Автор: Романова Дарья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 285
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект урока
Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Класс: 4 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Цели по содержанию:
Обучающие: создать условия для развития умений решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние;
Развивающие: развивать умение устно решать простые задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки;
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: знать основные понятия: скорость, время, расстояние, единицы измерения скорости; уметь решать и составлять
простые задачи на движение.
Метапредметные:
Регулятивные: определение последовательности знакомства с новым материалом;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: способствовать развитию внимания, мышления, самостоятельности, активности.
Личностные: воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручке.
Оборудование урока: Учебник «Математика» авт. М.И. Моро, М.А. Бантова, 4 кл. 2 ч., Москва «Просвещение» 2013, карточки
для обучающихся для работы в парах.
Этапы
урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организацио
нный момент
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
Организует начало урока:
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Это строгая наука,
Это точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
- Проверяют готовность к
уроку:
наличие
рабочей
тет рад и,
п и с ь м е н н ы х
принадлежностей.
Личностные:
формирование
эмоционального
отношения к школе
и
у ч е б н о й
деятельности.
Самоопредел
ение к
деятельности
Актуализация
опорных знаний и
способов действий
Посмотрите внимательно на карточки,
лежащие
у
вас
на
парте.
Установите
соответствия
между
величинами
и
единицами измерения. (Работа в парах)
Необходимо
распределить
единицы
измерения
по
категориям,
в
порядке
возрастания.
Ед
вре
мен
и
Ед.
веса(м
ассы)
Ед.дли
ны
(расст
ояния)
Мм, ч, см, км/ч, кг, дм, км, км/с, т, ц,
сут., см/мин, г, с, мин, м, м/с
Учащиеся выходят к доске
п о
ж е л а н и ю
и ,
комментируя
свой
выбор,
з а п о л н я ю т
т а б л и ц у.
(индивидуальная работа)
Ед
вре
мен
и
Ед.
веса(м
ассы)
Ед.дли
ны
(расст
ояния)
с
г
мм
мин
кг
см
ч
ц
дм
сут.
т
м
км
этап
выявления
места и
причины
затруднения;
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятия
ими целей урока
-Скажите,
почему
не
всем
единицам
измерения нашлось место в таблице?
- Кто-нибудь из вас встречал подобные
е д .
и з м е р е н и я ?
Д л я
ч е г о
о н и
используются?
О чем бы вы хотели сегодня на уроке
узнать?
- Сформулируйте задачи урока.
- Итак, на уроке мы с вами
познакомимся с новыми единицами
измерения, которые связаны с
движением; узнаем, какие виды
движения бывают, и, научимся решать
простые задачи на движение.
-Учащиеся объясняют, что
несмотря на то, что
составляющие им
известны (ед. времени и
ед. длины (расстояния), но
разделить их невозможно.
- Мы бы хотели узнать о
новых единицах
измерения, что они
обозначают и что им
можно обозначить.
- Познакомиться с новой
величиной – скоростью,
узнать, с какими
величинами она связана, в
каких единицах
измеряется.)
Познавательная:
самостоятельное
в ы д е л е н и е
и
формирование
познавательной
цели;
логические
–
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков.
Коммуникативная:
планирование
учебного
сотрудничества
с
у ч и т е л е м
и
сверстниками.
Регулятивная:
постановка учебной
задачи
на
основе
полученных знаний.
Личностные:
проявление
и н т е р е с а
к
изучаемому
материалу,
настойчиво сти
в
достижении цели.
этап
построения
проекта
выхода из
затруднения;
Включение
учащихся в
целенаправленную
деятельность
«Мозговой штурм»
Давайте напишем на доске возможные
решения
этой
проблемы
и
обсудим
идеи, предложения.
Разделимся по парам.
Рисуем таблицу в тетради, это наш
«Бортовой журнал». Ученик, сидящий
слева, заполняет левую колонку, а
справа – правую.
- Учащиеся могут сказать,
что они видели
подобные обозначения
в легковом автомобиле
на приборной доске
(км/ч). Они связаны с
движением.
Знаем
Новое
Познавательная:
д е л а т ь
в ы в о д ы ,
обобщения;
Коммуникативная:
п о н и м а т ь
и
воспринимать
на
с л у х
о т в е т ы
учащихся;
строить
монологическое
высказывание;
Регулятивная:
осуществлять
итоговый
контроль
по результату.
Работа по
теме урока
Организация
самостоятельной
работы учащихся
с источниками
информации по
поиску нового
знания,
Поиск новых
знаний
Учитель
просит
открыть
учебник
на
стр. 5 № 9 и задает вопрос: Как можно
найти
скорость,
зная
пройденное
расстояние и время движения поезда
Отвечаем на вопросы:
1)
Каково
пройденное
расстояние
пассажирского
поезда?
Товарного
поезда?
2)
За
какое
время
это
расстояние
прошел пассажирский поезд? А за какое
– товарный?
3)Вычислите,
сколько
киллометров
за
-
Пассажирский поезд двигался
быстрее.
Знаем
Новое
Расстояние
Время
Скорость
Познавательная:
анализ
объектов
с
ц е л ь ю
и х
классификации,
построении
цепи
р а с с у ж д е н и й
и
доказательство;
умение
конструировать
собственные знания
один час прошел каждый из поездов?
Какой из них был быстрее?
-
А
теперь
делимся
тем,
что
у
вас
получилось с коллегой по парте.
-
Какое
правило
можно
вывести
из
данного упражнения?
-
Предст авьте
с ебе
следующую
ситуацию:
Два
друга
Егор
и
Максим
решили
добраться
каждый
на
своем
транспорте с села Бобровки до поселка
Октябрьский.
Выехали
они
в
одно
время: Егор - на велосипеде, а Максим
– на скутере. Кто доберется быстрее и
почему?
Учитель
предлагает
привести
свои
аналогичные примеры.
- А записать единицы измерения
скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.
- Чтобы найти скорость,
нужно пройденное
расстояние разделить на
время, которое затратили
на прохождение этого
пути.
- Дети предполагают, что
Максим доберется
быстрее, потому что
скутер движется быстрее,
чем велосипед.
Дети могут сравнить птиц,
животных, транспорт.
н а
о с н о в е
имеющегося опыта.
Коммуникативная:
умение
работать
в
группе,
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
выборе
информации,
умение
договариваться
в
группе.
Регулятивная:
планирование,
прогнозирование.
этап
первичного
закрепления
с
проговарива
нием во
внешней
речи;
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
детьми изучаемой
темы:
Работа по учебнику
стр. 5 № 8
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
-
В какие единицы надо перевести
минуты?
-
Какое
действие
нужно
выполнить,
чтобы
узнать,
какое
р а с с тоя н и е
пролетит аист за 1 секунду?
- Средняя скорость полета
аиста.
- В секунды
Познавательная:
в ы б о р
н а и б о л е е
эффективных
способов
решения
задач,
овладение
операциями
мышления.
Закрепление
изученного
материала
- Запишите выражение
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа по учебнику.
стр. 5 № 10
-
Вспомните
алгоритм
деления
с
остатком.
( К о л л е к т и в н о е
в ы п о л н е н и е
с
комментированием у доски)
стр. 5 № 13
(Самостоятельное
выполнение.
Два
у ч е н и к а
р а б о т а ю т
у
д о с к и .
Самопроверка.)
600: 60 = 10 (м/с)
Коммуникативная:
управление
поведением
партнера,
контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнера,
умение осознанно и
произвольно
ст роить
р еч е в о е
высказывание.
Регулятивная:
контроль,
оценка,
к о р р е к ц и я
и
осознание того, что
уже
усвоено
и
что
е щ е
п о д л е ж и т
усвоению.
этап
самостоятель
ной работы с
самопроверк
ой по
эталону
Выявление
качества и уровня
усвоения знаний и
способов
действий, а также
выявление
недостатков в
знаниях и
способах
действий,
Вы
часто
бываете
пассажирами
и
знаете,
что
на
дороге
движение
регулируется дорожными знаками.
На дороге часто возникают следующие
ситуации:
На
участке
дороги
длиной
360км стоит знак ограничения скорости
до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель,
если это расстояние он преодолел за 4
-
Д е т и
о б с у ж д а ю т
варианты
с
помощью
учителя
(если
требуется),
После
этого,
объясняют
свое решение.
Первая группа: Если за
один час водитель должен
проезжать 60 км, то за 4
Познавательная:
формирование
интеллектуальной
автономности
учащегося
(умение
соединять теорию с
практикой).
Коммуникативная:
установление
причин
выявленных
недостатков
часа?
Предлагаю для решения данной задачи
разделиться на две группы
часа он проедет 60. 60
умножить на 4 – 240 км.
240 км меньше, чем 360,
значит, скорость была
больше, чем положено.
Водитель нарушил ПДД
Вторая группа: Если
водитель проехал
расстояние 360 км за 4
часа, то разделим весь
путь на 4 равных отрезка.
Значит, за 1 час он
проезжал 90 км. Таким
образом его скорость – 90
км/ч.
90 км/ч больше, чем 60
км/ч. - водитель нарушил
правила ДД
у м е н и е
с в я з н о
в ы р а ж а т ь
с в о и
мысли,
го т о в и т ь
речевое
высказывание.
Регулятивная:
контроль,
коррекция,
осознание
качества
и уровня усвоения.
Личностные:
формирование
умения
применить
у с л ы ш а н н о е
н а
практике.
Подведение
итогов урока
Дать
качественную
оценку работы
класса и
отдельных
учащихся
- С какой новой величиной вы
познакомились сегодня на уроке?
- Какое задание было интересно
выполнять?
- Выполнение, каких заданий вызвало
затруднения?
- Что удалось выполнить легко?
Дети дают ответы
Домашнее
задании
Обеспечение
понимания детьми
цели, содержания
и способов
выполнения
задания
Учебник стр. 5 № 12, № 11
Записывают
домашнее
задание