Напоминание

Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация" 3 класс


Автор: Никитина Елена Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа–интерна 19"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация" 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования Омской области

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа-интернат №19»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

Для обучающегося 2 класса.

Реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированное основной общеобразовательной

программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) на 2018-2019 учебный год.

Составитель: Никитина Е.А.

г. Омск, 2018

Речевая практика

Пояснительная записка.

Актуальность: у ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями, не

владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психического и

интеллектуальное развитие.

Уровень речевого развития позволяет нам взять за основу коррекционный курс «Речевая практика»

Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики школьников с

нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы

коммуникации

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» по

редакцией И. М. Бгажноковой (раздел «Русский язык», авторы А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, Э. В. Якубовская) – Москва «Просвещение»,

2011 год.

Цель: преодолеть несовершенство речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы

коммуникации

Задачи:

-способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

-коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

-формировать выразительную сторону речи

-воспитывать культуру речевого общения.

Основные направления коррекционной работы

- развитие слухового восприятия

- развитие зрительного и пространственного восприятия;

- развитие пространственной ориентировки;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- развитие устной речи и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Возможные (ожидаемые) результаты обучения:

- выполнять по словесной инструкции учителя действия., повторяющиеся каждый день

-называть предметы и соотносить их с картинками

-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям

-сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

-выполнять задания по словесной инструкции

-соблюдать правила речевого этикета при встрче и прощании

-умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построения речевого высказывания

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и

ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые

(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к

сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в

речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …»,

«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).

Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты

приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,

«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость

дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы

при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по

имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы

«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на

поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,

обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,

«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я

слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому

человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …»,

«Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»),

благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др.

как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя

(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка

извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.

Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных

местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной

ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут

быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Духовно-нравственное развитие обучающегося в процессе освоения предмета.

Урок – место разнообразных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. Здесь ребенок

учится работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать учителя, сопоставлять свои знания со

знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в

процессе обучения. Воспитание средствами русского языка как учебного предмета основывается на реализации предусмотренных в

содержании образования видов деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека

*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого

пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на

природе;

*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

*бережное, гуманное отношение ко всему живому;

*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание)

*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

*формирование элементарных представлений о красоте;

*формирование умения видеть красоту природы и человека;

*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение

коррекционного курса «Речевая практика» в 1 классе в количестве 68 часов в год (2 часа в неделю).

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

8 недель

8 недель

10 недель

8 недель

34 недель

16 часов

16 часов

20 часов

16 часов

68 часов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Речевая практика»

Личностные

результаты

1) сформированность уважительного отношения к иному мнению;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося.

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей;

9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному отношению к материальным ценностям.

10) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя

соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Базовые учебные действия, формируемые у младшего школьника, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного

обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,

которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него

уровне.

Содержание коррекционных занятий.

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных

действиях.

Прослушивание

и

выполнение

инструкций,

записанных

на

аудионосители.

Чтение

и

выполнение

словесных

инструкций,

предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному

тексту, пересказ.

Дикция

и

выразительность

речи. Развитие

артикуляционной

моторики.

Формирование

правильного

речевого

дыхания.

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама,

письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и

ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые

(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к

сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в

речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это

…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или

сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,

«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).

Недопустимость

дублирования

этикетных

формул,

использованных

невоспитанными

взрослыми.

Развертывание

формул

с

помощью

обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и

др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения

по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы

«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные

реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи

(гудки,

обращения

автоответчика

сотовой

связи).

Выражение

просьбы

позвать

к

телефону

(«Позовите

пожалуйста

…»,

«Попросите

пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата

«алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому

человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,

…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …

имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень

рада»

и

др.

как

мотивировка

благодарности.

Ответные

реплики

на

поздравление,

пожелание

(«Спасибо

за

поздравление»,

«Я

тоже

поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка

извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.

Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я

за

порогом

дома»

(покупка,

поездка

в

транспорте,

обращение

за

помощью

т.ч.

в

экстренной

ситуации),

поведение

в

общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной

ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут

быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Учебно – календарный план

Тема

Задачи

Основные виды деятельности

Словарь

часы

сроки

Фактич

еские

сроки

I четверть – 16 часов

1

Моя малая Родина.

Познакомиться с

понятием Родина

и малая родина

Уметь выполнять задания по словесной

инструкции учителя.

1

2

Добро пожаловать!

Работать с

информацией

(понимать

изображение, устное

высказывание).

Поздравлять с началом учебного года.

Приветствовать и прощаться в школе и

дома. Употреблять слова здравствуйте,

доброе утро, до свидания. Произносить

ответные реплики в типовом диалоге.

1

3

У нас новая

ученица

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материале

Выполнять инструкции по заданию

учителя (организационные инструкции).

Употреблять слова здравствуйте, доброе

утро, до свидания. Знать правила

поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» Прослушивание

песни «Улыбка» В. Шаинского

1

4

Кто нас лечит и

кормит

Выделять

существенные, общие и

отличительные

свойства предметов;

точку

Конструировать реплики по теме.

Развивать умения участвовать в

вопросно-ответном диалоге.

Расширять представления о правилах

поведения при знакомстве.

Игра «Дополни предложение»

1

5

Правила для

школьника.

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материале.

Конструировать реплики по теме.

Развивать умения участвовать в

вопросно-ответном диалоге. Расширять

представления о правилах поведения

при знакомстве.

Игра «Дополни предложение» по

1

условно-графическим схемам.

Проигрывать диалоги знакомства

игрушек

6

Дежурим с другом

(подругой)

Пользоваться

знаками,

символами, предметами

– заместителями.

Слушать песню «Мы дежурные».

Закреплять умение строить

высказывание-просьбу и отвечать на

просьбу согласием или отказом.

Проигрывать диалоги между ребёнком

и учителем с использованием

соответствующей мимики, силы голоса,

жестов.

Уточнять обязанности дежурного.

1

7

«Ура! Перемена!»

Выделять

существенные, общие и

отличительные

свойства предметов.

Читать стихотворение «Перемена»э

Обсуждать ситуации по вопросам

учителя.

Познакомиться с основными правилами

поведения на перемене.

1

8

Истории о лете

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материал

Отгадывать загадки о лете

Моделировать диалоги на основе

изображенной на картинке ситуации

Познакомиться с правилами участия в

полилоге.

Игра «Рассказ по кругу».

1

9

«Игрушки»

Выделять

существенные, общие и

отличительные

свойства предметов.

Разучивать чистоговорки То-то-то – у

Антона лото.

Обогащать лексический запас

учащегося словами, называющими

1

игрушки, их основные признаки и

действия с ними.

Составлять предложения об игрушках,

изображенных на картинке, по образцу,

данному учителем

10

«Игрушки»

Выделять

существенные, общие и

отличительные

свойства предметов.

Обогащать лексический запас

учащегося словами, называющими

игрушки, их основные признаки и

действия с ними.

Составлять предложения об игрушках,

изображенных на картинке, по образцу,

данному учителем

1

11

«Игрушки»

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материале.

Читать стихотворение А. Барто «Я

люблю свою лошадку»

Описывать игрушки по картинно-

графическому плану.

Игра «Назови ласково».

Игра «Отгадай мою игрушку».

1

12

«Моя любимая

игрушка»

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материале

Описывать игрушки по картинно-

графическому плану.

Игра «Назови ласково».

Игра «Отгадай мою игрушку».

1

13

«Магазин

игрушек»

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

ма га з ине

и г р у ш е к .

Расширять

словарный

запас

Конструировать возможные диалоги

между продавцом и покупателями в

магазине «Игрушки» с опорой на

содержание картинки.

Перенести полученные знания о

1

ситуации «Покупка в магазине» в новые

условия.

Повторять основные правила поведения

в магазине.

Ролевая игра «Магазин игрушек».

14

«Магазин

игрушек»

Перенести полученные знания о

ситуации «Покупка в магазине» в новые

условия.

Повторять основные правила поведения

в магазине.

Ролевая игра «Магазин игрушек».

1

15

«Уложим куклу

спать»

Активизировать в

словарном запасе

ученика выражения,

традиционные в

ситуации перед сном.

Слушать стихотворение Ю. Горея

«Колыбельная».

Выполнять игровые действия в

соответствии с текстом. Выполнять

тренировочные упражнения в

произнесении пожеланий перед сном

спокойным голосом с ласковой

интонацией.

Формировать у учащегося умение

давать отчеты о выполняемых

действиях. Ролевая игра «Уложи куклу

спать».

1

16

«Мы уже не

малыши»

Пользоваться

знаками,

символами, предметами

– заместителями.

Читать стихотворение А. Барто «Я

выросла».

Называть игрушки и учебные вещи,

классифицировать с использованием

обобщающего слова. Составлять

предложения «Где что находится?»,

1

«Какие предметы не на своём месте»,

«Что положу в портфель», «Куда уберу

игрушки». Беседовать о бережном

отношении к вещам. Составлять

высказывания по условным схемам

«Куда нужно убрать вещи (игрушки и

учебные принадлежности).

Выявлять умения рассказывать о

предстоящей и выполненной работе,

проводить простую классификацию

(игрушки – учебные вещи), строить

предложения по вопросам, использовать

предлоги (в, на, под).

II четверть – 16 часов

17

Знакомство со

сказкой «Три

медведя»

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материале.

Разучивать чистоговорки.

Познакомиться с русской народной

сказкой «Три медведя».Продолжать

формировать представления ребёнка о

правилах поведения при знакомстве.

Выкладывать картинки в правильной

сюжетной последовательности.

1

18

Инсценировка

сказки «Три

медведя»

Выделять

существенные, общие и

отличительные

свойства предметов.

Рассказывать сказки.

Инсценировать сказки с

использованием элементов костюмов.

Развивать интонационные и жестово-

мимические умения ребёнка в процессе

инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка» с

привлечением личного опыта

учащегося.

1

19

Знакомство со

сказкой «Три

поросенка»

Пользоваться

знаками,

символами, предметами

– заместителями.

Выбирать из нескольких, близких по

содержанию картинок, той, которая

соответствует услышанной сказке.

Познакомиться со сказкой «Три

поросенка».

Формировать навыки взаимопомощи на

примере героев сказки.

Выкладывать изображения персонажей

сказки на парте после ответа на вопрос

учителя «Кто из чего построил домик?»

1

20

Инсценировка

сказки «Три

поросенка»

Пользоваться

знаками,

символами, предметами

– заместителями.

Прослушивать аудиозапись сказки «Три

поросенка». Инсценировать сказку и

использовать элементы костюмов.

Развивать интонационные и жестово-

мимические умения ученика в процессе

инсценировки сказки.

Беседовать на тему: «Самая интересная

сказка» с привлечением личного опыта

учащегося.

1

21

Знакомство со

сказкой «Красная

Шапочка»

Делать

про стейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать

на

наглядном материале

Прослушивать загадки в форме

«звукового письма».Познакомить

учащегося со сказкой «Красная

Шапочка».Продолжать формировать

представления о правилах поведения

при знакомстве.

Игра «Расскажи по кругу» с опорой на

картинки.

1

22

Инсценировка

сказки «Красная

Шапочка»

Выделять

существенные, общие и

отличительные

свойства предметов.

Рассказывать сказку. Инсценировать

сказку и использовать элементы

костюмов.

Развивать интонационные и жестово-

мимические умения в процессе

инсценировки сказки.

Рассказывать сказки учеником с

опорой на предметные картинки.

1

23

Знакомство со

стихотворением С.

Михалкова «Мой

щенок»

Пользоваться

знаками,

символами, предметами

– заместителями.

Заучивать четверостишья из

стихотворения.

Познакомиться с творчеством С.

Михалкова

Воспитывать любовь к животным.

Воспроизводить содержание

стихотворения по сюжетным картинкам.

1

24

В воскресенье все

дома

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

воскресных делах дома

Слушать стихотворение Е. Благининой

«Посидим в тишине».Понимать прямые

родственные отношения: мама, папа,

дедушка, бабушка, братья, сестры. Знать

имя, отчество и фамилию своих

родителей, места их работы, имёна

братьев и сестёр, их занятий. «Кто

старше, кто младше?».

Формировать уважительное отношение

к старшим Выявлять знания учащегося

о членах своей семьи, о понимании

отношений: старше - младше, умения

составлять предложения по сюжетным

картинкам.

1

25

Расскажи о себе

Научится

в ы д е л я т ь

Знать своё имя, отчество, фамилию,

1

главное

адрес.

Рассказывать о себе по образцу.

26

Я звоню себе

домой

Научить

пользоваться

телефоном

Разучивать чистоговорки.

Моделировать телефонные разговоры с

мамой.

Познакомиться с правилами общения

по телефону. Читать номера

телефонов, записывать и заучивать

домашние номера телефона.

1

27

Я звоню в

экстренные

службы

Научить

правильным

д е й с т в и я м

в

экстренных случаях

Слушать и воспроизводить

чистоговорки.

Конструировать диалог с диспетчером

«Скорой помощи».Познакомиться с

правилами общения по телефону.

Составлять рассказ с опорой на

картинки.

1

28

Играем во дворе

Сформировать

представление об играх

Слушать стихотворение Г.П. Шалаевой

«Умей играть самостоятельно».

Формировать умение ученика

разворачивать диалог в игровых

ситуациях.

Уметь играть по правилам. Игра «Кто

быстрее?»

1

29

Не надо больше

ссориться

Закреплять

у м е н и е

строить

высказывание-

просьбу и отвечать на

просьбу согласием или

отказом.

Слушать стихотворение Э.

Мошковской «Не надо больше

ссориться».

Моделировать спорные ситуации и

способы их решения. Проигрывать

диалогов с использованием

1

Формировать

доброжелательное

отношение к другим.

соответствующей мимики, силы голоса,

жестов.

Игра «Что такое хорошо?»

30

Дружат в нашем

классе девочки и

мальчики

Слушать песню «Мы

дежурные».Выявлять представления

детей по теме ситуации с помощью

вопросов учителя и с опорой на

иллюстративный материал.

Проигрывать диалоги с использованием

соответствующей мимики, силы голоса,

жестов. Уточнять обязанности

дежурных.

1

31

Готовимся к

празднику

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

празднике

Разучивать новогоднее стихотворение

по выбору учителя. Составлять письмо

Деду Морозу с опорой на условно-

графические схемы предложений. Учить

отвечать на вопросы в беседе и

инициировать общение, составлять

рассказ о новогоднем празднике с

опорой на сюжетные картинки.

1

III четверть – 20 часов

32

Готовимся к

празднику

Учить

отвечать

н а

вопросы

в

беседе

и

инициировать общение,

составлять

рассказ

о

новогоднем празднике с

опорой

на

сюжетные

картинки.

Развивать

у

ребёнка

жестово-мимическую

Разучивать новогоднее стихотворение

по выбору учителя. Составлять письмо

Деду Морозу с опорой на условно-

графические схемы предложений.

1

33

Новогодние чудеса

Слушать песенки «В лесу родилась

елочка».

Моделировать ситуации знакомства на

карнавале

Игра «Узнай меня».

1

и

и н т о н а ц и о н н у ю

выразительность

.

34

Новогодние

поздравления

Выбирать на рисунке ситуации,

соответствующие реплике,

произнесенной учителем. Моделировать

возможные диалоги между героями

картинки при преподнесении подарков.

Выучить реплики-поздравления,

сопровождающие вручение подарков.

Проигрывать диалоги при

преподнесении подарков.

1

35

Зимняя одежда

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

зимней одежде

Заучивать чистоговорку «В шапке да

шубке хорошо Мишутке».

Рассматривать картинки и называние

предметов зимней одежды и обуви.

Закреплять умение строить

высказывание-просьбу, подать тот или

иной предмет одежды

Проигрывать ситуацию «Кукла

одевается на прогулку».

1

36

Зимние забавы

Закреплять умение

составлять рассказы из

личного опыта.

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, в связи с

ситуацией.

Выбирать предложения, наиболее

подходящие к картинке из двух,

произнесенных учителем (У Миши

санки. – У Маши санки.)

Моделировать возможные диалоги

между героями картинки. Закреплять

умение строить высказывание-просьбу,

в связи с ситуацией.

Составлять рассказ с опорой на

картинный план.

1

37

Мы катаемся с

горы

Слушать Н. Некрасова «Детство»

(отрывок).

1

Составлять рассказ с опорой на

картинку.

38

Мы лепим

снеговика

Закреплять умение составлять рассказы

из личного опыта. Закреплять умение

строить высказывание-просьбу, в связи

с ситуацией.

Составлять рассказ с опорой на

картинный план.

1

39

Я умываюсь

Сформировать

представление о ЗОЖ

Слушать отрывок из стихотворения

«Мойдодыр».Активизировать в

словарном запасе школьников слова,

обозначающие предметы гигиены.

Закреплять умение строить

высказывание-просьбу. Составлять

короткий рассказ на тему «Я умываюсь»

и закреплять его действиями.

1

40

Я чищу зубы

Сформировать

представление о ЗОЖ

Отгадывать загадки. Активизировать в

словарном запасе слова, обозначающие

предметы гигиены. Закреплять умение

строить высказывание-просьбу.

Составлять короткий рассказа на тему

«Я чищу зубы» и закреплять его

действиями.

1

41

Режим дня

школьника

Сформировать

представление о ЗОЖ

Слушать стихотворение С. Михалкова

«Про Мимозу».Познакомить с режимом

дня школьника, с последовательностью

действий.

Правильно располагать картинки по

порядку, составлять рассказ по

1

картинкам.

42

Я правильно

одеваюсь

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

сезонной одежде

Слушать стихотворение С. Я. Маршака

«Рассеянный».Расширить словарный

запас.

Формировать навыки взаимопомощи.

Употреблять слова спасибо,

пожалуйста.

Игра «Одень Машу».

1

43

Вещи в моем

шкафу

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

сезонной одежде

Отгадывать загадки.

Употреблять в речи предлоги в, на,

под.

Употреблять слова спасибо,

пожалуйста

Выполнять упражнения по

складыванию одежды.

1

44

Я собираюсь на

прогулку

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

сезонной одежде

Отгадывать загадки. Расширить

словарный запас, обозначающих

предметы одежды и распределение их

по сезонам и по принадлежности.

Усвоить последовательность действий

при одевании. Игра «Оденься

правильно».

1

45

Содержу одежду в

чистоте

Расширить словарный

запас, обозначающих

предметы,

используемые при

уходе за одеждой.

Слушать отрывок из стихотворения В.

Маяковского «Что такое хорошо, что

такое плохо?».

Употреблять слова спасибо,

пожалуйста.

1

Формировать навыки

взаимопомощи.

Составлять рассказ о том, как проходит

день школьника, после возвращения из

школы. Игра «Кто знает, пусть

продолжает».

46

Опрятному

человеку нужны

помощники

Выполнять инструкции по заданию

учителя (организационные инструкции).

Употреблять слова здравствуйте,

доброе утро, до свидания. Правила

поведения при знакомстве.

Правильно располагать картинки по

порядку, составлять рассказ по

картинкам.

1

47

Я обуваюсь

Расширить

словарный

запас о разновидностях

обуви.

Слушать стихотворение «Научу

обуваться и братца» Е. Благининой.

Упражняться в обувании, в шнуровании.

1

48

Я ухаживаю за

обувью.

Расширить

словарный

запас о предметах для

у х о д а

з а

о б у в ь ю .

Формировать навыки

взаимопомощи

Отгадывать загадки.

. Употреблять слова спасибо,

пожалуйста.

Практически упражняться в уходе за

обувью.

1

49

Я по лужам

прогулялся

Закреплять умение

составлять рассказ из

личного опыта.

Слушать детскую песню «Ангина».

Игра «Кто знает, тот продолжает».

1

50

Мишка заболел

Расширить

словарный

запас

о

медицинских

предметах.

Слушать отрывок из стихотворения

К.И. Чуковского «Айболит».

Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор».

2

Формировать

доброжелательное

отношение к больному.

IVчетверть – 16 часов

51

Садитесь,

пожалуйста!

(Поведение в

автобусе)

Расширить

словарный

запас об общественном

транспорте.

Формировать навыки

взаимопомощи.

Слушать песенку «Мы едем, едем,

едем».

Употреблять слова спасибо,

пожалуйста.

Моделировать ситуации «Я в автобусе».

1

52

Мы не знаем, как

пройти, Как быть?

Формировать навыки

взаимопомощи.

Отгадывать загадки .

Моделировать ситуации «Я забыл

дорогу». Обратить внимание учащегося

на значение интонационного выделения

слов.

Употреблять слова спасибо,

пожалуйста.

Анализировать ситуации по вопросам

учителя. Рассматривать картинки.

1

53

Где я живу

Запоминать свой адрес.

Отгадывать загадки. Проигрывать

диалог «Где ты живешь?»

1

54

Моя дорога в

школу

Систематизировать

знания

Отгадывать загадки. Моделировать

ситуации «В школу я иду таким путем».

Зарисовать маршрут от дома до школы.

1

55

За покупками в

магазин

Сформировать

представление о походе

в магазин

Конструировать возможные диалоги

между продавцом и покупателями в

магазине с опорой на содержание

1

картинки.

Помочь перенести полученные знания о

ситуации «Покупка в магазине» в новые

условия.

Повторить основные правила поведения

в магазине.

Ролевая игра «Магазин игрушек»

56

Я иду в кружок.

Кто со мной?

Сформировать

п р е д с т а в л е н и е

о

кружках

Конструировать реплики –обращения в

ситуации записи в кружок.

Проиграть ролевую ситуацию «Я

записываюсь в кружок».

Познакомиться с основными моделями

поведения в ситуации записи в кружок

Беседа с опорой на личный опыт

1

57

Мы в гостях на

день рождении

Расширять

представления

учащегося о правилах

п о в е д е н и я

п р и

з н а к о м с т в е

с

р о в е с н и к а м и

и

старшими

. Учить ученика правильно вести себя

при знакомстве со старшим по возрасту

гостем.

Составлять рассказ «Как мы ходили в

гости» по опорным картинкам.

1

58

День рождения !

Знакомимся с

гостями

Учиться правильно

вести себя при

знакомстве со старшим

по возрасту.

Познакомиться с понятием

«познакомить кого-то с кем-то».

Составлять рассказ «Как я гостей

встречал» по вопросам учителя.

1

59

День рождения!

Провожаем гостей

Расширять

представления

учащегося

о

правилах

Слушать отрывок из сказки А. Милна

«Вини-Пух и все, все, все…»

Учить правильно вести себя при

1

п о в е д е н и я

п р и

п р о щ а н и и

с

р о в е с н и к а м и

и

старшими.

прощании со старшим по возрасту.

Ролевая игра «Кукла провожает гостей».

60

Накрываем на стол

Расширять

словарный

запас

о

п р е д м е т а х

посуды.

Отгадывать загадки.

Знать правила этикета за столом.

Использовать в речи слов «передайте,

пожалуйста», «подайте, пожалуйста».

Ролевая игра «Кукла накрывает на

стол».

1

61

Поздравляем маму

У ч и т ь

с т р о и т ь

реплики-поздравления,

сопровождающие

вручение подарков.

Заучивать стихотворение к 8 Марта по

выбору учащегося. Составлять

поздравления маме с опорой на

условно-графические схемы

предложений. Проигрывать диалоги

при преподнесении подарков.

1

62

«К нам весна

шагает…»

Расширять

словарный

з ап а с

о

п р и з н а к а х

весны.

Слушать стихотворение А. Плещеева

«Весна».

Составлять рассказ с опорой на

картинный план.

1

63

Первоцветы

Расширить

словарный

з ап а с

ш ко л ь н и ко в ,

н а з в а н и й , первые

весенние цветы.

Слушать стихотворение «Подснежник».

Называть первоцветы ласково.

Составлять описание первоцветов по

картинно-графическому плану.

1

64

Весенняя прогулка.

Расширять

словарный

запас о весне

Отгадывать загадки.

Экскурсия на школьный двор.

Составлять рассказ о весне по

впечатлениям о прогулке.

1

65

Здравствуй лето!

Расширять

словарный

запас о лете

Отгадывать загадки .

Экскурсия на школьный двор.

Составлять рассказ о лете по

впечатлениям о прогулке. Правила

поведения в лесу.

2



В раздел образования