Напоминание

"Юный эколог"


Автор: Шатских Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Томмот, Алданский район
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Юный эколог"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот

Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ №8 г.Томмот

Казакова Т.Н..

«­­­­­_____» ___________2018 г.

Рабочая программа «Юный эколог»

Класс: 2

Программу разработал учитель высшей категории: Шатских Галина Николаевна.

г. Томмот

2018г

Пояснительная записка.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации

ХХI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического

образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон

«­­­­­Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание

системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и

разработки

эффективных

средств

экологического

образования

населения.

Анализ

теоретической

и

методической

экологической

литературы,

а

также

состояния

практики

экологического

образования

в

начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной

работы

с

младшими

школьниками,

одной

из

приоритетных

целей

которой

должно

стать

становление

экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и

осознающей

свое

место

Природе.

Актуальность

разработанной

программы

продиктована

также

отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на

весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для

младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и любой интерес к познанию мира

природы,

их

активность

в

изучении

вопросов

экологического

характера

стала

значительно

выше,

большинство

из

воспитанников

проявили

желание

более

глубоко

изучать

природу

родного

края,

их

поведение

в

окружающей

среде

стало

более

осознанным

и

адекватным.

Миссией

образовательного

учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование

полноценного

экологического

сознания

и

поведения,

воспитание

гуманной

личности,

для

которой

характерна

осознанная

жизненная

необходимость

гармонизации

своего

образа

жизни

с

окружающим

социальным

и

природным

миром.

Необходимым

средством

эффективной

реализации

эколого-

ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «­­­­­Юный

эколог».

Цель:

формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве

живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и

человека.

Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и

привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Становление

осознания

уникальности,

неповторимости

и

невосполнимости

любого

природного объекта, признанию самоценности Природы.

Развитие

способности

формирования

научных,

эстетических,

нравственных

и

правовых

суждений по экологическим вопросам.

Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем,

восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и

поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем,

доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной

практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного

окружения.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-

осознание

места

и

роли

человека

в

биосфере

как

существа

биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с

точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш большой дом;

- Солнце – источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-

основные

группы

растительных

и

животных

организмов

и

их

приспособленность

к

условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия из выращивания и правила

ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-

человек

существо

природное

и

социальное;

разносторонние

связи

человека

с

окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

-

позитивное

и

негативное

влияние

деятельности

человека

в

природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология – наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

- строение организма человека;

- функции органов и систем человеческого организма;

- факторы риска для здоровья и жизни;

- что такое психоактивные вещества;

-

как

табакокурение,

алкоголь

и

наркотики

влияют

на

организм

человека, его поведение и развитие личности;

- признаки зависимости от психоактивных веществ;

- пути противостояния вредным привычкам;

- правила здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-

применять

теоретические

знания

при

общении

с

живыми

организмами

и

в

практической

деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровление окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-

работать

с

гномоном

(астрономический

инструмент,

для

определения

момента

полдня

и

направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования,

изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

- различать полезные и вредные привычки;

- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

- регулировать своё поведение в различных ситуациях, в том числе при искушении попробовать

сигарету, алкоголь, наркотик;

- соблюдать правила здорового образа жизни.

Формы работы.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в специфику курса «­­­­­Юный

эколог» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-

встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям

почувствовать

их

причастность

к

культурному

наследию

народа,

его

ценностям.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее

форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие

из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем,

пришкольный участок, музей, улица, дом,

учреждения, предприятия и т. д.). Как можно

больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на

воздухе,

то

есть

необходимо

расширение

образовательного

пространства.

Наряду

с

традиционными,

в

программе

используются

современные

технологии

и

методики:

технология

развивающего

воспитания

и

обучения,

здоровье

сберегающие

технологии,

игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

П/П

Перечень

разделов и

тем

Кол-

во

часов

Краткое содержание

1

2

3

4

Введение

1

Теория 1 час

1

Что такое

экология?

1

Знакомство детей с целями и задачами, правилами

поведения при проведении практических работ.

Выясняем, что такое экология. Экология – наука,

изучающая собственный дом человека, дом растений и

животных в природе, жизнь нашего общего дома –

планеты Земля. Простейшая классификация

экологических связей: связи между неживой и живой

природой; связи внутри живой природы на примере

дубового леса (между растениями и животными, между

различными животными); связи между природой и

человеком. Разъяснение значения экологии на основе

анализа примеров

Учебно – методическое планирование.

1

Мой дом за

окном

Теория – 3 ч., практика – 1ч

2

Мой дом

1

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.

Дома в деревне и городе

3

Дом где мы

живем

1

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде,

во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и

порядка в своем доме.

4

Откуда берется и

куда

д е ва е т с я

мусор?

Уборка

школьного двора

1

Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Техника

безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении

задания. Наблюдение

5

Д е р е в ь я

и

птицы

т в о е г о

двора

1

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Засеем сажать

деревья? Как ухаживать ? что мы делали осенью для здоровья

деревьев?

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их

существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес,

птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы.

Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри), самых крупных

(страус, пингвин, индюк), самых быстрых и т.д. значение птиц в

жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки

можно соорудить для подкормки птиц зимой.

2

Я и мое

окружение

11

Теория – 9, практика - 2

6

Моя квартира,

моя семья

1

Светлая (солнечная, затемненная, теплая, холодная) квартира, цвет

обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов,

возможности проветривания, природные материалы в квартире,

внутреннее убранство, его назначение. Происхождение слова «семья»

(от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю,

дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные

цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по

ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить

мудрую заповедь «Почитай отца и мать, и будет тебе хорошо, и ты

будешь долго жить»

7

Соседи – жильцы 1

Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете.

Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение

традиций. Обычаи и традиции русского народа

8

Мой класс

1

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что

необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство

по классу

9

Создание уюта в

классной и

игровой комнате

1

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о

проделанной работе

10

Дом моей мечты 1

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

11

Комнатные

растения в

квартире, в классе

1

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия

содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом

приспособленности к условиям существования.

Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и

роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными

растениями

12

Уход за

комнатными

растениями

1

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка.

Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их

выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после

произведенных работ

13

Экскурсия в парк 1

14-15

Животные дома

2

Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных.

Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой?

Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при

содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения

их появления

16

Рассказы,

стихи,

п о с л о в и ц ы

о

домашних

животных

1

Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки

3

Гигиена

моего дома

4

Теория – 3, практика – 1

17

Уход за

квартирой

1

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция,

проветривание. Гигиена жилища

18

Гигиена

класса

1

Режим проветривания класса. Влажная уборка.

Дежурство. Уход за комнатными растениями

(опрыскивание, рыхление почвы, полив, притирание

листьев). Уход за домашними животными

19

Бытовые

приборы

квартире

1

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на

температуру и влажность воздуха в квартире, на

жизнедеятельность человека. Правила обращения с

газовой плитой. Составление списка бытовых

приборов в квартире, кто ими пользуется, правила

безопасности при их эксплуатации

20

Наша

одежда и

обувь

1

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение,

экологические и гигиенические требования, условия

содержания, уход

4

Вода – источник

жизни

9

Теория – 7, практика – 2

21

Вода в моем доме

и природе

1

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется?

Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит

вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

22

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки

весны.

23

Весна в нашем

городе

1

Впечатления детей об экскурсии в парк. Описание весны

24

Экскурсия в парк

1

Наблюдения за почками на деревьях

25

Вода в жизни

растений

1

Как вода влияет на жизнь растений?

26

Вода в жизни

животного мира

1

Как влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

27

Вода и здоровье

человека

Приложение

1

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда

расходуется, как выделяется из организма?

28

Личная гигиена

1

Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры. Градусник

для измерения температуры воды.

29

Как правильно

чистить зубы

1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

5

Воздух и

здоровье

1

Теория – 1

30

Воздух и

здоровье

человека

1

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух,

которым мы дышим. Чистый и загрязненный

воздух. Какие загрязнители воздуха есть в

помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух

был чистым? Болезни органов дыхания. Что

делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма.

Знакомство с комплексом дыхательной

гимнастики.

6

Мой край

4

Теория – 3, практика - 1

31

Растительный

мир области

1

Многообразие растений области. Основные

экогруппы (растения степи, леса, поля, луга).

Красная книга области

32

Животный

мир области

1

Многообразие животных области. Особенности

жизни животных области

33

Исчезающие

растения и

животные

родного края

1

Знакомство с исчезающими растениями и

животными родного края, их уникальное значение и

необходимость соблюдения правил поведения с

ними. Причины исчезновения их и необходимость

защиты каждым человеком

34

Экскурсия в

музей

1

Растения и животные области

Список литературы для детей и родителей:

1.

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

2.

Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

3.

Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 2012 г

4.

Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.:

2010г.

5.

Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. –

М.:Медицина,1985

6.

Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,1983



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники