Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка".
Раздел: дополнительное образование
Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка.
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи
начинается
процесс
индивидуального
усвоения
ребенком
общественных
норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно воспитать ребенка, но
не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному
развитию.
Отношения
родителей
между
собой,
их
отношение
к
детям,
внутрисемейная атмосфера - все это уже само по себе воспитывает личность.
Воспитать настоящего человека - непростое дело, оно требует времени, сил,
знаний, определенных навыков, высокой требовательности отца и матери к
самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей
по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой
неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей -
это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой -
либо
из
сфер
жизнедеятельности
или
нескольких
одновременно,
не
справляющиеся
с
возложенными
на
них
функциями,
их
адаптивные
способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка
протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Известный детский психиатр М. И. Буянов
считает, что все в мире
относительно
-
и
благополучие,
и
неблагополучие.
При
этом
семейное
неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для
развития
ребенка.
Согласно
его
трактовке,
неблагополучная
для
ребенка
семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о
которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для
конкретного
ребенка
эта
семья
будет
неблагополучной,
если
в
ней
есть
факторы,
неблагоприятно
воздействующие
на
личность
ребенка,
усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние.
«Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть
подходящей,
а
для
другого
эта
же
семья
станет
причиной
тягостных
душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают
семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья -
ребенок»
имеет
право
рассматриваться
как
благополучная
или
неблагополучная».
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно
происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье
ребенок
успевает
приобрести
огромный
опыт
асоциального
поведения,
психологически
сломаться,
утвердиться
в
таком
варианте
жизненного
самоопределения,
которое
противоречит
нормам
общества.
Ребенок
из
неблагополучной
семьи
обнаруживает
себя
внешним
видом,
одеждой,
манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью
психики,
что
выражается
в
неадекватных
реакциях,
замкнутости,
агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения.
Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но
и
вызывают
о
помощи.
Но
вместо
помощи
окружение
ребенка
часто
реагирует
на
него
отторжением,
разрывом
отношений,
подавлением
или
угнетением
его.
Ребенок
сталкивается
с
непониманием
окружающих,
неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка
может
быть
разным,
но
проблемы
таких
детей
примерно
одинаковы.
Внимание
специалистов
должно
быть
сосредоточено
на
проблеме
конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе,
который тоже должен учитываться, но не является главным.
На
основе
наблюдений,
анализа
документации
и
анкетирования
специалистов
различных
служб
одного
из
районов
Московской
области,
социологами
разработан
следующий
алгоритм
выявления
и
устранения
семейного
неблагополучия.
Все
службы
администрации
района
условно
объединены
в
10
групп:
органы
соцзащиты,
образования,
опеки
и
попечительства, молодежной политики, здравоохранения, внутренних дел,
служба
занятости
населения,
жилищно-коммунальная
служба,
сельские
и
поселковые администрации и Комиссии по делам несовершеннолетних при
главе
района.
Для
каждой
группы
определены
источники
поступления
информации
о
неблагополучных
семьях.
Например,
для
служб
здравоохранения основными источниками информации являются данные о
состоянии
здоровья
детей
и
родителей
из
неблагополучных
семей,
полученные в процессе медицинского патронажа или из медицинских карт,
заключений,
актов
обследования.
Для
служб
образования
источниками
информации
о
семейном
неблагополучии
являются
воспитатели
детских
садов,
классные
руководители
школ,
социальные
педагоги,
методисты
учреждений дополнительного образования.
Основными
источниками
информации
о
неблагополучии
семьи
для
всех
служб
являются
члены
неблагополучных
семей,
их
родственники,
друзья,
соседи,
учителя,
врачи,
специалисты
органов
внутренних
дел,
руководители различных учреждений, жители городов и сел.
Дополнительными
источниками
информации
являются
документы
социально
-
медицинского
патронажа,
материалы
психодиагностики,
результаты
рейдов,
жалобы
и
заявления
граждан,
материалы
о
правонарушениях, опасных деяниях, преступлениях несовершеннолетних.
Специалистами
различных
служб
выявлены
следующие
показатели
негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка:
1.Нарушения поведения - в 50% неблагополучных семей: бродяжничество,
агрессивность,
хулиганство,
кражи,
вымогательство,
правонарушения,
аморальные формы поведения.
2.Нарушения
развития
детей-
70%
неблагополучных
семей: уклонение от
учебы,
низкая
успеваемость
неуравновешенность
психики,
подростковый
алкоголизм, тревожность, болезни, недоедание.
3.Нарушения
общения
-
в
45%
неблагополучных
семей: конфликтность
с
учителями
сверстниками,
частое
употребление
ненормативной
лексики,
суетливость
и
гиперактивность,
нарушение
социальных
связей
с
родственниками.
В большинстве неблагополучных семей негативное влияние на ребенка
осуществляется через несколько поколений. Специалисты служб считают, что
эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:
принудительное
лечение
от
алкоголизма;
лишение
родительских
прав;
консультирование и коррекционная работа в социально - психологических
центрах;
влияние
через
средства
массовой
информации;
пропаганда
здорового образа жизни; трудоустройство родителей; взаимодействие всех
служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем
каждой семьи; обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных
семей; оказание материальной помощи; постоянный патронаж.