Автор: Вигель Надежда Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Волосовская специальная школа - интернат" Населённый пункт: д. Худанки, Волосовский р-он, Ленинградская область Наименование материала: Конспект Тема: Мягкий знак в середине слова Раздел: начальное образование
Конспект урока по письму.
Тема: Мягкий знак в середине слова.
Цель. Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в
середине слова мягким знаком.
Задачи.
Образовательные.
Уметь на слух и при письме выделять мягкие согласные в середине слова и
обозначать их мягким знаком. Закрепить правило правописания слов с «ь»,
умение объяснять написание слов с «ь».
Коррекционные.
Коррекция фонематического слуха и восприятия на примере различения
мягких и твердых согласных звуков, навыков грамотного,
каллиграфического письма; развивать речь учащихся.
Воспитательные.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование. Учебник, кроссворды, цветные карандаши.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
1.
Мотивация учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам никак нельзя лениться,
Так как мы ученики!
II.
Актуализация знаний.
Определение темы и цели урока.
- Он очень вежлив,
Этот знак.
Не любит споров он и драк.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Так мягко просит этот знак,
Что отказать нельзя никак.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Что это за знак?
- Что он нам показывает?
III.
Повторение.
Задание:
Мел - …
Брат - …
Мол - …
Угол - …
Ел …
-Как произносится в конце каждого слова согласный звук?
-Твердо или мягко?
-Твердо.
-Подумайте, как получить новые слова? (если дети затрудняются,
предлагаю произнести согласную мягко).
Мел - мель
Брат - брать
Мол - моль
Угол - уголь
Ел – ель
- Как только мы произнесли согласную мягко, что произошло со
словом? (Смысл слов изменился).
IV.
Чистописание.
- Посмотрите на слова в правом столбике, какая буква записана на
конце всех слов?
- Значит, можно догадаться какую букву будем писать на минутке
чистописания?
- Правильно, «Ь». Еще вспомним правила соединения с другими
буквами. (Дети пишут «ь», «ья», «ьи»).
V.
Работа по теме урока.
1.
Задание.
Измените слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине
слова.
День – деньки
Огонь – огоньки
Пень – пеньки
Хорек – хорьки
Окунь – окуньки
- Подчеркните согласную букву и мягкий знак после нее.
- Какой звук обозначают эти буквы?
- Почему мы в этих словах пишем «ь»?
VI.Физкультминутка.
Мягкий знак, мягкий знак!
Без него нельзя никак!
(Наклоны туловища вправо, влево.)
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
(Наклоны вперед.)
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем, «ест».
(Наклоны головы вправо, влево.)
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»
(Приседание.)
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
(Ходьба на месте)
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
VIII. Работа по учебнику.
Упражнение 15, стр.93
- Объяснение написания слов нельзя, правильно, сильный.
-Запись предложений, подчеркивание мягких согласных.
VII. Закрепление пройденного.
Отгадывание кроссвордов. Запись слов отгадок.
2
О
1.
- Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь)
2.
От кого мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит … (Тень)
2
1
Ь
1.
Кручу, верчу,
Знать никого не хочу.
-Что это? (Вьюга)
2. Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Подведение итогов урока.
- Над чем мы работали на уроке?
- Какое задание понравилось выполнять больше всего?
- Что было самым трудным?