивая количество

прочитанных слов. Возрастающие результаты

вызывают

положительные эмоции, способствуют желанию читать.

Выборочное чтение.

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Нахождение опорных слов к тексту или пункту плана.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на

вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль

текста.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтобы улучшить технику чтения необходимы систематичность и позитивный

настрой, тесная связь с родителями. Контроль техники чтения - раз в месяц.

Если систематически заниматься повышением техники чтения, то результат н

замедлит появиться.

Успешный ребенок - счастливый ребёнок.



В раздел образования