Напоминание

«Лэпбук как новый способ систематизации знаний»


Автор: Сухомлинова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 "г.Балашова Саратовской области
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Лэпбук как новый способ систематизации знаний»
Раздел: начальное образование





Назад




Г.В. Сухомлинова

Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» г. Балашов

«Лэпбук как новый способ систематизации знаний».

(из опыта работы)

В

настоящее

время

наши

дети

сталкиваются

с

огромным

потоком

информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме,

вряд

ли

кто

может

переработать

ее

за

короткое

время.

Информация,

поступающая

из

разных

источников,

а

это

телевидение,

радио,

газеты,

журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка

настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею

и выбирать из этого потока самое необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего

не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто

один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно

должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в

компьютере.

Кто-то

повторяет

несколько

раз,

чтобы

запомнить,

а

кто-то

вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать,

обобщать,

выстраивать

логическую

последовательность

своей

речевой

деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов,

которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию,

сжимать,

интерпретировать

ее,

представлять

в

удобном

для

запоминания

виде.

Учителем начальных классов работаю более 30 лет. На протяжении

этого

времени

всегда

старалась

использовать

такие

способы

и

методы

обучения,

которые

помогали

бы

детям

эффективно

усваивать

материала

разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией

считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше

популярности.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook) – в

дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –

колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку

или

книжку-раскладушку.

Это

самодельная

интерактивная

папка

с

кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в

которой

находится

информация

в

виде

рисунков,

небольших

текстов,

диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

В такой папке собирается материал по определённой теме, который

помогает

ребёнку

систематизировать

знание;

по

своему

желанию

организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а

также

повторить

пройденный

материал.

Темы

могут

быть

как

широкие

(«Органы

чувств»,

«Живая

и

неживая

природа»,

«Части

речи»

«Млекопитающие»),

так

и

узкие

(«Пустыня»,

«Имя

существительное»,

«Орган

осязания»).

В

такой

книжке

много

кармашков

и

конвертиков,

содержащих

необходимый

систематизированный

материал

том

числе

иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания

разной сложности);

разнообразие игровых заданий;

интегрирование

разных

видов

детской

деятельности

(речевую,

познавательную, игровую);

возможность структурировать сложную информацию;

возможность разнообразить самую скучную тему;

научить простому способу запоминания;

компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в

одной папке);

вариативность использования заданий;

возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и

закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Лэпбук

позволяет

формировать

у

детей

умение

находить

нужную

информацию

среди

множества

источников.

Для

учащихся

лэпбук

-

это

возможность

рассмотреть,

изучить,

повторить

учебный

материал

в

занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах,

выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой

взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти

ученика,

чтобы

он

мог

научиться

пользоваться

теми

знаниями,

которые

получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он

захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время),

так

же

и

во

внеурочной

деятельности,

организовав

работу

по

группам,парам,индивидуально.

Можно

задать

в

качестве

творческого

домашнего задания.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.

По

своей

структуре

и

содержанию

он

доступен

даже

детям

дошкольного

возраста.

Это

игра,

творчество,

познание

и

исследование

нового,

повторение

и

закрепление

изученного,

систематизация

знаний

и

просто интересный вид деятельности ребенка.

Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них,

которые можно скачать бесплатно или за символическую плату в Сети, –

лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-

то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и

увлечься процессом.

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1.

Выбираем

тему

лэпбука.

Тема

может

быть

любая

в

зависимости

от

интересов детей и их возраста.

2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не

просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать,

что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы

составить план, мы используем модель трёх вопросов.

Задаем ребенку вопросы:

Что ты знаешь о ..?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

-

распечатанные

шаблоны

лэпбука

или

самостоятельно

нарисованные

шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу

для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;

- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой

папки.

Для

этого

подойдет

любая

картонная

папка.

Традиционно

папки

лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные

стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для

фона.

Снаружи

обложку

оклеиваем

цветной

бумагой,

или

цветной

самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;

- ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные

ручки, скотч;

- безграничная фантазия.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов

плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые:

тексты,

рисунки,

картинки

или

фотографии,

игры.

Все,

что

придумали,

разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках,

книжках-гармошках,

вращающихся

кругах,

конвертиках

разных

форм,

карточках и т. д. Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно)

выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день.

Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной

информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё

и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка,

и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а

заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук готов!

В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых

шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно

оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую

ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и

совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.

Первый,

созданный

лэпбук

это

Новогодний

лэпбук

про

Дедов

Морозов разных стран.

1. Мини-книжка «Кто такой Дед Мороз?.»

Знакомимся с Дедами Морозами разных стран, изучаем традиции,

тренируем память, развиваем навыки чтения.

Вместе с детьми, родителями было нарисовано 19 Дедов Морозов.

Старались точно следовать всем описаниям – какая обувь на ногах, что

держит в руках, какого цвета головной убор.

2. Мини-книжка «Свита Деда Мороза.»

Знакомимся с помощниками Деда Мороза, изучаем традиции разных

народов, тренируем память, развиваем навыки чтения.

3. Схема «Гардероб Деда Мороза.»

Мы

нарисовали

русского

Деда

Мороза

и

указали

основные

отличительные особенности нашего Деда Мороза.

4. Кармашек с карточками «Братья-Морозы.»

Сортируем,

тренируем

внимание

и

память,

играем

в

игры

с

карточками.

5. Карта «Где живет Дед Мороз?»

Мы взяли физическую карту мира и каждому Деду Морозу подобрали

страну его проживания и отметили флажками.

6. Книжка «Транспорт Деда Мороза»

На чём только не перемещаются Деды Морозы: на санях и корабле, на

ослике

и

коне,

на

верблюдах

и

на

метле!

Всё

это

мы

узнали

из

маленькой книжечки.

7. Мини-книжка «Стихи про Деда Мороза»

Как же на Новый год без стихов? В этой книжке мы собрали большое

количество стихотворений разных авторов, которых объединяет одна

тема: все они описывают Деда Мороза.

Каждый

лэпбук

уникален.

Лэпбук

это

удивительный

инструмент

образования,

сделанный

вручную.

Сам

по

себе

лэпбук

очень

интерактивен,

начиная

от

процесса

его

создания,

до

готового

результата.

И

каждый

компонент

лэпбука,

над

которым

работает

ученик, даёт ему возможность сконцентрировать своё внимание на

определённом

аспекте

заданной

темы.

Создание

данного

пособия

поможет

закрепить

и

систематизировать

изученный

материал,

а

рассматривание

папки

в

дальнейшем

позволит

быстро

освоить

в

памяти пройденные темы.

Второй лэпбук был создан на тему: «Путешествие по сказкам

К.Чуковского». В

данный

лэпбук

входят

дидактические

игры

по

сказкам: «Муха

Цокотуха»,

«Айболит»,

«Федорино

горе»,

«Мойдодыр». Игры и карточки выполнены при помощи компьютера.

Затем готовили кармашки разных размеров и конфигураций.

1.

Загадки, ребусы и кроссворды по сказкам К. Чуковского.

Цель: развивать память и мышление детей.

2.

Отгадайте сказку по картинке.

Цель: учить составлять краткий рассказ сюжета сказки по картинке.

3.

Посмотри, что спрятал в шкафчике Мойдодыр?

Цель: закреплять знания о правилах личной гигиены.

4.

Здесь находятся вещи, которые потеряли герои сказок К.

Чуковского. Помогите найти их владельца, вспомните сказку

и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Цель: учить по картинке определять название сказки.

5.

Назови

сказки

К.Чуковского,

в

которых

живут

эти

животные.

Цель: учить запоминать героев сказок и называть из какой сказки тот или

иной герой.

6.

Какие предметы убежали от Федоры?

Цель: помочь запомнить предметы утвари и посуду, обогащать словарь детей.

7.

Соберите пословицы о личной гигиене.

Цель: закреплять знания о правилах личной гигиены.

8.

Каким героям принадлежат эти слова?

Цель: учить детей запоминать текст и героев сказки.

Данный материал лэпбука может быть полезен не только учителям, но и

для родителей. Ведь именно через сказку, дети познают мир не только умом,

но и сердцем. И не только познают, но откликаются на события и явления

окружающего мира, выражают своё отношение к добру и злу.

Я буду очень рада, если предложенная тема окажется для вас полезной и

интересной, и вы будете использовать её в своей работе.

Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я

приготовила буклет с основными этапами работы над созданием лэпбуков.

Успехов вам!



В раздел образования