Автор: Рыльцева Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №8 им. А.А. Бабаджаняна
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Преимущества раннего обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
«ПРЕИМУЩЕСТВА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»
(Подбор репертуара для подготовительного класса фортепиано)
Обучение детей музыке представляет собой сложный и многогранный процесс, который
неоднократно рассматривался в педагогических методиках различных школ и отдельных
педагогов. Ускорение темпа жизни, усложнение общеобразовательной подготовки детей,
усиление требований к личности в современном мире привносят своевременные коррективы и в
работу подготовительных классов.
Психологи считают, что период от трех до пяти лет — лучшее время для начала занятий музыкой.
Ребенок в своем развитии проходит несколько «критических периодов». Эти периоды
характеризуются высокой степенью восприимчивости мозга. Данный возраст — один из наиболее
мощных по своей интенсивности «критических периодов», когда происходит то, что генетики
называют «импрессингом». Импрессинг — это активизирующее воздействие внешней среды,
падающее на наиболее чувствительный период развития и способное определить, направить всю
последующую жизнь человека.
Возрастной период от 3 до 5 лет является наиболее подходящим для восприятия сенсорного
(музыкального) притока. Именно в этом возрасте воздействие внешней среды оказывается
наиболее мощным, начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки.
Раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и
интеллектуальной сферы, активации высших функций мозга.
В научном мире нередко высказывается мнение, что музыкальное воспитание следует начинать
даже с внутриутробного периода. Экспериментальные исследования подтверждают
предрасположенность новорожденных детей к слушанию и восприятию классической музыки.
Однако время воздействия нужно дозировать. Дети второго года жизни могут слушать
непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд. Дети третьего года жизни могут воспринимать
непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин.
Исследования выявили особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук.
Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является
сильнейшим средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки ускоряют
созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют
интеграции деятельности мозга.
В трехлетнем возрасте уже отчетливо проявляются индивидуальные особенности физического и
интеллектуального развития — памяти и внимания, эмоциональной восприимчивости, богатства
воображения, фантазии, зрительно-пространственных представлений. Поэтому для ребенка очень
важно то эмоциональное состояние, в котором проходят уроки. Только в игре малыш активен,
радостен, полностью поглощен происходящим. Музыка, с которой они знакомятся, производит на
них неизгладимое эмоциональное впечатление.
Бережное отношение к ребенку, ранее погружение его в музыку и замедленный процесс обучения
позволяют раскрыть творческий потенциал ученика и способствовать развитию его творческой
индивидуальности.