Автор: Канцарина Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Наченальское структурное подразделение МБОУ"Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: село Наченалы
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Изменение по падежам"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Изменение имён существительных по падежам.
Учитель Наченальского структурного подразделения МБОУ «Апраксинская СОШ»
Канцарина Е.Г.
Цели: ознакомление с понятием “падеж”, названием и количеством падежей, падежными
вопросами, и способами определения падежей;
развитие внимания, речи обучающихся, логического мышления;
формирование УУД: обобщать, выделять главное, вести наблюдение над языком;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для
индивидуальной работы, учебники, обратный словарь.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Деткам всем пора проснуться
И, конечно, улыбнуться.
Дружно, славно потрудиться
И чему-то научиться.
II. Минутка чистописания
Слайд № 3 На доске: Са се со су си
Сахар, север, сорока, суббота, осина
Мороз рисует на стекле сказочные узоры.
Проверка заданий. Слайд № 4
- Какие буквы будем писать? называют
- Запишите буквы, слова, предложение.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
Назовите имена существительные, определите их род, число.
- Мороз (м. род., ед. ч), на стекле (ср. род., ед. ч.), морозы (мн. ч.)
III. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником Наблюдение над изменением окончаний имён существительных.
Упр. 58 стр. 69.
Слайд № 5
- В каком предложении слово кошка – подлежащее?
Ученики: В первом.
- Это слово стоит в начальной форме?
Ученики: Да, в начальной форме
- В каких предложениях кошка- второстепенный член предложения?
Ученики: В остальных предложениях
- Что можете сказать о формах слова кошка в других предложениях?
Ученики: Слово кошка стоит в других формах.
- Вы судите только по окончаниям или ещё по вопросам, на которые отвечает это слово в
предложениях?
Ученики: И по окончаниям и по вопросам.
- Назовите словосочетания со словом кошка? Как будете это делать?
- На какие вопросы оно отвечает?
Ученики: От слова – командира будем задавать вопрос к слову – солдату.
-
Привыкла (кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому ?) кошке, напоил
(кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?) о кошке.
- Что происходит с окончаниями имён существительных?
Ученики: Окончания изменяются.
2. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным явлением в русском языке – изменением
имён существительных по падежам. Прочитай те правило на стр. 70. Cлайд № 6
- А теперь давайте послушаем сказку “Откуда пошли названия падежей”.
Грамматическая сказка (Внимательно слушают сказку)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный.
Пока он был малышом, ему все давали, и стал он Дательный.
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он
Винительный.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь Предложный.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
- Изменения одного и того же слова по команде вопросов называются его падежами.
- В русском языке шесть падежей.
- Посмотрите внимательно на таблицу. Упр. 59. Есть ли в таблице одинаковые вопросы, в
каких именно парах падежей?
Ученики: Есть. Винительный падеж повторяет вопросы именительного падежа и
родительного падежа.
- Найдите в “обратном ” словаре любое слово, называющее предмет.
- Просклоняйте его. При определении падежа, воспользуйтесь помощью слов: есть, нет,
дам, вижу, восхищаюсь, думаю о.
Физкультминутка
Cлайд № 7
IV. Закрепление изучаемого материала.
Cлайд № 8 Индивидуальная работа по карточкам.
- Следующее задание по этим же карточкам:
Карточка
1. Дополни предложение словом, которое является названием животного:
(Кто?) … живёт в Африке и Индии. В нашей стране (для кого?) для… нет подходящих
условий. (Кому?)… нужно много тепла и растительной пищи. Ты можешь увидеть
(кого?)… в зоопарке. Всегда интересно наблюдать (за кем?) за … .А что ты знаешь (о
ком?) о …?
- Выпиши все существительные с вопросом, выдели окончания.
(Выписывают существительные, выделяют окончания)
Cлайд № 9
Проверка выполнения карточки.
- Опираясь на таблицу, слайд № 4, попробуйте определить падеж существительного по
вопросу.
Определяют падеж.
Cлайд № 10
Проверка заданий
V. Подведение итогов урока. Обобщение.
- Над какой темой работали?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
Ученики: В русском языке шесть падежей.
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
- Какая часть слова изменяется при изменении по вопросам?
Ученики: При изменении по вопросам изменяется окончание.
- Молодцы! Спасибо за работу!
Дарят друг другу улыбки.
VI. Домашнее задание. Cлайды № 11 - 12
Записывают задание на дом: Выучить правило с. 70., Р. Т. с. 44, упражнение 41