Автор: Сухомлинова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 "г.Балашова Саратовской области
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Лэпбук как новый способ систематизации знаний»
Раздел: начальное образование
Г.В. Сухомлинова
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» г. Балашов
«Лэпбук как новый способ систематизации знаний».
(из опыта работы)
В
настоящее
время
наши
дети
сталкиваются
с
огромным
потоком
информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме,
вряд
ли
кто
может
переработать
ее
за
короткое
время.
Информация,
поступающая
из
разных
источников,
а
это
телевидение,
радио,
газеты,
журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка
настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею
и выбирать из этого потока самое необходимое.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего
не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто
один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно
должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в
компьютере.
Кто-то
повторяет
несколько
раз,
чтобы
запомнить,
а
кто-то
вынужден пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать,
обобщать,
выстраивать
логическую
последовательность
своей
речевой
деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов,
которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию,
сжимать,
интерпретировать
ее,
представлять
в
удобном
для
запоминания
виде.
Учителем начальных классов работаю более 30 лет. На протяжении
этого
времени
всегда
старалась
использовать
такие
способы
и
методы
обучения,
которые
помогали
бы
детям
эффективно
усваивать
материала
разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией
считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше
популярности.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook) – в
дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –
колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку
или
книжку-раскладушку.
Это
самодельная
интерактивная
папка
с
кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в
которой
находится
информация
в
виде
рисунков,
небольших
текстов,
диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
В такой папке собирается материал по определённой теме, который
помогает
ребёнку
систематизировать
знание;
по
своему
желанию
организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а
также
повторить
пройденный
материал.
Темы
могут
быть
как
широкие
(«Органы
чувств»,
«Живая
и
неживая
природа»,
«Части
речи»
«Млекопитающие»),
так
и
узкие
(«Пустыня»,
«Имя
существительное»,
«Орган
осязания»).
В
такой
книжке
много
кармашков
и
конвертиков,
содержащих
необходимый
систематизированный
материал
(в
том
числе
иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:
возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания
разной сложности);
разнообразие игровых заданий;
интегрирование
разных
видов
детской
деятельности
(речевую,
познавательную, игровую);
возможность структурировать сложную информацию;
возможность разнообразить самую скучную тему;
научить простому способу запоминания;
компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в
одной папке);
вариативность использования заданий;
возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и
закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Лэпбук
позволяет
формировать
у
детей
умение
находить
нужную
информацию
среди
множества
источников.
Для
учащихся
лэпбук
-
это
возможность
рассмотреть,
изучить,
повторить
учебный
материал
в
занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах,
выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой
взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти
ученика,
чтобы
он
мог
научиться
пользоваться
теми
знаниями,
которые
получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он
захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.
Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время),
так
же
и
во
внеурочной
деятельности,
организовав
работу
по
группам,парам,индивидуально.
Можно
задать
в
качестве
творческого
домашнего задания.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.
По
своей
структуре
и
содержанию
он
доступен
даже
детям
дошкольного
возраста.
Это
игра,
творчество,
познание
и
исследование
нового,
повторение
и
закрепление
изученного,
систематизация
знаний
и
просто интересный вид деятельности ребенка.
Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них,
которые можно скачать бесплатно или за символическую плату в Сети, –
лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-
то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и
увлечься процессом.
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?
1.
Выбираем
тему
лэпбука.
Тема
может
быть
любая
в
зависимости
от
интересов детей и их возраста.
2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не
просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать,
что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы
составить план, мы используем модель трёх вопросов.
Задаем ребенку вопросы:
Что ты знаешь о ..?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
3. Создание макета.
Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
-
распечатанные
шаблоны
лэпбука
или
самостоятельно
нарисованные
шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу
для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой
папки.
Для
этого
подойдет
любая
картонная
папка.
Традиционно
папки
лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные
стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для
фона.
Снаружи
обложку
оклеиваем
цветной
бумагой,
или
цветной
самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
- ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные
ручки, скотч;
- безграничная фантазия.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов
плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые:
тексты,
рисунки,
картинки
или
фотографии,
игры.
Все,
что
придумали,
разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках,
книжках-гармошках,
вращающихся
кругах,
конвертиках
разных
форм,
карточках и т. д. Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно)
выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день.
Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной
информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё
и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка,
и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а
заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Лэпбук готов!
В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых
шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно
оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую
ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и
совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.
Первый,
созданный
лэпбук
–
это
Новогодний
лэпбук
про
Дедов
Морозов разных стран.
1. Мини-книжка «Кто такой Дед Мороз?.»
Знакомимся с Дедами Морозами разных стран, изучаем традиции,
тренируем память, развиваем навыки чтения.
Вместе с детьми, родителями было нарисовано 19 Дедов Морозов.
Старались точно следовать всем описаниям – какая обувь на ногах, что
держит в руках, какого цвета головной убор.
2. Мини-книжка «Свита Деда Мороза.»
Знакомимся с помощниками Деда Мороза, изучаем традиции разных
народов, тренируем память, развиваем навыки чтения.
3. Схема «Гардероб Деда Мороза.»
Мы
нарисовали
русского
Деда
Мороза
и
указали
основные
отличительные особенности нашего Деда Мороза.
4. Кармашек с карточками «Братья-Морозы.»
Сортируем,
тренируем
внимание
и
память,
играем
в
игры
с
карточками.
5. Карта «Где живет Дед Мороз?»
Мы взяли физическую карту мира и каждому Деду Морозу подобрали
страну его проживания и отметили флажками.
6. Книжка «Транспорт Деда Мороза»
На чём только не перемещаются Деды Морозы: на санях и корабле, на
ослике
и
коне,
на
верблюдах
и
на
метле!
Всё
это
мы
узнали
из
маленькой книжечки.
7. Мини-книжка «Стихи про Деда Мороза»
Как же на Новый год без стихов? В этой книжке мы собрали большое
количество стихотворений разных авторов, которых объединяет одна
тема: все они описывают Деда Мороза.
Каждый
лэпбук
уникален.
Лэпбук
–
это
удивительный
инструмент
образования,
сделанный
вручную.
Сам
по
себе
лэпбук
очень
интерактивен,
начиная
от
процесса
его
создания,
до
готового
результата.
И
каждый
компонент
лэпбука,
над
которым
работает
ученик, даёт ему возможность сконцентрировать своё внимание на
определённом
аспекте
заданной
темы.
Создание
данного
пособия
поможет
закрепить
и
систематизировать
изученный
материал,
а
рассматривание
папки
в
дальнейшем
позволит
быстро
освоить
в
памяти пройденные темы.
Второй лэпбук был создан на тему: «Путешествие по сказкам
К.Чуковского». В
данный
лэпбук
входят
дидактические
игры
по
сказкам: «Муха
–
Цокотуха»,
«Айболит»,
«Федорино
горе»,
«Мойдодыр». Игры и карточки выполнены при помощи компьютера.
Затем готовили кармашки разных размеров и конфигураций.
1.
Загадки, ребусы и кроссворды по сказкам К. Чуковского.
Цель: развивать память и мышление детей.
2.
Отгадайте сказку по картинке.
Цель: учить составлять краткий рассказ сюжета сказки по картинке.
3.
Посмотри, что спрятал в шкафчике Мойдодыр?
Цель: закреплять знания о правилах личной гигиены.
4.
Здесь находятся вещи, которые потеряли герои сказок К.
Чуковского. Помогите найти их владельца, вспомните сказку
и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Цель: учить по картинке определять название сказки.
5.
Назови
сказки
К.Чуковского,
в
которых
живут
эти
животные.
Цель: учить запоминать героев сказок и называть из какой сказки тот или
иной герой.
6.
Какие предметы убежали от Федоры?
Цель: помочь запомнить предметы утвари и посуду, обогащать словарь детей.
7.
Соберите пословицы о личной гигиене.
Цель: закреплять знания о правилах личной гигиены.
8.
Каким героям принадлежат эти слова?
Цель: учить детей запоминать текст и героев сказки.
Данный материал лэпбука может быть полезен не только учителям, но и
для родителей. Ведь именно через сказку, дети познают мир не только умом,
но и сердцем. И не только познают, но откликаются на события и явления
окружающего мира, выражают своё отношение к добру и злу.
Я буду очень рада, если предложенная тема окажется для вас полезной и
интересной, и вы будете использовать её в своей работе.
Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я
приготовила буклет с основными этапами работы над созданием лэпбуков.
Успехов вам!