Напоминание

Инновационные технологии в обучении на ударных инструментах


Автор: Зверев Вячеслав Анатольевич
Должность: Педагог по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 11
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Методические разработки в обучении детей
Тема: Инновационные технологии в обучении на ударных инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Цифровые технологии помогают в обучении детей и постепенно вытесняют

традиционные т.к. они более мобильные точные и доступные и по цене и но качеству. Имеют

множество различных функций. Поговорим сегодня о цифровом метрономе и транскрайб плейере.

(Transcribe Player) Затронем программу написания нот в FINALE – 2011 и преимуществе цифровой

библиотеке.

1.

Раньше мы занимались с механическими метрономами,

хотя были и электронные, так же можно было использовать ритм – боксы, но всё это неудобно не

мобильно и дорого. В нашей школе выдавали под роспись чешские метрономы. Их было шесть.

Постепенно они начинали стареть и считать не ровно. В далёких 80-х я привёз из Москвы 12

чешских метронома для своего класса. Это была огромная коробка! Метроном было очень сложно

купить! Теперь из жутких 80-х перенесёмся в наше время.

Сейчас метроном может быть в каждом телефоне и совершенно бесплатно. Нужно только

скачать его с интернета, а если нет интернета, его можно скачать через Wi-Fi. В современном

метрономе очень много возможностей. Он может считать четвертями, восьмыми, триолями,

квартолями, может каждые четыре или восемь тактов наращивать темп.

Хочу остановиться на том, как научить ученика - барабанщика правильно заниматься с

метрономом. Для этого нужен особый подход. Нужно взять за правило то, что метроном должен

звучать громко. Возникает проблема, т.к. барабаны звучат сами по себе громко и даже если

метроном подключить к усилителю, то всё – равно барабаны будут звучать громко, а на пиано

начинающему исполнителю играть сложно и это будут плохие занятия!

Выход простой, но эффективный. Нужно вместо палочек взять щётки и играть самые

простые ритмические рисунки, добиваясь идеального ритма. Если этого не знать и не применять эту

методику, то такие занятия будут не эффективными и даже вредными, потому что, играя с

метрономом, ребёнок будет «плавать» между долями, тем самым привыкать играть не ровно даже

с метрономом! От этого будет страдать внутренний ритм ребёнка, чего ни в коем случае допустить

нельзя! Преподаватель должен научить правильно заниматься. Это важно. Когда игра станет

ровной, можно будет взять палки. В дальнейшем при правильных занятиях задача усложняется.

Метроном включается тише, а барабаны звучат громче. Метроном плохо слышно, но ритм остаётся

идеальным. Это то, к чему нужно стремиться!

Сейчас мы на практике продемонстрируем занятия с метрономом. Учащийся выбирает самый

простой рисунок. Играет его какое-то время. Когда рисунок начнёт звучать ровно, можно начать

поэтапное усложнение. На первую долю будем добавлять тарелку. В чём заключается сложность?

Тарелка звучит громко. Метроном какое-то время не слышно. Нужно точно попасть на тарелку, а

затем на хай - хет. Ритм должен остаться идеальным. Это не всегда получается. Следующий этап

усложнения - это добавление брейков. Заполнение последней четвёртой доли квартолями, а затем

триолями. Учащийся спонтанно меняет ритмический рисунок. Всё это звучит в идеальном дуэте

исполнитель и метроном.

2.

Тоже самое касается транскрайб плейера (Transcribe Player) Его

также нужно скачать с интернета. Сейчас мы продемонстрируем

наши занятия.

Выбираем пьесу «Воздушная кукуруза». В плейере её можно очень быстро найти, т.к.

треки выстраиваются в алфавитном порядке. Мы выбираем темп 90% Можем выбрать и более

медленный или более быстрый темп. При разучивании нового произведения чаще всего

выбираем более медленный. Настраиваем громкость и начинаем учить партию без ансамбля.

Здесь очень легко отмотать пьесу на нужный такт и играть именно с этого такта. Можно чтобы он

повторял кусочек пьесы хоть целый день, закольцевав несколько тактов! С транскрайб плейером

очень удобно заниматься. Можно играть в любое время и в любом месте. Ученик может

качественно подготовиться к уроку и репетиция с концертмейстером в результате пройдёт гораздо

успешней т.к. он хорошо будет знать исполняемое произведение, которое он уже проигрывал

много раз дома.

3.

Программа Finale

очень

хороший

помощник

в

написании

аранжировок, своих сочинений, переложений, партитур и вообще

написании различных партий. Здесь можно не только прослушать

произведение, но и визуально наблюдать аранжировку. Можно

услышать отдельные инструменты в любом сочетании. Бывает мы

включаем

ноутбук

через

усилитель

и

играем

всем

ансамблем

вместе с ним! Исполняем трио на ксилофоне, а партию вибрафона

и

фортепиано,

записанные

в Finale,

играет

ноутбук

т.к.

любой

инструмент

мы

можем

выключить.

В

данном

случае

мы

выключаем ксилофон т.к. на нём мы играем в живую.

4.

Цифровая

библиотека

это

вообще

отдельная

песня!

Не

нужно

искать в огромной куче нот, теряя на это много времени и сил.

Оцифровав

только

произведения,

которые

могут

войти

в

репертуар, мы отсекаем всё лишнее. Можем создать различные

папки,

например,

крупная

форма,

джаз,

ноты

для

малого

барабана, литавр и т. д.

В эти папки можно вложить аудио файлы и вместе с учеником с увлечением выбирать будущий

репертуар.

В работе с учениками я использую папки, где хранятся напечатанные клавиры. Отдельно папка с

файлами для ксилофона младшие классы. Папка с аккомпанементами, ксилофон старшие классы.

Папка с аккомпанементами литавры. Папка с аккомпанементами малый барабан и столько же

папок с сольными партиями. В сольных папках хранятся несколько экземпляров каждого

произведения, чтобы можно было сразу без проволочек дать ученику ноты, да и выбирать новое

произведение тоже удобно. На каждой папке имеется оглавление и порядковый номер. В классе

всегда есть ноутбук и принтер!

С появлением цифровых технологий работать стало легче и эффективней!



В раздел образования