Автор: Зверев Вячеслав Анатольевич
Должность: Педагог по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 11
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Методические разработки в обучении детей
Тема: Инновационные технологии в обучении на ударных инструментах
Раздел: дополнительное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБУЧЕНИИ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Цифровые технологии помогают в обучении детей и постепенно вытесняют
традиционные т.к. они более мобильные точные и доступные и по цене и но качеству. Имеют
множество различных функций. Поговорим сегодня о цифровом метрономе и транскрайб плейере.
(Transcribe Player) Затронем программу написания нот в FINALE – 2011 и преимуществе цифровой
библиотеке.
1.
Раньше мы занимались с механическими метрономами,
хотя были и электронные, так же можно было использовать ритм – боксы, но всё это неудобно не
мобильно и дорого. В нашей школе выдавали под роспись чешские метрономы. Их было шесть.
Постепенно они начинали стареть и считать не ровно. В далёких 80-х я привёз из Москвы 12
чешских метронома для своего класса. Это была огромная коробка! Метроном было очень сложно
купить! Теперь из жутких 80-х перенесёмся в наше время.
Сейчас метроном может быть в каждом телефоне и совершенно бесплатно. Нужно только
скачать его с интернета, а если нет интернета, его можно скачать через Wi-Fi. В современном
метрономе очень много возможностей. Он может считать четвертями, восьмыми, триолями,
квартолями, может каждые четыре или восемь тактов наращивать темп.
Хочу остановиться на том, как научить ученика - барабанщика правильно заниматься с
метрономом. Для этого нужен особый подход. Нужно взять за правило то, что метроном должен
звучать громко. Возникает проблема, т.к. барабаны звучат сами по себе громко и даже если
метроном подключить к усилителю, то всё – равно барабаны будут звучать громко, а на пиано
начинающему исполнителю играть сложно и это будут плохие занятия!
Выход простой, но эффективный. Нужно вместо палочек взять щётки и играть самые
простые ритмические рисунки, добиваясь идеального ритма. Если этого не знать и не применять эту
методику, то такие занятия будут не эффективными и даже вредными, потому что, играя с
метрономом, ребёнок будет «плавать» между долями, тем самым привыкать играть не ровно даже
с метрономом! От этого будет страдать внутренний ритм ребёнка, чего ни в коем случае допустить
нельзя! Преподаватель должен научить правильно заниматься. Это важно. Когда игра станет
ровной, можно будет взять палки. В дальнейшем при правильных занятиях задача усложняется.
Метроном включается тише, а барабаны звучат громче. Метроном плохо слышно, но ритм остаётся
идеальным. Это то, к чему нужно стремиться!
Сейчас мы на практике продемонстрируем занятия с метрономом. Учащийся выбирает самый
простой рисунок. Играет его какое-то время. Когда рисунок начнёт звучать ровно, можно начать
поэтапное усложнение. На первую долю будем добавлять тарелку. В чём заключается сложность?
Тарелка звучит громко. Метроном какое-то время не слышно. Нужно точно попасть на тарелку, а
затем на хай - хет. Ритм должен остаться идеальным. Это не всегда получается. Следующий этап
усложнения - это добавление брейков. Заполнение последней четвёртой доли квартолями, а затем
триолями. Учащийся спонтанно меняет ритмический рисунок. Всё это звучит в идеальном дуэте
исполнитель и метроном.
2.
Тоже самое касается транскрайб плейера (Transcribe Player) Его
также нужно скачать с интернета. Сейчас мы продемонстрируем
наши занятия.
Выбираем пьесу «Воздушная кукуруза». В плейере её можно очень быстро найти, т.к.
треки выстраиваются в алфавитном порядке. Мы выбираем темп 90% Можем выбрать и более
медленный или более быстрый темп. При разучивании нового произведения чаще всего
выбираем более медленный. Настраиваем громкость и начинаем учить партию без ансамбля.
Здесь очень легко отмотать пьесу на нужный такт и играть именно с этого такта. Можно чтобы он
повторял кусочек пьесы хоть целый день, закольцевав несколько тактов! С транскрайб плейером
очень удобно заниматься. Можно играть в любое время и в любом месте. Ученик может
качественно подготовиться к уроку и репетиция с концертмейстером в результате пройдёт гораздо
успешней т.к. он хорошо будет знать исполняемое произведение, которое он уже проигрывал
много раз дома.
3.
Программа Finale
очень
хороший
помощник
в
написании
аранжировок, своих сочинений, переложений, партитур и вообще
написании различных партий. Здесь можно не только прослушать
произведение, но и визуально наблюдать аранжировку. Можно
услышать отдельные инструменты в любом сочетании. Бывает мы
включаем
ноутбук
через
усилитель
и
играем
всем
ансамблем
вместе с ним! Исполняем трио на ксилофоне, а партию вибрафона
и
фортепиано,
записанные
в Finale,
играет
ноутбук
т.к.
любой
инструмент
мы
можем
выключить.
В
данном
случае
мы
выключаем ксилофон т.к. на нём мы играем в живую.
4.
Цифровая
библиотека
это
вообще
отдельная
песня!
Не
нужно
искать в огромной куче нот, теряя на это много времени и сил.
Оцифровав
только
произведения,
которые
могут
войти
в
репертуар, мы отсекаем всё лишнее. Можем создать различные
папки,
например,
крупная
форма,
джаз,
ноты
для
малого
барабана, литавр и т. д.
В эти папки можно вложить аудио файлы и вместе с учеником с увлечением выбирать будущий
репертуар.
В работе с учениками я использую папки, где хранятся напечатанные клавиры. Отдельно папка с
файлами для ксилофона младшие классы. Папка с аккомпанементами, ксилофон старшие классы.
Папка с аккомпанементами литавры. Папка с аккомпанементами малый барабан и столько же
папок с сольными партиями. В сольных папках хранятся несколько экземпляров каждого
произведения, чтобы можно было сразу без проволочек дать ученику ноты, да и выбирать новое
произведение тоже удобно. На каждой папке имеется оглавление и порядковый номер. В классе
всегда есть ноутбук и принтер!
С появлением цифровых технологий работать стало легче и эффективней!