Автор: Ломакина Юлия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №950
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования. Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования
к
педагогу
и
его
профессиональной
компетентности.
Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике.
Это компьютер,
использование
сети
интернет,
телевизор,
видео,
DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование
ИКТ
является
одним
из
приоритетов
образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним
из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной,
игровой
форме развить
логическое
мышление
детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение
качества
образования
в
ДОУ
путем
внедрения
в
образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в
соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы
задействованы
все
участники
образовательного
процесса:
администрация
ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.
- о б о б щ е н и е
з н а н и й
т р е б о ва н и я
Ф ГО С ,
р е гл а м е н т и р у ю щ и х
профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного
процесса.
-
создание
общей
сетевой
мультимедийной
базы,
банка
компьютерных
обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми
могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в
своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода
ребенка
на
следующий
уровень
системы
непрерывного
образования.
А
именно,
воспитание
любознательного,
активного,
эмоционально
отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками ребенка.
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
(ПРС)
ДОУ
на
сегодняшний
день
наиболее
актуален,
так
как
важным
критерием
оценки
деятельности
дошкольной
организации
по
ФГОС
является
созданная
предметно-пространственная
среда.
ПРС
должна
быть
вариативной
и
содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания –
техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача
ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры,
игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это
должно
стать
отправной
точкой
для
работы
над
целым
направлением
—
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование
педагогами
ИКТ,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей
степени,
становится
соучастником,
помощником.
Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы
в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
-
оформление
групповой
документации
(списки
детей,
диагностика
развития, планирование,
мониторинг
выполнения
программ,
составление
отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
групп,
кабинетов.
-
создание
презентаций
в
программе Microsoft Рower
Рoint в
различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций
к
занятиям,
праздникам,
педагогическим
советам,
родительским
собраниям. Для
большей
эффективности
презентации
строю
с
учетом
программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них
включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр
познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное
количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема
бумажных
наглядных
пособий,
таблиц,
репродукций,
аудио
и
видео
аппаратуры.
- использование
видеокамеры
и
программ
для
редактирования
видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр
информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом,
создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
-
использование
интерактивной
доски.
Интерактивная
доска
позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя
задания,
ребенок
учится
планировать,
выстраивать
логику
элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так
и для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая,
что
компьютер
–
ново е
мощно е
средство
д л я
интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в
целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана
должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером
для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо
выполнить несложную гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю
следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих
действий,
выявить
достижения
в
процессе
работы,
зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять
поставленные задачи.
4.
Использование
ИКТ
значительно
повысило
культуру
труда
педагога;
способствовало изменению
имиджа
как
педагогов,
так
и
ДОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно
качество
наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных
педагогом
в
зависимости
от
потребностей
детей
и
особенностей программы.