Автор: Никитина Елена Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Окружающий социальный мир 4 класс
Раздел: начальное образование
Министерство образования Омской области
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа-интернат №19»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
Для обучающегося 2 класса.
Реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с
Адаптированное основной общеобразовательной программой общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) на 2018-2019 учебный год.
Составитель: Никитина Е.А.
г. Омск, 2018
Человек и общество
Окружающий социальный мир
Актуальность:
обучение
детей
жизни
в
обществе
включает
формирование
представлений
об
окружающем
социальном
мире
и
умений
ориентироваться
в
нем,
включаться
в
социальные
отношения.
В
силу
различных
особенностей
физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в
осознании
социальных
явлений.
В
связи
с
этим
программа
учебного
предмета
«Окружающий
социальный
мир»
позволяет
планомерно
формировать
осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь
общества.
Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и
предметном
мире,
а
также
умения
соблюдать
элементарные
правила
поведения
в
социальной среде.
Задачи:
1.Развивать представления о мире, созданном руками человека
2.Развивать
представления
об
окружающих
людях:
овладение
первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
3.Развивать межличностных и групповых отношений.
4.Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
Сформировать:
- интерес к объектам, созданным человеком.
- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда и др.), о транспорте и т.д.
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме.
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.).
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
-
умение
соблюдать
правила
поведения
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности,
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками,
выбирая
адекватную
дистанцию
и
формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
- представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
-
использование
простейших
эстетических
ориентиров/эталонов
о
внешнем
виде,
на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения
программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Окружающий
социальный мир» во 2 классе в количестве 34 часа в год (1 часа в неделю).
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
год
8 недель
8 недель
10 недель
8 недель
34 недель
8 часов
8 часов
10 часов
8 часов
34 часа
Содержание предмета
Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими
разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор»,
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание (соблюдение) правил поведения в школе. Знание
(соблюдение)
распорядка
школьного
дня.
Узнавание
(различение)
школьных
принадлежностей:
школьная
доска,
парта,
мел,
ранец,
учебник,
тетрадь,
дневник,
карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом
для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как
члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Квартира, дом
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание
(различение)
топов
домов
(одноэтажный,
многоэтажный),
каменный
(деревянный), городской (сельский (дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме ( чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение
правил
пользования
лифтом:
ждать
закрытия
и
открытия
дверей,
нажимать на кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: на
заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать проводу и да.
Соблюдение
правил
пользования
домофоном,
постовым
ящиком,
замком.
Узнавание
(различение)
помещений
квартиры
(комната
(спальная,
детская,
гостиная),
прихожая,
кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений
квартиры.
Сообщение
своего
домашнего
адреса
(город,
улица,
номер
дома,
номер
квартиры).Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров
для мусора, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),
канализация ( вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы,
вентиль, раковина), электроснабжение ( розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение
правил
безопасности
и
поведения
во
время
аварийной
ситуации
в
доме.
Узнавание
(различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих
в доме. Представление о вреде который наносят вредные насекомые. Знание (соблюдение
правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды:
тарелка,
стакан,
кружка,
ложка,
вилка,
нож,
кастрюля,
сковорода,
чайник,
половник.
Узнавание
(различение)
часов
(механические
(настенные,
наручные),
электронные
(настенные, наручные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная).
Календарно – тематический план
№
Тема
Задачи
Основные
виды
деятельност
Словарь
Час
ы
Сро
ки
Фактиче
ские
сроки
и
I четверть – 8 ч.
1
.
Знание
названия,
номера и
адреса
школы
Систематизир
овать знания
о названии
школы,
адреса.
Учить и
записывать
название и
адрес школы
в дневник.
Адаптивна
я школа-
интернат
№19. Г
Омск, 18
Амурская
1.
1
2
Ориентация
в классе, в
помещении
школы
Повторить
полученные
знания
Экскурсия по
школе
Класс,
столовая,
фойе,
коридор,
спортивны
й зал,
раздевалка
1
3
Распорядок
школьного
дня
Изучить
распорядок
школьного
дня
Систематизир
овать знания.
Соблюдение
распорядка
Завтрак,
урок,
перемена,
обед,
прогулка
1
4
Соблюдение
правил
поведения
Научится
соблюдать
правила
поведения в
школе
Изучение
правил
поведения в
школе
Можно..
Нельзя…
1
5
Представлен
ие о
профессиях
людей,
работающих
в школе
Сформироват
ь
представлени
е о
профессиях
людей,
работающих
в школе
Познакомится
с людьми
работающие в
школе
Директор,
завуч,
учитель,
воспитател
ь,
психолог,
повар, мед.
Сестра…
1
6
Представлен
ие о
школьных
принадлежн
остях
Сформироват
ь
представлени
е о школьных
принадлежно
стях
Знать
названия и
область
применения
школьных
принадлежно
стей
Ручка,
карандаш,
цветные
карандаши
, тетрадь,
учебник,
альбом,
краски,
кисточки
…
1
II четверть – 8 ч
7
Места
общего
пользования
в доме
Сформироват
ь
представлени
е о местах
общего
пользования
дома
Называть и
показывать
Чердак,
подвал,
подъезд,
лестнична
я
площадка,
лифт
1
8
Помещения
квартиры
Сформироват
ь
представлени
е о
помещениях
квартиры
Называть и
показывать
Коридор,
спальня,
гостиная,
туалет,
ванная,
кухня…
1
9
Предметы
мебели
Сформироват
ь
представлени
е о мебели и
ее назначении
Называть и
показывать
Стол, стул,
диван,
кресло,
шкаф…
2
1
0
Предметы
посуды для
сервировки
стола
Сформироват
ь
представлени
е о посуде для
сервировки
стола
Показывать
картинки и
соотносить их
с названиями
Вилка,
ложка,
нож,
тарелка,
стакан,
кружка,
2
1
1
Предметы
посуды для
приготовлен
ия пищи
Сформироват
ь
представлени
е о посуде для
приготовлени
и пищи
Показывать
картинки и
соотносить их
с названиями
Кастрюля,
сковорода,
нож,
разделочна
я доска,
поварежка
…
2
III четверть – 16ч
1
2
Электропри
боры
Сформироват
ь
представлени
е об
электроприбо
рах
Показывать
на картинках
и называть их
Пылесос,
стиральная
машинка,
чайник,
вентилято
р,
микроволн
овая
печь…
2
1
3
Представлен
ие о часах
Сформироват
ь
представлени
е о часах
Показывать
на картинках
и называть их
Часы,
настенные,
ручные,
будильник
…
2
1
4
Представлен
ие о резине
Сформироват
ь
представлени
е о резине
Изучение
свойств и
демонстрация
наглядного
материала
Резина
1
1
5
Предметы из
резины
Изучить
предметы из
резины
Демонстраци
я наглядного
материала
Колеса…
2
1
6
Свойства
металла
Учить
свойства и
предметы
изготовленны
е из металла
Изучение
свойств и
демонстрация
наглядного
материала
прочность,
твёрдость
– трудно
сломать,
тонет в
1
воде
ведро,
игла,
кастрюля
1
7
Предметы
изготовленн
ые из
металла
Изучить
предмета из
металла
Демонстраци
я наглядного
материала
2
1
8
Транспорт
Учить
название
транспорта и
его виды
Демонстраци
я наглядного
материала
автобус,
троллейбу
с, трамвай,
маршрутн
ое такси
пожарная
машина,
полицейск
ая машина,
скорая
помощь
2
1
9
Виды
транспорта
Распределить
транспорт по
видам
Наземный,
воздушны
й, водный,
специальн
ый
2
2
0
Правила
пользования
транспортом
Научить
правилам
пользования
транспортом
Изучить
правила
пользования
транспортом
Можно,
нельзя..
2
IV четверть – 8 ч
2
1
Наземный,
воздушные
транспорт
Систематизир
овать знания
Распределени
е транспорта
на
воздушный и
наземный
транспорт.
рисование
Машина,
вертолет,
самолет…
2
2
2
Профессии
людей,
работающих
на
транспорте
Изучить
профессия
людей,
работающих
на траспорте
Изучить
название
профессий
Водитель,
стюардесс
а, пилот…
2
2
3
Общественн
ый
транспорт
Систематизир
овать знания
Изучить
транспорт
относящийся
к
общественно
му
Автобус,
трамвай,
троллейбу
с, поезд,
электричка
…
2
2
4
Соблюдение
правил
пользования
Учить
правила
Демонстраци
я наглядного
Нельзя
Запрещено
2
общественн
ым
транспортом
безопасности
пользования
общественны
м
транспортом
материала
Внимание