Автор: Шатских Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Томмот, Алданский район
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Юный эколог"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот
Утверждаю:
Директор
МБОУ СОШ №8 г.Томмот
Казакова Т.Н..
«_____» ___________2018 г.
Рабочая программа «Юный эколог»
Класс: 2
Программу разработал учитель высшей категории: Шатских Галина Николаевна.
г. Томмот
2018г
Пояснительная записка.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации
ХХI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического
образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон
«Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание
системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и
разработки
эффективных
средств
экологического
образования
населения.
Анализ
теоретической
и
методической
экологической
литературы,
а
также
состояния
практики
экологического
образования
в
начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной
работы
с
младшими
школьниками,
одной
из
приоритетных
целей
которой
должно
стать
становление
экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и
осознающей
свое
место
Природе.
Актуальность
разработанной
программы
продиктована
также
отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на
весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для
младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и любой интерес к познанию мира
природы,
их
активность
в
изучении
вопросов
экологического
характера
стала
значительно
выше,
большинство
из
воспитанников
проявили
желание
более
глубоко
изучать
природу
родного
края,
их
поведение
в
окружающей
среде
стало
более
осознанным
и
адекватным.
Миссией
образовательного
учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование
полноценного
экологического
сознания
и
поведения,
воспитание
гуманной
личности,
для
которой
характерна
осознанная
жизненная
необходимость
гармонизации
своего
образа
жизни
с
окружающим
социальным
и
природным
миром.
Необходимым
средством
эффективной
реализации
эколого-
ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный
эколог».
Цель:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
•
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека.
•
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и
привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
•
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
•
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
•
Становление
осознания
уникальности,
неповторимости
и
невосполнимости
любого
природного объекта, признанию самоценности Природы.
•
Развитие
способности
формирования
научных,
эстетических,
нравственных
и
правовых
суждений по экологическим вопросам.
•
Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем,
восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и
поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
•
Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной
практической деятельности по охране окружающей среды.
•
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного
окружения.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-
осознание
места
и
роли
человека
в
биосфере
как
существа
биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с
точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш большой дом;
- Солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-
основные
группы
растительных
и
животных
организмов
и
их
приспособленность
к
условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия из выращивания и правила
ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-
человек
–
существо
природное
и
социальное;
разносторонние
связи
человека
с
окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
-
позитивное
и
негативное
влияние
деятельности
человека
в
природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология – наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
- строение организма человека;
- функции органов и систем человеческого организма;
- факторы риска для здоровья и жизни;
- что такое психоактивные вещества;
-
как
табакокурение,
алкоголь
и
наркотики
влияют
на
организм
человека, его поведение и развитие личности;
- признаки зависимости от психоактивных веществ;
- пути противостояния вредным привычкам;
- правила здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять
теоретические
знания
при
общении
с
живыми
организмами
и
в
практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровление окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-
работать
с
гномоном
(астрономический
инструмент,
для
определения
момента
полдня
и
направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования,
изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
- различать полезные и вредные привычки;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- регулировать своё поведение в различных ситуациях, в том числе при искушении попробовать
сигарету, алкоголь, наркотик;
- соблюдать правила здорового образа жизни.
Формы работы.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в специфику курса «Юный
эколог» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-
встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям
почувствовать
их
причастность
к
культурному
наследию
народа,
его
ценностям.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее
форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие
из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем,
пришкольный участок, музей, улица, дом,
учреждения, предприятия и т. д.). Как можно
больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на
воздухе,
то
есть
необходимо
расширение
образовательного
пространства.
Наряду
с
традиционными,
в
программе
используются
современные
технологии
и
методики:
технология
развивающего
воспитания
и
обучения,
здоровье
сберегающие
технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
№
П/П
Перечень
разделов и
тем
Кол-
во
часов
Краткое содержание
1
2
3
4
Введение
1
Теория 1 час
1
Что такое
экология?
1
Знакомство детей с целями и задачами, правилами
поведения при проведении практических работ.
Выясняем, что такое экология. Экология – наука,
изучающая собственный дом человека, дом растений и
животных в природе, жизнь нашего общего дома –
планеты Земля. Простейшая классификация
экологических связей: связи между неживой и живой
природой; связи внутри живой природы на примере
дубового леса (между растениями и животными, между
различными животными); связи между природой и
человеком. Разъяснение значения экологии на основе
анализа примеров
Учебно – методическое планирование.
1
Мой дом за
окном
Теория – 3 ч., практика – 1ч
2
Мой дом
1
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.
Дома в деревне и городе
3
Дом где мы
живем
1
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде,
во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и
порядка в своем доме.
4
Откуда берется и
куда
д е ва е т с я
мусор?
Уборка
школьного двора
1
Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Техника
безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении
задания. Наблюдение
5
Д е р е в ь я
и
птицы
т в о е г о
двора
1
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Засеем сажать
деревья? Как ухаживать ? что мы делали осенью для здоровья
деревьев?
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их
существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес,
птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы.
Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри), самых крупных
(страус, пингвин, индюк), самых быстрых и т.д. значение птиц в
жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки
можно соорудить для подкормки птиц зимой.
2
Я и мое
окружение
11
Теория – 9, практика - 2
6
Моя квартира,
моя семья
1
Светлая (солнечная, затемненная, теплая, холодная) квартира, цвет
обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов,
возможности проветривания, природные материалы в квартире,
внутреннее убранство, его назначение. Происхождение слова «семья»
(от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю,
дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные
цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по
ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить
мудрую заповедь «Почитай отца и мать, и будет тебе хорошо, и ты
будешь долго жить»
7
Соседи – жильцы 1
Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете.
Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение
традиций. Обычаи и традиции русского народа
8
Мой класс
1
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что
необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство
по классу
9
Создание уюта в
классной и
игровой комнате
1
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о
проделанной работе
10
Дом моей мечты 1
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
11
Комнатные
растения в
квартире, в классе
1
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия
содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом
приспособленности к условиям существования.
Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и
роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными
растениями
12
Уход за
комнатными
растениями
1
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка.
Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их
выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после
произведенных работ
13
Экскурсия в парк 1
14-15
Животные дома
2
Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных.
Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой?
Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при
содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения
их появления
16
Рассказы,
стихи,
п о с л о в и ц ы
о
домашних
животных
1
Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки
3
Гигиена
моего дома
4
Теория – 3, практика – 1
17
Уход за
квартирой
1
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция,
проветривание. Гигиена жилища
18
Гигиена
класса
1
Режим проветривания класса. Влажная уборка.
Дежурство. Уход за комнатными растениями
(опрыскивание, рыхление почвы, полив, притирание
листьев). Уход за домашними животными
19
Бытовые
приборы
квартире
1
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на
температуру и влажность воздуха в квартире, на
жизнедеятельность человека. Правила обращения с
газовой плитой. Составление списка бытовых
приборов в квартире, кто ими пользуется, правила
безопасности при их эксплуатации
20
Наша
одежда и
обувь
1
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение,
экологические и гигиенические требования, условия
содержания, уход
4
Вода – источник
жизни
9
Теория – 7, практика – 2
21
Вода в моем доме
и природе
1
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется?
Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит
вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
22
Экскурсия в парк
1
Наблюдение за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки
весны.
23
Весна в нашем
городе
1
Впечатления детей об экскурсии в парк. Описание весны
24
Экскурсия в парк
1
Наблюдения за почками на деревьях
25
Вода в жизни
растений
1
Как вода влияет на жизнь растений?
26
Вода в жизни
животного мира
1
Как влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
27
Вода и здоровье
человека
Приложение
1
Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда
расходуется, как выделяется из организма?
28
Личная гигиена
1
Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры. Градусник
для измерения температуры воды.
29
Как правильно
чистить зубы
1
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
5
Воздух и
здоровье
1
Теория – 1
30
Воздух и
здоровье
человека
1
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух,
которым мы дышим. Чистый и загрязненный
воздух. Какие загрязнители воздуха есть в
помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух
был чистым? Болезни органов дыхания. Что
делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма.
Знакомство с комплексом дыхательной
гимнастики.
6
Мой край
4
Теория – 3, практика - 1
31
Растительный
мир области
1
Многообразие растений области. Основные
экогруппы (растения степи, леса, поля, луга).
Красная книга области
32
Животный
мир области
1
Многообразие животных области. Особенности
жизни животных области
33
Исчезающие
растения и
животные
родного края
1
Знакомство с исчезающими растениями и
животными родного края, их уникальное значение и
необходимость соблюдения правил поведения с
ними. Причины исчезновения их и необходимость
защиты каждым человеком
34
Экскурсия в
музей
1
Растения и животные области
Список литературы для детей и родителей:
1.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2.
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
3.
Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 2012 г
4.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.:
2010г.
5.
Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. –
М.:Медицина,1985
6.
Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,1983