Автор: Филёва Галина Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Усть- Алексеево Великоустюгского района Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Наши зимние гости"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Усть- Алексеевская СОШ»
Учитель Филёва Галина Аркадьевна
Занятие по внеурочной деятельности
«Наши зимние гости»
Возраст детей – 7 лет
Тема: «наши зимние гости».
Цель:
Цель для учителя: привлечение внимания населения к проблеме выживания птиц в зимний период.
Цель для учащихся: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и изготовление листовки-
призыва о помощи птицам в зимний период.
Задачи:
Задачи образовательные для учителя: актуализировать знания обучающихся о жизни зимующих птиц;
организовать исследовательскую работу для расширения знаний о характере и поведении птиц;
обеспечить организацию по оказанию конкретной помощи птицам; организовать деятельность по
принятию и удержанию цели; обучать планированию;учить оценивать свою деятельность.
Для обучающихся: вспомнить зимующих птиц нашего края; расшить знания о жизни птиц, подкормке,
изготовить листовку –призыв о помощи зимующим птицам.
Развивающие:
способствовать развитию экологической грамотности
,
способности к проектированию,
интереса и любви к окружающей среде родного края.
Воспитательные: воспитывать желание помогать птицам; воспитывать чуткость, милосердие, доброе
отношение к природе и всему живому, чувство взаимовыручки, умение работать в группе.
Планируе
мые
результат
ы:
Знания о жизни птиц в зимнее время, правильной подкормке. Листовка- призыв о помощи зимующим
птицам.
Использо
ванная
литерату
ра:
1.
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие
для учителей начальной школы.- Ростов/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 136 с.
2.
Попова Г.П. Классные часы.1-4 класс.- Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
3.
Сухаревская Е.Ю.Занимательное естествознание. Природа Земли: Учебно - методическое пособие для
учителей начальной школы.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003.- 160 с.
4.
Интернет – ресурсы.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, цифровой микроскоп.Таблички с названиями «лабораторий», экспонаты
зимующих птиц, информация для листовки, презентация с видеороликом «Поможем зимующим птицам», Дневник
наблюдений, перо и пух птицы, импровизированные кормушки и лыжи, иллюстрации птиц, корм для птиц, снежинки 3-х
цветов для самооценки, листовка, эмблемы «Юный орнитолог», звонок.
Этапы
урока
Деятельность учителя и родителей
Деятельность учащихся
Номер слайда
презентации
Вводно-
мотива-
ционный.
Организа-
ционный
- Сядем рядышком по кругу,
Улыбнемся мы друг другу.
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Познавать нам мир не лень!
А в мире самое прекрасное - это доброта.
Представим себе маленькую
беспомощную птичку. Мы тянем к ней
свои ручки. В свои теплые ладошки
прячем птичку, согревая своим дыханием.
Прижимаем ладошки к груди, отдавая
пташке доброту своего сердца . Раскроем
ладошки, чтобы птичка взлетела.
Улыбнемся ей и не будем грустить. Она
обязательно вернется к нам.(пауза)
-Сейчас каждый из вас смог частичкой
своей души согреть беззащитную птичку.
А сколько ещё добрых поступков могут
совершить ваши сердца, познавая
окружающий мир!
Дети рассаживаются на стулья,
стоящие по кругу.
Выполняют движения, которые
указывают на спасение
беспомощной птички.
-Я приветствую вас в «Центре науки и
природы».
Целепола-
гание
-Тему
занятия
узнаем,
собрав
пазл
на
интерактивной доске.
-Да,
ребята,
хорошее
дело
мы
затеяли,
участвуя
в
акции
«Помоги
зимующим
птицам».
На
протяжении
всей
зимы
не
оставляем без внимания птиц.
Вот только давайте подумаем вместе: в
нашем классе 6 учеников.
Пусть каждая
семья сделала 1 или 2 кормушки. Этого
достаточно?
-Что нам для этого нужно сделать?
-Достаточно ли знаний?
-Кто хотел бы больше узнать о птицах,
На интеракт. доске
выполняют задания.
Результат: собранный пазл с
формулировкой темы урока:
«Наши зимние гости»
-Конечно, этого мало. Как бы было
хорошо, если бы нас поддержали
другие ребята и даже взрослые.
-Иметь хорошие знания о жизни
птиц и показать личным примером,
как помочь птицам в такое трудное
для них время.
Недостаточно.
Самооценка знаний о жизни
зимующих птиц.
Цель:
сделать открытия о жизни птиц.
хлопните в ладоши.
-Какую цель поставим перед собой?
-Чтобы
достичь
цели,
нам
предстоит
важная
работа
в
лабораториях,
где
делают научные открытия.
Каждая лаборатория имеет свое название.
(3 стола с табличками и реквизитом для
наблюдений и опытов)
-Что
будет
результатом
нашей
работы
в
лабораториях?
-А
еще
результатом
будет
листовка
-призыв
для
жителей
села,
которую
сделаем
вместе.(прикрепляю
на
доску
белый лист)
Лаборатории:
1. «Птицы нашего края».
2. «Характер и поведение птиц».
3. «Лакомства птичьей столовой».
Открытия о жизни птиц.
Актуализа
ция
знаний и
открытие
новых
знаний
-Ученые, чтобы сделать открытие,
проводят опыты и наблюдения
.
-Как называют специалистов, которые
занимаются изучением птиц?
(На слайде: травматолог, стоматолог,
орнитолог.)
-Орнитологи ждут вас и предлагают
сотрудничать всем вместе, так легче
проводить опыты, принимать правильные
Работают на интерактивной
доске.Выбирают правильный ответ
Лаборатор
ия «Птицы
нашего
края»
решения. Поэтому вспомним устав
группы.
(Подается звонок)
Отправляемся в лабораторию
«Птицы нашего края»
Орнитолог1:( родитель, подготовленный
учителем)
-Ребята, вы делаете большое и
благородное дело. Как вам удается
помогать птицам?
Орнитолог:
- В дневнике наблюдений вы ведете
записи и делаете рисунки птиц.
Интересно, какие птицы прилетают на
обед на ваши кормушки?
Для этого предлагаю на некоторое время
вам стать птичками. Если птица может
прилететь за кормом - присядьте, если –
нет(улетела на юг)- помашите руками, как
крыльями.
Будьте внимательны, не ошибитесь! (Игра
«Знатоки птиц»).
(Соловей, сойка, клёст ласточка, утка,
синица, щегол, кукушка, синица и т.д)
Называют устав группы.
1 ученик показывает (родителям,
гостям) презентацию с
видеороликом о результатах
проделанной работы;
2 ученик дает пояснения к слайдам.
(Презентация сделана совместно с
учителем)
Игра «Знатоки птиц».
Лаборатор
ия №2
«Характер
и
поведение
птиц»
-Как думаете, тяжело птичкам при полете
махать крыльями? Что им пожелаем?
Вывод.
- Выберите первый символ-картинку для
создания листовки, если речь шла о
птицах, зимующих у нас. (Птицы на
кормушке).
(Подается звонок)
Лаборатория « Характер и поведение
птиц»
Орнитолог 2: (учитель биологии)
-Хотите верьте – хотите проверьте, но я по
поведению птиц узнаю погоду. Зря
удивляетесь, сегодня я узнала
температуру воздуха по воробьям. На
кормушке воробьи такие гладенькие да
аккуратненькие, значит, и на дворе тепло.
А спустя неделю сидели взъерошенные,
будто надутые – словно говорили, береги
уши и нос,суров сегодня мороз!
-Может,объясните их поведение?
-Дело в том, что тело птицы — хитроумно-
устроенный «аппарат», но, что же играет
важную роль в нём, узнаем, отгадав
загадку:
Тяжело. Пожелаем сил, терпения.
На белый лист прикрепляют
картинку: птицы на кормушке.
Разные ответы детей.
Исследова
тельская
работа.
Что с земли легко поднимешь,
а далеко не закинешь?( перья, пух)
-Рассмотрим перо под микроскопом.
На что похоже ? (Изображение выводится
на ноутбук и на интерактивную доску)
-Как вы думаете, для чего?
-Чтобы перо было плотное и не
пропускало воздух. Когда птица сидит
нахохлившись, у нее находится между
перьями неподвижный воздух. Он
задерживает тепло и не пропускает холод
к телу птицы. (Демонстрация на
экспонате).
Вот и наши птички сидят на веточках и
предупреждают нас о погоде в ближайшее
время.
– Только как это происходит?
-Давайте узнаем, выполнив
интерактивную викторину о народных
приметах. (Прил. «Интерактивная
презентация с аудио и видео «Народные
приметы»)
Отгадывают загадку.
Отгадка – перья, пух.
-Перо под микроскопом похоже на
сеточку. Если присмотреться, то на
бородках можно рассмотреть
маленькие крючки-зацепки,
которые склеивают перо.
Разные ответы детей.
Внимательно слушают объяснение,
рассматривают экспонат.
Выполняют интерактивную
викторину.
Интерактивная
викторина «Народные
приметы» Слайды 1-
10
-Народные приметы люди накапливали
долгое время, а ученые провели научные
исследования и доказали их правдивость.
-
Значит, какую роль играет поведение птиц
в жизни человека?
-Вывод: научное объяснение народных
примет говорит о том, что птицы играют
важную роль в жизни человека.
Значит, охрана птиц – это наша забота
.
Выбираем символ-картинку для листовки
(Звонок)
Ответы детей.
Выбирают символ-картинку для
листовки и прикрепляют.
«
Лакомства
птичьей
столовой»
Лаборатория « Лакомства птичьей
столовой»
Орнитолог3:
(подготовленный учителем
родитель):
- Тише, тише сорока, не трещи! Что
случилось, расскажи!
Влетает сорока(подготовленная
ученица), трещит
- Новость тревожную на хвосте
вам несу:сказала сойка мне в лесу,
вьюги, метели, идут холода!
Всю зиму придется нам голодать!
-Сорока, не зря тебя называют «лесной
газетой», все птичьи новости знаешь!
В лаборатории находятся угощения для
разных птиц и мы не допустим, чтобы они
гибли от голода.
- Ребята, выберите, пожалуйста, полезное
и вкусное блюдо для таких птиц:
-птица- символ мира (голубь);
-птица, которую называют зимним
яблоком (снегирь);
-маленькая птичка- желтогрудая певичка
(синица);
-озорной мальчишка в сером армячишке.
(воробей);
- птица поёт так, как- будто на свирели
играет (свиристель);
-Я наряжен, разодет
«Щегл-щегл»-всем «привет»!(щегол)
-На дворе снег глубокий, поэтому пойдем
кормить птиц на « лыжах» (импровиз
лыжи). Вспомнить правила поведения в
природе
Вспомним правила поведения в природе
Отгадывают птицу. Кто угадал,
берет корм, встает напротив
«кормушки с этой птицей».
(Кормушки импровизированные ,
«птицы»- картинки)
Надевают шарф, «лыжи»,называют
правила поведения в природе по
команде подбегают с кормом к
Проверка.
-Почему выбрали эти продукты для
подкормки?
(Вывод) –Ребята, какой пищей нужно
кормушке с той птицей(картинка),
которую отгадали, кладут корм и
возвращаются в лабораторию.(Под
музыку)
Для голубей- пшено;
для снегирей- рябина; для синиц-
сало; для воробьев- крошки
пшеничного хлеба;
для свиристеля- семечки;
для щегла- овес.
-Полезные продукты. В них есть
вещества, которые помогают
птицам иметь силу для полета,
побеждать птичьи болезни и т.д.
Сорока:- почему не
воспользовались остальными
продуктами? Они, мне кажется,
такие красивые, блестящие!
Дети: -эти продукты несут угрозу
жизни птицам.
Ржаной хлеб закисает в зобу, плохо
переваривается.
Сало соленое (соль-яд).
Лимон и семечки жареные (кислое,
жареное причиняет вред).
кормить птиц?
-Дети, какой символ выберем сейчас для
листовки?
Звонок.(Садятся на свои места)
Учитель:- сегодня вы побывали в разных
лабораториях, работали с учеными-
орнитологами.
-Если
работа показалась интересной и
полезной, прикрепите белые снежинки на
листовку;
-не очень понравилась- синие;
- работа оказалась бесполезной - серые.
-Дети, посмотрите, какая получилась яркая
листовка, с коротким, но глубоким
содержанием.
-Вернемся к цели, поставленной в начале
занятия
-Достигли ее?
Вывод:кормить птиц нужно только
полезной пищей.
Выбирают призыв «Покормите
птиц зимой»,прикрепляют.
Выполняют самооценку,
прикрепляя на листовку снежинки
определенного цвета.
Читают с доски.
- Сделали открытия о поведении
птиц, характере, питании. Получен
результат: знания по теме,
листовка.
-Куда повесим листовку, чтобы как можно
больше ребят откликнулось?
Орнитолог:
-Ребята, мы верим в вас и надеемся, что вы
будете и в дальнейшем заниматься
изучением птиц, заботиться о них и
вовлекать других ребят и даже взрослых в
это великое дело.
Поэтому сегодня вам присваиваем
почетное звание «Юный орнитолог»!
(Вручение эмблем)
Учитель:А сейчас возьмёмся все вместе за
руки и произнесем :
Нам не унять метели, не растопить снега,
Но чтобы птицы пели -это в наших руках!
Давайте каждый день совершать пусть
маленький, но добрый поступок. Так мы
вместе сбережем планету!
Звучит песня «Воробьиная песенка»
Значит, цель достигнута.
В школе в фойе, где всегда много
ребят.
Принимают эмблемы «Юный
орнитолог»
Все стоят, взявшись за руки и
произносят предложенный текст.
Выходят под музыку из класса с
кормом и отправляются к
кормушкам кормить птиц.