Напоминание

Методика преподавания истории изобразительного искусства в современной школе искусств


Автор: Сторожева Светлана Альбертовна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МУДО "ДШИ №5"
Населённый пункт: г .Вольск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика преподавания истории изобразительного искусства в современной школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств № 5»

Вольского муниципального района

(МУДО «ДШИ № 5»)

Методическое сообщение на тему:

«Методика преподавания истории изобразительного искусства в современной

школе искусств».

Разработал:

преподаватель изобразительного искусства

Сторожева Светлана Альбертовна

г. Вольск 2020 г.

Содержание.

1.

Введение.

2.

Методы преподавания предмета «История изобразительного искусства»

3.

Заключение.

4.

Литература

«Красота создается из восторга и боли,

Из желанья и воли и тяжелых цепей.»

(К. Бальмонт)

Введение.

Кто из нас может похвастаться глубоким пониманием искусства? Кто из нас

грамотно, интересно и непринужденно может вести беседы об искусстве и

творчестве? Кто может стать увлекательным экскурсоводом (хотя бы для

самого себя) в художественном музее или галерее? Боюсь, что не многие…

К сожаленью, немногие способны пережить творение художника как акт

собственной жизни, готовы к общению с искусством. Как и любой другой

язык, язык искусства надо знать и уметь изъясняться на нем. Именно поэтому

уроки искусства – это уроки особого типа, подчиняющиеся законам

искусства, и, следовательно, требующие от учителя владения

специфическими методами преподавания.

Основная задача школы искусств - формирование творческой личности.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в

области изобразительного искусства «Живопись» включает такие учебные

предметы как рисунок, живопись, композиция станковая, композиция

прикладная, история изобразительного искусства. За три года работы у меня

сложилось убеждение, что предмет «история изобразительного искусства»

играет не маловажную роль в становлении личности ребёнка. Это знания,

интеллект, общая культура. Без нее не состоится художник.

История изобразительного искусства - сложный комплекс знаний,

включающий в себя историю и развитие изобразительного и декоративно-

прикладного искусств, историю архитектуры и скульптуры.

Всё содержание предмета «История изобразительного искусства», принципы

построения программы и методическая система преподавания имеют

главную цель: заинтересовать, увлечь учащихся этим предметом,

познакомить их с основными понятиями и этапами развития искусства,

научить анализировать художественные произведения, выделяя главные

средства выразительности.

Именно на начальном этапе - этапе детской школы искусств важно показать

интересные и разнообразные стороны искусства, «заразить», вдохновить

ребёнка желанием творить и учиться дальше.

Постижение произведений искусства - процесс очень сложный и

постепенный. Великое творение открывается человеку в течение всей его

жизни и на ее различных этапах по-разному.

Вопрос о том, как учить искусству, довольно сложный, уже в связи с

пестротой современных художественных направлений и школ.

Приобщение ученика к миру искусства происходит постепенно, переходя от

простого к сложному на основе сравнений, сопоставлений.

Основные принципы методики обучения искусству не должны

рассматриваться в отрыве от творческих методов обучения изобразительному

искусству в целом. (ДПИ искусство может помочь в прикладной композиции,

а рассматривание(обсуждение) картин помогает в станковой композиции.)

Общеизвестно, что знания бывают холодными и горячими: холодные – это

чужие, от учителя, из книг, а горячие – это результат собственного мышления,

личного опыта.

В целях повышения качества урока предлагаю использовать следующие

методы преподавания предмета «История изобразительного искусства»:

Конечно же в первую очередь хочется отметить, что мои уроки проходят с

использованием одной из наиболее распространённых форм донесения

учебного материала до учащихся это использование мультимедийных

презентаций.

Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления

информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft Power

Point).

Это не только увеличивает интерес учащихся, но и способствует более

быстрому и прочному усвоению материала. (Лучше 1раз увидеть, чем 100раз

услышать)

Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения делает его

более живым и интересным.

1.

Метод анализа живописного произведения. Беседа.

Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься»;

- главная задача учителя: организовать встречу учащихся с произведением

искусства, добиваясь сотрудничества.

Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в

решении задач воспитания образного мышления, культуры устной и

письменной речи, эстетического вкуса учащихся.

Важный момент в работе с картиной - молчаливое рассматривание

картины, которое имеет большое значение для развития мышления учащихся,

так как мышление совершается в тесной связи с восприятием.

Рассматривание картины детьми - это первое синтетическое восприятие

и осмысливание целого.

Это - нерасчлененное восприятие, оно дает школьникам лишь

суммарное представление о картине, общее впечатление о ней.

После беглого знакомства с картиной учащиеся, делятся своими первыми

непосредственными впечатлениями. Живопись яркими образами сильно

воздействует на детей, дает толчок их чувству и воображению. Поэтому надо

дать детям возможность свободно высказаться, несмотря на то, что их первые

высказывания могут носить случайный характер, иногда учащиеся

выхватывают отдельные части картины, устанавливают между ними связи, но

еще не раскрывают целого...

Поэтому важно не упустить первого впечатления, свежести восприятия,

сразу же выявить и определить эмоциональное отношение учащихся к

картине. С этой целью в начале беседы, выслушав непосредственные,

неорганизованные высказывания детей, я предлагаю такие вопросы: Какое

общее настроение создается у вас при первом взгляде на картину? или: Какое

впечатление производит на вас картина? Далее, в ходе анализа, выясняется,

почему картина вызывает то или иное настроение, как художник достигает

такой силы воздействия на зрителя. Большое значение в обучении, в том

числе и в работе с картиной, имеют вопросы другого типа:

а) указывающие лишь общее направление наблюдения, например: Как

изобразил художник этот весенний день?

б) вопросы, требующие подведения итога (обобщения) наблюдений,

например: Какими живописными средствами художник выделил

центральный образ? Как показал художник наступление весны? и др.

Такие вопросы способствуют развитию у учащихся самостоятельного

подхода к наблюдению.

Однако в процессе беседы важно не только научить школьников внимательно

рассматривать картину, размышлять о ней, важно также заставить учащихся

пережить ее сердцем, так как художник стремится прежде всего к выражению

определенного чувства или настроения. «...Мысль в живописном образе

скрывается за выраженным настроением и может быть понята лишь через

переживание» (К. Суздалев). (Перов «Тройка»)

Учащиеся большей частью способны логически описать изображенное на

полотне, но эстетические чувства их не развиты. Об этом свидетельствует

анализ устных рассказов учащихся и письменных сочинений по картине,

основным недостатком которых является отрыв описания картины от

впечатления, которое она вызывает. О картине пишется подробно, но

бесстрастно. Отношение к картине выражается трафаретной фразой: «Эта

картина мне понравилась».

2.

Метод «оживления персоны»

Начиная рассказ о художнике, я пытаюсь рассказать о нем так, как

будто я лично с ним знакома:

- использую не только общеизвестные факты биографии, список

творческих заслуг, но и фрагменты личной переписки художника с родными,

друзьями, коллегами (конечно, в той уместной степени, какая приемлема для

аудитории слушателей)

- факты биографии, не связанные с художественной деятельностью

(так, например, Клод Моне, французский импрессионист, был увлеченным

садоводом)

- рассказываю о художнике не как о «готовом гении», а как о живом

человеке, испытавшем взлеты, падения, разочарования, но и познавшем

успех. Все это позволяет привлечь внимание детей к излагаемому материалу.

Изучая жизнь и творчество выдающихся художников, историю

создания произведений, дети узнают, от каких фактов и ситуаций

отталкивался автор, создавая произведение.

Следует привить им понимание того, что важная часть художественного

образа –субъективность (объективно то, что приводится с доказательствами,

что трудно опровергнуть, субъективно - это просто вгляд, личная оценка,

мнение. Хорошая погода - субъективно, т.к. одному она хорошая, а другому

нет. А вот нет дождя - это объективно, все имееют возможность убедится, что

его нет). Поэтому Иван Грозный в трактовке Репина и Иван Грозный у

Васнецова - субъективны.

3.

Метод – «сравнение»

Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в

процессе которого у учащихся начинает вырабатываться собственное

отношение к произведению, интерес к нему.

Сравнительный метод разнообразен и многосторонен. Во время беседы об

искусстве могут проводиться различные сравнения: двух или нескольких

картин, жанров искусства, художественных стилей.

Сравнение может

проводиться с целью выявления различий или установления сходства в

рассматриваемых картинах.

Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание учащимися

идейной направленности картин, одинаковых

или близких по теме, например, О. А. Кипренский и В. А. Тропинин

«Портрет А. С. Пушкина».

Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается

приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более

прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности

поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих

причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей,

отношения к личности поэта.

Очень верно подметил известный искусствовед

Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского –

знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у

Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-

Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный

европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на

шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

4.

Метод «Доклады, рефераты, сообщения, презентации»

Среди приемов, используемых на уроке – подготовка учащимися

сообщений и рефератов, дискуссии по конкретной теме. Это

подталкивает учащихся к поиску дополнительной информации. А

готовясь к выступлению, они учатся формулировать и аргументировать

свою точку зрения.

Заключение.

Одна из главных проблем, которые решает учитель, обучая своих

учеников истории искусства, состоит в том, чтобы научить их видеть и

задумываться. Это является первым условием понимания искусства.

Смотреть на картину либо статую может всякий человек. Но видеть

искусство способны либо тот, кто наделен этим умением от природы

(это будущий художник), либо тот, кто развивает в себе ту же

способность путем изучения искусства.

Рассмотрев методику преподавания истории искусства, можно сделать

вывод, что именно этот предмет в школах дополнительного

образования наиболее полно способствует воспитанию и развитию

духовно - нравственных ценностей учеников.

Таким образом, приходит в школу ребенок, который хочет научиться

рисовать, а покидает ее сформировавшаяся творческая личность.

Не обязательно наш выпускник станет художником, но то, что

интеллектуально он на голову будет выше сверстников - это факт.

Конечно, в художественные институты поступают лишь процент наших

выпускников. Но остальные, где бы они в будущем ни работали, кем бы

ни стали, умеют понимать и ценить красоту. Школа воспитала в них

общую культуру, а это пригодится в любой профессии. И здесь трудно

переоценить роль предмета история изобразительного искусства – как

одного из основных предметов художественной школы.

Список использованной литературы

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое

воспитание.- М. , 1967.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.- М. , 1968.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство?- М. 1979.

4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М. , 1973

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.

6. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в

советской школе. 1956.

7. Апухтин O.K. Материалы для бесед по изобразительному искусству

в школе.- Ташкент. I960

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., Прогресс, 1974



В раздел образования