Напоминание

"Клиповое мышление - феномен современности.Особенности,плюсы и минусы".


Автор: Ивченко Светлана Михайловна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №2 им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Клиповое мышление - феномен современности.Особенности,плюсы и минусы".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности, плюсы и минусы

Преподаватель по классу фортепиано

Ивченко С.М.

г.БРЯНСК

10.04.2019 г.

Причины возникновения «КМ»

За последние полвека мир претерпел поистине

революционную трансформацию во всех

отраслях науки, техники и технологии. И

человек обязан был значительно измениться,

подстраиваясь под такой темп.

Обратите внимание, как тяжело нынешним

пенсионерам освоить современные гаджеты.

Для большинства из них «интернет»,

«планшет», «смартфон» – магические понятия,

недоступные или слишком сложные для

восприятия.

Современное молодое поколение живет в

неиссякаемом и весьма интенсивном потоке

информации, а главное – оно имеет к ней

доступ, значит, должно успевать ее

перерабатывать и использовать.

Способность человека воспринимать мир как

ряд практически не связанных событий и фактов

называется клиповым мышлением.

Дети ХХI века

«Clip» /англ./— стрижка,

быстрота/движения/,вырезка /из газеты/,

отрывок/из фильма/,нарезка.

Современные молодые люди воспринимают

новый материал как набор не связанных

между собой фактов.

Это называется «клиповое мышление» —

особенность воспринимать мир через

короткие образы и послания.

Видеоряд музыкальных клипов — это цепочка

слабо связанных по смыслу кадров.

Современные фильмы создаются для

клипового потребителя.

Пресса наполняется короткими текстами, где

лишь очерчиваются контуры проблем.

Телевидение преподносит не связанные между

собой новости, плюс рекламу.

Мир обладателя клипового мышления

превращается в калейдоскоп разрозненных

фактов и осколков информации.

Человек привыкает к постоянной смене

сообщений и требует новых.

Усиливается желание искать цепляющие

заголовки и вирусные ролики, слушать новую

музыку, «чатиться» и так далее.

Психологические

особенности «КМ

»

«…мысль

рождается не из

другой мысли, а из

мотивирующей

среды нашего

сознания.»

/Л. С. Выготский/

В современных условиях единого

информационного пространства

у детей формируется мотивация

использования

информационных ресурсов,

которая развивается благодаря

интересу, доступности,

образности, легкости и

вариативности информации.

Физиологические особенности « КМ»

«КМ» – это

поверхностный процесс

восприятия, на основе

которого строится ЦНС

школьника, позволяющий

давать быструю ответную

реакцию на стремительно

изменяющуюся обстановку

или информацию.

Мышление –это совокупность

умственных процессов, лежащих в

основе познания

К мышлению относят

активную сторону

познания:

Внимание;

Восприятие;

Процесс ассоциаций

(воображение);

Образование понятий и

суждений;

Виды мышления

Понятийное мышление

Клиповое мышление

Отличия

При клиповом мышлении не формируются основные

формы мышления:

Понятие >> Суждение >> Рассуждение >> Умозаключение

Мозг не может быстро произвести действия по плану:

Внимание > Восприятие > Мышление > Память > Воображение >

Воспроизведение

Он действует по короткой схеме:

Внимание >>> Кратковременная память

Клиповое мышление

Человек, обладающий клиповым

мышлением, может эффективно работать

только с короткими отрывками

информации и ему трудно воспринимать

большие и сложные объемы. Этому

феномену, в той или иной степени,

подвержены практически все

современные дети и молодые люди.

Как и у каждого явления, у феномена

клипового мышления есть свои плюсы и

минусы.

В чем же выражаются его плюсы?

Плюсы клипового мышления

+

Развивает быстроту реакции.

Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро

реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.

+

Развивает способность решать несколько задач одновременно.

Такое

мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу

(например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится

быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

+

Защищает мозг от перегрузки информацией.

Многие психологи считают, что это

своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли

в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью. Человеческий мозг вынужден

принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому

он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом.

+

Порождает желание охватить как можно больше информации.

Клиповое

мышления заставляет человека выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма

полезно для интеллектуального развития.

Минусы клипового мышления

-

Снижает способность к анализу информации.

Люди, обладающие клиповым

мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию –

выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного

анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.

- Снижает способность к концентрации внимания.

Особенности клипового

мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут

удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.

- Снижает эффективность обучения и усвоения знаний.

Современные школьники

и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают

и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать

сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения

знаний современных детей и подростков падает.

Минусы клипового мышления

- Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям.

Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще

всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать.

Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар,

руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто

совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.

- Снижает чувство сопереживания.

Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены

жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся

равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.

- Приводит к упрощению задач и решений.

Клиповое мышление приводит к тому, что

люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в

повседневной жизни.

Клиповое мышление —

вынужденное явление в эпоху

информационных технологий,

у которого есть и плюсы, и

минусы.

Что касается детей, важно

скорректировать их развитие и

потребление клиповой

информации. И отдавать себе

отчёт в том, что дети, часами

сидящие за компьютерами,

планшетами и айфонами,

будут способны только на

потребление и выполнение

указаний тех, кто способен

мыслить и творить.

Подтверждение этому можно найти в теории

этапов развития цивилизации

М. Маклюэна:

«…общество, находясь на современном этапе

развития, трансформируется в «электронное

общество» или

«глобальную деревню» и задает, посредством

электронных

средств коммуникации, многомерное восприятие

мира.

Развитие электронных средств коммуникации

возвращает

человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и

линейная

последовательность знаков перестаёт быть базой

культуры»

Рекомендации

Музыка – язык мозга

«Музыка – это сверх- серьёзная

вещь, отнюдь не менее

серьёзная, чем математика».

Т. В. Черниговская

Спасибо за внимание!



В раздел образования