Напоминание

Исследовательская работа "Почему мы плачем ?"


Автор: Сухомлинова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 "г.Балашова Саратовской области
Населённый пункт: г.Балашов Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа "Почему мы плачем ?"
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская работа (проект)

на тему: «Почему мы плачем?»

Актуальность

Однажды мы прочитали про девочку, которая очень часто плачет. Сама

она считает, что плакать очень плохо, но ничего

сделать не может, слезы

сами катятся у нее из глаз. Окружающие тоже относятся к ней по-разному.

Одни жалеют и успокаивают, другие равнодушны, а третьи - осуждают или

смеются. Мы заметили, что люди плачут не всегда от огорчения или боли, а

иногда от сильного смеха и радости. В холодную погоду, на улице можно

встретить людей, у которых появляются слезы, да и мама, когда готовит

кушать и чистит лук, тоже плачет. Поэтому мы решили узнать, что же такое

слезы и почему мы плачем. Можно ли вообще не плакать и насколько это

полезно. Поэтому данные сведения, мы надеемся, помогут в решении многих

проблем, как моим одноклассникам, так и всем людям.

1.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования:Рассмотреть мнение различных ученых и специалистов

(медиков, биологов, психологов) и выяснить, почему люди плачут.

Задачи:

1.

Изучить литературу по данной теме.

2.

Узнать, для чего нужны слёзы.

3.

Проанализировать, кто и когда больше плачет.

4.

Собрать интересный материал о слезах, о плаче

5.

Провести сравнительный анализ полученной информации.

6.

Подготовить

отчет

исследовательской

работы

для

учащихся

1-ого

класса.

Объект исследования: члены семьи, учащиеся начальной школы.

Предмет исследования: механизм и причины слезоотделения.

2.

Гипотеза:

Возможно, что слезы – это хорошо и плакать даже полезно.

«Человек рожден, чтобы плакать» /Эдгар По/.

3.

Организация исследования:

А) Вначале нашей работы мы решили изучить строение слезного аппарата

и слез.

Слезной аппарат состоит из слезной железы и носослезного канала.

Изучив материалы,

узнали, что мы, оказывается, плачем каждый день.

Каждый раз, когда мы моргаем, мы плачем! Почему это происходит?

Дело в том, что под внешними уголками обоих глаз располагаются слезные

железы. Каждый раз, когда закрывается веко, оно делает качок, при помощи

которого из слёзной железы откачивается некоторое количество жидкости.

Эту жидкость называют слезами. Слезы орошают роговицу глаза, чтобы

предотвратить ее от высыхания. Если что-то раздражающее попадает в глаз,

веко моргает и появляются слезы, чтобы промыть глаз.

А также выяснили - из чего состоит наша слезинка:

1.Слизь, покрытая слоем воды;

2.слой

маслянистого

вещества,

состоящего

из

липидов

и

других

жиров;

3.

слеза содержит столовую соль(хлорид натрия), хлорид калия и

вещества,

принимающие

участие

в

процессе

образования

солей

(кальций, двууглекислый натрий, марганец);

4.

о с о б о е

в е щ е с т в о

– лизоцим,

его

наличие

объясняет

бактерицидные свойства.

Слёзы бывают разные и их состав тоже отличается. Например

1.

В эмоциональных слезах содержится больше белка, поэтому после

таких слёз становится легче, наступает психологическая разрядка.

2.

С л ё з ы выводят

из

организма

опасные

токсины,

которые

вырабатываются в момент стресса.

3.

Когда

человек

испытывает

невыносимую

боль,

в

составе

слёз

появляются морфиноподобные вещества, снимающие её остроту.

4.

Кроме того, в таких случаях слёзы способствуют заживлению ран.

5.

В

слезах,

вызванных

горем,

негативными

эмоциями

обнаружены

успокаивающие вещества, т.е. слёзы являются защитной реакцией

организма на стресс и физиологические напряжения.

Б) На втором этапе работы мы изучили причины плача.

Плакать, заливаться слезами, реветь, рыдать, всхлипывать, хныкать – сколько

слов существует для выражения этого простого действия! Проанализируем

подробно причины плача.

1.

Плач маленького ребенка.

Каждый человек плачет с самого своего появления на свет. Каковы же

причины его плача? Он плачет, когда голоден, когда хочет спать. Плачет во

время болезни. Когда надоедает лежать одному, плачем привлекает к себе

внимание.

Когда

мама

берет

ребенка

на

руки,

он

успокаивается.

Следовательно, слезы и плач маленького ребенка – это способ общения с

миром. А еще при плаче жидкость смачивает ребеночку носик, ротовую

полость, что защищает его от вирусов и бактерий.

2.

Женский и мужской плач.

Я не раз видела слезы на мамином лице, видела плачущую бабушку и

тетю. Но я не видела, как плачет дедушка, папа, дядя. Из этих наблюдений

можно сделать вывод, что женщины плачут чаще мужчин. По статистике и

живут женщины дольше мужчин. Короткую жизнь мужчин объясняют тем,

что они сдерживают свои эмоции. Они накапливаются внутри и подтачивают

здоровье. Женщины же дают волю своим эмоциям и соленым слезам. Это

приносит им чувство облегчения и успокоения.

Так

же

ученые

установили,

что у

мужчин

в

организме

содержится

гормон тестостерон, который мешает накоплению слёзной жидкости. Вот

почему маленькие мальчики плачут так же часто, как и девочки, а когда

наступает подростковый возраст и гормон тестостерон вырабатывается в

организме молодые люди, мужчины перестают плакать.

3. Почему мы плачем от смеха и радости.

Почему же при смехе появляются слезы? Это происходит потому, что при

сильном смехе мышцы сдавливают слезные железы и начинают течь слезы.

Большинство психологов считают, что на самом деле мы не плачем от

счастья – это все миф. Такого явления, как «слезы счастья», не существует. На

самом

деле

мы

плачем

оттого,

что

исчезли

неприятные

чувства.

Мы

освобождаем эмоции в виде слез, когда встречаем близких людей после

долгой

разлуки,

когда

любимый

человек

выздоравливает

после

сложной

операции, когда кто

-

то остается живым после автокатастрофы и в других

критических

ситуациях.

Таким

образом,

слезы

являются

выражением

эмоционального освобождения.

4. Почему лук заставляет «плакать»?

Когда

моя

мама

чистит

и

режет

лук,

она

плачет.

Каждая

женщина

постоянно сталкивается с этим коварным овощем, заставляющим ее плакать.

Я решила провести опыт, заплачу ли я при чистке и резке лука. Да, я

заплакала. Ну почему же мы плачем от лука?

Когда мы режем лук, то плачем из-за испарений, выделяемых луковицей.

Луковица выделяет летучую серу, которая попадает нам в глаза, смешивается

со слезами и образует жидкость, которая жжет глаза. Появляются слезы,

чтобы защитить глаза. А можно ли избежать слез при чистке лука? Можно. И

я это проверила на себе. Надо набрать в рот воды, чтобы не плакать. А моя

мама смачивает лук и нож водой. Летучее вещество растворяется в воде и не

вызывает слез.

5.Почему слезятся глаза от холода?

В холодное время года на улицах можно увидеть много плачущих

людей.

И

я

в

процессе

работы

нашли

ответ

на

поставленный

вопрос.

Холодный

воздух

и

ветер

раздражают

глаза.

Происходит

сужение

носослезного канала, и жидкость выходит из него.

Нашли

и

способ

защиты

от

слез

на

холоде.

Надо

носить

солнцезащитные очки с изогнутыми линзами (спортивные) и тогда у вас не

будет слез на улице.

В)

На

третьем

этапе

мы

решили

выяснить

плачут

ли

мои

одноклассники и каковы причины их плача?

Среди одноклассников мы провели тестирование на тему «Плач».

1

2

3

4

5

6

0%

1000%

2000%

3000%

4000%

5000%

6000%

7000%

8000%

800,00%

6500,00%

6900,00%

5800,00%

5400,00%

4600,00%

6900,00%

2700%

3100%

4200%

4600%

5400%

3100%

Получены следующие результаты:

1.

На вопрос, часто ли вы плачете? 8% учащихся ответили, что часто, 65%

учащихся – сказали иногда, а 27% учащихся указали, что практически

не плачут.

2.

69% учащихся указали, что плачут от боли и обиды.

3.

58% учащихся плачут при чтении грустной книги или при просмотре

фильма или телепередачи.

4.

54% учащихся плакали от радости и смеха.

5.

46% учащихся плачут на холоде.

6.

После

плача

от

боли

или

обиды

69%

учащихся

указали,

что

испытывают облегчение.

7.

На вопрос: « К кому вы обращаетесь за помощью, если вас в классе

обижают, дразнят, смеются, нарушают ваши права?» указали, что к

классному руководителю, уполномоченному по защите прав участников

образовательных отношений и к психологу.

Вывод:

Анализ

опроса показал, что плачут и девочки, и мальчики, но девочки

плачут чаще. Чаще всего дети плачут от обиды и боли. После плача все

испытывают чувство облегчения.

Г) На последнем этапе нашей работы мы составили

копилку

интересных фактов о плаче и слезах.

1.

Организм человека ежегодно вырабатывает целый стакан слез, не зависимо

от возраста или пола людей.

2.

Человек плачет около 250 миллионов раз в течение своей жизни. Самые

плаксивые – американцы, непальцы и немцы.

3.

Разные народы имели разное сравнение слез. Например:

На Руси слезы сравнивали с жемчугом; Ацтеки – с камешками бирюзы;

Литовцы - с янтарём.

Д)

На

последнем

этапе

нашей

исследовательской

работы

мы

провели

сравнительный

анализ

полученной

информации,

выявили,

какую же роль в нашей жизни играют слезы.

На

основе

своих

наблюдений,

опытов,

тестов,

проанализировав

собранную информацию о плаче, слезах, мы пришла к выводу, что плакать –

это хорошо:

1. Слезы нужны для сохранения здоровья глаз.

2. Слезы детей – способ общения с миром.

3.

Слёзы – это выражение эмоций человека.

Снимают стресс.

Расслабляют эмоции.

4.

Слезы способствуют продлению жизни.

Выводят из нашего организма токсины.

Приводят в норму кровяное давление.

Повышают иммунитет.

Способствуют заживлению травм.

Благодаря слезам кожа вокруг глаз нежная и долго остается молодой.

Плакать очень даже полезно!

Свое выступление мы хотим закончить словами У. Джеймса

«Внутреннее пламя может испепелить тело того, кто воздерживается от

слез»

Е) После завершения исследовательской работы, мы подготовили отчет

результатов для учащихся 1-ого класса МОУ «Гимназия №1».

Собранный

материал

мы

рассказали

на

классном

часе

всем

своим

одноклассникам. Они были очень удивлены подобными фактами. С тех пор в

нашем классе к слезам относятся по-другому, нет оскорблений, смеха, никто

не будет дразниться. Теперь, если кто-то заплачет, ему говорят: «Поплачь на

здоровье!»

С этой исследовательской работой мы планируем посетить и

другие классы нашей гимназии, где встречаются подобные проблемы.

Заключение.

В

ходе

исследовательской

работы

нами

были

изучены

научная

литература,

в

результате

которой

мы

определили,

откуда

берутся

слезы,

изучили мнение

различных

ученых

и

специалистов

(медиков,

биологов,

психологов) и выяснить, почему люди плачут. Провели опрос учащихся 1-ого

класса

и

выяснили,

кто

плачет

больше

и

каковы

причины

слез

моих

одноклассников.

Провели ряд экспериментов, и нашли способ защиты от

слез на холоде и при чистке лука. Провели сравнительный анализ полученной

информации и подготовили отчет исследовательской работы для учащихся

нашего класса.

Таким образом, в ходе анализа нашей работы, мы можем сделать вывод

о

том,

что

цель

работы

достигнута,

так

как

мы

рассмотрели

мнение

различных

ученых

и

специалистов

(медиков,

биологов,

психологов)

и

выяснить, почему люди плачут.

Задачи нашей работы реализованы.

Гипотеза о том, что возможно, слезы – это хорошо и плакать даже

полезно, подтвердилась.

Приложение 1

Анкета.

1.

Часто ли вы плачете?

А) да

Б) иногда

В) нет

2. Могут ли у вас появиться слезы при физической боли или обиде?

А) да

Б) нет

3. Могут ли у вас появиться слезы при чтении грустной книги или просмотра

фильма, телепередачи?

А) да

Б) нет

4. Могут ли у вас появиться слезы на холоде или сильном ветре?

А) да

Б) нет

5. Плакали ли вы когда-нибудь от смеха или радости?

А) да

Б) нет

6. Как вы считаете, плакать это хорошо или плохо?

А) хорошо

Б) плохо

7. Как чаще всего общество (учащиеся класса) реагируют, когда видят

человека, который плачет?

А) помогают, поддерживают

Б) дразнят

В) осуждают

Г) смеются над плачущим

8. К кому вы обращаетесь за помощью, если вас в классе обижают, дразнят,

смеются, нарушают ваши права?

А) классному руководителю

Б) уполномоченному по защите прав участников образовательных

отношений.

В) к психологу.



В раздел образования