Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ ДО ГДД(Ю)Т им. Н,К, Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: " Психологиеские аспекты педагогического артистизма"
Раздел: дополнительное образование
Психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.
Педагогика – это не только наука, но и
искусство, и, следовательно, человек,
отдающий себя целиком этой области,
должен быть "творцом". (Рачина Б.С.)
Современное образование ставит высокие требования перед педагогом
как
творческой
личностью,
способной
реализоваться
в
нестабильных
условиях современной действительности.
Наиболее
значимым
в
становлении
творческой
личности
является
развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной,
интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству
и
диалогу,
богатство
личностных
проявлений,
образности
постановки
и
решения
проблем,
одухотворенности,
ощущения
внутренней
свободы
и
артистизма.
В
данной
статье
будут
рассмотрены
некоторые
психологические
аспекты деятельности педагога-музыканта.
Проблема психических состояний педагога-музыканта и управления
ими как педагогической деятельности, так и исполнительской очень важна,
поскольку
физическая
раскрепощенность
(отсутствие
зажимов,
свобода
движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода
(отсутствие
страха,
свободное
изъявление
воли,
мысли,
чувства,
психическое
равновесие)
—
первое
исходное
условие
продуктивности
деятельности педагога.
Умение ориентироваться в своих психических состояниях, адекватно
их расценивать, управляя ими, при этом сохраняя свое психическое здоровье
и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности
–
трудно
переоценить
значение
этих
моментов
в
работе
педагога
-
музыканта.
Уверенность
в
себе
повышает
самоуважение,
приводит
к
желанию
совершенствоваться
над
собой,
и
приносит
признание
со
стороны
окружающих. И наоборот, негативное представление о себе, неадекватная
самооценка
могут
снизить
эффективность
профессионального
подхода
к
своей работе.
Устанавливают прочные эмоциональные контакты как со слушателями,
так
и
с
учениками
те
педагоги-музыканты,
которые
умеют
«сбросить
маску»,
активно
и
выразительно
проявлять
свои
чувства,
умеют
быть
непо средственными.
Чтобы научиться
сбрасывать
однообразные,
сковывающие маски, необходимо
овладеть
набором
ролей,
исполнять
их
непринужденно и гибко — в зависимости от того, с кем общаешься.
При этом педагог не может надеяться только на то, что каждый раз он
будет в ударе. Полезно
вспомнить,
что
советовал
в
этом
случае
актерам
К.С.
Станиславский:
«Как
уберечь
роль
от
перерождения,
от
духовного
омертвления, от самодержавной актерской набитой привычки
и
внешней
приученности» [6, 256]. Нужна какая-то духовная подготовка перед началом
творчества каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только
телесный, но, главным образом, и духовный туалет перед спектаклем [6,
403].
Психологическая
настройка
на
урок,
на
предстоящее
общение
с
у ч е н и к а м и ,
в о з н и к н о в е н и е
и
р е а л и з а ц и я
т а к
н а з ы в а е м о г о
коммуникативного вдохновения — сложный, но необходимый процесс. Он
определяется индивидуальностью
учителя,
особенностями
ученического
коллектива,
обстоятельствами
деятельности.
Возникнув
на
основе
психологической
установки
педагога,
его
отношения
к
педагогической
работе
в
момент
непосредственного
взаимодействия
с
учениками ,
вдохновение
зарождается,
развивается
и
укрепляется
через общение.
Самочувствие педагога зависит и от уровня его общей коммуникативной
культуры,
и,
главное,
от
степени
профессионально
-
педагогической
направленности
его
личности,
его
желания
"заражать",
"воспламенять",
вызывать эмоциональный отклик на искусство.
Творческое самочувствие — это такое душевное и телесное состояние
человека,
которое
благотворно
влияет
на
творческий
процесс.
При
этом
человек достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии
вдохновения.
Внешне,
со
стороны,
это
состояние
можно
увидеть
по
физической
подтянутости,
собранности, мобилизованности
сил
человека,
по особому блеску глаз.
Важнейшую
роль
в
управлении
творческим
самочувствием
играет
непосредственно
сам
процесс
общения.
Педагогу
необходимо
заранее
обдумать и выбрать внешние формы выражения своего эмоционального
отношения, соответствующие
материалу урока: соответствующие жесты,
мимику, интонацию. Размышляя над тем, как лучше и ярче воплотить в уроке
свои
мысли,
чувства,
учитель
проникается
атмосферой
предстоящей
деятельности, настраивается на нее, ощущает ее контуры, ищет средства
передачи своего эмоционального состояния [2, 124 — 125].
Процесс педагогического общения осложняется целым радом условий.
Наибольшие трудности вызывает атмосфера публичного общения. Многие
исследователи
отмечают,
что
общение
на
людях,
в
большой
аудитории
чрезвычайно
сложно
для
начинающих
и
невозможно
без
специальной
подготовки. Да и
людям, которым часто приходится выступать публично,
тоже свойственны определенные трудности.
Важным элементом управления творческим самочувствием педагога
является
его
мобилизация
непосредственно
перед
деятельностью,
преодоление нетворческого настроения. Ведь самое сложное искусство –
казаться безыскусным.
Ничто
так
не
мешает
естественности,
как
желание
казаться
естественным, поэтому перед уроком педагогу необходимо войти в пустой
класс, возможно, произнести несколько начальных фраз, войти в нужное
творческое состояние.
Поскольку самочувствие, психические состояния мало подвластны воле
и сознанию, надо отталкиваться не от них, а от логики метода физических
действий,
хорошо
описанных
еще
К.С.
Станиславским.
Сущность
этого
метода
–
в
выполнении
физических
действий,
которые
должны
соответствовать
определенным
эмоциональным
состояниям
и
способны
вызвать в человеке нужные эмоции. Действия всегда поддаются нашему
контролю и постепенно сосредотачивают внимание на работе, отвлекая от
посторонних воздействий, направляя в нужное творческое русло [5, 129].
Мощным подспорьем в деятельности педагога является такой прием
как самовнушение. Психологическая сущность данного приема заключается в
укреплении веры в свои силы, возможности и способности. Самовнушение
связано
с
огромной
концентрацией
психических
процессов,
а
именно:
внимания, воображения, памяти и мышления [2, 130]. Техника самовнушения
строится на аутогенной тренировке. Человек воздействует на себя с помощью
слов и мысленных образов.
Какие бы методы воздействия ни избрал педагог для регуляции своего
психиче ского
со стояния,
важно,
чтобы
они
помогали
ему
в
профессиональной деятельности. Ведь психологический аспект деятельности
педагога-музыканта — восприятие им жизненных явлений, разных видов
искусства, общей культуры, вопросы творческого переживания, вдохновения,
самочувствия — пожалуй, наиболее труднодоступный "уголок" внутреннего
мира столь яркой и творческой личности.
Список литературы
1.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и
исполнительство. — Л.:
Музыка, 1970. — 336 с.
2.
Булатова
О.С.
Педагогический
артистизм.
Учебное
пособие.
—
М:
Академия, 2001. — 240 с.
3.
Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень: Знание, 1992 — 67 с.
4.
Коган Г. У врат мастерства. — М.: Музыка, 1969. — 342 с.
5.
Станиславский К.С. Избранное. — М.: Искусство, 1986. — 237 с.
6.
Чехов М.А. О технике актера; Станиславский К.С. Работа актера над
собой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006 — 390 с.