Автор: Волкова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Меленская СОШ"
Населённый пункт: с. Меленск Стародубского района Брянской области
Наименование материала: рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Тема: планирование
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 2 класс, учебник
« Окружающий мир » для 2 класса
(автор
А. А. Плешаков Москва Изд.
«Просвещение» 2019 год)
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский
народ
и
историю
России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном
единстве
и
разнообразии
природы,
народов,
культур
и
религий;
3)
формирование
уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся
мире;
5)
принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование
личностного
смысла
учения;
6)
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)
формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3)
формирование
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации;
определять
наиболее эффективные способы достижения результата;8 4) формирование умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже
в
ситуациях
неуспеха;
5)
освоение
начальных
форм
познавательной
и
личностной
рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями
учебного
предмета
«Окружающий
мир»;
9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11)
определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения
между
объектами
и
процессами;
14)
умение
работать
в
материальной
и
информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1)
понимание
особой
роли
России
в
мировой
истории,
воспитание
чувства
гордости
за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных
правил
нравственного
поведения
в
мире
природы
и
людей,
норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4)
освоение
доступных
способов
изучения
природы
и
общества
(наблюдение,
запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве
3.
Содержание учебного предмета
№
п/п
Наименование разделов
Всего
часов
1.
Где мы живем
4
2.
Природа
20
3.
Жизнь города и села
10
4
Здоровье и безопасность
9
5
Общение
7
6
Путешествия
18
Итого
68 ч.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города
(села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа.
Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше
отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего
живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное
небо.
Созвездия:
Кассиопея,
Орион,
Лебедь.
Представление
о
зодиакальных
созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных
кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды.
Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие
и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и
домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за
домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для
животных;
животные
–
распространители плодов и
семян
растений (изучается
по
усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей,
вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение
птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила
поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические
работы: Знакомство
с
устройством
термометра,
измерение
температуры
воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и
культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом
(городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во
дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля
– составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об
отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство
в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой,
специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других
деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние
изменения
в
природе.
Знакомство
с
достопримечательностями
родного
города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила
личной гигиены.
Наиболее
распространенные
заболевания,
их
предупреждение
и
лечение;
поликлиника,
больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог,
отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми
предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в
загрязненных водоемах.
Съедобные
и
несъедобные
ягоды
и
грибы.
Жалящие
насекомые.
Ориентация
в
опасных
ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на
машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и
отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и
девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и
поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах
(кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река,
озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе
весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский
Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения
карты.
4.Тематическое
планирование
с
указанием
количества
часов
отводимых
на
освоение каждой темы
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
По плану
По факту
Где мы живем (4 часа)
1
Инструктаж по технике безопасности. Родная страна
1
2
Город и село. Проект «Родной город (село)
1
3
Природа и рукотворный мир
1
4
Проверим себя и оценим свои достижения «Где мы живем»
1
Природа (20 часов)
5
Неживая и живая природа
1
6
Явления природы
1
7
Что такое погода
1
8
Урок – экскурсия «В гости к осени»
Инструктаж по т/б во время экскурсии.
1
9
В гости к осени
1
10
Звездное небо
1
11
Заглянем в кладовые Земли
1
12
Про воздух…
1
13
… И про воду
1
14
Какие бывают растения
1
15
Какие бывают животные
1
16
Невидимые нити
1
17
Дикорастущие и культурные растения
1
18
Дикие и домашние животные
1
19
Комнатные растения
1
20
Животные живого уголка
1
21
Про кошек и собак
1
22
Красная книга
1
23
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под
защиту»
1
24
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Природа»
1
Жизнь города и села (10 часов)
25
Что такое экономика
1
26
Из чего что сделано
1
27
Как построить дом
1
28
Какой бывает транспорт
1
29
Культура и образование
1
30
Все профессии важны. Проект профессии
1
31
В гости к зиме(экскурсия).Инструктаж по технике
безопасности во время экскурсии.
1
32
В гости к зиме
1
33
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь
города и села»
1
34
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга»,
или Возьмем под защиту», «Профессии»
1
Здоровье и безопасность (9 часов)
35
Строение тела человека
1
36
Если хочешь быть здоров
1
37
Берегись автомобиля!
1
38
Школа пешехода
1
39
Домашние опасности
1
40
Пожар!
1
41
На воде и в лесу
1
42
Опасные незнакомцы
1
43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Здоровье и безопасность»
1
Общение (7 часов)
44
Наша дружная семья
1
45
Проект «Родословная»
1
46
В школе
1
47
Правила вежливости
1
48
Ты и твои друзья
1
49
Мы- зрители и пассажиры
1
50
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «
Общение»
1
Путешествия (18 часов)
51
Посмотри вокруг
1
52
Ориентирование на местности
1
53
Ориентирование на местности
1
54
Формы земной поверхности
1
55
Водные богатства
1
56
В гости к весне(экскурсия)
1
57
В гости к весне
1
58
Россия на карте
1
59
Проект «Города России»
1
60
Путешествие по Москве
1
61
Московский Кремль
62
Город на Неве
1
63
Путешествие по планете
1
64
Путешествие по материкам
1
65
Итоговое тестирование
1
66-67
Страны мира. Проект «Страны мира»
1
68
Проверим себя и свои достижение по разделу «Путешествия»
Впереди лето!
2