Автор: Бегларян Арпине Граатовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО КК Эколого-биологический Центр
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Живая планета
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Принята на заседании
Педагогического совета
от «__»_____________2019 г.
Протокол №_____________
Утверждаю
Директор ГБУ ДО КК ЭБЦ
«__»_____________2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Живая планета»
Уровень программы: _________базовый ________
Срок реализации программы:_____1 год (108 часа)
Возрастная категория:___________11-14лет_
Вид программы____ ___модифицированная_______________
Автор-составитель:
Бегларян А.Г
педагог дополнительного
образования ГБУ ДО КК ЭБЦ
г. Краснодар, 2019
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.
Образовательная
программа
«Экологический
десант»
-
относится
к
общеобразовательным программам естественнонаучной направленности.
Программа «Экологический десант» разработана в соответствии с содержанием и
структурой
примерной
Рабочей
программы
ФГОС
«Экология»
5-9
классы.
Автор:
В.А.Самкова,
издательство
«Академкнига-учебник»,
2015
и
учебников,
авторы:
Л.И.Шурхал, В.А.Самкова, С.И. Козленко.
Новизна программы
и
её
преимущества
в
сравнении
с
ранее
созданными
программами этой направленности состоят в том, что программа включает в себя три
основных направлениям: экологическом, краеведческом и исследовательском. Ведущим
принципом является исследовательский. Учащимся предлагается самостоятельно выявить
экологические проблемы (актуальные на их взгляд) в повседневной жизни, исследовать и
информировать о существующей проблеме. Привлекать людей к решению проблем через
акции, раздачи листовок, проведение социологических опросов.
2. Актуальность программы обусловлена тем, что направлена на воспитание
экологической культуры и грамотности у детей среднего школьного возраста, получение
знаний
и
навыков
в
области
общей
и
практической
экологии,
формирование
мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся.
Программа
ориентирована
на
решение
таких
проблем,
как
экологические
проблемы и их решение, экология человека, среды жизни. Программа кружка направлена
на
познание
окружающей
среды,
способствующего
успеху
ребёнка
и
подводит
обучающихся
к
самостоятельной
жизнедеятельности,
к
интегральному
результату
процессов познания, развития и воспитания.
3. Отличительные особенности данной программы:
Данная программа отличается от уже существующих развитием коммуникативных
навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических
знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся
экологической грамотности, экологической культуры. Особенностью организации учебно-
воспитательного
процесса
по
данной
программе
является
её практическая
и
исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала.
Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы
учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы .
4.
Адресат
программы:
обучение
по
программе
осуществляется
с
детьми,
с
любым
видом
и
типом
психофизиологических
особенностей,
с
разным
уровнем
интеллектуального
развития,
имеющими
разную
социальную
принадлежность,
пол
и
национальность, возраст детей от 11-14 лет.
5. Уровень, объем и сроки реализации программы уровень программы «Живая
планета » - базовый, срок
реализации – 1 год, запланированное количество часов для
реализации программы – 108 часа.
6. Форма обучения: очная.
7. Режим занятий: 2 раза неделю по 2 часа.
8. Особенности организации образовательного процесса: В работе используются
современных
педагогических
технологий:
игровые,
мультимедийные,
проектные.
Экологические исследования, включенные в программу, направлены на формирование
навыков
практической
природоохранной
деятельности,
что
является
важной
составляющей государственной стратегии развития воспитания.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в
повседневной
жизни
для
объяснения,
оценки
и
прогнозирования
разнообразных
природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать
обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные (предметные) задачи
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о
состояние биосферы.
- формирование представлений о географии, о географических знаниях как компонент
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества
и
своей
страны,
в
том
числе
задачи
охраны
окружающей
среды
и
рационального природопользования.
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве
неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного
окружения.
- формирование исследовательских навыков; привитие обучающимся навыков работы с
методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом.
II. Личностные задачи:
•
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
•
Развитие: альтенативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от
поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
III. Метапредметные задачи:
•
Формирование коммуникативных умений;
•
Формирование предпосылок универсальных учебных действий;
•
Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.
•
Формирование умений публичных выступлений.
•
Развитие критического мышления, воображения и творческих способностей
ребёнка
1.3. Содержание программы
Программа построена таким образом, что знания базового уровня базируются на основе
ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
Основной способ познания базового уровня обучения - наблюдение и проведение опытов.
Для
достижения
наиболее
эффективного
результата
в
решении
поставленных
задач,
образовательный процесс направлен на развитие у воспитанников интереса к проектной и
исследовательской деятельности, ознакомление воспитанников с методами исследования.
На
базовом
уровне
все
знания,
полученные
на
ознакомительном
уровне,
систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об
окружающем мире.
Содержание программы отражено в учебно-тематическом плане
№П/П
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего
теория
практика
Знакомство с экологией
Вводное занятие знакомство с
ТБ.
4
2
2
Отчет
1.
Четыре сферы Земли
1.1
Атмосфера, воздух которым
мы дышим
4
2
2
Тестирование
1.2
Гидросфера .вода которую мы
пьем.
6
2
4
1.3
Биосфера -Живая оболочка
Земли.
6
2
4
1.4
Литосфера –твёрдая оболочка
Земли.
4
2
2
2
Природа России
2.1
Разнообразие в природе России
60
16
44
Анкетирование,
тестирование
3
Родной край-часть большой страны
3.1.
Наш край
24
10
14
Дискуссии,
конкурсы
Итого
108
36
72
Вводная тема:
Знакомство с ТБ. Что такое экология.
Ознакомление с законом: «Об охране окружающей среды»
Раздел 1.Четыре сферы Земли
1.1. Атмосфера, воздух которым мы дышим
Теория: Атмосфера, состав воздуха, основные загрязнители воздуха, озоновый слой,
парниковый эффект.
Практические занятия: Исследование загрязнения воздуха
1.2. Гидросфера, вода которую мы пьем.
Теория: Гидросфера и ее составляющие. запасы воды в России.
Практическая работа:
- Круговорот воды, значение воды в природе. Охрана природных вод.
- Исследование питьевой воды.Определение жесткости и методы очистки воды..
1.3. Биосфера – живая оболочка Земли.
Теория: Биосфера и ее пределы.
Практическая работа:
- Воздействие человека на биосферу.
- Человек и окружающая среда.
1.4. Литосфера - твердая оболочка Земли
Теория: Литосфера и ее пределы.
Практические занятия:
- Изучение коллекции горных пород.
Раздел 2. Природа России
ТЕОРИЯ-Разнообразие природы России.
-Равнины и горы России
-
Моря ,озера ,реки России
-Природные зоны.
-
Тундра и тайга
-Леса России
-Пустыни
-Лекарственные растения . Охрана лекарственных растений.
-Реликтовые растения России.
Практические занятия :
-Путешествие по равнинам России
- «Вода России»
-«Кто где живет»
- Зона арктических пустынь.
-Многообразие растений: (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые).
- Животные тайги
- «Как правильно вести себя в лесу»
- «Лес и человек».
- «Жизнь в пустыне».
- Оазисы.
- «Защитные приспособления у растений»
- «Охраняемые растения России».
- Интеллектуальная игра " У кого самая лучшая защита".
-Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
- Охраняемые животные России.
-Проект: «Охраняемые животные России».
- Проекты «Охраняемые растение России».
- «Как прекрасен этот мир» игра-путешествие
-Акция «Вместе поможем птицам».
-Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе.
-Подготовка и проведение школьниками бесед экологического содержания.
-Подготовка и проведение школьниками бесед экологического содержания .
Родной край-часть большой страны
ТЕОРИЯ -Наш край.
- Водные богатства нашего края
-Растениеводство в нашем крае
-Животноводство в нашем крае
-Подземные богатства нашего края.
Практические занятия: - Поверхность нашего края.
- «У Черного моря».
- Полезные ископаемые .
- « Земля- кормилица».
- «Спасем малую Родину
- Проект «Наш край родной»
- «Экологический бумеранг».
1.4. Планируемые результаты:
Предметные:
-
иметь
представлений
и
основополагающих
теоретических
знаний
о
целостности
и
однородности
Земли
как
планеты
,основных
этапах
ее
географического
освоения,
особенностях
природы,
жизни,
культуры
и
хозяйственной
деятельности
людей,
экономических проблемах
- знать наиболее употребительные понятия и законы курса экологии и их использованием
в практической жизни;
- иметь представление о природных сообществах нашей страны;
- уметь оценивать влияние человека на окружающую природную среду;
- характеризовать состояние биосферы с учетом её освоения человеком;
- иметь навыки проведения мониторинга окружающей среды;
Личностн
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие.
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и
по наблюдениям;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
-
перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы
в
результате
совместной
работы всей группы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарно-учебный график
№п/п
дата
Тема занятия
Кол-во часа
Вводная тема
1-2
Знакомство с ТБ. Что такое
экология.
2
3-4
Ознакомление с законом: «Об
охране окружающей среды»
2
Раздел . Четыре сферы Земли
1.1.Атмосфера, воздух которым мы дышим
5-6
Атмосфера, состав воздуха,
основные загрязнители воздуха,
озоновый слой, парниковый
эффект
2
7-8
Практические занятия:
Исследование загрязнения
воздуха. Сбор данных,
систематизация, интерпретация
данных
2
1.2.Гидросфера, вода которую мы пьем
9-10
Гидросфера и ее составляющие.
запасы воды в России
2
11-12
Практическая работа Круговорот
воды, значение воды в природе
Охрана природных вод.
2
13-14
Практические занятия.
2
Исследование питьевой воды,
определение жесткости и методы
очистки воды.
2.3.Биосфера – живая оболочка Земли
15-16
Биосфера и ее пределы.
2
17-18
Практическая работа: Воздействие
человека на биосферу.
2
19-20
Практические занятия:
«
Человек и
окружающая среда»
2
2.4. Литосфера - твердая оболочка Земли
21-22
Литосфера и ее пределы.
23-24
Практические занятия:
«
Изучение
коллекции горных пород»
Раздел 2. Природа России
Разнообразие природы России.
8
25-26
Равнины и горы России
2
27-28
Практические занятия :
Путешествие по равнинам России
2
29-30
Моря ,озера ,реки России
2
31-32
Практическая занятия: «Вода
России»
2
33-34
Природные зоны.
2
35-36
Практические занятия:
«Кто где живет»
2
37-38
Практические занятия: Зона
арктических пустынь.
2
39-40
Тундра и тайга
2
41-42
Практические занятия:
Многообразие растений:
(водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые).
2
43-44
Практические занятия: Животные
тайги
2
45-46
Леса России
2
47-48
Практические занятия: . «Как
правильно вести себя в лесу»
2
49-50
Практические занятие: «Лес и
человек».
2
51-52
Пустыни
2
53-54
Практические занятия: «Жизнь в
пустыне».
55-56
Практические занятия: Оазисы.
2
57-58
Практические занятия:
«Защитные приспособления у
растений»
2
59-60
Практические занятия:
«Охраняемые растения России».
2
61-62
Практические занятия:
Интеллектуальная игра " У кого
2
самая лучшая защита".
63-64
Лекарственные растения . Охрана
лекарственных растений.
2
65-66
Реликтовые растения России.
2
67-68
Практическая занятия: Мысленное
путешествие по ботаническим
садам и зоопаркам.
2
69-70
Практические занятия:
Охраняемые животные России.
2
71-72
Проект: «Охраняемые животные
России».
2
73-74
Практические занятия: Проекты
«Охраняемые растение России».
2
75-76
Практические занятия: : «Как
прекрасен этот мир» игра-
путешествие
2
77-78
Акция «Вместе поможем
птицам».
2
79-80
Практические занятия:
Изготовление школьниками
условных знаков к правилам
поведения в природе и
экологических памяток для своих
младших товарищей и для
взрослых.
2
81-82
Практические занятия:
Подготовка и проведение
школьниками бесед
экологического содержания,
адресованных учащимся других
классов .
2
83-84
Подготовка и проведение
школьниками бесед
экологического содержания,
адресованных учащимся других
классов .
2
Родной край-часть большой страны
85-86
Наш край
2
87-88
Практические занятия:
Поверхность нашего края.
2
89-90
Водные богатства нашего края
2
91-92
Практические занятия: «У
Черного моря».
2
93-94
Подземные богатства нашего
края.
2
95-96
Практические занятия: Полезные
ископаемые .
2
97-98
Практические занятие: « Земля-
кормилица».
2
99-
100
Практические занятия: «Спасем
малую Родину
2
101-
102
Растениеводство в нашем крае
2
103-
104
Животноводство в нашем крае
2
105-
106
Практические занятие: Проект
«Наш край родной»
2
107-
108
Практические занятие:
«Экологический бумеранг».
2
2.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение:
1.
Инструкции по технике безопасности.
2.
Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
3.
Тетради, ручки, карандаши, линейки, бумага миллиметровая.
4.
Компьютер с принтером, сканером и модемом.
5.
Определители растений.
6.
Определители животных.
7.
Наглядно-иллюстративный материал.
8.
Методики экологического контроля воздушной среды, воды, почв.
9.
Земляной бур, лопатка.
10.
Почвенное сито.
11.
Коллекции почвенных образцов.
12.
Почвенная карта Краснодарского края.
13.
Картографические материалы.
14.
Словари-справочники по экологии.
15.
Доклады за ряд лет о состоянии окружающей среды РФ и Краснодарского края
Печатные пособия
1.
Таблицы по природоведению 4 комплекта
2.
Природоведение (комнатные растения) – 3 комплекта
3.
Растения вокруг нас -4 комплекта
4.
Карта природных зон- 1шт.
5.
Карта полушарий -1 шт.
6.
Глобус ученический- 1 шт
7.
Коллекция семян-1шт.
8.
Коллекция хлопок (большая) -4 шт.
9.
Коллекция хлопок (маленькая)- 3 шт.
10.
Коллекция строительных материалов – 5 шт
11.
Коллекция почва и ее состав - 4 шт.
12.
Коллекция шерсть – 2 шт.
13.
Коллекция лен – 2 шт.
14.
Коллекция шелк – 1 шт.
15.
Гранит и его составные части – 3 шт.
16.
Картины из жизни домашних животных -4 комп.
17.
Гербарий дикорастущих растений – 2 комп.
18.
Коллекция хлопок и продукты его переработки – 3 компл.
19.
Коллекция торф – 4 комп.
20.
Набор муляжей грибов – 3 шт
21.
Набор муляжей овощей – 1 комп.
22.
Коллекция полезных ископаемых – 1 часть, 2 часть
23.
Карты по природоведению 4 шт
24.
Карта природных зон России – 2шт.
25.
Коллекция Известняк – 2 комп.
26.
Гербарий
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Интерактивная доска.
3.Телевизор
4.Музыкальный центр
5.Слайд-проектор
6.Оверхед-проектор
7.Принтер
2.3. Формы аттестации
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Используется: метод наблюдения,
оценка достижений, викторины, контроль, творческие задания, контрольные и
проверочные работы.
Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после изучения каждого
раздела. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений. Используется:
анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые задания.
Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной
программы. Используется: диагностика, итоговую аттестацию учащихся, которая проходит
путем защиты проектов и контрольной работы.
2.4. Оценочные материалы
Для диагностики результативности освоения программы используются методики: «Оценка
сформированности компетенций обучающихся»; «Ваше отношение к природе» (методика
Ясвин В.А., Пупиньш М.Ф.); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест
Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы
(Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, статистический
отчет социальной и творческой активности учащихся.
2.5. Методические материалы
Ведущие формы и методы обучения, технологии обучения методы воспитание
Организация учебно-воспитательного процесса требует для успешной реализации учебной
программы
использовать
разнообразные
формы
и
методы
обучения.
В
программе
«Эколог»
проводится
индивидуальные;
групповые
формы
обучения..
Широко
применяется
словестные
(рассказ,
дискуссии,
работа
с
учебником
)
,наглядные
(иллюстративный,
демонстративный,
в
современных
условиях
особое
внимание
уделяется
применению
такого
средства
наглядности,
каким
является компьютер
индивидуального
пользования.
)
и
практические(
упражнения,
лабораторные
и
практические работы)
методы обучения . Зависимости от характера познавательной
деятельности
учащихся
по
усвоению
изучаемого
материала
применяется
репродуктивные,
проблемное
изложение,
частично-поисковые
и
исследовательские
методы. Ребятам предлагаются творческие и исследовательские задания. Уроки проходят в
виде
практикумов,
уроков-экспериментов,
лабораторных
работ,
семинаров,
тренингов,
деловых игр, экскурсий. Проводится конкурсы и олимпиады
. В программе используется такие методы воспитание, как поручение ,которое помогает
приучать
учащийся
к
положительным
поступкам.
Требование-
с
помощью
которого
вызывают, стимулируют определенную деятельность учащийся.
Поощрение
,которое
проявляется в виде одобрения ,похвалы ,награждение учащийся .Соревнование-которое
вызывает
стремление
у
его
участников
в
достижении
какой-либо
цели
.Упражнение
которое
является
основным
методом
формирования
необходимых
качеств
лич-
ности. Упражнение – это практический метод воспитания, сущность которого состоит в
многократном выполнении требуемых действий
.
В
ходе
реализации
программы
используются
следующие технологии
обучения:
традиционная классно-урочная, игровые технологии, технология развивающего обучения,
технологии
уровневой
дифференциации,
технология
исследовательской
деятельности
личностно-ориентированная технология, здоровье сберегающие технологи.
Дидактический
материал:
технологические
карты,
раздаточный
материал,
мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства, технологические
карты, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные
средства, карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками,
планом
выполнения
заданий,
с
указанием
типа
задач .
модели
изучаемых
или
исследуемых объектов, карточки-кроссворды, карточки викторины .
Алгоритм учебного занятия:
1 этап
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих
учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для
решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап
Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель
будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы
как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
3 этап
Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала
(содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление
дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря,
оборудования и т.д.
Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет
варьироваться,
уточняться,
детализироваться.
Важна
сама
логика
действий,
прослеживание
педагогом
последовательности
как
своей
работы,
так
и
учебной
деятельности
детей,
построение
учебных
занятий
не
как
отдельных,
разовых,
не
связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит
полностью
реализовать
творческий,
познавательный,
развивающий
потенциал
преподаваемого педагогом учебного предмета.
Детальное
соблюдение
условий
эффективности
занятия,
основных
требований
к
его
подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Список литературы для педагогов
1.
Богоявленская
Д.
Б.
Метод
диагностики
творческих
способностей
и
одаренности «Креативное поле»– Москва: Школьная книга, 2010.
2.
Государственный
доклад
"О
состоянии
окружающей
природной
среды
Российской Федерации в 2014 г." - М.: Центр международных проектов, 2014г - 508 с.
3.
Григорьев А. Города и окружающая среда – космические исследования. - М.:
Мысль, 2010г.
4.
Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е, М., Снитко И.В., Цветкова И.
В.
Воспитание
экологической
культуры
у
детей
и
подростков.
М.;
Педагогическое
общество России, 2011 г.
5.
Дмитриева Н. Я., А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» , 2012 г
6.
Доклад Администрации Краснодарского края, Департамента биологических
ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края «О состоянии
природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2009,2010
годах».г - 206 с.
7.
Закон Краснодарского края от 31.12.03 «Об охране окружающей среды на
территории Краснодарского края»
8.
Закон Краснодарского края от 31.12.03 «Об охране окружающей среды на
территории Краснодарского края»
9.
Закон Краснодарского края от 29.03.05 «Об особо охраняемых природных
территориях Краснодарского края»
10.
Закон Краснодарского края от 02.07.07 «Об охране атмосферного воздуха на
территории Краснодарского края»
11.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной
школе:
Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГА, 2013г.-
12.
Ковда В.А. Почвенный покров, его улучшение, использование и охрана. - М.,
2013г - 180 с.
13.
Ковинько А. Секреты природы – это так интересно!.. М.; Линка-Пресс, 2014
г.
14.
Конвенция ООН о правах ребенка 1989г.
15.
Конституция Российской Федерации 1993г., с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ.
16.
Кронберг П. Дистанционное изучение Земли.- М.: Мир, 2009г - 320 с.
17.
Литвинова
Л.
С.,
Дендебер
С.
В.,
Жиренко
О.
Е.
Пойми
язык
живой
природы. Экологическое воспитание, Воронеж, 2009 г..
18.
Молдова
Л.П.
Игровые
экологические
занятия
с
детьми:
Учебно
–
методическое пособие.-М.: ЦГЛ, 2013г -38с.
19.
Молодова
Л.
П.
Игровые
экологические
занятия
с
детьми.
Учебно-
методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей, Минск, Асар, 2011 г
-56с.
20.
Нагалевский Ю. Я., Чистяков В. И. Физическая география Краснодарского
края. Учебное пособие, Краснодар, «Северный Кавказ», 2011 г.
21.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
22.
Рудский
В.
Г.
Экология.
Природные
комплексы.
Учебное
пособие
для
учащихся 3 класса. Томск, 2010г.
23.
Ридигер О.Н., Плекина Е.С., Маталыгина Ж.И. Практика взаимодействия
семьи и школы. Сборник «Ученик-ученик-родители» Выпуск 5 // Серия «Инструктивно-
методическое
обеспечение
содержания
образования
в
Москве»
Отв.
Редактор
М.Е.
Умрихина. – М.: НИИ ИСРОО 2010. 72 с.
24.
Ридигер
О.Н.
Экологическое
воспитание:
взаимодействие
семьи
и
школы.«Развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации: тенденции,
противоречия, приоритеты. Сборник материалов 18 –й конференции молодых ученых/ Под
ред. И.В. Вагнер - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 86 с.
25.
Шинкаренко И. В. Исчезающий мир. Рассказы о редких и исчезающих
животных и растениях. Челябинск: Аркаим, 2014 г.
26.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
27.
Федеральный закон РФ о дополнительном образовании
28.
Феоктистов В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших
школьников» Волгоград:Учитель,2011.-142с.
Список литературы для обучающихся:
1.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль, 2010г-
637 с.
2.
Толковый словарь по охране природы. /Под ред. В.В. Снакина. - М.: Экология,
2013 г - 191 с.
3.
Алексеев И. Экология. Санкт - Петербург 2011 г.
4.
Былова А. М., Экология растений. Москва изд. Вентана-Граф 2011 г.
5.
Гальперштейн Л.Я., Я открываю мир растения. М: «Росмэн»,2012г
6.
Горелов А. А., Человек - гармония - природа 2010 г.
7.
Небел Б., «Наука об окружающей среде: как устроен мир», в 2 томах «Мир»
2013г.
8.
Одум Ю. Экологический мир 2010 г.
9.
Поляков В.А.,«Экологическая взаимообусловленность мира»2011г.
10.
Тамбиев А.Х., Экологическая азбука для детей. Животные 2013г.
11.
Усачев А. А., А.Н. Березин Основы безопасной жизнедеятельности.2010г
12.
Экология животных. В. Г. Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2011 г.