Напоминание

Комплексная программа по повышению уровня учебной мотивации учащихся начальных классов


Автор: Тамара Гавриловна Лимещенко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа №469"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Формирование мотивации учебной деятельности у учащихся как условие повышения качества обучения
Тема: Комплексная программа по повышению уровня учебной мотивации учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ КАК

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Комплексная программа по повышению уровня учебной мотивации

учащихся

начальных классов

Цель программы. Создать условия, направленные на повышение успеваемости и качества

знаний учащихся с низкими учебными возможностями и с учащимися,

имеющими высокую мотивацию обучения.

Задачи. 1. Создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.

2. Изучить особенности детей, имеющих низкую мотивацию к процессу

обучения, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и

повышения мотивации у учащихся.

4. Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

5. Сотрудничество учителя и ученика.

6. Гарантирование учащимся права на повышение оценки.

7. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Планируемые мероприятия

Дата

выполнения

Полученный результат

1

Формирование

банка

данных

учащихся

класса.

сентябрь

Анализ фактической ситуации.

2

Использование методик диагностики уровна

м о т и в а ц и и

и

а н а л и з

д а н н ы х

диагностических

процедур

с

целью

коррекции работы (анкета Н.Г. Лускановой

(1993).

сентябрь

А н а л и з

р е з у л ь т а т о в

диагностических

материалов.

В ы я в л е н и е

з а т р у д н е н и й ,

препятствующих

усво ению

у ч е б н о г о

м а т е р и а л а .

Обеспечение

дифференцированного подхода.

3

Формирование

банка

данных

о

семьях

учащихся.

август-

сентябрь

Своевременное

доведение

до

сведения родителей результатов

обучения учащихся.

4

Выявление

уровня

психологиче ского

комфорт а

учащихся

в

у ч е н и ч е с ком

коллективе.

в

т е ч е н и е

года

Психологическое

тестирование

(психолог школы) и его анализ.

5

Родительское

собрание

«круглый

стол».

Т е м а :

« У ч е б н а я

м о т и в а ц и я » .

Взаимодействие

семьи

и

школы

с

целью

организации

совместных

действий

для

успешности обучения учащихся.

октябрь

С о з д а н и е

б л а г о п р и я т н ы х

условий для учебы. Обеспечение

психологической

комфортности

учащимся в процессе обучения

( а т м о с ф е р а

о т к р ы т о с т и ,

взаимопонимания,

психологической

защищенности).Стимулирование

познавательной деятельности.

6

Обучение

в

соответствии

с

принципом

индивидуальности. Корреция содержания и

создание

условий,

с п о с о б с тву ющи х

адаптации

учащихся

«Группы

риска»

в

н о в ы х

у с л о в и я х .

Н о в и з н а ,

любознательность, разноуровневые задания,

в

течение

учебного

года

Повышение

психологической

м о т и в а ц и и

к

у ч е н и ю ,

м ы ш л е н и ю ,

в н и м а н и ю

у

учащихся,

развитию

памяти.

« С н и ж е н и е

у р о в н я

работа в разных режимах, взаимоконтроль,

самоконтроль

способствуют

развитию

познавательной потребности учащихся.

тревожности».

7

Обе спечение

учащихся

а л го р и т м ом

выполнения

письменных

заданий,

как

индивидуальных,

так

и

общих

классных

видов работ; работа с книгой по заданию

учителя, устного ответа.

в

т е ч е н и е

учебного

года

Создание

папок

для

каждого

ученика «НОТ школьника. ОУУ

и Н и предметные умения».

Формирование

механизмов

самообучения, мотивов учебной

деятельности.

8

Обеспечение

возможности

выполнения

д о м а ш н и х

з а д а н и й

в

р а м к а х

индивидуальных

занятий;

дополнительных

занятий.

в

т е ч е н и е

учебного

года

Ус в о е н и е

ф а к т и ч е с к о г о

материала, закрепление знаний и

навыков, полученных на уроке.

Спо собно сть

ф о рм и р о ват ь

прилежание, самостоятельность,

усвоение

знаний

в

системе,

применение знаний.

9

Определение

личностных

интересов

и

увлечений учащихся через дополнительное

образование, кружки, секции в соответствии

с

индивидуальными

способностями

и

склонностями.

октябрь -

ноябрь

Предоставляется

возможность

для

разностороннего

развития,

направленного

на

изменение

м о т и в а ц и и

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

р а з в и т и е

творческой личности, способной

к самовыражению.

10

Вовлекать

учащихся

во

внеклассные

и

в н е ш ко л ь н ы е

к у л ь т у р н о - м а с с о в ы е

мероприятия с момента проявления таланта.

в

т е ч е н и е

года

Организация досуга учащихся в

рамках

работы

школы

через

кружки,

секции.

Обеспечение

в о з м о ж н о с т е й

д л я

самореализации учащихся.

11

Использовать разные виды творческих работ

с

учётом

жизненного

опыта

детей

и

имеющегося

материала.

Наприме.

К

250-

летию писателя-баснописца И.А.Крылова «В

творческой мастерской любимого писателя»;

ноябрь

Оживляет

п о з н а ват е л ь н ы й

п р о ц е с с ,

а к т и в и з и р у е т

п о з н а ю щ у ю

л и ч н о с т ь

и

формирует

её.

В

творчестве

осуществляются

самовыражение,

самораскрытие

личности ребёнка.

12

Вести

исследовательскую

деятельность

с

учетом

интересов

учащихся.

Например.

Работа

над

проектом

«Всем

знакомая

н е з н а ко м к а » .

Ц е л ь

и с с л е д о в а н и я :

«Проследить за образом Бабы Яги, выяснить

положительным

или

от рицат е льны м

персонажем

сказок

является

Баба

Яга».

Защита проекта.

ф е в р а л ь

-

март

Р а з в и т и е

с п о с о б н о с т и

к

исследованию.

Расширение

возможности

проявить

себя

и

свои

спо собно сти

в

ход е

взаимодействия

с

каждым

из

участников

группы.

Развитие

коммуникативных навыков.

13

Участие в школьных и городских конкурсах:

«Краски и звуки стихов о природе», «Елка

своими

руками»,

коллаж

« Гр и б ы » ,

математический

КВН

«Дорогу

осилит

идущий, а математику – мыслящий»; КВН

«В стране Читалии»; «Знатоки естественных

наук»;

«Путешествие

по

стране

«Русский

язык».

в

т е ч е н и е

года

Создание

ситуации

успеха.

Взаимодействие, взаимопомощь.

Поощрение.

Приобретение

уверенности

в

своих силах.

Стимулирование

языкового общения.

14

Применение

разноуровневых

заданий,

тестов, контрольных работ.

Наблюдение за деятельностью учащихся с

повышенными учебными

способностями

на

уроках,

фиксация

плотности

деятельности,

особенностей

учебной работы.

в

т е ч е н и е

года

Мотивация успеха.

У ч а с т и е

в

п р е д м е т н ы х

олимпиадах разного уровня.

15

Создание условий для развития социальной

компетентности, формирование механизмов

самовоспитания.

Организация

внеклассной

работы

по

приобщению

учащихся

к

материальным

ценностям

и

духовной

культуре общества.

в

т е ч е н и е

года

В о з м о ж н о с т ь

п о с е щ е н и я

учащимися

экскурсий,

театров.

Усвоение

общечеловеческих

норм и ценностей.



В раздел образования