Автор: Каллагова Мадина Хутинаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУДО "Школа детского творчества"
Населённый пункт: РСО-Алания г. Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности процесса профессионального развития педагога дополнительного образования в современной школе в системе ПФДО
Раздел: дополнительное образование
Тема педагогического совета на февраль месяц
«Особенности процесса профессионального развития педагога в современной
школе».
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда
линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта
профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.
В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реальным и Я-
идеальным, и в связи с этим, как и в более ранних периодах, возможны не только
возрастные противоречия, но и возрастные кризисы. Причём наряду с отрицательными в
середине жизни возможны и «кризисы взлёта», развития профессионального сознания,
автономизации и индивидуализации в профессии, что особенно важно в процессе
профессионально-личностного саморазвития педагога.
Профессионализм, безусловно, не просто приходит с опытом, он зависит ещё и от многого
другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и
личностных свойств. Нельзя считать, что только с помощью обучения из дилетанта можно
сделать суперпрофессионала. Однако целенаправленное, правильно организованное
обучение в системе методической работы играет в становлении педагога-профессионала
немаловажную роль.
Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного
развития педагога Фактический уровень профессионального развития педагога, его
квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности
педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной
задачи, поставленной социумом. Дефицит квалификации и опыта педагогических кадров,
их отставание от сложности профессиональных задач указывают на общую потребность
социума, педагогического коллектива, каждого педагога в постоянном и опережающем,
перспективном профессиональном развитии.
Профессиональное развитие педагогических кадров – фактор положительной
обратной связи в управлении качеством образования.
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в
поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении. Стандарты
нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику. В связи
с этим остается актуальной проблема повышения качества дополнительного образования,
решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком
уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает
стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, работает творчески,
восприимчив к педагогическим инновациям, способный адаптироваться в меняющейся
педагогической среде. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,
школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
· Система повышения квалификации;
· Аттестация
педагогических
работников
на
соответствие
занимаемой
должности
и
квалификационную категорию;
· Самообразование педагогов;
· Активное
участие
в
работе
методических
объединений,
педсоветов,
семинаров,
конференций, мастер-классов;
· Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами,
педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
· Овладение информационно-коммуникационными технологиями;
· Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет
его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней
является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической
техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-
воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее
успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является
готовность педагога к инновациям.
Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими
направлениями: апробация системы ПФДО, освоение современных педагогических
технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических
проектов. Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1) психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и
стремление внедрять новое);
2) теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения,
новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);
3) практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Многие руководители считают главным в системе методической работы - дать
необходимые теоретические знания, т. е. сформировать теоретическую готовность.
Наиболее опытные управленцы понимают необходимость оказания методической помощи
в становлении практической готовности, особенно при возникающих затруднениях. Это
действительно важно, но, главным образом, в традиционной системе методической
работы. При становлении же готовности к инновационной, в том числе личностно
ориентированной деятельности, определяющей является готовность психологическая, то
есть личностно-мотивационная. Но главным «камнем преткновения» в структуре данной
готовности является всё же личностная готовность, то есть наличие у педагогов основных
личностных свойств, необходимых для инновационной деятельности. Однако главным
компонентом готовности педагога к оптимизации педагогического процесса является
психологический, т. е. личностно-мотивационный. Это: 1) понимание и желание
оптимизировать методический и педагогический процессы, 2) наличие у педагога
необходимых личностных свойств. Исследования показывают, что педагоги, успешно
оптимизирующие индивидуально-методическую систему и учебно-воспитательный
процесс в целом, овладевают такими личностными качествами, как:
1. творческий стиль мышления и педагогической деятельности;
2. вариативность и мобильность мышления;
3. конкретность и системность мышления при умении выделить главное;
4.эмпатийность – способность к сопереживанию;
5. Чувство меры в принятии решений и в действиях, чувство такта;
6. креативность (способность к творчеству);
7. перцептивность (способность к восприятию нового);
8.толерантность -терпимость к инакомыслию;
9. Рефлективность;
10. контактность в общении, коммуникативность и диалогичность
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и
модернизации
профессионального
опыта,
ведущий
к
развитию
индивидуальных
профессиональных
качеств,
накоплению
профессионального
опыта,
предполагающий
непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование
профессиональной
компетентности –
процесс
цикличный,
т.к.
в
процессе
педагогической
деятельности
необходимо
постоянное
повышение
профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом
качестве.
Вообще,
процесс
саморазвития
обусловлен
биологически
и
связан
с
социализацией
и
индивидуализацией
личности,
которая
сознательно
организует
собственную
жизнь,
а
значит,
и
собственное
развитие.
Процесс
формирования
профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда
должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Показатель эффективности внедрения модели системы управления
профессиональным развитием педагогических кадров являются:
1. Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.
2. Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.
3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
4. Овладение современными методами обучения и воспитания.
5. Положительная динамика качества образования.
6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
7. Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.
8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы
стимулирования педагогической деятельности.
9. Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки
образовательной деятельности.
Таким образом, считаем, что наша модель способствует:
· готовности педагогов к инновационной деятельности;
· повышению профессиональной компетенции педагогов;
· повышению качества обучения школьников;
· конкурентно способности школы среди образовательных учреждений города;
· мобильному управлению педагогическим коллективом школы;
· эффективному внедрению современных образовательных технологий (в том числе
ИКТ);
· созданию здоровье сберегающей среды в образовательном процессе.
Педагог-организатор Каллагова М.Х.