Напоминание

"Изменение по падежам"


Автор: Канцарина Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Наченальское структурное подразделение МБОУ"Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: село Наченалы
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Изменение по падежам"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Изменение имён существительных по падежам.

Учитель Наченальского структурного подразделения МБОУ «Апраксинская СОШ»

Канцарина Е.Г.

Цели: ознакомление с понятием “падеж”, названием и количеством падежей, падежными

вопросами, и способами определения падежей;

развитие внимания, речи обучающихся, логического мышления;

формирование УУД: обобщать, выделять главное, вести наблюдение над языком;

воспитание любви к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для

индивидуальной работы, учебники, обратный словарь.

Ход урока

I.

Организационный момент.

Деткам всем пора проснуться

И, конечно, улыбнуться.

Дружно, славно потрудиться

И чему-то научиться.

II. Минутка чистописания

Слайд № 3 На доске: Са се со су си

Сахар, север, сорока, суббота, осина

Мороз рисует на стекле сказочные узоры.

Проверка заданий. Слайд № 4

- Какие буквы будем писать? называют

- Запишите буквы, слова, предложение.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

Назовите имена существительные, определите их род, число.

- Мороз (м. род., ед. ч), на стекле (ср. род., ед. ч.), морозы (мн. ч.)

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником Наблюдение над изменением окончаний имён существительных.

Упр. 58 стр. 69.

Слайд № 5

- В каком предложении слово кошка – подлежащее?

Ученики: В первом.

- Это слово стоит в начальной форме?

Ученики: Да, в начальной форме

- В каких предложениях кошка- второстепенный член предложения?

Ученики: В остальных предложениях

- Что можете сказать о формах слова кошка в других предложениях?

Ученики: Слово кошка стоит в других формах.

- Вы судите только по окончаниям или ещё по вопросам, на которые отвечает это слово в

предложениях?

Ученики: И по окончаниям и по вопросам.

- Назовите словосочетания со словом кошка? Как будете это делать?

- На какие вопросы оно отвечает?

Ученики: От слова – командира будем задавать вопрос к слову – солдату.

-

Привыкла (кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому ?) кошке, напоил

(кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?) о кошке.

- Что происходит с окончаниями имён существительных?

Ученики: Окончания изменяются.

2. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением в русском языке – изменением

имён существительных по падежам. Прочитай те правило на стр. 70. Cлайд № 6

- А теперь давайте послушаем сказку “Откуда пошли названия падежей”.

Грамматическая сказка (Внимательно слушают сказку)

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный.

Родился - стал Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он

Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

- Изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами.

- В русском языке шесть падежей.

- Посмотрите внимательно на таблицу. Упр. 59. Есть ли в таблице одинаковые вопросы, в

каких именно парах падежей?

Ученики: Есть. Винительный падеж повторяет вопросы именительного падежа и

родительного падежа.

- Найдите в “обратном ” словаре любое слово, называющее предмет.

- Просклоняйте его. При определении падежа, воспользуйтесь помощью слов: есть, нет,

дам, вижу, восхищаюсь, думаю о.

Физкультминутка

Cлайд № 7

IV. Закрепление изучаемого материала.

Cлайд № 8 Индивидуальная работа по карточкам.

- Следующее задание по этим же карточкам:

Карточка

1. Дополни предложение словом, которое является названием животного:

(Кто?) … живёт в Африке и Индии. В нашей стране (для кого?) для… нет подходящих

условий. (Кому?)… нужно много тепла и растительной пищи. Ты можешь увидеть

(кого?)… в зоопарке. Всегда интересно наблюдать (за кем?) за … .А что ты знаешь (о

ком?) о …?

- Выпиши все существительные с вопросом, выдели окончания.

(Выписывают существительные, выделяют окончания)

Cлайд № 9

Проверка выполнения карточки.

- Опираясь на таблицу, слайд № 4, попробуйте определить падеж существительного по

вопросу.

Определяют падеж.

Cлайд № 10

Проверка заданий

V. Подведение итогов урока. Обобщение.

- Над какой темой работали?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Ученики: В русском языке шесть падежей.

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

- Какая часть слова изменяется при изменении по вопросам?

Ученики: При изменении по вопросам изменяется окончание.

- Молодцы! Спасибо за работу!

Дарят друг другу улыбки.

VI. Домашнее задание. Cлайды № 11 - 12

Записывают задание на дом: Выучить правило с. 70., Р. Т. с. 44, упражнение 41



В раздел образования