Напоминание

Использование игровых технологии в начальной школе


Авторы: Егоркина Елена Григорьевна, Скиба Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологии в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Егоркина Е. Г.,

Скиба М.А.,

учителя начальных классов МАОУ СОШ № 7

Применение игровых технологий в начальной школе.

В данной статье раскрываются особенности применения

игровых технологий в начальной школе, рассматриваются

возможности игровых технологий в деле полноценного развития

сознания личности младшего школьника. Также дана

классификация дидактических игр. Применение игры на уроке даёт

возможность учителю выйти на новый, творческий уровень

взаимодействия с учащимися.

Ключевые слова: современные образовательные технологии,

игровые

технологии,

учебный

процесс,

дидактические

игры,

младший школьник, развитие личности.

“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому

важным

критерием

успешности

работы

учителя

становится

его

самообразование,

целью

которого

является

овладение

новыми

различными методами и формами преподавания.

Мы всегда задумываемся над тем, как поддержать у учащихся

интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении

всего

урока,

стараемся

отыскать

новые

эффективные

методы

обучения и такие методические приемы, которые активизировали

бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному

приобретению знаний.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего,

должна

способствовать

активизации

познавательной

сферы

обучающихся,

успешному

усвоению

учебного

материала

и

способствовать

психическому

развитию

ребенка. Активизация

познавательной

деятельности

учащихся

на

уроках,

развитие

любознательности

и

глубокого

познавательного

интереса

к

предмету успешно осуществляется через игровую деятельность.

Игровые технологии, мы считаем, являются одной из уникальных

форм

обучения,

которая

позволяет

сделать

интересным

и

увлекательным

работу

обучающихся

при

изучении

любого

предмета в начальной школе.

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает

достаточно

обширную

группу

методов

и

приёмов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Почему

особенно

в

первом

классе

необходимо

использовать

игровые технологии?

Сопровождая ребёнка в его дошкольном детстве, игра

продолжается и в школе. Но, осуществляя в предшкольный период

функцию подготовки к школе, она должна быть целенаправленно

подчинена

задачам

формирования

предпосылок

к

овладению

учебной деятельностью. В первом классе ребенок

постепенно

включается в учебную деятельность через игровые приемы.

Игра в младшем школьном возрасте – одна из ведущих

деятельностей детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует

физическому

и

духовному

здоровью,

является

источником

обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её

помощью

создаются

условия

для

развития

творче ских

способностей, всестороннего развития ребёнка.

Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным

мышлением,

и

именно

символическая

функция

игры

является

максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и

передача чувств.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое

место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое

серьёзное

дело.

В

игре

перед

детьми

раскрывается

мир,

раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не

может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра,

зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Самые большие возможности для развития учащихся

предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей

младшего школьного возраста. Психологи доказали:

-

в

игре

интенсивно

развивается

психика,

с

максимальной

эффективностью

работает

память,

мышление,

восприятие,

он

больше запоминает, чем просто выполняет задание. В условиях

игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игровая технология

строится

как

целостное

образование,

охватывающее

определенную

часть

учебного

процесса

и

объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой

сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,

помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных

элементов.

Использование игровых технологий на

уроках

создают

возможности эффективной организации взаимодействия педагога и

учащихся,

продуктивной

формы

их

общения

с

присущими

им

элементами

соревнования,

непосредственности,

неподдельного

интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные

возможности;

- в процессе игр учащиеся приобретают самые различные знания о

предметах и явлениях окружающего мира;

-

игра

развивает

детскую

наблюдательность

и

способность

определять

свойства

предметов,

выявлять

их

существенные

признаки;

- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

-

включение

в

урок

игр

и

игровых

моментов

делает

процесс

обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое

рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении

учебного материала;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается

та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес

учащихся к учебному предмету.

-

игры

оказывают

большое

влияние

на

умственное

развитие

учащихся,

совершенствуя

их

мышление,

внимание,

творческое

воображение.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи

игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средства

побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация

игровых

приемов

и

ситуаций

при

урочной

форме

занятий

происходит

по

таким

основным

направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой

задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный

материал используется в качестве ее средства.

На своих уроках мы используем различные виды игр:

индивидуальные,

парные,

групповые

и

общеклассные.

По

образовательным

задачам

бывают

игры,

изучающие

новый

материал, формирующие умения и навыки, и игры обобщающего

повторения,

контроля

знаний.

Применение

игровых

технологий

повышает прочность и качество знаний учащихся. Это возможно

благодаря

тому,

что

-

игры:

отбираются

и

конструируются

в

соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами

уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и

приёмами,

эффективными

при

изучении

нового

материала,

закрепления

или

повторения

изученного;

чётко

организуются;

соответствуют

интересам

и

познавательным

возможностям

учащихся;

В процессе игры у учащихся вырабатывается

целеустремленность, организованность, положительное отношение

к учебе.

Изученный в процессе игровой деятельности материал лучше

запоминается.

Это

объясняется,

прежде

всего,

тем,

что

в

игре

органически

сочетается

занимательность,

делающая

процесс

познания

доступным

и

увлекательным

для

школьников,

и

деятельность,

благодаря

участию

которой

в

процессе

обучения,

усвоение знаний и их закрепление, становится более качественным

и прочным.

Игровые технологии мы используем на любых этапах урока.

Они

занимают

обычно

10-15

минут

и

направлены

на

совершенствование

познавательных

способностей

учащихся,

являются

хорошим

средством

для

развития

познавательных

интересов,

сообразительности,

мышления,

внимания,

логики,

осмысления и закрепления учебного материала, применения его в

новых

ситуациях.

Это

разнообразные

викторины,

кроссворды,

ребусы, чайнворды, шарады, головоломки и загадки.

И г р о в ы е

т е х н о л о г и и

особенно

необходимо

в

обучении

и

воспитании

детей начальных классов. В

ней

удаётся

сконцентрировать

внимание

даже

с а м ы х

и н е р т н ы х

м а л е н ь к и х

школьников. Сначала они проявляют интерес только к игре, а затем

и

к

тому

учебному

материалу,

без

которого

игра

невозможна.

Постепенно у учащихся начальных классов пробуждается интерес и

к учебному предмету.

Считаем, что игра повышает познавательную активность учащихся,

так

как

она

способствует

лучшему

усвоению

и

осмыслению

учебного

м а т е р и а л а ,

з а к р е п л е н и ю

и

запоминанию

материала,

возбуждает

интерес

к

учебной

информации,

следовательно,

является

доступным средством

активизации

познавательной

деятельности учащихся и на уроках чтения.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи

игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство

побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Большая роль в приобщении детей к чтению лежит на уроках

чтения.

Включение в уроки дидактических игр, побуждает детей к тому,

что

они

проявляют

интерес

к

чтению

и

п о с л е

у р о к о в .

Дидактическая

игра

способствует

ответу

на

вопрос,

будет

ли

отношение читателя к

книге

активным

или

умеренно

пассивным.

П о с к о л ь к у

д е т и

неустанно стремятся к

движению и действию,

сидеть

неподвижно

на

месте

для

них

довольно

трудно.

Игра,

игровой элемент на уровне – это возможность такой организации

учебного

труда,

которая,

не

требуя

слишком

продолжительных

усилий, делает процесс обучения привлекательным. Групповая игра

имеет

воспитательное

значение

и

для

формирования

дружного

коллектива.

Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль,

ребёнок стремится приблизить её к этому. Воспроизводя типичные

ситуации

взаимоотношения

людей

в

социальном

мире,

ребёнок

подчиняет

свои

собственные

желания,

импульсы

и

действует

в

соответствии

с

социальными

образцами.

Это

помогает

ребёнку

постигать и учитывать нормы и правила поведения.

Естественное включение игры в учебную деятельность младших

школьников

преемственно

связывает

игровые

технологии

с

общепедагогическими. Педагогическая ценность игровых методов

и приёмов в том, что они развивают умственную активность и

познавательные

интересы

детей,

способствуют

обеспечению

осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий

в

одном

направлении,

развивают

самостоятельность

и

самодеятельность. Для педагога школы игра может стать одним из

инструментов

активизации

познавательных

способностей

учащихся, воспитание у них устойчивого интереса и потребности в

интеллектуальной

деятельности,

совершенствования

школьно-

значимых

психических

и

психофизиологических

функций,

успешности обучения в целом.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий,

темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширных технологий;

-

как

технологии

внеклассной

работы,

включает

достаточно

обширную группу методов и приёмов организации педагогического

процесса в форме дидактических игр.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи

игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство

побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

По определению игра – это вид деятельности человека, в

условиях

ситуации,

направленной

на

воссоздание

и

усвоение

общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется

самоуправление поведения.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия на ребёнка. В то

же время она является одним

и з

н и х

о б у ч а ю щ и х ,

которую

планирует

педагог,

другая

игровая,

ради

к о т о р о й

д е й с т в у ю т

учащиеся.

Важно,

чтобы

эти

цели

дополняли

друг

друга

и

обеспечивали усвоение программного материала.

Итак, в игре создаются такие условия, в которых ребёнок

получает возможность самостоятельно действовать в определённой

ситуации, приобретая собственный опыт, получает знания. Игра

позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном

материале

при

сохранении

эмоционального

положительного

отношения к заданию.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и

для формирования самостоятельности, положительного отношения

к

труду,

для

исправления

некоторых

отклонений

в

поведение

отдельных

детей

и

для

многого

другого.

Игра

оказывает

на

психическое развитие ребёнка, на становление его личности.

Список литературы:

1.

Н.Ф. Вапняр "Карточки с математическими заданиями для 1

класса трехлетней начальной школы, Москва "Просвещение", 1989.

2. Настольно-печатная игра "Логические таблицы". Автор Бурдина

С.В. Из серии игр "Забавы в картинках".

3. Настольно-печатная игра "Считаем и читаем". Автор Бурдина

С.В. Из серии игр "Забавы в картинках".

4.

Афанасьева

Е.Г.

«Игратека

письма

и

чтения»

Н.А.Зайцева

методическое пособие для педагогов и родителей Москва

5.

Дидактические

и

развивающие

игры

в

начальной

школе

.

Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С.

Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современная школа).

6.

Речь,

логика,

память,

внимание.

Воображение.

Игровые

и

обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. / Л.В. Мищенкова; худож.

Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ,

2009.-192с ил.

7.Развивающие

игры:

практическое

пособие

для

родителей,

учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н / Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.:

ил. – (Школа развития)

8. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва,

2005



В раздел образования