Автор: Вологжина Алевтина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ ИРМО "Марковская СОШ" Населённый пункт: р.п. Маркова, Иркутская область Наименование материала: конспект открытого урока обучения грамоте Тема: "Согласный твёрдый звук [ц]. Буквы Ц,ц" Раздел: начальное образование
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Место урока в теме:
Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по
данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру,
способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на
ранее
приобретённые
учащимися
знания
и
умения.
Отбор
материала
проходил
в
соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей,
исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался
принцип научности и доступности знаний.
Цели урока:
Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами
Ц, ц;
Формировать навык чтения;
Способствовать
развитию
фонематического
слуха,
конвергентного
мышления,
связной речи;
Задачи урока:
Обучающие:
уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких
согласных звуках;
продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом
ударный слог;
распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;
читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
развивать умение анализировать и обобщать;
развивать внимание, речь, логическое мышление;
способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
воспитывать аккуратность, желание трудиться.
Для организации урока было применено
оборудование:
Учебник «Азбука», часть 2 2011г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., компьютер,
проектор, экран, рисунки, доска, мел, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для
индивидуального чтения., тетрадь для печатания,
интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику, презентация на тему «Цирк».
На уроке были использованы методы:
словесные;
наглядные;
практические;
самостоятельная работа.
Формы познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
дифференцированная.
Образовательные технологии:
технология проблемного обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология здоровьесберегающего образования.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель.
Подготовить
учащихся
к
работе: обеспечить
внешнюю
благоприятную
обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Ребята, какое сейчас время года? Представьте, что вы находитесь на лесной полянке.
Настроение у всех очень хорошее. Зимний морозец пощипывает ваши щёчки, потрите их
кулачками. Подуйте на свои ручки, улыбнитесь друг другу. Займите свои места.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель.
Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в
учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы
дети
смогли
повторить
ранее
изученный
материал).
Подвести
учащихся
к
формулированию темы урока.
- А сейчас, ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы.
Посмотрите на них, вспомните все изученные буквы.
Я
предлагаю вам выполнить небольшое, но очень важное задание. На ваших партах лежат
листочки. И сейчас вам предстоит выполнить первое задание.
Внимательно слушайте моё утверждение и если вы со мной согласны, то в клеточке рисуйте
квадрат, если не согласны, рисуйте круг.
(Дети в технологических картах рисуют □, если согласны с утверждением учителя, и ○, если не
согласны)
Задание 1.
1. Буквы Б, В, Г – обозначают гласные звуки.
○
2. Буквы Ю, Я, Е, Ё – обозначают два звука, когда стоят в начале слова.
□
3. Буквы Бэ-Пэ, Дэ-Тэ, Жэ-Ша, Зэ-эС – обозначают парные согласные звуки.
□
Взаимопроверка:
○□□
Встаньте те, у кого есть всего 1 плюс:
Поприветствуем наших старателей! (аплодируем)
Встаньте те, у кого есть 2 плюса:
Поприветствуем наших исследователей! (аплодируем)
Встаньте те, у кого все 3 плюса:
Поприветствуем наших следопытов! (аплодируем)
Ребята, оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей. Это наши мудрецы.
(аплодируем)
Вот мы и в сборе, можем начинать!
Сегодня утром на эл. почту нашего класса пришло видео сообщение. Давайте внимательно его
посмотрим.
Видеофрагмент из мультфильма «Бюро находок»
3. Мотивационный момент. Постановка проблемы. Выход на тему
урока.
Цель.
Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация
идеи
педагогического
сотрудничества).
На
основе
активной
речемыслительной
деятельности ученики участвуют в целеполагании.
Учитель достаёт корзину и ставит на свой стол
Эту корзину отправили нам и попросили, найти хозяина. В корзине лежат яйца.
Ребята, а вы хотите найти хозяина этой корзины?
- Да!
Кому же она может принадлежать? Давайте предполОжим:
!!
Спросить детей фронтально 2-3 чел.
По этому вопросу поработали наши исследователи:
Вадим Перфильев
– Эта корзина может принадлежать кому угодно. Я нашёл информацию в Интернете, что все
птицы откладывают яйца. Это
может быть цапля, скворец, синица или может быть даже
пингвин и страус.
Коля Преин: - А я узнал из энциклопедии, что хозяином корзины может быть крокодил или
змея, потому, что эти животные тоже откладывают яйца, чтобы вывести потомство.
Наша задача, ребята найти настоящего хозяина корзины. Приступим к работе.
На слайде появляются слова
ЦАПЛЯ СКВОРЕЦ СИНИЦА СТРАУС
Ребята, посмотрите на экран и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
Значит, хозяином этой корзины не может быть страус.
Да
,
действительно
,
яйцо
страуса
довольно
большого
размера
и
весит
около
2
кг
.
Что объединяет остальные слова?
-Во всех этих словах есть новая буква.
Может быть, кто-то из вас уже может назвать тему урока?
- Тема нашего урока «Буквы Ц, ц»
Чем предстоит заниматься на уроке?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей.
4. Работа над новым материалом.
Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию
новых знаний.
Знакомство со звуком [ц]:
Произнесите ещё раз звук [ц]: Что вы заметили?
- Когда произносим звук Ц во рту встречается преграда.
Что вы можете предполОжить?
Этот звук – согласный.
Проверьте, он глухой или звонкий? Докажите!
- Глухой, звук [ ц ] - всегда твёрдый.
- как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Вывод: Буква Ц, обозначает звук [Ц] – он согласный, глухой, всегда твёрдый.
В Бюро находок обратился пингвин, он утверждает, что это его корзина.
Физкультминутка.
Цель.
Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач
урока.
Музыкальная пауза с ПИНГВИНАМИ.
Давайте выясним, может ли пингвин быть хозяином этой корзины.
(Скриншот страниц интернета, всё по щелчку)
Подвожу итог
(Значит, ребята и пингвин тоже не может быть хозяином этой корзины,
потому, что его яйцо крупнее и весит около 450 граммов)
Буква П (э) домой вернулась,
Раз-два-три, перевернулась,
Превратилась в букву Ц (э)
С ножкой маленькой в конце.
- На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
А сейчас, попробуйте из карандашей, которая лежит у вас на партах сконструировать
изученную нами букву.
Продолжаем расследование!
На
мой
телефон
пришло
смс
сообщение,
что
кто-то
обращался
в
Бюро
находок
за
корзиной.
Посмотрите на слова, которые записаны на доске
КРОКОДИЛ ЗАЯЦ ОВЦА ПЕСЕЦ
Ребята, какое слово здесь лишнее? Почему? Определите позицию нового звука в словах.
- Крокодил. В нём нет буквы Ц.
Значит
эта
корзина
не
принадлежит
крокодилу
,
т
.
к
.
крокодил
очень
бережно
относится
к
своему
потомству
и
откладывает
яйца
в
тёплый
песок
.
А мы возвращаемся к нашему исследованию. Поможет нам в этом учебник.
Откройте учебник по закладке стр. 51
Чтение по учебнику:
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ
- появилась буква «а» - прочитаем слог мы «ЦА»;
- прикатилась буква «о» - прочитаем слог мы «ЦО»; и т.д.
Прибежала, прискакала, прилетела, подоспела
Чтение слогов в учебнике(шёпотом, громко, медленно, быстро)
Дифференцированная работа:
Низкий уровень(жёлтые)
Средний уровень(голубые)
Высокий уровень(зелёные)
Дети, у которых листочки
жёлтыеработают по
подсказкам-рисункам,
составляют слова из слогов.
Составляют слова из слогов
без подсказок, используя
только слоги.
Самые смелые ребята
получают задания
потруднее, составляют
схемы слов на компьютере.
Ребята, прочитайте слова, которые у вас получились и попробуйте выбрать лишнее.
Змея, цветок, цепи.
Получается
,
что
змея
тоже
не
является
хозяйкой
корзины
,
потому
,
что
многие
змеи
поедают
свое
потомство
.
5. Закрепление пройденного и применение полученных знаний.
Ребята,
возможно
ещё
не
всё
потеряно
и
мы
сможем
найти
хозяина
корзины,
если
выполним следующее задание:
Работа в группе по 4:
Игра «Найди пару» (на карточке)
Задание 3.
Соедините стрелками слова близкие друг другу по значению.
юла
зима
яйцо
дети
снег
курица
Какую пару слов вы можете выделить? Почему, подумайте!
Итак, ребята, кому же может ещё принадлежать корзина?
Конечно-курице! Это очень трепетное, заботливое существо, давайте мы посадим нашу
курочку в корзинку. Сажу курицу на корзинку с яйцами.
А убедиться в этом нам поможет текст, который вы сейчас прочитаете.
Работа с текстом в технологической карте. Чтение текста про себя и вслух. (посчитайте
сколько букв ц встретились в тексте)
Стоял солнечный день.
У курицы появились цыплята.
Она назвала их ЦЫП и Цыпочка.
Цыплята были жёлтенькие, как солнышко.
Мама – курица привела цыплят на полянку.
Они рассматривали куст акации.
Мама – курица гордилась детьми.
Задаю детям вопросы по тексту:
Кто появился у курицы?
Как курица назвала цыплят?
На что они были похожи?
Как мама-курица относилась к своим детям?
Ну, что, ребята, нашли мы хозяйку корзины?
6. Итог урока (рефлексия).
- Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке ?
- Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей.
- Продолжите предложения:
Ответы детей:
Сегодня на уроке я узнал(а) ….
Сегодня на уроке я научился ….
Сегодня мне запомнилось ….
Значит
всё,
что
мы
запланировали
–
выполнили!Наши
задачи
достигнуты!
Ребята, если вы считаете, что у вас всё получалось на уроке, закрасьте яйцо зелёным
цветом, если у вас были трудности - жёлтым.
- Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен.
Слышится писк цыплят.
Ой, ребята, что это за звук?
У нашей курочки появились маленькие цыплята.
Получается, мы не зря трудились!