"Сольфеджио" дополнительная общеобразовательная программа для детей обучающихся в Эстрадной студии
Автор: Устьянцева Светлана Юрьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ ДОД "Дом детского творчества" КГО Населённый пункт: город Камышлов Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сольфеджио" дополнительная общеобразовательная программа для детей обучающихся в Эстрадной студии Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Камышловского городского округа
«Дом детского творчества»
Допущена к реализации (апробации) Утверждаю:
решением педагогического совета Директор МБОУДОДКГО
МБОУДОДКГО «Дом детского творчества»
«Дом детского творчества» №_____от_____2012
Протокол№____от______
«Сольфеджио»
дополнительная общеобразовательная программа
для детей, обучающихся в эстрадной студии (7-11лет)
срок реализации 2 года.
Составитель:
Устьянцева Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория.
Камышлов, 2015.
Оглавление
1
Пояснительная записка
3
Учебно-тематический план 1-ого года обучения
14
Содержание программы 1-ого года обучения
15
Требования к уровню подготовки обучаемых 1-ого года обучения
20
Учебно-тематический план 2-ого года обучения
21
Содержание программы 2-ого года обучения
22
Требования к уровню подготовки обучаемых 2-ого года обучения
27
Методическое обеспечение программы
29
Учебно-методическое обеспечение
31
Материально-техническое обеспечение
32
Нормативно-правовое обеспечение программы
33
Список использованной литературы
34
Сведения об авторе разработчике
36
Аннотация
37
Пояснительная записка
Сольфеджио - один из основополагающих предметов в программе
2
обучения детей
детской эстрадной студии. В наше время, современный
предмет сольфеджио
-
это
дисциплина практическая,
объединяющая
различные
виды
музыкальной
деятельности,
активизирующая
развитие
комплекса музыкальных способностей и целого ряда практических навыков
необходимых для успешного вокально-эстрадного исполнительства.
Сольфеджио способствует музыкально-эстетическому воспитанию
детей, развитию интонационного и гармонического слуха, необходимых
компонентов музыкального мышления, памяти, чувства ритма, знакомит
с теоретическими основами музыкального искусства и вместе с тем
помогает
выявлению
и развитию
творческих
задатков
обучающихся,
расширению их общего музыкального кругозора.
Содержанием курса сольфеджио является изучение основных
средств музыкальной выразительности – музыкальных звуков, интервалов,
аккордов, ритма, джазовых элементов - первоначально в изолированном
виде, а в дальнейшем в взаимодействии с другими образовательными
дисциплинами. Курс сольфеджио так же должен дать обучающимся
необходимые сведения о музыке как об искусстве и о мелодии как о
главном
средстве
музыкальной
выразительности,
объединяющем
все
основные элементы музыки.
Успешное освоение программы по сольфеджио поможет обучающимся
во всех видах музыкальной деятельности: в познании музыки, пении,
танцевальном
исполнительстве,
инструментальном
музицировании
и
творческой
деятельности,
а
также являются базой для продолжения
музыкального образования разного профиля.
Дополнительная общеобразовательная программа «Сольфеджио» имеет
художественную направленность .
Вид программы – модифицированная.
Новизна
программы
состоит
в
том,
что
в
ней
обобщен
положительный
опыт
работы
педагогов-теоретиков
и
личный
опыт
3
преподавания сольфеджио. При разработке содержания программы были
взяты за основу следующие программно-методические материалы:
- Программы «Музыка» Министерства Просвещения для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ (1986 год);
- Методики преподавания сольфеджио, теории музыки в Детских
музыкальных школах В. Вахромеева, А. Островского, И. Способина, Е.
Давыдовой, А. Барабошкиной, Д. Шайхутдиновой.
Программа «Сольфеджио» составлена с учетом Примерных требований
к программам дополнительного образования детей Департамента
молод
ѐ
жной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844.
Актуальность данной программы определяется необходимостью
получения более качественного образования в области теории музыки для
обучающихся в эстрадной студии: исполнение многоголосных произведений
разновозрастным
составом,
пение
«бэк»
вокала
в
работе
с
солистами,
исполнение
джазового
репертуара,
песен
на
иностранных
языках,
оформление
вокальных
концертных
номеров
хореографическими
постановками. Кроме того успешное освоение программы является базой для
дальнейшего музыкального образования.
Педагогическая
целесообразность
программы
определяется
музыкальным
развитием
обучающихся;
овладением
теоретическими
знаниями, практическими навыками интонирования, определения на слух
различных элементов музыки; умением графически записывать мелодию.
Цель программы: овладение основами музыкальной грамоты, для
реализации
творческого
потенциала
обучающихся,
формирования
устойчивого интереса к музыке.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Обучающие:
изучение основ музыкальной грамоты;
4
обучение навыкам чистого интонирования;
выработка навыков сольфеджирования и чтения нот с листа;
обучение основам слухового анализа.
Развивающие:
развитие ладофунционального слуха;
развитие чувства метроритма;
всестороннее
развитие
музыкального
слуха
-
мелодического,
гармонического, ритмического, динамического, темпового;
развитие музыкально-аналитических способностей.
Воспитательные:
формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
формирование умений и способов деятельности для самостоятельного
общения с музыкой;
приобщение
обучающихся
к
музыке,
формирование
основы
современного музыкального мышления;
практическое
использование
приобретенных
знаний
в
трактовке
исполняемого репертуара.
Цель и задачи образовательной программы связаны с развитием
музыкальных способностей обучающихся и активным использованием их в
творческой сценической практике.
Отличительные особенности программы в том, что она представляет
собой
курс
«Сольфеджио»,
ориентированный
на
контингент
обучающихся и особенности образовательного процесса в эстрадной студии
«Радуга» Дома детского творчества. Программа
конкретизирует
содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов
по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и
разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Условия реализации программы
5
Программа учебного предмета Сольфеджио»
является частью
комплексной
дополнительной
общеобразовательной
программы
эстрадной
студии
«Радуга».
Место
предмета
в
структуре
комплексной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства: теория.
Срок реализации дополнительной образовательной программы
«Сольфеджио» 2 года . Возраст детей 7-11 лет .
На освоение годичного цикла отводится 72 часа .
Курс обучения144 часа.
Занятия
по
программе
проводятся
два
раза
в
неделю
по
одному
педагогическому часу.
У
детей
младшего
школьного
возраста,
на
который
рассчитана
программа
сила
голоса
невелика,
индивидуальные
тембры
почти
не
проявляются. Ограничен
диапазон голоса, редко выходящий за пределы
октавы. Голосовой аппарат
может работать как в фальцетном, так и в
грудном
режиме.
Однако
с
позиции
охраны
голоса
целесообразно
использовать фальцет и легкий микст.
Формы реализации программы
Задачи образовательного цикла решаются в процессе групповых
занятий теоретического и практического характера. Решение практических
задач
осуществляется
с
помощью
систематического
повторения
упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических
навыков.
Формы проведения занятий:
занятие-игра;
занятие-концерт;
занятие-беседа;
занятие-конкурс;
занятие-викторина
Объем групповых занятий определен в соответствии с целями и
задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и
6
содержанием учебного материала. На каждом занятии используются
различные формы обучения:
метро - ритмические упражнения (индивидуально, в ансамбле);
пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых
тяготений;
интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального
языка;
выработка основных музыкально - теоретических навыков;
сольфеджирование музыкальных примеров в одно и двухголосном
изложении, в том числе с листа;
практические задания (устный и письменный диктант, слуховой
анализ);
различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии,
аккомпанементу, сочинение мелодии на заданный ритм или текст;
показ педагогом;
беседы о музыке;
слушание музыки
Целевые ориентиры
В результате освоения программы, у обучающихся формируются
определенные теоретические,
практические
знания,
умения,
навыки,
способствующие самореализации творческой личности в условиях эстрадной
студии:
Предметными результатами занятий по программе эстрадного
вокального ансамбля являются:
владение теоретическими
сведениями,
практическими
умениями
и
навыками предусмотренными программой;
владение навыками музыкального восприятия, приемам импровизации;
обогащение словарно-понятийного запаса;
Метапредметные результаты :
7
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая
компетентности;
приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностные результаты:
индивидуальный
прогресс
в
основных
сферах
личностного
развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
развитие
творческих
способностей,
художественно-образного
мышления и фантазии;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию
владение
навыками
музыкального
восприятия,
воспроизведения
приемами импровизации;
Способы определения результативности
Механизм оценки:
групповая и индивидуальная проверка;
устный, письменный диктант;
музыкально-дидактические игры;
занятие-соревнование;
опрос;
выполнения диагностических заданий.
Основными критериями педагогического наблюдения являются:
уровень сформированности теоретических навыков;
уровень владения практическим материалом;
уровень владения слуховым анализом;
вокально-интонационные навыки;
уровень сольфеджирования и сольмизирования;
учебная дисциплина юного музыканта.
Мониторинг
На
всех
этапах
обучения
отслеживается
овладение владение
теоретическими сведениями, практическими умениями и навыками
8
№
п/п
Показатели
(знания, умения, навыки)
Уровень освоения
низкий
средний
высокий
Теоретическая подготовка
1.
Теоретические знания
1 балл
2 балла
3 балла
2.
Владение специальной
терминологией
1 балл
2 балла
3 балла
Практическая подготовка
1.
Нотная графика
1 балл
2 балла
3 балла
2.
Сольфеджирование и
сольмизирование
1 балл
2 балла
3 балла
3.
Слуховой анализ
1 балл
2 балла
3 балла
4.
Диктант
1 балл
2 балла
3 балла
5.
Вокально-интонационная работа
1 балл
2 балла
3 балла
5.
Ритмические упражнения
1 балл
2 балла
3 балла
Критерии оценки уровня усвоения учебного материала:
Высокий уровень: обучающиеся владеют теоретическими понятиями:
нота, скрипичный ключ, басовый ключ, октава, знаки альтерации, средства
музыкальной выразительности, длительности, паузы, такт, размер, затакт,
секвенция, транспонирование, ровный, пунктирный, синкопированный ритм,
трезвучие, тональность, знаки в тональностях (до 3-х), интервал, канон и
используют их в собственной музыкальной деятельности; дают
качественные характеристики музыкальных звуков (темп, ритм, высота,
динамика, длительность); правильно и интонационно точно поют с листа
музыкальные примеры, свободно воспроизводят и записывают нотный
материал.
Средний уровень: теоретические знания усваиваются на уровне
отдельных
элементов,
нерегулярно
находят
применение
в
практической
деятельности.
Обучающиеся
знают
теоретические
понятия,
но
не
используют
их
в
музыкальной
деятельности,
заблуждаются
в
знаках
альтерации, средствах музыкальной выразительности, длительностях, знаках
в
тональностях
(до
3-х),
строят
и
определяют
интервалы
с
помощью
педагога, заблуждаются в характеристике музыкальных звуков (темп, ритм,
9
высота, динамика, длительность);
интонационно не точно поют
с листа
музыкальные примеры, затрудняются в записи нотного материала, частично
владеют приёмом слухового анализа.
Низкий уровень: теоретические знания усваиваются на уровне
разрозненных элементов, не находят применения в практической работе.
Обучающиеся не владеют теоретическими знаниями, навыками слухового
восприятия:
не
могут
определить
характер
музыкального
произведения,
движение мелодии, лад, темп, тембр, первичный жанр (песня, танец, марш);
не могут
прочитать мелодию в ритме (сольмизировать), спеть мелодию с
названиями звуков, после воспроизведения на инструменте или с голоса
педагога, не владеют нотной грамотой, приемами слухового анализа.
Система мониторинга предусматривает отслеживание уровня
развития метапредметных умений и навыков обучающихся.
№
п/п
Показатели
(метапредметные умения и
навыки)
Уровень
низкий
средний
высокий
1.
Учебно-интеллектуальные умения
1 балл
2 балла
3 балла
2.
Учебно-коммуникативные умения
1 балл
2 балла
3 балла
3.
Учебно-организационные
умения
и
навыки
1 балл
2 балла
3 балла
Критерии оценки уровня развития метапредметных умений и навыков:
Высокий: при выполнении заданий обучающиеся самостоятельно
анализируют,
сравнивают
и
устанавливают
закономерности,
причинно-
следственные
связи,
строят
логические
рассуждения,
проводят
аналогии,
делают выводы. Умеют выбирать различные способы решения практических,
творческих
задач.
Способны
формулировать
собственное
мнение
и
отстаивать собственную позицию, учитывая при этом точку зрения других
людей. Самостоятельно организуют, контролируют и адекватно оценивают
свою
деятельность.
Разрешают
конфликтные
ситуации
без
посторонней
помощи.
10
Средний: при выполнении заданий обучающиеся с незначительной
помощью
педагога
анализируют,
сравнивают
и
устанавливают
закономерности,
причинно-следственные
связи,
строят
логические
рассуждения, проводят аналогии, делают выводы. Могут выбирать различные
способы
решения
творческих
задач
из
предложенных
педагогом
или
одногруппниками.
Формулируют
собственное
мнение,
соотнося
его
с
мнением
большинства.
Организуют,
контролируют
и
оценивают
свою
деятельность
после
напоминания
педагога.
Разрешают
конфликтные
ситуации, ориентируясь на мнение педагога.
Низкий: выполнение заданий, анализ, сравнение и установление
закономерностей, причинно-следственных связей, выстраивание логических
рассуждений, проведение аналогии, вызывает у обучающихся значительные
затруднения.
Решения
творческих
задач
производят
только
с
помощью
педагога. Свое мнение не высказывают и не могут отстаивать собственную
позицию. Не учитывают точку зрения других людей. Действия совершают
бесконтрольно, не подвергая их адекватной оценке. Не могут разрешить
конфликтные ситуации без посторонней помощи.
Среди
показателей
реализации
общеобразовательной
программы
отслеживаются личностные достижения обучающихся.
№
п/п
Показатели
(личностные достижения)
Уровень
низкий
средний
высокий
1.
Устойчивость интереса к предмету
1 балл
2 балла
3 балла
2.
Нравственное развитие
1 балл
2 балла
3 балла
3.
Творческая активность
1 балл
2 балла
3 балла
4.
Творческие достижения
1 балл
2 балла
3 балла
Критерии оценки уровня личностных достижений:
Высокий: присутствует устойчивый познавательный интерес к курсу
«Сольфеджио», отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое
воображение.
Творческие
задания
выполняются
в
полном
объеме
и
без
посторонней помощи. Обучающиеся активно принимают участие в учебном
11
процессе, конкурсных заданиях, игровых упражнениях занимая лидирующие
позиции.
Средний: интерес к курсу «Сольфеджио», стремление к познанию
нового проявляется не всегда. Активность в эмоционально – выразительной
форме присутствует фрагментарно, творческие задания выполняются не в
полном
объеме,
часто
с
помощью
педагога.
В
коллективе
не
являются
авторитетом,
не
имеет
в
нем
близких
друзей.
Могут
выступить
в
роли
наставника по просьбе педагога. Результаты контрольных срезов средние.
Низкий: интерес к курсу «Сольфеджио» проявляют, но он носит
характер
«всплеска».
Предлагаемые
творческие
задания
выполняют,
но
большого интереса не проявляют. Редко принимают участие в конкурсных
заданиях, викторинах. Радости открытия не испытывают, нет эмоционального
отклика
на
успех,
радости
коллектива.
Результаты
контрольных
срезов
низкие.
Выделенные
уровни
обозначены
соответствующими
тестовыми
баллами. Возможное количество баллов – 1 балл (низкий уровень), 2 балла
(средний уровень), 3 балла (высокий уровень). Промежуточные баллы не
выставляются
Формы подведения итогов:
открытые занятия для родителей
итоговые открытые занятия;
участие в творческих проектах художественно-эстетической
направленности;
участие в методических семинарах различного уровня;
тестирование;
выполнение творческих заданий
Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием для
выявления индивидуальной динамики качества развития обучающихся, а в
последствии
для
прогнозирования
деятельности
педагога
и
для
осуществления необходимой коррекции. Результаты мониторинга выступают
12
в качестве инструмента оповещения родителей об уровне усвоения учебного
материала их ребенком.
-
знакомство с образовательной программой и режимом работы;
-
организационные вопросы.
РАЗДЕЛ 2. Музыкально-теоретическая работа
Тема 1. Клавиатура.
Теория:
Звукоряд, музыкальный строй.
Практика:
-
звукоряд, регистры;
-
скрипичный, басовый ключ, ноты 1 октавы;
-
названия октав снизу вверх: субконтроктава, контроктава,
большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава,
четвертая октава, пятая октава;
-
тон, полутон.
Тема 2. Знаки нотного письма.
Теория: Понятия ноты, нотный стан (нотоносец).
Практика:
-
написание нот на нотном стане;
-
добавочные линейки веру, внизу нотного стана;
-
штиль для обозначения различных длительностей звуков к ноте; знаки,
увеличивающие длительность (точка, две точки,
лига, пауза).
Тема 3. Мажорная, минорная гамма.
Теория: Строение мажорной минорной гаммы.
Практика:
-
выстраивание звукорядов пропеваемых мелодий по порядку
следования ступеней, начиная от тоники;
-
строение мажорных, минорных гамм;
-
пение гаммы До мажор, Ля минор на основе проигрыванияеё на
клавиатурес произнесением нот.
Тема 4. Тоника. Устойчивые, неустойчивые ступени.
Теория,
практика: Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Понятие о
тяготении
неустойчивых
звуков
в
устойчивые.
Разрешение
неустойчивых
звуков.
Тема 5. Длительности нот. Нота с точкой.
Теория: Длительности нот
15
Практика
:
знаки, увеличивающие длительность:
-
точка - справа от ноты и увеличивает ее длительность на половину;
-
две точки - увеличивают длительность ноты на половину и еще на
четверть;
-
лига - вогнутая линия, связывающая рядом стоящие звуки одной
высоты,
при
этом
продолжительность
звучания
будет
равна
сумме
залигованных нот;
-
пауза - перерыв в звучании, паузы имеют такие же длительности, как и
ноты.
Тема 6. Такт. Таковая черта. Тактирование.
Теория: Понятие размер музыки. 2/4, 3/4, 4/4.
Практика:
-
пение, написание нотных примеров с простым метром и размером;
-
группировка длительностей в тактах простых размеров;
-
пение нотных упражнений с синкопой.
Тема 7. Знаки альтерации.
Теория:
понятия диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль.
Практика:
-
изменение основных ступеней звукоряда;
-
повышение, понижение ноты на полтона;
-
случайные, ключевые знаки;
-
нотная запись, пение упражнений со знаками альтерации.
Тема 8. Интервалы.
Теория:
Интервалы между ступенями звукоряда (количественная величина)
Практика
:
пропевание интервалов (
название, обозначение, количественная
величина):
Чистая прима 4.1 0 тонов
Малая секунда м.2 0,5 тона
Большая секунда 6.2 1 тон
Малая терция М.З 1 ,5 тона
Большая терция Б.З 2 тона
Чистая кварта 4.4 2,5 тона
Увеличенная кварта ув.4 3 тона
Уменьшенная квинта ум. 5 З тона
Чистая квинта 4.5 3.5 тона
Малая секста м.6 4 тона
Большая секста 6.6 4,5 тона
Тема 9. Паузы, штрихи.
Теория: Нюансы в музыке.
Практика:
-
паузы различной длительности, их выполнение, написание;
16
-
основные штрихи музыки: легато (legato) – связанный, нонлегато
(nonlegato) - раздельно, стаккато (staccato) – отрывисто;
-
выполнение упражнений с применением штрихов.
Тема 10. Метр. Ритм. Темп.
Теория: Понятия : метр, ритм, такт, темп.
Практика: воспитание чувства метроритма:
-
ощущение равномерности пульсирующих долей;
-
осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
-
повторение ритмического рисунка;
-
навыки тактирования, дирижирования;
-
сольмизация музыкальных примеров;
-
узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
РАЗДЕЛ 3. Вокально-интонационная работа.
Теория, практика
Закрепление практических, теоретических сведений:
-
пение ступеней, гамм, интервалов, аккордов, различных мелодических
оборотов в ладу и вне лада;
-
правильное положение корпуса;
-
спокойный, без напряжения вдох перед началом пения;
-
равномерное дыхание, распределение его на музыкальную фразу;
-
ч
ё
ткое произношение согласных в слове;
-
слуховое осознание точной интонации;
-
пение песен-упражнений из 2-х -3-хсоседних звуков, гамм вверх и
вниз, пение в унисон.
РАЗДЕЛ
4. Сольмизирование и сольфеджирование.
Теория:
понятия
сольмизирование, сольфеджирование. Певческие навыки,
интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту,
чувство лада.
Практика
:
-
ритмическое проговаривание текста;
-
пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
-
пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх
и вниз, поступенные ходы;
-
скачки на тонику и опевание;
-
ритмические длительности.
РАЗДЕЛ 5. Ритмические упражнения.
Теория, практика
:
-
повторение ритмического рисунка на слоги;
-
простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, по
записанному нотному тексту, карточкам;
-
освоение размеров 2/4, 3/4, 4/4;
-
паузы, навыки тактирования в размере 2/4;
17
-
ритмические
упражнения:
«ритмическое
эхо»,
хлопки,
притопы,
сольмизирование, досочинение 2-ой фразы;
-
чтение ритмических партитур, дирижировние в этих размерах;
-
исполнение мелодий с ритмическим аккомпанементом.
РАЗДЕЛ 6. Слуховой анализ.
Теория, практика:
воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
-
определение гармонических интервалов, взятых произвольно
(написание интервальных диктантов);
-
определение на слух и осознание характера музыкального
произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков,
устойчивости отдельных оборотов;
-
анализ несложных мелодических оборотов;
музыкальный материал:
П. Чайковский “Полька”, “Шарманшик поет”, “Немецкая песенка”;
Ф. Шуберт “Экосез”, “Вальс”;
Л. Бетховен “Контрданс”;
Раков “Полька”;
С.Рахманинов” Итальянская полька”.
РАЗДЕЛ 7. Нотная графика.
Теория, практика
:
-
письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
-
написание звукорядов изучаемых гамм;
-
написание несложных нотных примеров с использованием нот разной
длительности, знаков альтерации, пауз;
-
написание интервалов, аккордов;
-
написание устойчивых и неустойчивых ступеней.
РАЗДЕЛ 8. Диктант.
Теория :
строение
формы
мелодии
(членение
мелодии
на
фразы
и
предложения), представление о метроритмической структуре мелодии, ее
размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Практика:
-
подготовительные упражнения: пропевание небольших фраз;
-
письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
-
запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
-
устный диктант;
-
письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов,
включающий
пройденные
мелодические
обороты,
ритмические
длительности и паузы.
РАЗДЕЛ
9. Развитие творческих навыков.
Теория, практика:
-
допевание мелодии с названием звуков в пройденных тональностях;
-
сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным
18
произвелдениям;
-
рисунки к прослушиваемым произведениям.
РАЗДЕЛ
10. Итоговое занятие.
Проводится в конце каждого полугодия в виде обобщающего урока, урока-
концерта, мастер - класса для родителей и педагогов.
19
Требования к уровню подготовки обучающихся 1-го года обучения
По итогам освоения образовательной программы первого года обучения
обучаемые будут знать:
основы музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;
основные требования к ритмической организации длительностей нот и
записи на нотном стане;
средства музыкальной выразительности;
музыкальную терминологию (темпа, характера, динамики исполнения).
будут уметь:
применять свои знания и навыки на практике;
правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый
музыкальный отрывок;
петь мажорную гамму вверх и вниз, тоническое трезвучие;
определять на слух отдельные ступени мажорного лада, сильные и
слабые
доли,
характер
музыкального
произведения,
лад,
структуру,
количество фраз, устойчивость или неустойчивость отдельных оборотов,
размер, темп, динамические оттенки;
записать нотами и оформить ритмически верно музыкальную фразу,
тему или несложный простой период;
определять тональный план музыкального материала.
-
знакомство с образовательной программой и режимом работы
-
организационные вопросы.
РАЗДЕЛ 2. Музыкально-теоретическая работа
Тема 1. Мажорные и минорные тональности
Теория: Строение гамм мажорных, минорных тональностей
Практика:
-
выявление закономерности строения мажорных и минорных гамм.
выведение формул строения мажорных и минорных гамм;
-
проигрывание гамм на клавиатуре;
-
усвоение порядка расположения диезов и бемолей;
-
определение тональностей по ключевым знакам и тонике;
-
устойчивые и неустойчивые ступени лада, разрешение неустойчивых
ступеней, опевание устойчивых ступеней;
-
звуки тонического трезвучия, вводные тоны;
-
визуально-
слуховое
осмысление
ступеней
мажорной
и
минорной
гаммы (столбица).
Тема 2. Параллельные тональности.
Теория, практика:
Установление общности ключевых знаков и звукового
состава
в
параллельных
тональностях.
Усвоение
способов
нахождения
параллельных тональностей.
Тема 3. Главные трезвучия лада
Теория: понятия главные ступени лада, главные трезвучия лада
Практика:
-
проигрывание и пропевание главных трезвучий лада;
-
выполнение письменных упражнений на построение;
-
слуховое восприятие и определение на слух трезвучий главных
ступеней.
Тема 4. Интервалы.
Устойчивые и неустойчивые интервалы.
Теория: Строение интервалов.
-
Практика:
-
усвоение алгоритма построения и определения интервалов от примы до
квинты;
-
проигрывание, интонирование, слуховое восприятие интервалов.
-
графическая запись интервалов;
-
выявление устойчивых, неустойчивых интервалов;
22
-
построение и практическая работа на инструменте по определению
устойчивых, неустойчивых интервалов.
Тема 5. Пунктирный ритм.
Теория: понятие сольмизации, ритмический рисунок
Практика:
-
усвоение пунктирного ритма.
-
слуховое восприятие пунктирного ритма на примере произведений,
исполняемых педагогом.
-
прохлапывание ритмического рисунка на фоне метрической пульсации.
-
сольмизация и сольфеджирование мелодий, содержащих пунктирный
ритм.
Тема 6. Модуляция
Теория: Смена
тональности
в
мелодии.
Сопоставление
параллельных,
одноимённых тональностей в пропеваемых и проигрываемых мелодиях.
Практика:
-
освоение тональных соотношений;
-
освоение приема модуляции;
-
определение признаков модуляции, переменного лада в произведениях.
Тема 7. Хроматизм
Теория: понятие «хроматизм». Роль хроматизма в ладу.
Практика:
-
усвоение
порядка
повышения
и
понижения
ступеней
в
мажоре
и
миноре;
-
овладение
навыками
правописания
восходящей
и
нисходящей
хроматической гаммы;
-
осмысление связи хроматически изменённых ступеней с родственными
тональностями данной тональности;
-
усвоение
значения
проходящих
и
вспомогательных
хроматических
звуков.
Тема 8. Доминантсептаккод
Теория: Строение доминантсептаккорд, септаккорда
Практика
:
Исследование септаккордов:
-
овладение навыками построения доминантсептаккорда, септаккорда,
определения по записи, проигрывания септаккордов на ступенях мажора и
минора;
-
усвоение расположения и построения D
7
с разрешением в мажоре и
гармоническом миноре;
-
графическая запись D
7
с разрешением.
Тема 9. Темп музыки.
Теория: Умеренные темпы, быстрые темпы.
23
Практика: Знакомство с тепами музыки . Слушание музыки, определение её
темпа. Обозначение темпа.
Умеренные темпы:
• Andante — спокойно, не спеша;
• Andantino — подвижнее;
• Moderate — умеренно;
• Sostenuto — сдержанно;
• Allegretto — оживленно;
• Allegro moderate — умеренно скоро.
Быстрые темпы:
• Allegro — скоро;
• Vivo — живо;
• Vivace — живее;
• Presto — быстро;
• Prestissimo — очень быстро.
РАЗДЕЛ 3. Вокально-интонационная работа.
Теория: Интонация.
Практика
:
-
пение небольших одноголосных мелодий (8 тактов) с названием нот и
со словами, с сопровождением и без, с дирижированием на 2/4; на 3/4
с использованием основных длительностей: целой, половинных, четвертей,
восьмых;
-
пение мажорных тональностей до 2-х знаков при ключе (гаммы,
тоника, вводные ступени, устойчивые ступени, неустойчивые ступени,
разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, тоническое трезвучие);
-
интонирование основных интервалов (примы, секунды, терции,
кварты, квинты, сексты, септимы, октавы) от звука без их тоновой величины
вверх и вниз;
-
пение тонического трезвучия в мажорных тональностях до 2-х знаков
при ключе.
РАЗДЕЛ
4. Сольмизирование и сольфеджирование.
Теория, практика
:
-
пение гамм и упражнений, ступеней или отельных мелодических
попевок, тетрахордов;
-
пение тона и полутона на слог и названием звуков; гамм и ступеней;
-
пение пройденных интервалов( кроме секунды) двухголосно, способом
«наслаивания» или взятых одновременно;
-
пение мажорного и минорного трезвучий от звука;
пение простейших секвенций;
-
пение несложных песен с текстом с сопровож. и без него;
-
транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных
тональностях;
24
-
пение нотных примеров с дирижированием, включ. в себя движение
мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
-
целая нота, размер 4\4, паузы целые , половинные, четвертные и
восьмые;
-
затакт: четверть, две восьмые;
-
ритмические длительности в размерах 2\4,3\4 ( основные и новые:
четверть с точкой и восьмая);
-
пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на слог с
дирижированием;
РАЗДЕЛ 5. Ритмические упражнения.
Теория:
Значение ритма в музыке. Длительность звука, сильная, слабая
доли, затакт.
Практика
:
-
освоение разнообразных ритмических рисунков; простых, сложных,
смешанных размеров;
-
прохлопывание (или исполнение на ударных инструментах
различных ритмических рисунков;
-
прохлопывание (или исполнение на ударных инструментах)
метрических долей во время пения нотных примеров;
-
чтение ритмического рисунка ритмослогами по нотному тексту под
аккомпанемент;
-
исполнение ритмических остинатных фраз под аккомпанемент;
-
ритмическая импровизация с хлопками или на ударных инструментах;
-
ритмическая партитура: одновременное исполнение различных
ритмических рисунков в одном размере;
-
исполнение канонов с прохлопыванием ритмического рисунка своего
голоса, каждой группой;
-
логоритмические упражнения.
РАЗДЕЛ 6. Слуховой анализ.
Теория: определение
на
слух
мелодических оборотов, интервалов,
аккордов.
Практика
:
-
определение на слух характера музыкального произведения, лада,
количества фраз, размера, динамических оттенков, темпа и устойчивости
отдельных оборотов;
-
определение на слух различных мелодических оборотов,
включающих в себя поступенные ходы, повторность звуков, движения
по звукам
трезвучий,
терцовых
ходов
в
мелодии,
разрешение
неустойчивых звуков;
-
определение на слух сильных и слабых долей.
-
определение на слух ритмического рисунка мелодии.
-
определение на слух интервалов (примы, секунды, терции, кварты,
квинты, сексты, септимы, октавы) без их тоновой величины.
25
-
определение на слух трезвучия.
-
определение на слух гармонических функций (тоники,
субдоминанты, доминанты).
РАЗДЕЛ 7. Нотная графика.
Теория, практика
:
-
написание звукорядов мажорных и минорных гамм;
-
написание сложных нотных примеров с использованием нот разной
длительности, знаков альтерации, пауз;
-
транспонирование выученных мелодий на секунду вверх или вниз;
-
написание устойчивых и неустойчивых ступеней, вводных тонов;
-
построение 4-х видов трезвучий;
-
запись мелодий в басовом ключе;
-
разрешение секунд и терций в мажоре и миноре (гармоническом и
натуральном).
РАЗДЕЛ 8. Диктант.
Теория:
активизация музыкального слуха, памяти.
Практика
:
Устный диктант: повторение мелодического рисунка (с возрастающим
объ
ѐ
мом) на нейтральный слог и с названием звуков, Пропевание
знакомых мелодий с названием звуков, проигрывание знакомых мелодий на
инструменте.
Письменный диктант: запись мелодий, диктуемых с названием звуков в
более быстром темпе вслед
за
педагогом.
Звуковысотное
оформление
данного ритмического рисунка. Запись небольших мелодий (8-10 тактов)
с ритмическим оформлением в мажорных и минорных тональностях до
2-х знаков при ключе.
РАЗДЕЛ
9. Развитие творческих навыков.
Теория, практика
:
-
допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
-
сочинение мелодий на заданный ритм, текст;
-
сочинение мелодических и ритмических вариантов фраз, предложений;
-
сочинение ответного предложения в параллельной тональности;
-
сочинение
мелодий
с
использованием
интонаций
пройденных
интервалов, обращений тонического трезвучия, главных трезвучий лада, в
тональностях до 3х знаков включительно, в размерах
2
/
4
,
3
/
4,
4
/
4,
3
/;
-
подбор аккомпанемента из предложенных аккордов;
-
импровизация мелодии на заданный ритм;
РАЗДЕЛ
10. Итоговое занятие.
Проводится в конце каждого полугодия в виде обобщающего урока, урока-
концерта, мастер - класса для родителей и педагогов.
26
Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения
По
итогам
освоения
образовательной
программы
первого
года
обучения
обучаемые будут знать:
мажорные и минорные тональности до 4-х знаков включительно;
порядок расположения диезов и бемолей;
3 вида минора; переменный лад; параллельные тональности;
качественную и количественную величину интервалов (от 1 до 8),
обращения и разрешения простых интервалов;
строение 4-х видов трезвучий;
устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада, трезвучия главных
ступеней и их обращения;
D
7
с разрешением;
размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,6/8, дирижёрские жесты в них;
паузы, ритмические рисунки:
пунктирный ритм, четверть с точкой,
восьмая,
синкопа, триоль;
темпы музыки (умеренные, быстрые)
будут уметь:
сольфеджировать и дирижировать в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
проигрывать на фортепиано мажорные и минорные гаммы (при
одновременном интонировании) до 3-х знаков;
транспонировать
мелодии
в
мажорные
и
минорные,
диезные
и
бемольные
тональности;
графически записыавть в скрипичном и басовом ключах: пройденные
гаммы,
интервалы,
трезвучия, D
7
с разрешением,
выученные мелодии с
последующим проигрыванием и дирижированием;
27
строить,
определять
по
записи
качественную
и
количественную
величину
интервалов (от 2 до 8);
находить параллельные тональности;
определять на слух: гармонические интервалы, 4-е вида трезвучия,
обращения
большого
и
малого
трезвучий,
функциональную
окраску
аккордов, D
7
с разрешением;
владеть навыками импровизации, сочинительства.
28
Методическое обеспечение программы
Специфика преподавания сольфеджио в эстрадной студии
Особенность данной дополнительной образовательной программы
заключается в том, что она первостепенной задачей ставит развитие
музыкально-вокального мышления обучающегося. Оно заключается в том,
что дети должны быстро
схватывать
«нотный
текст»
отражающий
специфику вокальной, эстрадной музыки (навыки быстрого анализа и
воспроизведения особенностей метроритма, нотной записи, музыкального
синтаксиса, формы, динамики и т.д.).
Важное в методике преподавания сольфеджио по данной программе –
расширение тембрового диапазона слуха обучающихся путем использования
на занятиях не только традиционного инструмента (фортепиано), но и
привлечение
инструментов
инструментального
эстрадного
ансамбля
(гитары, барабан, синтезатор).
В основу дополнительной образовательной программы «Сольфеджио»
положены следующие принципы:
принцип движения - подача материала в игровой, театрализованной
форме - особенно важно для детей младшего школьного возраста;
принцип сравнения - при определении теоретических понятий
используются разные образы из жизни природы, цветообразы, звукообразы;
чаще всего это происходит при изучении направления музыкального
движения, интервалов, аккордов и при определении наклонения лада;
принцип синтеза - межпредметные связи:
сольфеджио и вокал;
сольфеджио и ансамбль;
сольфеджио и ритмика, танец;
сольфеджио и исполнительская деятельность.
принцип сотрудничества - педагог и ученик - единомышленники;
29
принцип повторения - повторение теоретического и практического
материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками
при каждом повторении;
принцип доступности - объяснение материала, подбор репертуара, в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
принцип дифференцированного подхода - с программой должны
справляться все, а для сильных обучающихся, даются дополнительные
задания творческого характера.
Методы используемые на занятиях:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, пояснение, указание
и замечание);
частично-поисковый метод (обучающийся участвует в решении
поставленных исполнительских задач);
репродуктивный метод - метод показа и подражания;
метод анализа обучающимся и педагогом учебной ситуации;
наглядный метод (слушание музыки, показ педагога, просмотр
видеоматериалов);
практический
метод
(освоение
при
ѐ
мов
в
вокально
-интонационных упражнениях, дирижирование и т.д.);
творческий метод (импровизация, сочинительство)
Основными видами показа на уроках являются: запись на доске,
использование наглядных материалов в виде столбиц, лесенок, клавиатуры.
Принципиальной установкой для занятия является опора на живую
музыкальную практику, возможность каждого реб
ѐ
нка проявить свои
творческие способности.
30
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические пособия
1.
Барабошкина А. Сольфеджио для 1-го класса ДМШ.– М.: Музыка, 1990
2.
Барабошкина А. Сольфеджио для 2-го класса детских музыкальных
школ. – М.: Музыка, 2000
3.
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для 3-го класса детских
музыкальных школ. – М.: Музыка, 1999
4.
Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов
ДМШ и ДШИ. Сост. Г.Ф. Калинина. – М., 2001
5.
Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. – М., 1982
6.
Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. – М., 1981
7. Долматов Н.А. Сольфеджио в музыкальных классах
общеобразовательных школ. Методические разработки для студентов
музыкально-подготовительных факультетов педагогических вузов (1 – 7
классы) – М.: Мин. просв. РСФСР, 1981-1986
8.
Сольфеджио. Ч.1. Одноголосие. Ч.2. Двухголосие. Сост. Б. Калмыков
Г. Фридкин. – М.: Музыка, 2000
9. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального
диктанта. – М.: «Музыка», 1991.
10. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. – М., 1993.
11. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ.
– М.: 1979.
12. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост.
Ж.Металлиди, А.Перцовская). – М.: «Музыка», 1995.
13. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. – М.:
«Композитор», 1993.
14. Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. – М.:
«Музыка», 1985.
31
15. Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по
сольфеджио. – М.,
Материально-техническое обеспечение
1.
Кабинет для занятий
Общая площадь кабинета для занятий - 14,5 м
2
Половое покрытие: ковровое
2.
Приборы и оборудование
доска с нотным станом;
столы;
стулья;
цифровое фортепиано;
музыкальный центр;
телевизор;
ноутбук;
пюпитр;
музыкальные инструменты
32
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1.
Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
6. Устав МАОУ ДОД «Дом детского творчества» КГО.
7. Образовательная программа МАОУ ДОД «Дом детского творчества»
КГО.
33
Список литературы, использованной при составлении программы:
1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. –
М.: «Музыка», 1976.
2. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. –
М.: «Музыка», 2005.
3. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. –
М.: «Музыка», 1981.
4. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое
пособие. – М.: «Музыка», 1988.
5. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и
2. – М.: «Музыка» 1999.
6.
Боровик
Т.
А.
Изучение
интервалов
на
уроках
сольфеджио.
Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методическое пособие.
– М.: Классика-XXI, 2007. – 66 с.
7. Иванчикова О. С. Свободные вариации на тему: Нетрадиционные
методы музыкального воспитания. – Симферополь: Издатель А. Другов, 2005.
– 184 с.
9. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на
уроках
сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. – М.: Советский
композитор, 1989. – 12 с.
10.
Никитина
И.
П.
Музыкальные
диктанты.
4-7
классы.
–
М.:
Классика-XXI, 2011. – 64 с.
15. Петренко А. Цифровки и цепочки. Пособие по сольфеджио. Для
учащихся
и
педагогов
ДМШ,
ДШИ,
лицеев,
музыкальных
училищ,
колледжей. – СПб.: Композитор, 2009.
16.
Боровик
Т.
А.
Изучение
интервалов
на
уроках
сольфеджио.
Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методическое пособие.
– М.: Классика-XXI, 2007. – 66 с.
Список литературы, используемой при реализации программы:
34
1.
Золина Е. М. Домашние задания по сольфеджио для 2 класса
детской музыкальной школы. – М.: Престо, 2003. – 40 с.
2.
Лежнева
О.
Ю.
Практическая
работа
на
уроках
сольжеджио.
Диктант, слуховой анализ. Учебное пособие для учащихся 1-8 классов
детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
3.
Лехина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно
игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2010. – 24 с.
4.
Лехина Л. Н. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое
пособие. – М.: Классика XXI, 2010. – 20 с.
5.
Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов
ДМШ и ДШИ./ Сост. Г. Ф. Калинина. – М.: 2002. – 32 с.
6. Петренко
А.
Цифровки
и
цепочки.
Пособие
по
сольфеджио.
Для
учащихся
и
педагогов
ДМШ,
ДШИ,
лицеев,
музыкальных
училищ,
колледжей. – СПб.: Композитор, 2009.
Список литературы, рекомендованный детям и их родителям:
1.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.
Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
2.
Драгомиров П. Учебник сольфеджио. – М. «Музыка» 2010.
3. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. – М. ООО
«Престо», 2007.Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель,
2005.
4.
Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.
5.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.
6.
Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век,
1996г
7.
Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7
классов детской музыкальной школы. – СПб: «Композитор», 2008
8.
Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. – М. «Престо»,
2001.
9.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для
детей, ч.1 и 2. –М.: «Музыка», 1999.
Сведения об авторе-разработчике:
35
квалификация):
Свердловское музыкальное педагогическое училище, 1982 г., музыкальное
воспитание № 2009; учитель пения, музыкальный воспитатель в д/с.
5.
Стаж (педагогический, по должности): 33 года.
Аннотация
36
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Сольфеджио»
по
направленности
является художественной , по виду – модифицированной.
Предназначена для обучающихся от 7 до 11 лет. Срок реализации – 2 года.
Цель программы: овладение основами музыкальной грамоты, для
реализации
творческого
потенциала
обучающихся,
формирование
устойчивого интереса к музыке.
Задачи программы: изучение основ музыкальной грамоты, обучение
навыкам чистого интонирования, выработка навыков сольфеджирования и
чтения нот с листа, обучение
основам слухового
анализа; всестороннее
развитие
музыкального
слуха
-
мелодического,
гармонического,
ритмического,
динамического,
темпового,
развитие
музыкально-
аналитических
способностей;
формирование
умений
и
способов
деятельности
для
самостоятельного
общения
с
музыкой
и практического
использования приобретенных знаний в творческой сценической практике
в трактовке исполняемого репертуара.
Образовательная программа представляет собой курс «Сольфеджио»,
ориентированный
на
контингент
обучающихся
и
особенности
образовательного процесса
в эстрадной студии «Радуга» Дома детского
творчества. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает
примерное
распределение
учебных
часов
по
разделам
курса
и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Музыкальное развитие детей на занятиях осуществляется в игровой
форме,
в
атмосфере
увлекательно-познавательных
заданий,
через
формирование интереса к миру музыки и развитие творческой инициативы.
37
38
39