Автор: Бушуева Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Населённый пункт: Кировская область г. Советск
Наименование материала: урок по ИЗО
Тема: ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ (урок-сказка)
Раздел: начальное образование
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ
(урок-сказка)
Ц е л и :
помочь
овладеть
первичными
навыками
изображения
на
плоскости;
учить
использовать
пятно
как
одно
из
главных
средств
изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.
О б о р уд о в а н и е :
ф ото г р а ф и и
ж и в от н ы х ;
в ы с т а в ка
к н и г
с
иллюстрациями Е. Чарушина; гуашь, акварель, черный фломастер.
Ход
у р о к а
I. Организационный момент.
ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
С. Маршак
П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала.
– С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)
– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас
видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)
– Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев.
– Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19.
– Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга.
Что общего?
III. Сообщение темы и цели урока.
–
Сегодня
на
уроке
вы
научитесь
изображать
предметы
необычным
способом.
Каким,
вы
узнаете
позже,
а
поможет
нам
Мастер… (Дети
отвечают: «Изображения».)
IV. Введение в тему урока.
1. В с т у п и т е л ь н а я
б е с е д а.
– Вы любите сказки?
– Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором
учебника.
– О чем эта сказка?
– Почему клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.)
– Кто согласился помочь кляксе? (Мастер Изображения.)
– Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно? (Дети высказывают
свои предположения.)
V. Педагогический рисунок.
Учитель демонстрирует рисунок Винни-Пуха с шариком, полученный из
пятна.
– Давайте попробуем пофантазировать! Я
сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной
краской и попробую кого-нибудь дорисовать.
Беру фломастер и дорисовываю (показывает
на доске).
– Кто получился у меня?
– А кого еще можно было бы дорисовать?
–
При
помощи
чего
можно
изображать
различные предметы, животных, птиц? (При
помощи пятна.)
–
Вот
вы
и
узнали
еще
один
секрет
Мастера Изображения – изображение пятном.
VI. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного
пятна? (Собачка, зайчик.)
– На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и
сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал автор. Он
воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные
зверушки получились!
– Сравните работы художников на с. 22–23.
– Обратите внимание, что тень на стене от руки, – это тоже пятно.
– Каких зверушек изображают люди?
В ы в о д. Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием
изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-
либо подобное, пофантазировать, дорисовать.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку (приседания):
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки).
VII. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Хотите ли вы научиться изображать пятном?
– Вспомним правила работы с кистью, краской и водой.
–
Сделайте
пятно
на
листе
бумаге
и
превратите
его
в
изображение
зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все, что необходимо,
чтобы разглядеть в вашем рисунке необыкновенного зверя.
– Дорисовывать можно черным фломастером.
VIII. Итог урока.
1. В ыст авка
раб от
уч ащихся
и
их
об сужд ение.
– Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам
понравилось рисовать пятном?
2. О б о б щ е н и е.
–
Что
нового
узнали
сегодня
на
уроке?
Чему
учились? (Учились
изображать пятном.)
3. Уб о р ка
р а б оч е го
м е с т а.