Напоминание

"Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка".


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка.

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи

начинается

процесс

индивидуального

усвоения

ребенком

общественных

норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно воспитать ребенка, но

не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному

развитию.

Отношения

родителей

между

собой,

их

отношение

к

детям,

внутрисемейная атмосфера - все это уже само по себе воспитывает личность.

Воспитать настоящего человека - непростое дело, оно требует времени, сил,

знаний, определенных навыков, высокой требовательности отца и матери к

самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей

по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой

неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей -

это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой -

либо

из

сфер

жизнедеятельности

или

нескольких

одновременно,

не

справляющиеся

с

возложенными

на

них

функциями,

их

адаптивные

способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка

протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Известный детский психиатр М. И. Буянов

считает, что все в мире

относительно

-

и

благополучие,

и

неблагополучие.

При

этом

семейное

неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для

развития

ребенка.

Согласно

его

трактовке,

неблагополучная

для

ребенка

семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о

которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для

конкретного

ребенка

эта

семья

будет

неблагополучной,

если

в

ней

есть

факторы,

неблагоприятно

воздействующие

на

личность

ребенка,

усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние.

«Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть

подходящей,

а

для

другого

эта

же

семья

станет

причиной

тягостных

душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают

семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья -

ребенок»

имеет

право

рассматриваться

как

благополучная

или

неблагополучная».

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно

происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье

ребенок

успевает

приобрести

огромный

опыт

асоциального

поведения,

психологически

сломаться,

утвердиться

в

таком

варианте

жизненного

самоопределения,

которое

противоречит

нормам

общества.

Ребенок

из

неблагополучной

семьи

обнаруживает

себя

внешним

видом,

одеждой,

манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью

психики,

что

выражается

в

неадекватных

реакциях,

замкнутости,

агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения.

Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но

и

вызывают

о

помощи.

Но

вместо

помощи

окружение

ребенка

часто

реагирует

на

него

отторжением,

разрывом

отношений,

подавлением

или

угнетением

его.

Ребенок

сталкивается

с

непониманием

окружающих,

неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка

может

быть

разным,

но

проблемы

таких

детей

примерно

одинаковы.

Внимание

специалистов

должно

быть

сосредоточено

на

проблеме

конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе,

который тоже должен учитываться, но не является главным.

На

основе

наблюдений,

анализа

документации

и

анкетирования

специалистов

различных

служб

одного

из

районов

Московской

области,

социологами

разработан

следующий

алгоритм

выявления

и

устранения

семейного

неблагополучия.

Все

службы

администрации

района

условно

объединены

в

10

групп:

органы

соцзащиты,

образования,

опеки

и

попечительства, молодежной политики, здравоохранения, внутренних дел,

служба

занятости

населения,

жилищно-коммунальная

служба,

сельские

и

поселковые администрации и Комиссии по делам несовершеннолетних при

главе

района.

Для

каждой

группы

определены

источники

поступления

информации

о

неблагополучных

семьях.

Например,

для

служб

здравоохранения основными источниками информации являются данные о

состоянии

здоровья

детей

и

родителей

из

неблагополучных

семей,

полученные в процессе медицинского патронажа или из медицинских карт,

заключений,

актов

обследования.

Для

служб

образования

источниками

информации

о

семейном

неблагополучии

являются

воспитатели

детских

садов,

классные

руководители

школ,

социальные

педагоги,

методисты

учреждений дополнительного образования.

Основными

источниками

информации

о

неблагополучии

семьи

для

всех

служб

являются

члены

неблагополучных

семей,

их

родственники,

друзья,

соседи,

учителя,

врачи,

специалисты

органов

внутренних

дел,

руководители различных учреждений, жители городов и сел.

Дополнительными

источниками

информации

являются

документы

социально

-

медицинского

патронажа,

материалы

психодиагностики,

результаты

рейдов,

жалобы

и

заявления

граждан,

материалы

о

правонарушениях, опасных деяниях, преступлениях несовершеннолетних.

Специалистами

различных

служб

выявлены

следующие

показатели

негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка:

1.Нарушения поведения - в 50% неблагополучных семей: бродяжничество,

агрессивность,

хулиганство,

кражи,

вымогательство,

правонарушения,

аморальные формы поведения.

2.Нарушения

развития

детей-

70%

неблагополучных

семей: уклонение от

учебы,

низкая

успеваемость

неуравновешенность

психики,

подростковый

алкоголизм, тревожность, болезни, недоедание.

3.Нарушения

общения

-

в

45%

неблагополучных

семей: конфликтность

с

учителями

сверстниками,

частое

употребление

ненормативной

лексики,

суетливость

и

гиперактивность,

нарушение

социальных

связей

с

родственниками.

В большинстве неблагополучных семей негативное влияние на ребенка

осуществляется через несколько поколений. Специалисты служб считают, что

эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:

принудительное

лечение

от

алкоголизма;

лишение

родительских

прав;

консультирование и коррекционная работа в социально - психологических

центрах;

влияние

через

средства

массовой

информации;

пропаганда

здорового образа жизни; трудоустройство родителей; взаимодействие всех

служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем

каждой семьи; обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных

семей; оказание материальной помощи; постоянный патронаж.



В раздел образования