Автор: Афанасьева Анастасия Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад-6
Наименование материала: статья
Тема: "Место современной музыки в семейном воспитании"
Раздел: начальное образование
Афанасьева Анастасия Витальевна,
учитель музыки МБОУ «Лицей №24»
г. Сергиев Посад
Место современной музыки в семейном воспитании
Культурный прогресс позволяет расширить рамки эстетического
воспитания детей в семье, подключив сюда как традиционные
воспитательные методы, так и те, которые стали новыми достижениями
народной педагогики нашего времени (книга, радио, кино, телепередачи,
слушания художественных произведений в записях на пластинке,
магнитофонной пленке или компакт-диске). Многие родители
систематически покупают детям книги, ходят с ними в театр, кино, в
художественные музей, выписывают детскую прессу, организуют
коллективное прослушивание музыки и исполнения песен в семейном кругу.
Те из школьников, кто привык к постоянному грохоту усилителей,
получает повреждения органов слуха и нервной системы в целом. Не менее
опасной для молодого организма становится привычка к постоянной
расслабленности (или возбуждения в зависимости от состояния нервной
системы) "в присутствии музыкального фона", привычки к музыке.
Но слишком поздно начинать музыкальное воспитание, когда ребенка
уже за уши не оттащишь от плеера или колонок. Известно, что подростки
больше всего стремятся доказать свою взрослость, право на собственное
суждение. "И прежде всего им хочется освободиться от влияния семьи, с
которой связаны представления о "детскости" [4]. Отсюда и утверждение: "У
вас Моцарт, а у нас рок". Опровергнуть его можно только настоящей
музыкой, а такая музыка требует определенной настоящей подготовки для ее
понимания. Когда же начинать подготовку? Известная народная мудрость
"воспитывает ребенка, пока он лежит на вдоль кровати, а поперек ее",
оказывается, наибольшей степени касается именно музыкального
воспитания. Первые сигналы, которые человек получает от внешнего мира, -
это звуки, которые ребенок слышит еще до рождения. Для будущей
музыкальной восприимчивости ребенка большое значение имеет душевное
состояние женщины, которая готовится стать матерью, и ту звуковую среду, в
которой она находится. Первое, что могут сделать родители для
музыкального воспитания своего ребенка, - это защитить малыша от
преждевременных музыкальных впечатлений, от излишней нагрузки слуха.
Младенец еще не способен протестовать против вредной для него музыки,
которая звучит от телеэфира, радио, компьютера, он может даже заснуть во
время трансляции рок-концерта, но это вовсе не означает, что "ему все
равно", как полагают, к сожалению, некоторые родители. Музыкальные звуки
влияют не только на слух, но и на весь организм ребенка, чрезмерные
звуковые впечатления истощают нервную систему, могут вызвать глубокие
изменения в органах слуха.
Для того, чтобы помогать ребенку в музыкальном воспитании, надо
самим родителям по-настоящему заинтересоваться музыкой. Научиться
понимать и любить музыку легче из произведений старинных, где
сохранилась прочную связь с фольклором, с музыкальным бытом.
Решая вопрос, на какой спектакль оперного театра вы пойдете с
ребенком, надо прежде всего учитывать сложность музыки. Музыкальное
содержание, скажем "Запорожца за Дунаем" П. Гулак-Артемовского вполне
доступно для школьников среднего школьного возраста, но этого нельзя
сказать о "Тарасе Бульбе" Н. Лысенко. Для малышей – а именно их
музыкального развития – лучше всего подойдут «Щелкунчик» или еще более
легкие детские спектакли и постановки.
Значение искусства в семейном общении особенно возрастает, когда
ребенок входит в предшкольный возраст (старшие группы детского сада).
Этот период не случайно считается одним из сложных в жизни человека.
Социологи и психологи говорят даже об особом «детском мышлении»,
которое характеризуется максимализмом, проверкой границ мира,
определением своего «Я». Это не столько мышление, сколько проявление
противоречий перехода от детства к осознанной личности. Дошкольник - это
человек, который все еще является ребенком, но уже не хочет, чтобы его
считали «маленьким», и еще не имеет ни сил, ни знаний, ни прав, ни
терпения взрослого человека.
Именно в этом возрасте особенно нужно искусство, но, к сожалению, в
музыкальных школах учится не более 2% воспитанников ОУ. Поэтому центр
тяжести в эстетическом воспитании дошкольников должен быть перенесен на
самообразование, на развитие потребности и способности самовоспитания. И
здесь большую роль начинает играть семья. Сами родители решают нужно ли
ребенку и дальше находиться в художественной среде, или приобретенных
знаний и впечатлений достаточно для музыкально-эстетического развития
личности дошкольника и нужно переключать деятельность ребенка на другой
вид активности.
Искусство дает такое отражение действительности, которое
одновременно является истиной, и переживанием истины. Расширяя
неповторимый опыт каждого человека, оно обогащает его духовный мир,
представления о жизни.
Социологи отмечают более высокий уровень работоспособности у тех
дошкольников, которые посещают ОУ параллельно с музыкальной или
изобразительной школах, студии, кружки (при прочих равных условиях).
Этот эффект все более ярко выражен с возрастом – у школьников разница в
успеваемости может быть уже качественной.
Если родители будут пытаться все делать для того, чтобы ребенок усвоил
как можно больше художественных произведений, то это даст ему (ребенку)
возможность безошибочно распознавать, где настоящее искусство, а где
подделка в современной эстрадной продукции (что в целом тоже неплохо, но
важно уметь различать эти жанры), не попадать "под гипноз" мелодий,
которые сопровождают тексты, слабые в художественном отношении, чужие
по нравственному содержанию. Очевидно, что родители могут использовать
большой арсенал средств, методов и приемов музыкально-эстетического
воспитания. Умелое их применение позволяет ребенку с детства усваивать
основы музыкально-эстетического воспитания, учиться видеть прекрасное,
понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному
творчеству, жить и творить по законам красоты.
Литература:
1.
Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования.
АКАДЕМИЯ. М., 2004.
2.
Блох, О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-
музыкантов: автореф. дис…докт.пед.наук /О.А.Блох.– М: МГУКИ,
2004. –48 с.
3.
Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших
школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия
различных видов искусства / Н.А. Терентьева // М.: Прометей, 2010. -
184 с.
4.
Лихачев Д.С. Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях.