Автор: Стрельникова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: г.Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Общее фортепиано" дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" (6-ти летний срок обучения)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Катав-Ивановская ДШИ»
«Общее фортепиано»
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
( 6-ти летний срок обучения)
г. Катав-Ивановск
2018 г.
Рассмотрено на
Методической секции
МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ»
Дата: 29.08.2018 г.
Утверждено на
Педагогическом совете
Дата: 30.08.2018 г.
Разработчик: Стрельникова О.В. – преподаватель по классу фортепиано МКОУДО «Катав-
Ивановская ДШИ» г.Катав-Ивановск.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения по реализации учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета « Общее фортепиано» разработана:
- на основе программы Министерства культуры СССР «Общее фортепиано» для
детских музыкальных школ (1975 г.), составленной преподавателями училища при
Московской консерватории им. П.И. Чайковского: Е.В. Аникиенко, Е.Г. Гасановой,
В.М. Загоринской, Н.Н. Лебедевой;
- с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,
- на основе Рабочей программы по учебному предмету «Общее фортепиано»,
составленной О.Е. Кресиной, преподавателем МБУДО ДШИ №1 г. Магнитогорска
- а также с учетом педагогического опыта в области музыкального развития детей в
детских школах искусств.
Данная программа разработана с учётом того, что обучающиеся практически все
не имеют дома фортепиано.
Учебный предмет «Общее фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, чтения нот с листа, игры в ансамбле,
подбору по слуху, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления обучающихся об
исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и
навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность,
чтение с листа, навыки ансамблевой игры. Обучаясь в школе, дети приобретают
опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана
является одним из звеньев музыкального воспитания.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета составляет 6 лет (со 2 по 7 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Общее фортепиано»
На освоение предмета «Общее фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час
аудиторных занятий в неделю.
Программа предмета «Общее фортепиано» предусматривает самостоятельную
работу обучающегося при наличии дома фортепиано или синтезатора. Домашняя
работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога,
контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего
часов
Классы
2клас
сс
3класс
4класс
5 класс
6
класс
7 класс
Количество
недель
35
35
35
35
35
35
Аудиторные
занятия
35
35
35
35
35
35
210
Самостоятель
ная работа
35
35
35
35
35
35
210
Максимальная
учебная
нагрузка
70
70
70
70
70
70
420
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная,
продолжительность урока – 40 минут
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические
особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Общее фортепиано»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и
музыкальному творчеству;
- владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального
произведения;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано
с учетом возможностей и способностей обучающегося; овладение основными
видами штрихов - nonlegato, legato, staccato;
- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
эмоциональности;
- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с
листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
- приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Общее фортепиано»
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
При работе с обучающимся педагог использует следующие методы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов,
наблюдение);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
- практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями,
чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Общее фортепиано»
Для реализации данной программы в школе искусств имеются в наличии все
необходимые условия: классы (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с
наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому
материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещения для занятий имеют звукоизоляцию, соответствуют противопожарным и
санитарным нормам.
Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка,
мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета
Требования по годам обучения
2 класс
(Первый год обучения)
В течение учебного года преподаватель должен познакомить ученика со
строением фортепиано, нотной грамотой (нотами басового ключа); работать над
постановкой игрового аппарата, над овладением приемами звукоизвлечения – нон
легато, стаккато, легато.
Следует вести работу с учащимися по подбору по слуху простых мелодий,
попевок и песен, в том числе изучаемых на уроках сольфеджио, а также заниматься
чтением нот с листа.
Развивать навыки ансамблевого музицирования, играя с преподавателем в 4 руки
простейшие пьесы и упражнения.
Работу над гаммами начинать с ознакомления их построения. Гаммы
До, Соль мажор и ля минор играть на две октавы отдельно каждой рукой, короткие
арпеджио (по 4 звука) и аккорды (по три звука) – отдельно каждой рукой в две
октавы.
В течение учебного года ученик должен освоить (проиграть, разучить, прочитать
с листа, исполнить) не менее 15-20 небольших пьес и упражнений.
В течение учебного года учащийся должен сыграть:
Срок
Форма отчета
Вид аттестации
Требования
Декабрь
Контрольный урок
Промежуточная
2 разнохарактерных
произведения
Май
Зачет
Промежуточная
2 разнохарактерных
произведения
Примерные репертуарные списки
Пьесы
Арман Ж. Пьеса.
Барток Б. Диалог.
Бах И.С. Модерато. Волынка.
Гендель Г. Ария. Дерзость.
Бер О. Темный лес.
Беркович И. Украинская народная песня.
Берлин Б. Спящий котенок. Пони Звездочка.
Бертолотто И. Диалог.
Витлин В. Мышка-малышка.
Волков В. Ласковая песенка. Первые шаги. Часы моей бабушки.
Гедике А. Русская песня. Заинька. Колыбельная.
Голынин Г. В зоопарке.
Гречанинов А. соч. 98 Маленькая сказка. Скучный рассказ. Необычайное
происшествие. Мазурка.
Дандло Ж. Локомотив.
Игнатьев В. Жук. Ходит Ваня. Песенка про книжки. Цветики. Маленькая скрипочка.
Паровоз. А я по лугу. Две лягушки.
Кабалевский Д. Ежик. Колыбельная. Маленькая полька. Ночью на реке. Шутка.
Коновалов А. «Мозаика», популярные мелодии для начинающих пианистов 2003 г.
Составление, переложение: Барыня. На мосту Авиньона (французская
песня). Молдавский танец. «Ой, мороз, мороз ». Пряха. Каравай. Как у наших у
ворот. Плясовой наигрыш. Ходила младешенька.
Королева Е. Солнечные зайчики.
Корольков И. Сборник «Крохе музыканту»,нотная азбука для самых маленьких.
IIч. : ДО-РЕ-МИ. Колыбельная. Динь-Дон. Балалайка. Считалка. Помощница.
Слониха на прогулке. Обезьянки. Бабушкина сказка. Носорог и воробей. Молдавская
народная песня. Белорусская народная песня. Прогулка. Русская народная песня.
Красев М. Белочка. Ёлочка. Журавель.
Кригер И. Бурре. Менуэт ля минор.
Крутицкий М. Зима.
Левидова Д. Песня.
Лонгшамп-Дружкевичова К. Из бабушкиных воспоминаний. На коньках. Полька.
Любарский Н. Дуэт. Пастушок. Курочка.
Моцарт Л. Бурре ми минор. Волынка.
Мясковский Н. Веселое настроение. Вроде вальса. Беззаботная песенка.
Николаев А. Колобок.
Перселл Г. Менуэт Соль мажор.
Питерсон О. Сборник: Джаз для юных музыкантов 1 тетрадь.
Упражнения № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Менуэты № 1, 2.
Поплянова Е. Лягушка-хохотушка. Паучок-босячок. Камышинка-дудочка. Иди,
котик, на порог. Танец при свечах. Паутиновый жучок. Вальс промокшего зонтика.
Песенка старого дилижанса.
Роули А. Акробаты.
Руббах А. Воробей.
Руигрок Горе куклы.
Русс.нар песня « Дровосек».
Сарауэр А. Утро.
Сигмейстер Э. Была у меня однажды старая серая лошадь. Прыг-скок.
Соколова Н. Часы.
Степовой Я. Гопак.
Телеман Г. Пьеса.
Торопова Н. Полька для медвежонка. Мелодия. Василёк. Вальсик. Канон. Мурка
танцует. Прогулка. Шутка.
Тюрк Д. Ариозо. Пьеса. Грустное настроение.
Украинская нар.песня «Ой, ти дивчина».
Филипп И. Колыбельная.
Фогель М. В цирке.
Фрике Р. Веселая кукушка.
Холминов А. Ирочкина песня.
Хромушин О. Сб. «Десять пьес для начинающих джазменов», Раннее утро. Капли
дождя.
Шух М. Маленький Гиппо идет на прогулку. Танец прыгающих утят. Кучерявая
овечка. Жу-жу-жу жужжит жучек. Туфелька Золушки.
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды: №№ 10-19, 23.
Гедике А. соч. 32 №№2, 3, 24.
Соч. 36 №№ 13, 14, 22.
Гнесина Е. Азбука: Маленькие этюды для начинающих №№ 1-10.
Жилинский А. Этюды: №№ 9-12, 15-17, 22-24.
Корольков И. Нотная азбука для самых маленьких II ч. Этюды №№ 1-7.
Николаев А. Этюды До мажор.
Черни К. « 50 маленьких этюдов» ред. Г. Гермер №№ 1-7.
Шитте Л. соч. 108 « 25 маленьких этюдов» №№ 1-9, 13, 14.; соч. 160 «25 маленьких
этюдов» №№ 1-9, 21, 22.
Ансамбли
Артоболевская А. Вальс собачек. Прыг-скок. Казачок.
Витлин В. Кошечка. Дед Мороз.
Весняк Ю. Мелодия. Весёлый зайчик. На скакалке. Утренний вальс. Кукушка.
Глинка М. Ходит ветер у ворот.
Глухан Я. Чешская народная песня.
Королькова И. Поросёнок. Весёлая мышка. Часики. Вальс. Чешская народная песня.
Николаев А. Шуточная.
Портнова Г. Ухти-тухти.
Сигмейстер Э. Прыг-скок. Влезай и вылезай в окно. Кукушка танцует вальс.
Соколова Н. Земляника и лягушка. Баба Яга.
Сорокин К. Народная песня.
Филиппенко А. Цыплята.
3 класс
(Второй год обучения)
В течение года необходимо освоить с учеником 8-10 различных по форме и
характеру произведений, в том числе 1-2 этюда, 2-3 разнохарактерные пьесы, 1
произведение полифонического стиля (или с элементами полифонии), 2-3 ансамбля,
закрепляя при этом ранее приобретенные навыки.
Продолжать развитие навыков чтения с листа и подбора по слуху.
Познакомить ученика с полифоническим произведением (или произведением с
элементами полифонии) изучая особенности голосоведения и стиля.
Продолжить работу над гаммами: Мажорные гаммы до 2-х знаков с
симметричной аппликатурой играть в две октавы двумя руками, в прямом и
расходящимся движениях. Аккорды и арпеджио с обращениями на две октавы
отдельными руками. Хроматическая гамма. Знакомство со строением минорной
гаммы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть:
Срок
Форма отчета
Вид аттестации
Требования
Декабрь
Контрольный урок
Промежуточная
2 разнохарактерных
произведения
март
Контрольный урок
Промежуточная
Этюд
Май
Зачет
Промежуточная
Пьеса
Примерные репертуарные списки
Пьесы
Балакирев А. Хоровод.
Берлин П. Марширующие поросята.
Бетховен Л. Немецкий танец.
Волков В. Незабудка. Часы моей бабушки.
Геворкян Ю. Обидели.
Гедике А. Танец.
Гречанинов А. Мазурка. Колыбельная.
Дварионас Б. Прелюдия.
Жан Ф. Менуэт Соль мажор.
Коновалов А. Сб. «Мозаика», популярные мелодии для начинающих пианистов 2003
г. Калинка. Мячики. (по Л. Шитте, ор.168 № 20). Полька-стаккато на тему песни из
к/ф «Золушка». В траве сидел кузнечик. Русс.нар. песня « ПоДону гуляет».
Кореневская И. Дождик. Танец.
Кузнецов В. За окном дождь.
Лессер В. Выходной день.
Львов-Компанеец Мамин вальс.
Любарский Н. Песня. Украинская народная песня. Плясовая.
Майкапар С. Мотылек. Вальс.
Металлиди Ж. Воробьишкам холодно.
Назарова Т. Летний дождик.
Остен Т. Кукушка выздоровела. Вальс кукушки. Охотничий горн.
Питерсон О. Джаз для юных музыкантов тет. №1: упражнения №№8-14.
Менуэты №№3-14
Зимний блюз.
Поплянова Е. Подарили рыбке зонтик. Небесные слезы. Воробьиный вальс. Как
рассыпался горох. Старая, старая сказка.
Сигмейстер Э. Поезд идет. Ну-ка встряхнись!. Американская скрипичная мелодия.
Степаненко М. Обидели.
Тобис Б. Негритенок грустит.
Торопова Н. Прогулка. Цветок и бабочки.
Хачатурян А. Скакалка.
Хромушин О. Сб. « Десять пьес для начинающих джазменов»: Из школы - домой.
Две скучающие лягушки. Кукольный вальс. Зануда. Танец близнецов.
Хуторянский И. Кукольный вальс.
Щтейбельт Д. Адажио.
Щуровский Ю. Серенькая кукушечка.
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды №№ 19, 23.
Гедике А. соч. 36, №№ 13, 14, 22.
Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих»: №№ 7, 11, 13.
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих №№ 11-25.
Жилинский А. Этюды №28,29.
Лемуан А. соч. 37 Этюды №№ 6, 7, 10,17,24,27.
Лешгорн А. соч. 65 Этюды №№ 3, 4, 6, 7,13,14,22,26.
Селении И. На детской площадке.
Сорокин К. Этюд ля минор.
Черни К. Избранные этюды под редакцией Г. Гермер ч.1 №№ 1-11,13-16,18,24.
Соч. 139 Этюды №№ 7,11, 25,29,30.
Шитте Л. соч. 160 «25 легких этюдов» №№ 23-25.
Соч. 108 «25 маленьких этюдов» №№ 10, 11, 16,19,21,23-25.
Ансамбли
Баркаускас В. Два петушка. Маленькие гномики.
Бетховен Л. Немецкие танцы.
Весняк Ю. Мелодия.
Гречанинов А. На зеленом лугу. Дуня тонкопряха. Русская народная песня.
Живцов А. Бульба.
Коновалов А. Давай отдохнем.
Крылатов Е. Колыбельная медведицы.
Ромберг Э. Тихо, как при восходе солнца.
Шеринг Дж. Колыбельная.
4 класс
(Третий год обучения)
В течение учебного года необходимо освоить с учеником 8-10 различных по
форме и характеру произведений: 1-2 этюда, 2-3 разнохарактерные пьесы, 1-2
ансамбля, 1 полифоническое произведение, а также знакомство с новой
музыкальной формой – крупная форма (1 несложные вариации или легкая сонатина).
Мажорные бемольные и диезные гаммы до 2-3 знаков в 2-4 октавы двумя руками,
в прямом и расходящимся движениях. Аккорды и арпеджио двумя руками в две
октавы. Минорные гаммы до 2 знаков (3 вида) – двумя руками в прямом и
расходящимся движениях (по возможности) в две октавы.
Знакомство с педалью.
Регулярно заниматься чтением с листа, постепенно усложняя материал.
В течение учебного года учащийся должен сыграть:
Срок
Форма отчета
Вид аттестации
Требования
Октябрь
Контрольный урок
Промежуточная
Гамма
(любая)
Декабрь
Контрольный урок
Промежуточная
2 разнохарактерных
произведения
Март
Контрольный урок
Промежуточная
Этюд
Май
Зачет
Промежуточная
Пьеса
Примерные репертуарные списки
Полифонические произведения
Гайдн Й. Менуэт Фа мажор. Менуэт Ре мажор.
Люлли Ж.Б. Менуэт ре минор.
Моцарт Л. Менуэт До мажор.
Перселл Г. Менуэт Соль мажор.
Рамо Ж. Ф. Ригодон.
Тишер Дж. Менуэт ми минор.
Тюрк Д. Грустное настроение.
Щуровский Ю. Поле. Канон.
Произведения крупной формы
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли в огороде».
Сонатина до минор.
Литкова Н. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка».
Лукомский Л. Русская песня с вариацией фа минор.
Тюрк Д. Г. Маленькое рондо.
Салютринская Т. Сонатина Ре мажор.
Штейбельт Д. Сонатина До мажор.
Пьесы
Вайнштейн А. Сицилиана.
Виноградов Ю. Танец медвежат.
Весняк Ю. Воробышек.
Берлин Б. Обезьянки на дереве.
Гольденвейзер А. Зимушка.
Градески Э. По дороге домой из школы.
Гречанинов А. соч. 123 Грустная песенка. Танцуя.
Дьяченко Д. Солнечный зайчик.
Жилинский А. Веселые ребята.
Кабалевский Д. Ночью на реке. Клоуны.
Канэда Б. Спокойная ночь осенью. Давным-давно.
Косенко В. Скерцино.
Майкапар С. Соч. 28 Весною. Сказочка. Полька. Мимолетное видение.
Моцарт Л. Лендлер.
Питерсон О. Зимний блюз.
Роули А. В стране гномов.
Салютринская Т. Поезд идет. Буги-вуги.
Сейшас К. Токката.
Слонов Ю. Листок из альбома.
Тобис Б. Негритенок улыбается.
Хачатурян А. Вечерняя сказка.
Ходош В. Шествие.
Хромушин О. Веселый пони. Знаки препинания.
Шварц Л. Сказочка.
Штогаренко А. Мотылек.
Щуровский Ю. Шарманка. Две синички.
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды №№ 20-22, 24-32, 37.
Гедике А. соч. 6 Этюд №5. соч. 36 Этюд №26
Соч. 32 Этюды №№ 23, 29.
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих №№ 26, 30.
Лак Т. соч. 176 Этюды №№1, 2-6.
Лекуппэ Ф. соч. 24 Этюды №№10, 12.
Лешгорн А. соч. 65 Этюды №№8, 21.
Майкапар С. Соч. 33 У моря ночью.
Николаев А. Этюд До мажор.
Стоянов А. Этюд До мажор.
Черни К. Этюды под редакцией Г. Гермера ч. 1 №№1-11, 13-16.
Шитте Л. соч. 108 «25 маленьких этюдов» №№10, 11, 16, 19, 21, 23-25.
Ансамбли
Барсукова С. (перел.) Романс.
Вахина С. (перел.) Бубенчики.
Вебер К.М. Вальс из оперы «Волшебный стрелок».
Зив М. Весенние лужицы.
Коновалов А. Буги-вуги.
Симонова В. Подруги. Хорошее настроение.
Соловьев-Седой В. (перел.Балаева Г.) Подмосковные вечера.
Струве В. Веселый перепляс.
5 класс
(Четвертый год обучения)
В течение года ученик должен освоить 8-10 произведений, различных по форме и
характеру, в том числе 1 полифоническое произведение, несложную крупную форму,
1-2 этюда, 1-2 ансамбля, 2-3 разнохарактерные пьесы.
Гаммы мажорные и минорные до 3-4 знаков постепенно усложняя все виды .
Продолжать работу по чтению с листа, усложняя материал.
В течение учебного года учащийся должен сыграть:
Срок
Форма отчета
Вид аттестации
Требования
Октябрь
Контрольный урок
Промежуточная
Гамма
(любая)
Декабрь
Контрольный урок
Промежуточная
Пьеса
Март
Контрольный урок
Промежуточная
Этюд
Май
Зачет
Промежуточная
Пьеса
Примерные репертуарные списки
Полифонические произведения
.
Александров А. Кума.
Бах И.С. №3 Менуэт доминор. №6 Соль мажор. Менуэт соль минор.
Полонез.Маленькая прелюдия соль минор.
Бах Ф.Э. Менуэт фа минор.
Лядов А. Подблюдная.
Майкапар С. Прелюдия и фугетта Ми мажор. Менуэт Фа мажор.
Моцарт Л. Ария.
Перселл Г. Менуэт Соль мажор. Ария Соль мажор.
Смирнова Т. Тихая беседа.
Циполи Д. Фугетта ми минор.Фугетта ля минор.
Щуровский Ю. Инвенция Соль мажор
Произведения крупной формы
Беркович И. Вариации. Сонатина Соль мажор 1 ч.
Глиэр Р. соч. 43 Рондо.
Диабелли А. соч. 151 Сонатина Соль мажор.
Дюссек Я. Соч. 20 Сонатина Домажор 1 ч.
Жилинский А. Сонатина соль минор.
Кабалевский Д. Легкие вариации на тему словацкой народной песни.
Кулау Ф. соч. 42 Вариации Соль мажор.
Соч. 20 № 1 сонатина До мажор.
Мелартин Э. соч. 80 №2 Сонатина соль минор.
Чимароза Д. Сонатина № 9 ре минор. Соната Соль мажор. Соната соль минор.
Щуровский Ю. Тема с вариациями.
Пьесы
Агафонников А. Догони-ка.
Беркович И. Мазурка.
Бетховен Л. Тирольская песня.
Вила -Лобос Э. «Храни вас море!» (песня невест).
Верстовский А. Вальс.
Гедике А. Миниатюра ре минор. Узоры.
Соч. 6 «20 маленьких пьес» №№ 15, 16.
Голубев Е. Игра в мяч.
Градески Э. Мороженное (рэг). Счастливые буги.
Гречанинов А. Восточный напев.
Зиринг В соч. 8 В лесу. Сказочка.
Коровицын В. Падают листья.
Косенко В. Мазурка до минор.
Лессер В. Выходной день.
Майкапар С. Колыбельная. Соч. 33 Ночью у моря. Тарантелла.
Моцарт В. А. Контрданс №6.
Пуленк Ф. Полька. Тирольский вальс. Стаккато.
Ребиков В. Соч. 8 №1 Грустная песня.
Франк С. Жалоба куклы.
Ходош В. Осень. Сад Черномора. Золотой петушок.
Хренников Т. Скерцо.
Шамо И. Скерцо.
Этюды
Беренс Г. соч. 61 Этюды №№ 21, 23.
Жилинский А. Гаммообразный этюд.
Зехтинг Е. Этюд ля минор.
Кабалевский Д. соч. 60 №4 Рондо-токката.
Лак Т. соч.172 Этюды №№ 23, 24.
Лекуппэ Ф. соч. 24 Этюды №№ 10, 12, 16.
Лемуан А. соч. 37 Этюды №№ 20, 23.
Лешгорн А. соч. 65 Этюды №№ 8, 21, 36, 37.
Черни К. Этюды под ред. Г. Гермера ч. 1 №№ 17, 25, 30.; ч. 2 №№ 1, 4.
Щитте Л. соч. 68 Этюды №№ 3, 9.
Ансамбли
Боккерини Л. Менуэт.
Белорусский танец «Полька-янка».
Дунаевский И. Колыбельная.
Дюбюк А. Полька-блины.
Калуца Г. Танцуй рок-н-ролл, Рико.
Ромберг Э. Тихо, как при восходе солнца.
Хренников Т. Колыбельная Светланы.
Шеринг Дж. Колыбельная.
6 класс
(Пятый год обучения)
В течение учебного года ученик должен освоить 8-9 произведений: 1
полифоническое произведение, 1 вариацию или несложную крупную форму, 1-2
этюда, 2-3 пьесы, 1-2 ансамбля.
Мажорные гаммы играть до 4-5 знаков добиваясь более высокого технического
уровня, знакомясь с новыми видами (игра в терцию, в дециму, длинное арпеджио и
др.), а минорные гаммы от белых клавиш (3 вида).
Продолжать заниматься чтением с листа постепенно усложняя материал и уметь
проанализировать свою работу.
В течение учебного года учащийся должен сыграть:
Срок
Форма отчета
Вид аттестации
Требования
Октябрь
Контрольный урок
Промежуточная
Гамма
(любая)
Декабрь
Контрольный урок
Промежуточная
Пьеса
Март
Контрольный урок
Промежуточная
Этюд
Май
Зачет
Промежуточная
Пьеса
Полифонические произведения
Арман Е. Фугеттадо минор.
Бах И.С. Менуэт фа минор. Менуэт из франц. сюиты до минор.
Маленькие прелюдии: №5 ре минор, № 7 ми минор, № 12 ля минор.
Гайдн И. Менуэт Фа мажор.
Гендель Г. Шалость. Прелюдия. Куранта Фа мажор.
Корелли А. Сарабанда ми минор.
Лейе Ж.Б. Куранта из сюиты № 3 до минор. Ария.
Маттесон И. Сюита. Фантазия. Ария.
Моцарт Л. Ария.
Павлюченко С. Фугеттадо минор. Инвенция фа минор.
Рамо Ф. Менуэт соль минор.
Циполи Д. Сюита соль минор: Сарабанда. Фугетта № 7 соль минор. Фугетта ре
минор.
Щуровский Ю. Инвенция Ля мажор.
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор 1 ч.
Диабелли А. соч. 151 № 1 Сонатина Соль мажор 0 III ч.
Дюссек Я. Соч. 20. Сонатина До мажор 1 ч.
Клементи М. соч. 36, № 2 Сонатина Соль мажор 1 ч. Сонатина № 4 Фа мажор.
Кулау Ф. Вариации Соль мажор.Соч. 55 № 3 Сонатина До мажор 2 ч.
Майкапар С. Соч. 8, Вариации на русскую тему.
Медынь Я. Сонатина № 3 До мажор.
Скарлатти Д. Соната № 38 ля минор.
Чимароза Д. Соната Соль мажор. Соната № 5 ля минор.
Щуровский Ю. Тема с вариациями.
Пьесы
Аракишвили Д. Грузинская лезгинка.
Бах В.Ф. Ригодон.
Бах Э.Ф. Сольфеджио Ля мажор.
Ботяров Е. Музыкальная шкатулка.
Гедике А. соч. 6 Маленькая пьеса. Миниатюра ре минор.
Гречанинов А. Нянюшкина сказка. Жалоба. Вальс.
Кабалевский Д. Токкатина. Соч. 27 № 20 Сказка.
Караманов А. Лесная картинка.
КирнбергерИ.Ф. Шалун. Полонез соль минор.
Коровицын В. Погоня.
Майкапар С. Тарантелла. Свирель.
Мелартин Э. Утро.
Монюшко С. Багатель.
Ревуцкий Л. Веснянка.
Хачатурян А. Андантино.
Ходош В. Сад Черномора. Осень. Дождик. Восточные куклы.
Хренников Т. Скерцо.
Шитте Л. Танец гномов.
Шмитц М. Скачки по прерии.
Шуберт Два экосеза.
Шуман Р. Смелый наездник.
Щуровский Ю. Утро. Падает снежок. Мазурка.
Эшпай А. Казахская песня.
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды №№ 34, 35, 37.
Беренс Г. Этюды №№ 21, 23.
Билль А. соч. 66 Этюд № 5.
Гедике А. соч. 47 Этюды №№ 8, 20, 26.
Дворжак А. Этюды.
Лак Т. Этюд соч. 172 № 23, 24.
Лекуппэ Ф. Этюд соч. 20 Этюд № 12.
Лемуан А. соч. 37 Этюды №№ 35, 49.
Черни К. Этюды под ред. Гермера ч. 1 №№ 42, 43, 46, 48. ч. 2 №№ 1, 4, 5
Шитте Л. Этюды ор. 68 №2 Этюд № 3, 9,10.
Ансамбли
Глинка М. Песня Ильиничны.
Дога Е. Вальс.
Литовко Ю. Марш сеньора-помидора.
Киянов Е. Веселая полька.
Сапаров В. Веселая игра.
Смирнова Н. Полька и танго.
Спадавеккиа А. Добрый жук.
Рыжикова И. Вариации на тему русской народной песни «Ах, вы, сени мои, сени».
7 класс
(Шестой год обучения)
В течение учебного года ученик должен освоить 8-9 произведений: 1
полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 1-2 этюда, 2-3
пьесы, 1-2 ансамбля.
Продолжать работу над гаммами: Мажорные гаммы до 5 знаков, минорные от белых
клавиш, добиваясь более высокого технического уровня во всех видах.
Закреплять ранее приобретенные навыки по чтению с листа, игры в ансамбле с
постепенным усложнением.
В течение учебного года учащийся должен сыграть:
Срок
Форма отчета
Вид аттестации
Требования
Октябрь
Контрольный урок
Промежуточная
Гамма
(любая)
Декабрь
Контрольный урок
Промежуточная
Пьеса
Март
Контрольный урок
Промежуточная
Этюд
Май
Зачет
Промежуточная
Пьеса
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги: №5 ре минор, №7 ми минор, №12 ля минор.
Аллеманда соль минор. Ария соль минор. Гавот в форме рондо соль
минор.Французская сюита №2 доминор (Ария, Менуэт).
Бах Ф.Э. Полонез соль минор.
Гендель Г. Куранта Фа мажор. Аллеманда из сюиты соль минор.
Глинка М. Двухголосная фуга ля минор.
Кларк И. Жига.
Кребс И. Токката Соль мажор.
Лейе Ж.Б. Куранта.
Маттесон И. Сюита. Фантазия. Ария. Менуэт.
Пахельбель И. Куранта ми минор. Чакона фа минор.
Перселл Г. Сюита №3 Соль мажор: Прелюдия. Менуэт. Ария.
Рамо Ж. Менуэт соль минор.
Циполи Д. Фугетты: №1 ре минор; №2 ре минор; №3 ми минор.
Щуровский Ю. Инвенция Ля мажор.
Произведения крупной формы
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни ля минор.
Гайдн Й. Сонатина Соль мажор. Сонатина Ре мажор.
Клементи М. соч. 36, № 2 Сонатина Соль мажор 1 ч. Сонатина № 4 Фа мажор.
Кулау Ф. Вариации Соль мажор. Соч. 21 № 2 Сонатина Соль мажор.
Соч. 35 №3 Сонатина До мажор.
Скултэ А. Сонатина До мажор.
Чимароза Д. Соната Соль мажор.
Щуровский Ю. Тема с вариациями.
Пьесы
Бах В.Ф. Ригодон.
Бах Э.Ф. Сольфеджио.
Валера Ф. Песня пальмы.
Гедике А. Пьеса.
Гиллок В. Тарантелла. Жонглер.
Глинка М. Мазурка до минор.
Гредески Э. По дороге домой из школы. Маленький поезд.
Дадингс Х. Сицилиана.
Дебюсси К. Маленький негритенок.
Жербин М. Украинский танец.
Майкапар С. Токкатина.
Морис П. Песнь островов.
Раков Полька.
Рыбицкий Ф. Фокстрот. Танго.
Франк С. Пьеса до минор.
Чайковский П.И. соч. 39 Утреннее размышление. Сладкая греза.
Шимановский К. Краковяк.
Шуман Р. Отзвуки театра.
Этюды
Беренс Г. соч. 88 Этюды №№ 3, 7.Соч. 61 Этюды №№ 9, 10.
Билль А. соч. 66 Этюд № 5.
Гедике А. Этюд № 10 соч. 47
Караев К. Волчок.
Киркор Г. соч.15 Этюд №5
Лак Г. Этюды.
Майкапар С. Соч. 8 Токкатина. Соч. 31 №6 Стаккато-прелюдия.
Равина Г. соч. 50 Этюд №7
Черни К. Этюды под ред. Г. Гермера ч.2 №№ 5, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 27.
Шмидт Этюд ля минор.
Шитте Л. соч. 68 Этюд № 11
Щедрин Р. Этюд до минор.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Общее фортепиано» и включает следующие знания, умения,
навыки:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей
фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- знания музыкальной терминологии;
- умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности
на фортепиано;
- умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного
музыкального произведения;
- умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
- навыки публичных выступлений на концертах, открытых уроках и т.п.;
- навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
- навыки (первоначальные) игры в фортепианном инструментальном ансамбле;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Общее фортепиано» включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестации обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет
преподаватель,отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в
освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. На основании результатов
текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или
открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится
за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет
аудиторного времени. Форма ее проведения – контрольный урок, зачет с
приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является
методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить
аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы
развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика
за данный период времени, определяет степень успешности развития обучающегося
на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть
засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости
выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, дневник обучающегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая
участие в концертах, конкурсах-фестивалях. При выведении переводной или
итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете, контрольном уроке;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
2. Критерии оценок
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете
выставляется
оценка
по
пятибалльной шкале.
В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с учетом
целесообразности, оценка качества исполнения может быть дополненасистемой «+»
и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Таблица 2
Оценка
Критерии оценивания выступления
5(«отличн
о»)
предусматривает исполнение программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста,
владение необходимыми техническими
приемами,
штрихами;
х о р о ш е е
звукоизвлечение, понимание стиля
исполняемого произведения; использование
художественно оправданных технических
приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий
авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа соответствует году обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
технических недочетов, небольшое
несоответствие темпа, неполное донесение
образа исполняемого произведения
3
(«удовлетворительн
о»)
программа не соответствует году
обучения, при исполнении обнаружено
плохое знание нотного текста,
технические ошибки, характер
произведения не выявлен
«зачет»
( б е з
отметки)
отражает достаточный уровень подготовки
и исполнения на данном этапе обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано
является урок, проводимый в виде индивидуального занятия педагога с учеником.
Необходимо учитывать специфические особенности занятий
фортепиано на
народном отделении: во-первых, занятия проводятся один раз в неделю, а во-вторых
у детей нет дома инструмента. Очень редко встречаются обучающиеся, имеющие
дома
инструмент
(чаще
это
синтезатор).
Преимущество
таких
учеников
–
возможность домашней работы. Занимаясь с такими детьми, можно уделить больше
времени навыкам звукоизвлечения, проходя пьесы фортепианного репертуара. С
теми же, кто не имеет дома фортепиано, занятия ограничиваются только классной
работой, поэтому важно на каждом уроке ставить перед учеником четкую задачу и в
течение урока стараться ее разрешить.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, наглядности в освоении материала. Весь
процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается
на индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические,
музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о
композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на
инструменте для ученика музыкальные произведения.
На начальных этапах освоения музыкальных произведений педагог обязан
объяснить необходимость целесообразной удобной аппликатуры и проставить ее
совместно с учеником, чтобы впоследствии он мог проделывать это самостоятельно.
Параллельно с освоением музыкальной грамоты знакомить ученика с терминами,
поясняя их значение при исполнении.
В процессе обучения необходимо добиваться гармоничного развития
художественных и технических навыков. Основным условием успешности работы
над упражнениями и гаммами является четкое осознание их назначения для
преодоления определенных технических трудностей. Необходимо развивать в
ученике сознательное отношение к освоению различных технических приемов,
помогающих раскрыть наиболее полно художественный замысел произведения.
Систематическая работа над гаммами и упражнениями – важный компонент
формирования игровой техники.
Особое место в процессе формирования исполнительских навыков занимают
этюды. Работа над этюдами имеет свои особенности, поскольку важную роль в них
играет многократно варьируемое и повторяемое схематизированное изложение
характерных игровых приемов, нацеленное на автоматизацию исполнительских
навыков.
Большое значение для обучающихся имеет освоение навыков ансамблевой игры,
поэтому особое внимание в работе следует уделять фортепианному ансамблю.
Предмет «Общее фортепиано» предусматривает систематическую работу по
чтению нот с листа. Нотный материал для чтения с листа должен быть тщательно
продуман преподавателем, должен быть доступным, иметь познавательное и
воспитательное значение; его следует постепенно усложнять, повышать требования
к качеству исполнения, добиваться грамотного исполнения нотного текста.
Серьезное внимание следует уделять изучению полифонических произведений,
умению слышать горизонтальные линии голосов и их сочетание; развитию
полифонического мышления.
При работе над произведениями крупной формы необходимо развивать умение
мыслить большими музыкальными построениями.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того,
насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор
репертуара.
При подборе репертуара следует учитывать специфику преподавания фортепиано
на народном отделении: сложность музыкальных произведений должна
соответствовать уровню общемузыкального развития обучаемого, произведения
должны быть технически доступны.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Программа предмета «Общее фортепиано» предусматривает самостоятельную
работу обучающегося при наличии дома фортепиано или синтезатора. Домашняя
работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога,
контролироваться на каждом уроке.
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при
наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть
осознанными и результативными.
На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех лет
обучения.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической
целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ общего образования.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они
должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при
повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не
продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию
учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как
распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать
очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях,
посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение
работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством
педагога.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы:
пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот, игра отдельно каждой рукой,
игра упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
Работа над произведениями должна заключаться не в многократном
проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных
педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике.
Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться
педагогом регулярно.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
-
участие
обучающихся
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности школы искусств и др.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом начинающего пианиста: Калинка. Сост. А. Бакулов., К. Сорокин. –
М.,1984 г.
Альбом популярной музыки. Переложение Л. Карпенко. Вып.1,2,3. – Киев., 2006 г.
Артоболевская
А.
Д.
«Первая
встреча
с
музыкой»
Москва
«Советский
композитор»1988 г. «Хрестоматия маленького пианиста» ч.II – М.,1991 г.
Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь у музыке» Ленинград «Советский композитор»
1989г.
Барсукова С.А.
Азбука игры на фортепиано: для учащихся подготовительного и
первого класса ДШИ: Учебно-методическое пособие.Ростов на Дону «Феникс»,2007
«Музыкальная
гимнастика»
-
сборник
пьес
для
фортепиано.
Для
учащихся
подготовительного и первого класса ДМШ Ростов на Дону «Феникс», 2010 г.
Барсукова С.А. Сборник пьес для фортепиано. 1-2 класс.
Вып. 2. Учебно- методическое пособие. Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2002 г.
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Редакция И. Кувшинникова. – М., 1981 г.
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Ред. Л.И. Ройзмана., - Киев, 1982 г.
Беренс Г. 50 маленьких фортепианных пьес для начинающих соч. 70. Киев 1956г.
Этюды для фортепиано. Ор. 61. Краков 1958 г.
Билаш
А.
«Татьянин
день».
Фортепианные
пьесы
детей.Киев
«Музична
Украина»,2002 г.
Борухзон Л.«Азбука музыкальной фантазии» - учебное пособие для детей младшего
и среднего школьного возраста по развитию творческихнавыков. – С.-П., 1997 г.
Брянская
Ф.
«Фортепианная
школа»
для
маленьких
музыкантов
т.
1,2,3.
Для
маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и
загадками. Москва «Классика – XXI» 2008 г.
Весняк Ю.«Благодарение» - пьесы для фортепиано. Ростов на Дону «Феникс» 2003г
Галынин Г. В зоопарке. – М., 1983 г.
Гедике А. 60 легких фортепианных пьес для начинающих, соч. 36. Тетр.I, №1-
30.Государственное муз.изд. Москва – Ленинград, 1951 г.
Герман Т. Л. «Первые нотки» Ростов на Дону «Феникс» 2001г.
Геталова О. «В музыку с радостью» - для детей 4-6 лет. – С.-Пб,2009 г.
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.
Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
Гречанинов А. «Детский альбом», «Бусинки». – М., 1988 г.
Двоскин А. Альбом для детей и юношества. – М., 1979 г.
Дмитриев Г. Сб. «Камешки из мозаики». – М., 1981 г.
Жербин М. «Юным музыкантам» - альбом пьес для фортепиано. Киев, 1968 г.
Жученко Д. Детский альбом для фортепиано. – С.-П., 2007 г.
«Здравствуй малыш».Вып. I. Сост. О. Бахмацкая. – М., 1985 г.
Зебряк
Т.
«Пословица
–
всем
делам
помощница»
-
300
маленьких
фортепианныхпьес для чтения с листа. – Москва «Кифара», 1998 г.
Игнатьев
В.
«Я
музыкантом
стать
хочу».
Альбом
начинающего
пианиста.
Ленинград «Советский композитор» 1986 г.
Казелла А. 11 детских пьес. IV-VIкл. Классика – XXI 2003 г.
Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс – М.:
Классика XXI, 2006 г.
Карпенко Л. Этюды для фортепиано. Киев,2004 г.
Клементи М. Сонатины для фортепиано. Ор. 36,37,38. – М., 1989 г.
Коновалов
А.
А.
«Донотыши»
лёгкие
пьесы,
ансамбли
и
обработки
народных
мелодий для самых маленьких.г. Курган – 1999 г.
Кончаловская Н. «Нотная азбука» Киев «Музична Украина» 1984г.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. –
Москва.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001 г.
Королькова И. С. «Крохе-музыканту»- нотная азбука для самых
маленьких, выпуски I и II. Ростов на Дону Феникс 2009 год.
Королькова И.С. «Я буду пианистом», ч.1,2. Ростов на Дону «Феникс» 2009г.
Косенко В.24 детских пьесы. Киев, 1985 г.
Лемуан А. Детские этюды. Соч. 37. Москва «Кифара», 2005 г.
Лешгорн К. Этюды для фортепиано.соч. 65,66. – М., 2005 г.
«Любимое фортепиано». Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2011 г.
Сборник пьес для учащихся 5-7 классов ДМШ.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2011 г.
Майкапар С. Маленькие новеллетты. III-VIкл. Ред. В. Натансон. – М., 1962 г.
«Маленький музыкант» - фортепианный альбом. Сост. А. Шух.
Москва, ООО «Изд. М18 АСТ»; Донецк «Сталкер», 2004 г.
«Маленький пианист». Сост. М. Соколов. – М., 1986 г.
Металлиди Ж. «Самый лучший день» - пьесы для фортепиано в 2 и 4 руки.
Ч.1,2.С.-П., Композитор, 2002 г.
«Музыкальный сюрприз» - пьесы и ансамбли для начинающих
пианистов. – С.-П., Композитор 2002 г.
Музыкальная коллекция: сборник пьес для фортепиано для уч-ся 4-5 кл.ДМШ.
Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов на Дону «Феникс» 2008 г.
Музыкальная коллекция: сборник пьес для фортепиано для уч-ся 5-7 кл.ДМШ.
Сост. Барсукова С.А. Ростов на Дону «Феникс» 2010 г.
Мясковский Н. Детские пьесы для фортепиано. – М., 1969 г.
«На рояле вокруг света» - фортепианная музыка XX века. I-VIIкл.
Сост. С. Чернышков. Москва, Классика – XXI 2003 г.
Начинающему пианисту: Пьесы современных композиторов. Вып.- III.
Сост. Э. Бабасян. – М., 1983 г.
Нестерова С. Смешные этюды для маленьких пианистов. – С.-П.,2008 г.
Николаев А.«Школа игры на фортепиано». - Москва «Музыка» 1970г.
Николаев Т. «Рисуем животных». – М., 1974 г.
Новая школа игры на фортепиано. Сост.Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов на
Дону «Феникс» 2009г.
Парфенов И. Детский альбом для фортепиано. г.Курган, 1988 г.
Педагогический
репертуар
ДМШ Iкл.
сост.
Н.
Любомудрова,
К.
Сорокин,
А.
Гуманян. – М., 1981 г.
Педагогический репертуар: Этюды Вып. V. Сост. А.П.Батагова. – М., 1975г.
«Пианист-фантазер» - ч.1,2. Сост. Э. Тургенева, А. Малюков. – М., 1978-1988 гг.
Поплянова
Е.
«Наиграл
сверчок».
Пьесы
для
чтения
с
листа
и
домашнего
музицирования в 2-х частях.г. Челябинск, 2009 г.
«На мосту Авиньона» - музыка народов Европы для
фортепиано.г.Челябинск, 2005 г.
Пьесы для игры на фортепиано в четыре руки: Джазовые мотивы. Переложение
Л.В. Пилипенко. Москва: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 г.
Пьесы русских композиторов XVII-XIX вв. III-VIкл.
Сост. В.М. Григоренко. – М., 2002 г.
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано 1-2 классы ДШИ. Вып.
I-II. Учебно-методическое пособие. Сост. С.А.Барсукова.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2005 г.
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано 3-4 классы ДШИ. Вып.
I-II. Учебно-методическое пособие. Сост. С.А.Барсукова.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 г.
Репертуарная серия: Полифонические произведения, старинные танцы.
Тетр.1, IIIкл. Сост. С.И. Голованова. – М., 1995 г.
Рябов И. Гаммы, трезвучия, арпеджио для фортепиано. – Киев., 1977 г.
Сборник пьес для фортепиано.Вып. I-II. V-VIкл. Сост. С.А.Барсукова
Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
Сборник пьес для фортепиано «Веселые нотки». 3-4 кл. Вып. I-II.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 г.
Сборник фортепианных пьес,этюдов и ансамблей.
Сост. С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. – Л.,1982 г.
Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей. II-VIкл. – М., 1962 г.
Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент. I-IVкл.
Смирнова Т.И. «Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «Allegro»,
нотные тетради № 1-14. - Москва 2008г.
Советская фортепианная классика для детей. Изд.2-е, I-IIкл.
Сост. С. Ляховицкая. – Л., 1977 г.
Сост. Минеева Н.А. «До, ре, ми, фа, соль, ля, си»: книжка – раскраска для
маленьких пианистов.Челябинск: ЧИМ им. П.И. Чайковского, 2006 г.
Соколова Н. С. «Ребёнок за роялем». Москва «Музыка» 1986г.
«Старинная клавирная музыка». Сост. О.А. Радвилович. – С.-П.,1999 г.
Торопова Н. «Музыкальные зарисовки» Ростов на Дону «Феникс» 2008г.
Туркина Е.
«Котенок на клавишах» фортепиано для самых маленьких ч. I, ч.II.
Санкт-Петербург, 1998-1999 г.
Фортепиано: Учебное пособие. 1 кл. ДМШ. Сост. Б.Милич. – Киев.,1978 г. ч.1,2.
Фортепиано: Учебное пособие. 2 кл. ДМШ. Сост. Б.Милич. – Киев.,1978 г. ч.1,2.
Фортепиано: Учебное пособие. 3 кл. ДМШ. Сост. Б.Милич. – Киев.,1983 г. ч.1,2.
Фортепиано: Учебное пособие. 4 кл. ДМШ. Сост. Б.Милич. – Киев.,1972 г. ч.1,2.
Фортепиано: Учебное пособие. 5 кл. ДМШ. Сост. Б.Милич. – Киев.,1979 г. ч.1,2.
Фортепианная игра. 1-2 кл. Сост. Н. Николаев, В.Натансон, В. Малинников ч.1,2.
Москва 1984 г.
Фортепианная
музыка
для
детей
и
юношества.
Пьесы
современных
композиторов. Вып. III. Сост. В.Столов. – М.,1983 г.
Хевелев А. Детский альбом. Пьесы для фортепиано. Ростов на Дону «Феникс»
2008г.
Хрестоматия 1 класс ДМШ « 125 новых пьес для фортепиано»
Ростов на Дону «Феникс» 2007г.
Хрестоматия педагогического репертуара: Пьесы. Полифонические произведения
1-4 кл. Сост. Изд. «Музыка», 1994 г.
Хрестоматия педагогического репертуара: Юному музыканту-пианисту. 2-6 кл.
Ростов на Дону «Феникс» 2007-2008 гг.
Циполи Д. Избранные произведения. Вып.- I. Сост. Е.Гудова, С. Чернышкова. 3-5
кл. Классика XXI – 2002 г.
Черни К. Избранные этюды для фортепиано. Ред. Г.Гермер. – М., 1997 г.
Черни К.Этюды и пьесы для начинающих. Ростов на Дону «Феникс» 1998г.
Шмитц М. «Мини джаз» - 13 легких пьес для фортепиано в 6рук.
Классика XXI – 2002 г.
Шостакович Д. Нетрудные пьесы. – М., 1988 г.
Шуберт Ф. Избранные пьесы для фортепиано. – М., 1972 г.
Шукайло Л. «Мои игрушки» - фортепианный сборник. Киев.
Шуман Р.Альбом для юношества. – М., 1979 г.
Шушарина С.В. «Музыкальный алфавит». Изд. центр «Сибирский родник», 2007 г.
Этюды для фортепиано на разные виды техники. Сост. Р.Гиндин, М. Карафинка.
1 кл. – Киев., 1978 г.
2 кл. – Киев., 1978 г.
3 кл. – Киев., 1987 г.
Этюды «Ступени мастерства» - 2 кл. Сост. З.Б. Баранова, Н.Н. Пирунова. Изд.
«Композитор», С.-П., 2004 г.
Этюды для фортепиано: координация рук в одновременном движении. – М., 1986 г
Юдовина-Гальперина Т. «Большая музыка маленькому музыканту» - 3-4 кл.
Легкие переложения для фортепиано. – С.-П., 2004 г.
Юному музыканту-пианисту: ансамбли для фортепиано 4-5 кл.
Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004 г.
Юный пианист. Вып.- I. 1-4 кл. Сост. В.Натансон, Л. Ройзман. – М., 1983 г.
2. Список рекомендуемой методической литературы
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста
с детьми дошкольного и младшего возраста. – М., 1987 г.
Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста: Учебное пособие.М.,1991
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., – М.,1973 г.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые
годы обучения пианиста. Москва. «Классика XXI» 2003.
Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
произведением. Психологический анализ. – М., Классика XXI – 2003 г.
Гат Й. Техника фортепианной игры. Будапешт, 1967 г.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961
Домогацкая И. Е. «Первые уроки музыки» - учебное пособие для учащихся
отделений раннего эстетического развития ДШИ. Москва, «Росмэн» 2003 г.
Дроздова М. Уроки Юдиной. – М., Композитор, 2004 г.
Жак-Далькроз Э. «Ритм». Классика XXI – 2002 г.
«Как исполнять Бетховена». Классика XXI – 2003 г.
«Как исполнять Гайдна». Классика XXI – 2004 г.
« Как исполнять Моцарта». Классика XXI – 2004 г.
Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л., 1988
Коган Г. Работа пианиста. Классика XXI – 2004 г.
У врат мастерства. КлассикаXXI – 2004 г.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – Москва.:
Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001 г.
Корыхалова Н. Играем гаммы.- М., 1995 г.
Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе
специального фортепиано. Москва. «Классика XXI» 2003.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.,1982 г.
Творческая работа с авторским текстом. – М., 1988 г.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. Москва. «Музыка» 1977г., Москва. «Классика XXI» 2003г.
Мельнова Л.В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ. Москва.
1972г.
Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ.
Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям. Москва.1997г.
Милич Б.Е. Воспитание ученика пианиста в 1-2 классах ДМШ.
Киев. «Музична Украина»1977 г.
Милич Б.Е. Воспитание ученика пианиста 3-4 классах ДМШ.
Киев. «Музична Украина»1979 г.
Москаленко Л.Н. Методика организации пианистического аппарата в первые два
года обучения. Новосибирск 1999.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва. «Музыка» 1967г.
Рафелович О. «Ребенок за роялем». – М., 1963 г.
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика XXI – 2002 г.
Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений
(доинструментальный период). г.Екатеринбург 1994 г.
Светозарова Н, Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на
фортепиано. – М., 1963 г.
Смирнова Т.И. «Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие
Allegro», методическая часть. Москва 2001-2008 г.
Соколов М. Маленький пианист: Учебное пособие. – М., 1986 г.
Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. – С.-Пб «Композитор», 1999
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва «Советский композитор», 1989 г.
ТимакинЕ.М.Навыки координации в развитии пианиста.
Москва. «Советский композитор» 1987 г.
Туркина Е. «Котенок на клавишах», ч.1,2. – Л., 1998 г.
Шмитд-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.
Ленинград, «Музыка» 1979 г.; Москва. «Классика XXI» 2002 г.
Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника: методика и практика. Киев,1982г
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959 г.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.
Классика XXI – 2002 г.
Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог». С.-П.,
Союз художников, 2002 г.
Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. Классика XXI – 2002 г.
Ядова И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. С.-
Пб «Композитор», 2005 г.