Напоминание

" Психологиеские аспекты педагогического артистизма"


Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ ДО ГДД(Ю)Т им. Н,К, Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: " Психологиеские аспекты педагогического артистизма"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.

Педагогика – это не только наука, но и

искусство, и, следовательно, человек,

отдающий себя целиком этой области,

должен быть "творцом". (Рачина Б.С.)

Современное образование ставит высокие требования перед педагогом

как

творческой

личностью,

способной

реализоваться

в

нестабильных

условиях современной действительности.

Наиболее

значимым

в

становлении

творческой

личности

является

развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной,

интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству

и

диалогу,

богатство

личностных

проявлений,

образности

постановки

и

решения

проблем,

одухотворенности,

ощущения

внутренней

свободы

и

артистизма.

В

данной

статье

будут

рассмотрены

некоторые

психологические

аспекты деятельности педагога-музыканта.

Проблема психических состояний педагога-музыканта и управления

ими как педагогической деятельности, так и исполнительской очень важна,

поскольку

физическая

раскрепощенность

(отсутствие

зажимов,

свобода

движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода

(отсутствие

страха,

свободное

изъявление

воли,

мысли,

чувства,

психическое

равновесие)

первое

исходное

условие

продуктивности

деятельности педагога.

Умение ориентироваться в своих психических состояниях, адекватно

их расценивать, управляя ими, при этом сохраняя свое психическое здоровье

и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности

трудно

переоценить

значение

этих

моментов

в

работе

педагога

-

музыканта.

Уверенность

в

себе

повышает

самоуважение,

приводит

к

желанию

совершенствоваться

над

собой,

и

приносит

признание

со

стороны

окружающих. И наоборот, негативное представление о себе, неадекватная

самооценка

могут

снизить

эффективность

профессионального

подхода

к

своей работе.

Устанавливают прочные эмоциональные контакты как со слушателями,

так

и

с

учениками

те

педагоги-музыканты,

которые

умеют

«сбросить

маску»,

активно

и

выразительно

проявлять

свои

чувства,

умеют

быть

непо средственными.

Чтобы научиться

сбрасывать

однообразные,

сковывающие маски, необходимо

овладеть

набором

ролей,

исполнять

их

непринужденно и гибко — в зависимости от того, с кем общаешься.

При этом педагог не может надеяться только на то, что каждый раз он

будет в ударе. Полезно

вспомнить,

что

советовал

в

этом

случае

актерам

К.С.

Станиславский:

«Как

уберечь

роль

от

перерождения,

от

духовного

омертвления, от самодержавной актерской набитой привычки

и

внешней

приученности» [6, 256]. Нужна какая-то духовная подготовка перед началом

творчества каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только

телесный, но, главным образом, и духовный туалет перед спектаклем [6,

403].

Психологическая

настройка

на

урок,

на

предстоящее

общение

с

у ч е н и к а м и ,

в о з н и к н о в е н и е

и

р е а л и з а ц и я

т а к

н а з ы в а е м о г о

коммуникативного вдохновения — сложный, но необходимый процесс. Он

определяется индивидуальностью

учителя,

особенностями

ученического

коллектива,

обстоятельствами

деятельности.

Возникнув

на

основе

психологической

установки

педагога,

его

отношения

к

педагогической

работе

в

момент

непосредственного

взаимодействия

с

учениками ,

вдохновение

зарождается,

развивается

и

укрепляется

через общение.

Самочувствие педагога зависит и от уровня его общей коммуникативной

культуры,

и,

главное,

от

степени

профессионально

-

педагогической

направленности

его

личности,

его

желания

"заражать",

"воспламенять",

вызывать эмоциональный отклик на искусство.

Творческое самочувствие — это такое душевное и телесное состояние

человека,

которое

благотворно

влияет

на

творческий

процесс.

При

этом

человек достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии

вдохновения.

Внешне,

со

стороны,

это

состояние

можно

увидеть

по

физической

подтянутости,

собранности, мобилизованности

сил

человека,

по особому блеску глаз.

Важнейшую

роль

в

управлении

творческим

самочувствием

играет

непосредственно

сам

процесс

общения.

Педагогу

необходимо

заранее

обдумать и выбрать внешние формы выражения своего эмоционального

отношения, соответствующие

материалу урока: соответствующие жесты,

мимику, интонацию. Размышляя над тем, как лучше и ярче воплотить в уроке

свои

мысли,

чувства,

учитель

проникается

атмосферой

предстоящей

деятельности, настраивается на нее, ощущает ее контуры, ищет средства

передачи своего эмоционального состояния [2, 124 — 125].

Процесс педагогического общения осложняется целым радом условий.

Наибольшие трудности вызывает атмосфера публичного общения. Многие

исследователи

отмечают,

что

общение

на

людях,

в

большой

аудитории

чрезвычайно

сложно

для

начинающих

и

невозможно

без

специальной

подготовки. Да и

людям, которым часто приходится выступать публично,

тоже свойственны определенные трудности.

Важным элементом управления творческим самочувствием педагога

является

его

мобилизация

непосредственно

перед

деятельностью,

преодоление нетворческого настроения. Ведь самое сложное искусство –

казаться безыскусным.

Ничто

так

не

мешает

естественности,

как

желание

казаться

естественным, поэтому перед уроком педагогу необходимо войти в пустой

класс, возможно, произнести несколько начальных фраз, войти в нужное

творческое состояние.

Поскольку самочувствие, психические состояния мало подвластны воле

и сознанию, надо отталкиваться не от них, а от логики метода физических

действий,

хорошо

описанных

еще

К.С.

Станиславским.

Сущность

этого

метода

в

выполнении

физических

действий,

которые

должны

соответствовать

определенным

эмоциональным

состояниям

и

способны

вызвать в человеке нужные эмоции. Действия всегда поддаются нашему

контролю и постепенно сосредотачивают внимание на работе, отвлекая от

посторонних воздействий, направляя в нужное творческое русло [5, 129].

Мощным подспорьем в деятельности педагога является такой прием

как самовнушение. Психологическая сущность данного приема заключается в

укреплении веры в свои силы, возможности и способности. Самовнушение

связано

с

огромной

концентрацией

психических

процессов,

а

именно:

внимания, воображения, памяти и мышления [2, 130]. Техника самовнушения

строится на аутогенной тренировке. Человек воздействует на себя с помощью

слов и мысленных образов.

Какие бы методы воздействия ни избрал педагог для регуляции своего

психиче ского

со стояния,

важно,

чтобы

они

помогали

ему

в

профессиональной деятельности. Ведь психологический аспект деятельности

педагога-музыканта — восприятие им жизненных явлений, разных видов

искусства, общей культуры, вопросы творческого переживания, вдохновения,

самочувствия — пожалуй, наиболее труднодоступный "уголок" внутреннего

мира столь яркой и творческой личности.

Список литературы

1.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и

исполнительство. — Л.:

Музыка, 1970. — 336 с.

2.

Булатова

О.С.

Педагогический

артистизм.

Учебное

пособие.

М:

Академия, 2001. — 240 с.

3.

Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень: Знание, 1992 — 67 с.

4.

Коган Г. У врат мастерства. — М.: Музыка, 1969. — 342 с.

5.

Станиславский К.С. Избранное. — М.: Искусство, 1986. — 237 с.

6.

Чехов М.А. О технике актера; Станиславский К.С. Работа актера над

собой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006 — 390 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники