Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
Автор: Анашкина Елена Владимировна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ СОШ №32 Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников Раздел: начальное образование
Беседа и рассказ на уроке технологии как средство
развития кругозора младших школьников.
Встречаясь со своими пытливыми, любознательными, непоседливыми
учениками, каждый раз думаю, как заинтересовать и увлечь детей? Как
наполнить урок глубоким образовательным смыслом, придать ему
правильную методическую интерпретацию, а также расширить кругозор и
развить любознательность ребят?
Уроки технологии не должны сводиться к простым манипуляциям с
материалом и инструментами. Необходимо формировать у детей внимание к
духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому
прошлому. Знакомить с искусством и культурой разных народов, с их
самобытностью и неповторимостью. Перед выполнением новой работы
планирую 5-10 минут на рассказ или беседу. В содержание этих бесед
включаю интересные и полезные сведения об истории возникновения и
развития вещей. Во время беседы обращается внимание детей на вопросы
возникновения, появления в быту различных материалов, предметов,
инструментов, а также на их художественное совершенствование.
Предлагаемые беседы связаны с темой урока и содержат информацию,
которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке.
Сообщаются эти сведения совместно с демонстрацией иллюстраций,
презентаций. Учащиеся 3-4 классов получают задания на самостоятельную
подготовку рассказа-выступления с подборкой иллюстраций, фотографий,
рисунков, презентаций. Например: «Чудесный мир бумаги», «От старинных
ножниц до современных», «История пуговицы» и д. р.
Так , по теме «Пришивание пуговиц» важно не только научить детей порядку
и приемам работы, различным способам пришивания пуговиц, но и
познакомить с историей их возникновения . Кто их изобрел, как выглядели
первые пуговицы? Как застегивали одежду до появления пуговиц?
Работая с пластикой, тканью, глиной, папье-маше важно не только показать
разнообразие материалов, но и познакомить с появлением различных
игрушек на Руси. Формирование у детей знаний об истории и культуре своего
народа желательно проводить на фоне культуры других народов.
Вступительная беседа позволяет создать у учащихся необходимую базу
впечатлений, знаний, которые помогут детям иметь более широкий взгляд на
предмет практической работы на уроке. Материалы к таким беседам можно
подобрать в специальной литературе и на просторах интернета. Одна из них
приводится ниже.
ИСТОРИЯ ПУГОВИЦ.
Задолго до появления пуговицы была застежка, которую называли фибулой.
Фибулы были бронзовые, золотые, узорчатые, чеканные. Простой народ
довольствовался примитивными застежками, скрепляющими и
удерживающими одежду. По конструкции они напоминали современную
английскую булавку. На Руси такого рода булавки-застежки называли
«занозками».
Но когда же все-таки появились первые настоящие пуговицы? Легенда
приписывает изобретение пуговицы датчанину Кноббе, жившему в XIV веке.
Именно той пуговицы, что обязательно комплектуется с петелькой, с
прорезью в ткани. Пуговицы начинают широко использоваться в костюмах,
иногда на них размещалось до 500 и более пуговиц. В Древней Киевской
Руси были литейные мастерские, которые выпускали пуговицы, так сказать
«массовым тиражом». При этом мастера старались делать пуговицы поярче,
понарядней. Пуговица служила и украшением костюма – такой ее делали
умельцы в разных странах. На Руси до XVII века у богатых пуговицы делались
иногда из жемчуга. Щеголи отличались тем, что каждая пуговица состояла из
одной большой жемчужины. Золотые и серебряные пуговицы по роду работ
носили разные названия: канфаренные, сканные, грановитые, а по своей
форме: грушевидные, остроконечные, прорезные, сетчатые, клинчатые,
половинчатые, желобчатые. Случалось, вместо металлических пуговиц
пришивали плетенные из канители или хрустальные. Бедняки носили
оловянные пуговицы таких же форм, как и богачи. Величина их была очень
различна, иногда они были с куриное яйцо.
В польском городе Иновроцлаве расположился целый музей пуговиц. Каких
только уникумов там нет! Золотые пуговки на парадном камзоле герцога
Орлеанского размещались так, что можно было прочесть девиз
титулованного господина «Праведный путь». В качестве пуговиц
использовались даже крохотные часики. В середине XVIII века Екатерина II
заказала Михаилу Васильевичу Ломоносову изготовить разноцветные
стеклянные пуговицы. Вскоре в Петербурге была открыта первая
отечественная фабрика по выпуску цветного стекла, понятно не только для
изготовления пуговиц.
В конце XIX века у пуговицы, как у скрепляющей одежду детали, появился
серьезный конкурент. В 1895 году некий изобретатель взял патент на
застежку «молнию». Правда, от идеи до технического воплощения и
массового распространения прошло два-три десятка лет. В ряде случаев
«молния» гораздо удобнее ряда пуговиц.
Но и у «молнии» возник серьезный соперник, когда швейцарец Жорж де
Мостроль всерьез заинтересовался секретом необычайной цепкости
репейника. Лента-репейник с фирменным названием «велькро» в
обращении еще быстрее и проще «молнии». Ныне она вошла в обиход и
используется даже для облачения космонавтов.
Анашкина Елена Владимировна.
Учитель технологи в начальной школе МОУ СОШ№ 32
Г.Комсомольск-на-Амуре
2016г.