Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Автор: Корниенко Анастасия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: реферат
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА

КЕРЧИ

РЕСПУБЛИКИ

КРЫМ

«ЦЕНТР

ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Реферат

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Выполнил

Педагог дополнительного образования

Корниенко Анастасия Алексеевна

Керчь 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В

ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Введение:

Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это

реальность наших дней. Современные информационные

технологии все

больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью

современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной

работе современного образования стало применение технических средств

обучения.

В

наше

время

становится

особо

актуальной

задача

научного

обоснования

создания

и

использования

технических

средств

обучения.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль

учителя

в

информационной

культуре

он

должен

стать

координатором

информационного

потока.

Следовательно,

учителю

необходимо

владеть

современными

методиками

и

новыми

образовательными

технологиями,

чтобы общаться на одном языке с ребенком. Сегодня, когда информация

становится

стратегическим

ресурсом

развития

общества,

а

знания

предметом

относительным

и

ненадежным,

так

как

быстро

устаревают

и

требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится

очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной

из

главных

задач,

стоящих

перед

педагогогом,

является

расширение

кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной

деятельности детей, развитие речи.

1.Что же такое ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы

и

алгоритмы

сбора,

хранения,

обработки,

представления

и

передачи

информации.

Информационные

технологии

-

использование

компьютера,

Интернета,

телевизора,

видео,

DVD,

CD,

мультимедиа,

аудиовизуального

оборудования,

то

есть

всего

того,

что

может

предоставить

широкие

возможности для коммуникации. Использование ИКТ - это прежде всего:

-преобразование предметно-развивающей среды;

-расширение возможности познания окружающего мира

-использование

новой

наглядно сти

(презентаций,

с л а й д - ш оу,

видеофрагментов

для

изучения

тех

тем

в

образовании,

с

которыми

дошкольники имеют определённые трудности);

-создание новых средств передачи информации для развития детей.

В своей работе педагог может использовать следующие средства ИКТ:

Компьютер (ноутбук)

Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)

Принтер, сканер

Видеомагнитофон, DVD плейер

Телевизор

Музыкальный центр(для прослушивания музыки, аудиосказок)

Фотоаппарат

Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)

Видеокамера

Электронные доски

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала

для

непосредственно

образовательной

деятельности,

материала

для

оформления

стендов,

знакомство

со

сценариями

праздников

и

других

мероприятий,

знакомство

с

периодикой,

наработками

других

педагогов

России и зарубежья,

и т.п. Средство подготовки различных материалов -

создание

презентаций

в

программе

PowerPoint,

демонстрационного

материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные

картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-

передвижек. Хранение материалов - нормативные документы, списки детей,

информация

о

родителях,

фотоальбомы,

музыка,

игротека,

видеотека,

результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и

т.п.

2. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного

процесса.

Применение

ИКТ

позволяет

сделать

совместную

деятельность

с

детьми

привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и

творческие

задачи

с

опорой

на

наглядность.

Используется

текстовый

редактор,

составляется

и

оформляются

воспитательно-образовательные,

календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и

современный

способ.

С

помощью

программы

Power

Point,

создаются

презентационные

материалы

при

подготовке

к

непосредственно-

образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики.

Использование

мультимедийных

презентаций

позволяют

сделать

непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной,

привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным

наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует

хорошей

результативности.

Презентации

в

PowerPoint

-

это

яркость,

наглядность,

доступность,

удобство

и

быстрота

в

работе.

Вместе

с

тем

интерактивное

оборудование

используется

в

работе

с

детьми,

соблюдая

требования СанПин. Физминутки и комплексы упражнений для глаз в конце

непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание

помещения до и после занятия.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать

личностно-ориентированный

и

дифференцированный

подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном

процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

использование

мультимедийных

презентаций

обеспечивает

наглядность,

которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что

очень

важно,

учитывая

наглядно-образное

мышление

детей

дошкольного

возраста;

одновременно

используется

графическая,

текстовая,

аудиовизуальная

информация;

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ

динамических процессов;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной

жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.

д.)

3. Использование ИКТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к

компьютерным

технологиям.

Музыкальная

информатика,

использующая

компьютерный

инструментарий

с

целью

освоения

необходимых

знаний,

умений

и

навыков,

широко

практикуется

в

музыкальном

образовании

западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение

по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также

решение

некоторых

учебных

задач,

связанных

с

исполнительской

и

композиторской

деятельностью.

Сюда

входят:

обучение

с

помощью

компьютера,

обучение

с

развлечением,

технология

интерактивного

мультимедиа, интернет. Компьютерные программы также используются в

обучении

игре

на

инструментах,

в

развитии

музыкального

слуха,

в

проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий,

в

аранжировке,

импровизации,

наборе

и

редактирования

нотного

текста.

Компьютерные

программы

позволяют

определять

диапазон

инструмента,

беглость

исполнителя

в

пассажах,

исполнение

штрихов

и

динамических

оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать

пьесы

с

«оркестром».

Компьютерные

программы

позволяют

проводить

музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории

музыки.

Для

многих

музыкальных

дисциплин

компьютер

представляется

ценным

источником

библиографических

и

энциклопедических

сведений.

Информационные

технологии

это

неотъемлемый

компонент

процесса

обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности ИКТ позволяют

повысить

эффективность

обучения

и

музыковедческим

дисциплинам.

Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и

объективно необходимо. На теоретических музыкальных уроках уже просто

не обойтись без презентаций. Активно используют ИКТ в своей работе и

педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы,

как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box,

Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для

обработки

музыкальных

фрагментов

(изменение

формата,

обрезка),

TimeFactory–

программа

для

изменения

тональности

и

темпа

стали

неотъемлемой частью работы вокальной студии.

4.Использование ИКТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИКТ на уроке физкультуры

невозможно,

ведь

физкультура

это,

прежде

всего

движение.

Однако,

практика

показывает,

что

и

здесь

использование

ИКТ

уместно.

Вот

некоторые примеры:

текстовые

документы

заявки,

отчёты,

положения

о

соревнованиях,

печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать

базу

данных

по

итогам

выступлений

команд

школы

на

спортивных

соревнованиях.

— использование

мультимедиа:

занятия

физической

культуры

включают

большой

объем

теоретического

материала,

на

который

выделяется

минимальное

количество

часов,

поэтому

использование

электронных

презентаций

позволяет

эффективно

решить

эту

проблему.

С

помощью

презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых

движений,

исторические

документы

и

события,

биографии

спортсменов,

освещение различных теоретических вопросов.

— использование

тестирующих

компьютерных

программ.

Тесты

могут

использоваться на любом этапе обучения.

— использование видеозаписей игр для анализа.

ИКТ

можно

с

успехом

применять

при

внеклассной

работе:

различные

презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для

популяризации спорта.

5.Использование ИКТ в работе кружков прикладного направления:

Кружок

вязания,

изостудия,

художественное

конструирование,

вышивка

бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИКТ. Это

создание

слайд-шоу,

презентаций,

видео

мастер-классов.

На

обычном

занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он

объясняет выполнение операции, в классе — практически помогает тому

ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь

ребёнку восполнить пропущенный материал.

6.Использование ИКТ в военно-патриотическом направлении:

В

кружках

военно-патриотической

направленности

педагоги

активно

используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и

тренажёры

по

вождению;

это

ПДД

в

режиме

реального

времени;

это

различного

вида

тесты;

это

просмотр

различного

вида

фильмов

по

направлениям военно-прикладного мастерства.

7.Результат использования информационно-компьютерных технологий

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

— повышение эффективности обучения (развитие интеллекта обучающихся и

навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм

учебной деятельности детей на уроке);

осуществление

индивидуального

подхода

в

обучении

(работа

самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

— расширение объема предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание

процесса и результата своей работы);

— улучшение организации занятия (дидактический материал всегда имеется

в достаточном количестве);

— повышение качества контроля знаний обучающихся и разнообразие его

формы;

— включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

— повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом,

улучшение

качества

образования,

активизация

творческого

потенциала

преподавателя и обучающегося;

включение

школьников

и

педагогов

в

современное

пространство

информационного

общества,

самореализация

и

саморазвитие

личности

ученика.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и

педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом

уровне,

повышение

эффективности

и

качества

образования.

Применение

современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого

результата.

Использование

современных

информационных

технологий

на

занятиях

делает

обучение

ярким,

запоминающимся,

интересным

для

учащегося

любого

возраста,

формирует

эмоционально

положительное

отношение к предмету. Широкое использование компьютера делает обучение

более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только педагог может

проверить

знания

ученика,

используя

систему

тестирования,

но

и

сам

ребенок может контролировать степень усвоения материала.

8.Заключение: Результат использования информационно-компьютерных

технологий

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

— повышение эффективности обучения (развитие интеллекта обучающихся и

навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм

учебной деятельности детей на уроке);

осуществление

индивидуального

подхода

в

обучении

(работа

самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

— расширение объема предъявляемой учебной информации;

— обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание

процесса и результата своей работы);

— улучшение организации занятия (дидактический материал всегда имеется

в достаточном количестве);

— повышение качества контроля знаний обучающихся и разнообразие его

формы;

— включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

— повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом,

улучшение

качества

образования,

активизация

творческого

потенциала

преподавателя и обучающегося;

включение

школьников

и

педагогов

в

современное

пространство

информационного

общества,

самореализация

и

саморазвитие

личности

ученика.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и

педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом

уровне,

повышение

эффективности

и

качества

образования.

Применение

современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого

результата.

Использование

современных

информационных

технологий

на

занятиях

делает

обучение

ярким,

запоминающимся,

интересным

для

учащегося

любого

возраста,

формирует

эмоционально

положительное

отношение к предмету. Широкое использование компьютера делает обучение

более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только педагог может

проверить

знания

ученика,

используя

систему

тестирования,

но

и

сам

ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Список литературы:

1.

Андреев,

А.А.

Современные

телекоммуникационные

системы

в

образовании / Педагогическая информатика.- 2005.- № 1. 55 - 63 с.

2.

Аллаяров

З.А.

Педагогические

условия

личностно-профессионального

развития учителя в муниципальной системе образования: дис. канд. пед.

наук. – Уфа, 2002. -172с.

3.Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере

образования // Школьные технологии – 2001 – №3 – С.154-169.

4.Беспалько

В.

П.

Образование

и

обучение

с

участием

компьютеров

(педагогика третьего тысячелетия). – М.: 2002. – 114 с.

5.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и

«против». М.: Аркти, 2006.- 96с.

6.Булин-Соколова

Е.

И.

Использование

ИКТ

в

образовании

/ /

Информационное общество – 2004. – № 3/4. – С. 110–119.

7.

Гусева С.Г. Формирование информационной культуры будущих педагогов

на основе комплексного использования информационных и образовательных

технологий

в

условиях

языкового

факультета:

дис…канд.

пед.

наук.–

Петрозаводск, 2006 – 258с.



В раздел образования