Автор: Тамара Гавриловна Лимещенко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа №469"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Формирование мотивации учебной деятельности у учащихся как условие повышения качества обучения
Тема: Комплексная программа по повышению уровня учебной мотивации учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ КАК
УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Комплексная программа по повышению уровня учебной мотивации
учащихся
начальных классов
Цель программы. Создать условия, направленные на повышение успеваемости и качества
знаний учащихся с низкими учебными возможностями и с учащимися,
имеющими высокую мотивацию обучения.
Задачи. 1. Создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.
2. Изучить особенности детей, имеющих низкую мотивацию к процессу
обучения, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и
повышения мотивации у учащихся.
4. Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
5. Сотрудничество учителя и ученика.
6. Гарантирование учащимся права на повышение оценки.
7. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
№
Планируемые мероприятия
Дата
выполнения
Полученный результат
1
Формирование
банка
данных
учащихся
класса.
сентябрь
Анализ фактической ситуации.
2
Использование методик диагностики уровна
м о т и в а ц и и
и
а н а л и з
д а н н ы х
диагностических
процедур
с
целью
коррекции работы (анкета Н.Г. Лускановой
(1993).
сентябрь
А н а л и з
р е з у л ь т а т о в
диагностических
материалов.
В ы я в л е н и е
з а т р у д н е н и й ,
препятствующих
усво ению
у ч е б н о г о
м а т е р и а л а .
Обеспечение
дифференцированного подхода.
3
Формирование
банка
данных
о
семьях
учащихся.
август-
сентябрь
Своевременное
доведение
до
сведения родителей результатов
обучения учащихся.
4
Выявление
уровня
психологиче ского
комфорт а
учащихся
в
у ч е н и ч е с ком
коллективе.
в
т е ч е н и е
года
Психологическое
тестирование
(психолог школы) и его анализ.
5
Родительское
собрание
«круглый
стол».
Т е м а :
« У ч е б н а я
м о т и в а ц и я » .
Взаимодействие
семьи
и
школы
с
целью
организации
совместных
действий
для
успешности обучения учащихся.
октябрь
С о з д а н и е
б л а г о п р и я т н ы х
условий для учебы. Обеспечение
психологической
комфортности
учащимся в процессе обучения
( а т м о с ф е р а
о т к р ы т о с т и ,
взаимопонимания,
психологической
защищенности).Стимулирование
познавательной деятельности.
6
Обучение
в
соответствии
с
принципом
индивидуальности. Корреция содержания и
создание
условий,
с п о с о б с тву ющи х
адаптации
учащихся
«Группы
риска»
в
н о в ы х
у с л о в и я х .
Н о в и з н а ,
любознательность, разноуровневые задания,
в
течение
учебного
года
Повышение
психологической
м о т и в а ц и и
к
у ч е н и ю ,
м ы ш л е н и ю ,
в н и м а н и ю
у
учащихся,
развитию
памяти.
« С н и ж е н и е
у р о в н я
работа в разных режимах, взаимоконтроль,
самоконтроль
способствуют
развитию
познавательной потребности учащихся.
тревожности».
7
Обе спечение
учащихся
а л го р и т м ом
выполнения
письменных
заданий,
как
индивидуальных,
так
и
общих
классных
видов работ; работа с книгой по заданию
учителя, устного ответа.
в
т е ч е н и е
учебного
года
Создание
папок
для
каждого
ученика «НОТ школьника. ОУУ
и Н и предметные умения».
Формирование
механизмов
самообучения, мотивов учебной
деятельности.
8
Обеспечение
возможности
выполнения
д о м а ш н и х
з а д а н и й
в
р а м к а х
индивидуальных
занятий;
дополнительных
занятий.
в
т е ч е н и е
учебного
года
Ус в о е н и е
ф а к т и ч е с к о г о
материала, закрепление знаний и
навыков, полученных на уроке.
Спо собно сть
ф о рм и р о ват ь
прилежание, самостоятельность,
усвоение
знаний
в
системе,
применение знаний.
9
Определение
личностных
интересов
и
увлечений учащихся через дополнительное
образование, кружки, секции в соответствии
с
индивидуальными
способностями
и
склонностями.
октябрь -
ноябрь
Предоставляется
возможность
для
разностороннего
развития,
направленного
на
изменение
м о т и в а ц и и
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
р а з в и т и е
творческой личности, способной
к самовыражению.
10
Вовлекать
учащихся
во
внеклассные
и
в н е ш ко л ь н ы е
к у л ь т у р н о - м а с с о в ы е
мероприятия с момента проявления таланта.
в
т е ч е н и е
года
Организация досуга учащихся в
рамках
работы
школы
через
кружки,
секции.
Обеспечение
в о з м о ж н о с т е й
д л я
самореализации учащихся.
11
Использовать разные виды творческих работ
с
учётом
жизненного
опыта
детей
и
имеющегося
материала.
Наприме.
К
250-
летию писателя-баснописца И.А.Крылова «В
творческой мастерской любимого писателя»;
ноябрь
Оживляет
п о з н а ват е л ь н ы й
п р о ц е с с ,
а к т и в и з и р у е т
п о з н а ю щ у ю
л и ч н о с т ь
и
формирует
её.
В
творчестве
осуществляются
самовыражение,
самораскрытие
личности ребёнка.
12
Вести
исследовательскую
деятельность
с
учетом
интересов
учащихся.
Например.
Работа
над
проектом
«Всем
знакомая
н е з н а ко м к а » .
Ц е л ь
и с с л е д о в а н и я :
«Проследить за образом Бабы Яги, выяснить
положительным
или
от рицат е льны м
персонажем
сказок
является
Баба
Яга».
Защита проекта.
ф е в р а л ь
-
март
Р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
к
исследованию.
Расширение
возможности
проявить
себя
и
свои
спо собно сти
в
ход е
взаимодействия
с
каждым
из
участников
группы.
Развитие
коммуникативных навыков.
13
Участие в школьных и городских конкурсах:
«Краски и звуки стихов о природе», «Елка
своими
руками»,
коллаж
« Гр и б ы » ,
математический
КВН
«Дорогу
осилит
идущий, а математику – мыслящий»; КВН
«В стране Читалии»; «Знатоки естественных
наук»;
«Путешествие
по
стране
«Русский
язык».
в
т е ч е н и е
года
Создание
ситуации
успеха.
Взаимодействие, взаимопомощь.
Поощрение.
Приобретение
уверенности
в
своих силах.
Стимулирование
языкового общения.
14
Применение
разноуровневых
заданий,
тестов, контрольных работ.
Наблюдение за деятельностью учащихся с
повышенными учебными
способностями
на
уроках,
фиксация
плотности
деятельности,
особенностей
учебной работы.
в
т е ч е н и е
года
Мотивация успеха.
У ч а с т и е
в
п р е д м е т н ы х
олимпиадах разного уровня.
15
Создание условий для развития социальной
компетентности, формирование механизмов
самовоспитания.
Организация
внеклассной
работы
по
приобщению
учащихся
к
материальным
ценностям
и
духовной
культуре общества.
в
т е ч е н и е
года
В о з м о ж н о с т ь
п о с е щ е н и я
учащимися
экскурсий,
театров.
Усвоение
общечеловеческих
норм и ценностей.