Автор: Антюхова Ольга Ивановна
Должность: Тьютор
Учебное заведение: КОУ Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: с .Леуши, Кондинский р-он., ХМАО
Наименование материала: Сообщение
Тема: Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве
Раздел: начальное образование
Сообщение
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном пространстве
Оглавление
Введение......................................................................................................................................... 3
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.....................4
Заключение................................................................................................................................... 11
Список литературы......................................................................................................................12
2
Введение
- Новое
время
требует
новых
профессий
и
специальностей,
которые
обслуживают
новые
потребности
современного
человека.
Профессия
«тьютор»,
хотя
история
его
возникновения
относится
к
средневековью, как никогда востребована именно сегодня. Это связано с
непрерывным
образованием
личности,
с
поиском
новых
обучающих
технологий,
новых
образовательных
центров,
и,
в
конечном
итоге,
с
потребностью в самореализации и профессиональном становлении.
Практика
показывает,
что
какой
бы
самостоятельностью
не
обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в
сопровождении
со
стороны
определенного
специалиста:
сопровождение
выбора
профессии,
сопровождение
принятия
решения,
выбора
цели,
сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать –
значит
следовать
рядом,
вместе
с
кем-либо
в
качестве
спутника
или
провожатого».
-
С
2008
года
профессия
тьютор
официально
введена
в
список
должностей
педагогических
работников
общего,
дополнительного
и
высшего профессионального образования Российской Федерации».
Актуальность
использования
тьюторства
в
нашей
школе
обусловлена реальной тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков,
роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но, не смотря
на
какие-либо
ограничения,
человек,
ребенок
с ограниченными
возможностями здоровья имеет право на полноценную жизнь, творчество,
образование
и др.
Современное
российское
образование
имеет
гуманистическую
направленность,
поскольку
формирует
определенный
уровень толерантности к детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
3
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
Поднимаясь на первую ступеньку
Что он будет переживать,
Зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. С. Сухомлинский
Преобразования,
происходящие
сегодня
в
системе
российского
образования,
гарантируют
равные
права
на
получение
образования
и
доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья
(ОВЗ),
выбора
подходящего
им
образовательного
маршрута.
Педагогическая деятельность тьютора в образовательном пространстве -
понимание
различий
содержания
позиции
тьютора
и
позиций
других
участников образовательного процесса поможет лучше понять своеобразие
тьюторского сопровождения.
Учитель обладает определенным знанием, которое он должен передать
ученику.
Он
несет
ответственность
за
формирование
знаний,
умений,
навыков, отчасти за формирование мировоззрения. Учитель является, прежде
всего,
транслятором
знаний,
в
то
время
как
тьютор
–
помощник
в
эффективном
усвоении
этих
знаний,
ведет
психодиагностическую,
профилактическую, коррекционную работу.
Для того чтобы условия нахождения ребенка в образовательной среде
были по настоящему комфортными и мотивировали его на развитие, в основе
работы тьютора, работающего с особым ребенком, должны лежать такие
понятия:
вера в ребенка;
искренний интерес к его личности;
принятие его особенностей;
доброжелательность;
терпение;
4
последовательность.
Цели и задачи тьютора
Цель
деятельности
тьютора
заключается
в
успешном
включении
ребенка
с
в
среду
общеобразовательного
пространства.
Успешность
включенности
ребенка
в
школьную
жизнь
должна
определяться
с
точки
зрения развития его:
когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
коммуникативной сферы: умения общаться;
эмоциональной
сферы:
психологической
адаптации
к
процессу
обучения
в
классе,
возникновения
и
сохранения
положительного
эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в
школьной среде;
самостоятельности.
Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих
задач:
создание условий для успешного обучения ребенка;
создание условий для успешной социализации ребенка;
максимальное раскрытие потенциала его личности.
Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:
организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места,
места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития, опора
на
его
внутренние,
скрытые
ресурсы,
дозирование
нагрузки,
адаптация
учебного материала, адаптация учебных пособий.
Особенности сопровождения детей в общеобразовательном
пространстве:
Сопровождая детей в общеобразовательном пространстве, тьютору
приходится
иметь
дело
с
очень
разными
детьми,
требующими
5
индивидуального подхода. Каждый раз в работе с новым подопечным тьютор
опирается не только на свои знания и опыт, но и на интуицию.
Это определяется, прежде всего, тем, что у каждого ребенка разные
нарушения
развития:
нарушениями
слуха,
зрения,
речи,
опорно-
двигательного
аппарата,
интеллекта,
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой сферы, включая РАСС, с задержкой и комплексными
нарушениями развития.
Содержание и специфика деятельности тьютора обусловливается
многими факторами, в том числе:
спецификой нарушений развития ребенка;
уровнем его активности;
степенью
заинтересованности
в
коррекционном
процессе
родителей;
уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Этапы индивидуального сопровождения
Существуют общие этапы индивидуального сопровождения:
сбор информации о ребенке;
анализ полученной информации и собственные наблюдения;
совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и
составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
решение поставленных задач;
анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
Остановимся более подробно на каждом из этапов сопровождения
ребенка в общеобразовательном пространстве.
Этапы организации тьюторского сопровождения
Предварительный этап включает в себя знакомство с результатами
диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой
ребенка,
утвержденным
образовательным
маршрутом;
встреча
со
6
специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по
тьюторскому сопровождению.
Знакомство и установление контакта
Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и
постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения,
тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях,
интересах,
сильных
и
слабых
сторонах
своего
подопечного.
Важнейшим
элементом
данного
диагностического
этапа
являются
непосредственное
наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить
детали,
касающиеся
поведения
ребенка,
узнать
об
уровне
развития
его
социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать
родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен
на положительный результат.
Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями
тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в
рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.
На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с
помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением
классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.
Адаптационный этап
На
этапе
адаптации
идет
повседневная,
последовательная
работа
тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную
жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные ситуации. Под
адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима
дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка.
Сроки
адаптации
детей
в
школе
очень
разнятся
и
зависят
от
индивидуальных
особенностей
конкретного
ребенка.
Они
варьируются
в
пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до
года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали
7
д о ш ко л ь н ы е
о б р а з о в а т е л ь н ы е
у ч р е ж д е н и я :
Д ОУ,
ц е н т р ы
психокоррекционной поддержки и т.д.
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач,
стоящих
перед
ребенком,
и
потенциальные
возможности
их
решения,
определяет
позитивные
и
негативные
факторы,
влияющие
на
ситуацию.
Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной
мотивации
к
обучению.
Важным
моментом
на
этом
этапе
должна
стать
работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка в школьный
коллектив.
Основной этап
Освоившись
в
новой
среде,
при
условии
постоянного
получения
положительной
эмоциональной
поддержки,
ребенок
с
ОВЗ
переходит
на
новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения.
Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка
первых
результатов.
Теперь
акцент
тьюторства
переносится
в
сферу
углубления
социализации
и
коррекционно-развивающего
обучения.
Здесь
важно
поддерживать
мотивацию
ребенка,
дать
ему
возможность
почувствовать
свои
успехи.
По степенно
увеличивается
д ол я
самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а
кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с
другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми.
Хочется еще раз подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована,
носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Тьюторское
сопровождение
заключается
в
о р г а н и з а ц и и
образовательного
движения
ребенка,
которое
строится
на
постоянном
рефлексивном
соотнесении
его
достижений
(настоящего
и
прошлого)
с
интересами и устремлениями (образом будущего).
Методы и формы тьюторского сопровождения
Основным методом тьюторского сопровождения является специально
организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов учебной
8
деятельности
и
жизнедеятельности,
включающей
в
себя
и
отношения
с
другими детьми класса и с взрослыми. Основным инструментом являются
вопросы школьника или собственные вопросы тьютора, касающиеся этих
сфер жизнедеятельности ребенка. Тьютор использует открытые и закрытые
вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику
активного слушания.
Необходимо
особо
отметить работу
тьютора
с
родителями.
Активность
родителей
и
понимание
ими
сути
и
цели
занятий
является
необходимым
условием
эффективности
образовательного
процесса
и
процесса социализации. Основными направлениями работы с родителями
могут стать:
установление
контакта
с
родителями
вновь
прибывших
детей,
объяснение задач, составление плана совместной работы;
оказание родителям эмоциональной поддержки;
содействие родителям в получении информации об особенностях
развития ребенка и прогноза его развития;
формирование
у
родителей
адекватного
отношения
к
своему
ребенку,
умения
принять
ответственность
в
процессе
анализа
проблем
ребенка, реализации стратегии помощи;
формирование
интереса
к
получению
теоретических
и
практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
проведение
совместного
анализа
промежуточных
результатов,
разработка дальнейших этапов работы.
Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы
найти
вместе
с
ним
пути
решения
возникающих
в
процессе
обучения
проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его
ограничивает. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки
самообслуживания,
навыки
общения,
речь,
когнитивная
деятельность,
особенности поведения. На каждом этапе тьютор информирует родителей и
всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения
9
и социализации ребенка, проводит анализ результатов сопровождения. Важно
также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере
развития
его
самостоятельности
постепенно
должно
снижаться,
уступая
место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе
ребенка
с
ОВЗ,
должен
стать
постепенный
выход
сопровождающего
из
посреднической
роли
тьютора,
предоставление
ребенку
максимальной
самостоятельности
в
учебе
с
последующей
отсроченной
оценкой.
Выход
тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его
эффективности.
Моя тьюторская деятельность заключается в том, что я оказываю
помощь и поддержку обучающимся, которые нуждаются в индивидуальной
работе
с
педагогом,
т.е.
в
помощи
тьютора.
В
силу
психофизических
возможностей, они не всегда самостоятельно могут справится с заданиями на
уроке. Моя помощь на уроке позволяют для каждого ребёнка составить свою
структуру
деятельности
в
соответствии
с
его
темпом
работы
и
общей
работоспособностью.
Например,
на
уроке:
привлекаю
внимание
ребенка
к
учителю:
«Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми
ручку,
пиши»;
«Открывай
учебник»;
«Открывай
тетрадь».
Слежу
за
организацией рабочего пространства ученика, соотношу задания учителя с
возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить
задание
-
определяю
нужный
момент,
когда
следует
остановиться
и
переключиться
на
новое
задание.
Слежу
за
состоянием
ребенка
–
эмоциональным (помогаю разрешить конфликтные ситуации, успокаиваю,
воодушевляю и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть –
можно
вывести
его
из
класса
в
игровую
комнату;
при
необходимости
помогаю
сходить
в
туалет);
координирую
общую
деятельность
ученика,
дозирую
учебную
нагрузку.
Родителям
рассказываю
о
развитии
и
10
достижениях учащегося, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ним
нужно будет решить.
Заключение
Показателями
эффективности
тьюторского
сопровождения
в
образовательном пространстве, будут, прежде всего положительная динамика
развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и
желание
идти
в
школу;
благоприятная,
доброжелательная
атмосфера,
в
которой
проходит
образовательный
процесс,
включенность
в
него
всех
обучающихся
и
педагогов,
отношения
сотрудничества
и
участия;
удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива,
поддержка всех начинаний, предлагаемых в школе. В заключении следует
отметить, что тьюторская деятельность в системе специального образования
является
новой
для
российских
школ,
но
очень
необходимой
для
более
успешной
организации
обучения
и
воспитания
учащихся
школ
с
ОВЗ,
имеющих особые проблемы в развитии.
11
Список литературы
1.
Долгова
Л.
М.
Тьюторство
в
аспекте
результативности
образования // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика
(сборник на диске, 2004 г.)
2.
Попов, А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного
самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.
3.
Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска
[Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C.
15-30
4.
Щенников,
С.А.
Основы
деятельности
тьютора
в
системе
дистанционного
образования.
[Текст]/
С.А.
Щенников,
А.Г.Теслинов,
А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.
12