Автор: Хасанова Динара Расимовна
Должность: преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИССКУСТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Населённый пункт: РБ. город Благовещенск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
Тема: «Принципы построения и ведения урока классического танца
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИССКУСТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
Выполнила: Преподаватель по классу хореографии
Хасанова Д.Р
2018 г
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цели и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
2
-
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
-
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
3
-
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение
учебного процесса - Методические рекомендации
педагогическим работникам; - Рекомендации по
организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки
рекомендуемой учебно-методической литературы
I.
Пояснительная записка
4
1.
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе.
Настоящая
общеразвивающая
программа
является
программой
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Детской
школы
искусств»
г.Благовещенск
РБ,
определяющая
приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации,
учебно-методического обеспечения образовательного процесса в данной
школе.
Программа является адаптированной и составлена на основе
следующих нормативных документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования
детей
(Приказ
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
26.06.2012 г. № 504);
• Федеральные государственные требования, установленные к минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ
в
области
музыкального искусства от 12.03.2013 г. (№№161-165);
• Примерные учебные планы общеразвивающих программ по видам
музыкального
искусства
для
детских
школ
искусств (новая
редакция)
(письмо
Федерального
Агентства
по
культуре
и
кинематографии
Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
от 02.06.2005 г. № 1814-18-07.4);
• Примерные учебные планы общеразвивающих программ по видам
искусств
для
детских
школ
искусств
(письмо
Министерства
культуры
Российской Федерации от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32);
• Устав школы.
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к
хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на
приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано
с
содержанием
учебных
предметов
«Народно-сценический
танец»,
«Ансамбль», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный
предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего
комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических
данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков,
является
источником
высокой
исполнительской
культуры,
знакомит
с
достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
Данная
программа
приближена
к
традициям,
опыту
и
методам
обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному
процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей,
5
музыкального
вкуса,
навыков
коллективного
общения,
развитию
двигательного
аппарата,
мышления,
фантазии,
раскрытию
индивидуальности.
2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Срок реализации данной программы составляет 6 лет (при 6-летней
общеразвивающей программе «Хореографическое творчество).
3.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический
танец»
Классы/количество часов
1-6 классы
Количество часов (общее на 6 лет)
Максимальная нагрузка (в часах)
770
Количество часов на аудиторную нагрузку
385
Классы
1
2
3
4
5
6
Недельная аудиторная нагрузка
1
2
2
2
2
2
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность
урока - 45 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
развитие
танцевально-исполнительских
и
художественно
эстетических
способностей
учащихся
на
основе
приобретенного
ими
комплекса
знаний,
умений,
навыков,
необходимых
для
исполнения
танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с
ФГТ,
а
также
выявление
наиболее
одаренных
детей
в
области
хореографического
исполнительства
и
подготовки
их
к
дальнейшему
поступлению
в
образовательные
учреждения,
ре а лизующие
образовательные
программы
среднего
и
высшего
профессионального
образования в области хореографического искусства.
Задачи:
-
развитие
интереса
к
классическому
танцу
и
хореографическому
творчеству;
-
овладение
учащимися
основными
исполнительскими
навыками
классического
танца,
позволяющими
грамотно
исполнять
музыкальные
композиции, как соло, так и в ансамбле;
-
развитие
музыкальных
способностей:
слуха,
ритма,
памяти
и
музыкальности;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
классическим танцем в пределах программы;
-
стимулирование
развития
эмоциональности,
памяти,
мышления,
воображения и творческой активности в ансамбле;
6
-
развитие
чувства
ансамбля
(чувства
партнерства),
двигательно-
танцевальных способностей, артистизма;
-
приобретение
обучающимися
опыта
творческой
деятельности
и
публичных выступлений;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволя ющих
в
да льнейшем
о сваивать
п р о ф е с с и о н а л ь н ы е
образовательные программы в области хореографического искусства.
6. Обоснование структуры учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ);
-
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения;
просмотр
видеоматериалов
с
выступлениями
выдающихся
танцовщиц,
танцовщиков,
посещение
концертов
и
спектаклей
для
повышения общего уровня развития обучающегося);
-
Практический (воспроизводящие и творческие упражнения,
деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организации целого);
-
Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
создание
художественных
впечатлений);
-
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику
с
учетом
природных
способностей,
возрастных
особенностей,
работоспособности
и
уровня
подготовки.
Предложенные методы работы при изучении классического танца в
рамках
образовательной программы являются наиболее продуктивными
при
реализации
поставленных
целей
и
задач
учебного
предмета
и
основаны
на
проверенных
методиках
и
сложившихся
традициях
в
хореографическом образовании.
8. Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного предмета
7
Материально-
техническая
база
образовательного
учреждения
должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда.
Минимально
необходимый
для
реализации
программы
«Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных
кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся),
имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или
специализированное
пластиковое
(линолеумное)
покрытие),
балетные
станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен,
зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
-
наличие
музыкального
инструмента
(рояля/фортепиано)
в
балетном
классе;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания,
своевременного
обслуживания
и
ремонта
музыкальных
инструментов,
содержания,
обслуживания
и
ремонта
балетных
залов,
костюмерной.
II. Содержание учебного предмета "Классический танец"
1.
Сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную
нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
Таблица 2
Срок обучения 5 лет
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий (в
неделях)
35
35
35
35
35
35
Количество часов на аудиторные занятия (в
неделю)
1
2
2
2
2
2
Общее максимальное количество часов по
годам (аудиторные занятия)
35
70
70
70
70
70
Общее максимальное количество часов на
весь период обучения (аудиторные занятия)
385
Аудиторная
нагрузка
по
8
учебному предмету обязательной части общеразвивающей программы в
области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего
объема
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет
ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый
класс
имеет
свои
дидактические
задачи
и
объем
времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
2.
Требования по годам обучения
Настоящая программа составлена традиционно: включает основной
комплекс
движений
-
у
станка
и
на
середине
зала
и
дает
право
преподавателю
на
творческий
подход
к
ее
осуществлению
с
учетом
особенностей психологического и физического развития детей 7-13 лет.
Обучение
по
данной
программе
позволяет
изучать
материал
поэтапно, в развитии - от простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а
именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими
особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка,
экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах.
Годовые требования.
Срок обучения 6 лет
9
1 класс (1 год обучения)
Аудиторные занятия
1час в неделю
В первый год обучения по предмету «Классический танец» преподаватель
занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты
исполнения,
приобретения
навыков
точной
согласованности
движений,
закрепления
развития
активной
выворотности,
развития
и
закрепления
10
устойчивости,
развития
координации
движений,
воспитание
силы
и
выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития
артистичности
Принципы построения и ведения урока классического танца Фундаментом
в танце является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него.
Обучение классическому танцу происходит по принципу от простого к
сложному и основано на системном подходе. Постановка корпуса, ног, рук,
головы имеет огромное значение в формировании техники исполнения.
11
Позиции ног а – I позиция; б – II позиция; в – III позиция; г – IV позиция; д
– V позиция. «Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую
школу»
12
Позиции рук : – подготовительная; б – 1-я позиция; в – 2-я позиция; г – 3-я
позиция .
13
Каждый урок по классическому танцу традиционно начинают с поклона
педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он
мобилизует внимание, концентрирует учащихся на предстоящее занятие.
Под экзерсисом у станка и на середине зала подразумевают изучение
движений, из которых в дальнейшем складывается техника
исполнительского мастерства. У станка – методика исполнения и отработка
движений, разогрев костно-мышечного аппарата. Задача экзерсиса у станка
– выработка правильной постановки корпуса, устойчивости, выворотности,
силы и эластичности суставно-связочного аппарата. Изучение упражнений
происходит лицом и боком к станку. Необходимо соблюдать правильное
положение кистей рук, локтей, расстояние между станком и корпусом.
На середине зала – методика исполнения движений в пространстве, без
дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости). К экзерсису на
середине зала можно приступить после изучения экзерсиса у станка. Все
изученные движения в экзерсисе у станка выносятся на середину зала. Эта
часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации
во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности.
Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у станка. Вначале
все упражнения выполняются en face (ан фас) – термин, указывающий на
то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу. Затем изучается
исходное положение épaulement (эпальман) – положение фигуры
полуоборотом к зрителю по диагонали для всех упражнений на середине.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче.
14
Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать
количество
отдельных
упражнений.
Большое
значение
в
экзерсисе
на
середине придается adagio. Adagio (адажио) – это работа над всесторонним
овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
15
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Позиции ног: I, II, V.
2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I, II, III
позиции рук).
3. Demi plie no I, II, V позициям.
4. Grand plie no I, II позиции.
5. Battements tendus из I позиции:
-
battements tendus pour le pled в сторону;
-
battements tendus из V позиции.
6. Passe par terre:
-
с deml plie по I позиции
-
с окончанием в demi plie.
7. Battement tendu jete из I позиции во всех направлениях:
-
battements tendus jete с pique;
-
battements tendus jete из V позиции.
8. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.
9. Положение ноги sur le cou de pied:
-
«условное» спереди, сзади;
-
«обхватнoe».
10. Battements frappe лицом к станку, носком в пол, в сторону во всех
направлениях.
11 .Battements frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях.
12. Battements fondu носком в пол во всех направлениях, лицом к станку;
-
боком к станку, носком в пол.
13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.
14. Battements re1eve lent на 90
0
. во всех направлениях лицом к станку;
-
боком к станку.
15. Понятие retire.
16. Grand battements jete из I позиции во всех лицом к станку;
-
боком к станку.
17. Releve no I, II, V позициям:
-
с вытянутых ног;
-
с demi plie.
18. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:
-
в сторону, вперед, назад.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. I Форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).
2. Demi plie no I, II, V позициям;
-
grand plie по I, II позициям.
3. Battements tendu из I позиции во всех направлениях;
16
-
с demi plie.
4. Battements tendu jete во всех направлениях из I позиции:
-
с рique.
5. Demi rond de jambe par terre;
-
rond de jambe par terre (полный круг) .
6. Battements releve lent во всех направлениях на 90
0
.
7. Grand battements jete из I позиции в первоначальной раскладке.
8. Releve no I, II,V позициям:
-
с вытянутых ног;
-с deml plie.
9. Понятие epauiement (croisee, efface, ecarte) позы.
10. Раз balance.
ALLEGRO
1. Temps leve saute no I, II позициям;
-
V позиции.
2. Petit changement de pled.
3. Раз echappe в первой раскладке.
4. Шаг польки.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному
и освоенному материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и
уметь:
- различать танцевальные жанры, их специфические особенности,
- анализировать танцевальную музыку, грамотно исполнять
программные движения,
- знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую
раскладку,
- замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить
способы их исправления,
- координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и
быстром темпе,
- уметь танцевать в ансамбле, оценивать выразительность
исполнения,
-
различать
выразительные
средства
в
передаче
характерного
настроения.
17
2-й класс (второй год обучения)
Аудиторные занятия
2 часа в неделю
Продолжение
работы
над
приобретенными
навыками:
выработки
правильности
и
чистоты
исполнения,
воспитание
умения
гармонично
сочетать
движения
ног,
корпуса,
рук
и
головы
для
достижения
выразительности и осмысленности танца.
Развитие
внимания
при
освоении
несложных
ритмических
комбинаций,
проверка
точности
и
чистоты
исполнения
пройденных
движений,
выработка
устойчивости
на
середине
зала,
дальнейшее
развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения
нагрузки
в
упражнениях,
освоение
более
сложных
танцевальных
элементов,
совершенствование
техники,
усложнение
координации,
развитие артистичности, чувства позы.
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Постановка корпуса по IV позиции.
2. Battements tendus:
- double battements tendus;
- в позах (croisee, efface, ecarte).
3. Battements tendus jete:
- balancoire;
- в позах (croisee, efface, ecarte).
4. Rond de jambe par terre на demi plie.
5. Battements fondu с plie releve во всех направлениях.
6. Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях
носком в пол на всей стопе.
7. Battements sdouble frappe в сторону, носком в пол на всей стопе.
8. Pas coupe:
- на полупальпах.
9. Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.
10. Battements releve lent на 90
0
в позах.
11. Battements developpe во всех направлениях - лицом к станку;
боком к станку.
12. Grand battements jete в больших позах (croisee, efface, ecarte).
13. III форма port de bras как заключение комбинаций.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Battements tendus во всех направлениях в малых позах,
-
в сочетании с pour le pied и demi plie.
18
2. Battements tendus jete во всех направлениях в малых позах в сочетании
с pique.
3. Batternents fondu во всех направлениях носком в пол.
4. Battements frappe во всех направлениях носком в пол.
5. Battetnents releve lent на 90
0
во всех направлениях в сочетаниях с раssе.
6. Battetnents developpe в сторону.
7. Grand battements jete во всех направлениях.
8. II форма port de bras.
ALLEGRO
1. Раs echappe.
2. Pas assemble в сторону:
-
у станка и на середине.
3. Sissorme simple en face:
-
у станка и на середине.
4. Grand changement de pied.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ
1. Re1eve no I, II, V, VI позициям:
-
у станка и на середине зала.
2. Раs echappe:
-
у станка и на середине зала.
3. Раs assemble в сторону:
-
у станка и на середине зала.
4. Раs de bourre simple:
-
у станка и на середине зала.
5. Раs de bourre suivi у станка - на месте и с продвижением;
-
на середине зала - на месте и с продвижением.
6. Sissonne simple:
-
у станка и на середине зала.
7. Раs couru по диагонали на середине зала.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и
освоенному материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
19
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно,
музыкально-выразительно
исполнять
программные
движения (умение свободно координировать движение рук, ног,головы,
корпуса);
- владеть сценической площадкой;
- анализировать исполнение движений;
- знать об исполнительских средствах выразительности танца
(выразительности рук, лица, позы);
- определять по звучанию музыки характер танца;
- термины и методику изученных программных движений;
- уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.
20
3-й класс (третий год обучения)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
В целом требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения
программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты
исполнения,
закреплением
освоенных
элементов
хореографической
грамоты, переходом к элементам будущей танцевальности.
В 3-м классе больше внимания уделяется развитию силы стопы за
счет
увеличения
упражнений
на
полупальцах
и
пальцах,
развитию
устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых
движений,
развитию
различных
мышц
тела
в
исполнении
одного
движения.
Необходимо
начать
работу
над
техническим
исполнением
упражнений в ускоренном темпе и развитию танцевальности. Продолжить
работу над скоординированным исполнением изучаемых движений.
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Demi plie no IV позиции;
-
grand plie no IV позиции.
2. Demi rond de jambe на 45 en dehors, en dedans,
-
на demi plie.
3. Battements fondu с plie - releve с выходом на полупальцы.
21
4. Battements double frappe с окончанием в demi plie.
5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении s^ !е ^u de
Pied.
6. Battements developpe с окончанием в demi plie.
7. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода
на работающую ногу).
8. Поворот soutenu на 360 .
9. Preparation к pirouette sur le cou de pied из V позиции.
10. Grand battements jete с pointee.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Понятие arabesque. (I, II, III, IV):
-
изучение I, II, III arabesque.
2. Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque.
3. Battements tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией
arabesque.
4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie.
5. Battements fondu в сочетании с soutenu u demi plie во всех направлениях
на 45
0
.
6. Battements frappe во всех направлениях на 45
0
в позах.
7. Battement releve lent и battement developpe как основополагающие
элементы adagio.
8. Temps lie par terre en dehors et en dedans,
-
temps lie par terre с перегибом корпуса.
9. Grand battements jete с pointee в позах.
ALLEGRO
1. Temps leve saute по I, II, V позициям
с продвижением вперед, в сторону, назад.
2. Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.
3. Pas echappe en tournant на
X
A поворота.
4. Pas assemble вперед, назад.
5. Pas jete en face.
6. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
7. Pas glissade в сторону.
8. Sissone tombe.
9. Pas chasse вперед.
10. Sissone ferme в сторону.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ
1. Pas echappe в сочетании с releve (double pas echappe).
2. Pas asseemble вперед, назад.
3. Pas de bourree suivi как один из танцевальных элементов хореографии.
4. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
5. Pas jete.
22
6 . Pas ballonnee.
7. Раз balancee.
8. Changement de pied.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и
освоенному материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно и выразительно исполнять программные движения и
элементарные комбинации;
- сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;
- выполнять движения музыкально грамотно;
- справляться с музыкальным темпом урока;
- обосновано анализировать выполнение заданной комбинации;
- анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;
- анализировать исполнение движений;
- знать об исполнительских средствах выразительности
танца;
- знать термины изученных движений;
- знать методику изученных программных движений;
- уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.
23
4-й класс (четвертый год обучения)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Предъявляемые требования при выполнении и изучении новых
движений к учащимся 4 класса остаются в основном прежними, как и в
предыдущих классах, но с учетом усложнения программы: продолжается
работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением
освоения
элементов
хореографической
грамоты,
воспитанием
более
свободного
владения
корпусом,
движением
головы
и
особенно
рук,
укреплением
устойчивости
(опломба)
в
различных
поворотах,
в
упражнениях на пальцах и полупальцах; переходом к элементам будущей
танцевальности, освоением более сложных танцевальных элементов.
Продолжает ся
работ а
над
развитием
пластично сти
и
в ы р а з и т е л ь н о с т и
р у к ,
ко р п у с а ,
в ы р а з и т е л ь н о с т ь ю
п о з ,
совершенствованием
исполнительской
техники
(введение
различных
полуповоротов и полных поворотов); подготовкой к вращению. Вводится
более
сложная
координация
движений
за
счет
использования
поз
в
экзерсисе
у
станка
и
на
середине;
усложнение
учебных
комбинаций,
развитие артистичности, манерности, изучение заносок; ускоряется общий
темп урока.
24
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Demi plie и grand plie с рукой en dehors, en dedans.
2. Battement tendu pour batterrie (как подготовка к заноскам).
3. Battement tendu jete в сочетании с pour le pied, pique, balansoire на четверть
из-за такта.
4. Flic-flac.
5. Раs tombee с продвижением и фиксацией ноги носком в пол;
- фиксация ноги на 45
0
.
6. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans в первоначальной раскладке;
-
и в конечной раскладке.
7. Battement soutenu на 45
0
во всех направлениях.
8. Battement frappe с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в
малые позы.
9. Demi rond на 90
0
en dehors et en dedans.
10. Battement developpe в сочетании с plie releve.
11. Petit battement с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди.
12. Grand battemnet jete с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги
носком в пол.
13. Pas de bourree simple en tournant.
14. Preparation и pirouett en dehors, en dedans из V позиции.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
25
1.
Battement fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 45
0
-
с demi rond на 45
0
en dehors, en dedans.
2. Battement double frappe с окончанием в demi plie и фиксацией ноги
носком.
3. Battement developpe в больших позах в сочетании с arabesgue.
4. Preparation к pirouette с IV позиции.
5. Tours chaines.
ALLEGRO
1. Pas echappe battu.
2. Double assemble.
3. Pas assemble с продвижением в сочетании с pas glissade.
4. Sisson fermee вперед в I arabesque.
5. Заноски entrechat, catre royle.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ
1. Раs echappe en tournant на 1/4 поворота.
2. Pas echappe по IV позиции.
3. Pаs de bоurreе suivi в epaulement с продвижением вперед и назад.
4. Pas de bourre simple en tournant.
5. Шаг jete-fondu (как танцевальный элемент хореографии).
6. Sissons simple en tournant на 1/2 поворота (как подготовка к pirouette из
V позиции).
7. Changement de pied en tournant на 1/4, 1/2 поворота.
8. Pаs ballonne с продвижением по диагонали.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и
освоенному материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и
уметь:
- грамотно и выразительно исполнять небольшие комбинации,
- добиваться различия в исполнении основных и связующих движений
выразительности в танцевальных комбинациях,
- обосновано анализировать художественное достоинство
классического танца,
- активно участвовать в исполнении прыжков,
- уметь качественно исполнять движения,
- уметь распределять свои силы, дыхание, подготовительные движения
на затакт, определяющий темп всего движения,
- знать и точно выполнять методические правила,
- уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений,
26
- знать термины изученных движений,
- знать об исполнительских средствах выразительности танца.
5-й класс (пятый год обучения)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Главная
задача
в
5
классе
-
это
подготовка
учащихся
к
27
представлению выпускной программы в максимально готовом виде.
На протяжении всего учебного года закрепляется весь программный
материал,
изученный
за
все
годы
обучения:
продолжается
работа
над
пластичностью
и
выразительностью
рук,
а
также
их
активностью
и
точностью
координации
при
исполнении
больших
поз
и
туров;
продолжается
работа
над
чистотой,
свободой
и
выразительностью,
точностью
исполнения
с
использованием
более
сложных
сочетаний
пройденных
движений;
происходит
дальнейшее
освоение
техники
пируэтов и заносок; создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро и
на пальцах на готовый музыкальный материал с использованием знакомой
и несложной балетной музыки; развитие виртуозности и артистичности;
приобретение законченной танцевальной формы;
Увеличиваются нагрузки в упражнениях у станка и на середине зала,
в allegro и экзерсисе на пальцах; осваиваются более сложные танцевальные
элементы; усвоение туров с различных приемов.
Продолжается работа над: пластичностью и выразительностью рук, а
также их активностью и точностью координации при исполнении больших
поз и туров, точностью и чистотой исполнения пройденных движений.
Освоение
техники
пируэтов
и
заносок,
создание
танцевальных
комбинаций
адажио,
аллегро
и
на
пальцах
на
готовый
музыкальный
материал, развитие виртуозности и артистичности, увеличение нагрузки в
adagio и усложнение его строения, освоение более сложных танцевальных
элементов, усвоение туров с различных приемов, дальнейшее развитие
силы ивыносливости,
совершенствование исполнительской
техники,
совершенствование координации, развитие артистичности, манерности,
чувство
позы,
изучение pirogues
с
различных
приемов,
а
также
подготовка
к
вращениям
по
диагонали,
знакомство
с
большими
прыжками, изучение прыжков с различных приемов и развитие баллона
в больших прыжках.
Примерный
рекомендуемый
список изучаемых движений
28
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1 .Demi plie и grand plie в сочетании с port de bras (движения рук,
перегибы корпуса) и degagee по II и IV позициям.
2. Flic-flac на 1/2 поворота en dehors et en dedans.
3. Battement fondu на полупальпах во всех направлениях.
4. Double battement fondu.
5. Temps re1eve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.
6. Положение attitude вперед и назад, как составная часть adagio.
7. Grand rond на 90
0
en dehors,
- en dedans.
8. Battement frappe и battement double frappe с выходом на полупальцы.
9. Petit battement sur le cou de pied на полупальцах.
10. Grand battement jete developpe (мягкий battement).
11. Pаs de bourre ballotte.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Battement tendu en tournent на 1/4 поворота.
2. Battement tendu jete в сочетании с flic-flac.
3. Rond de jambe par terre en tournent на 1/4 поворота en dehors et en dedans.
4. Battement fondu на 45
0
в сочетании с demi rond en dehors et en dedans на
полупальцах.
5. Battement double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в
малые позы на полупальцах.
29
6. Battement developpe в
сочетании
с attitudes, arabesques, с окончанием
в demi - plie и больших позах.
7. Четвертая форма port de bras.
8. Pirouette из V позиции с окончанием в IV позицию.
9. Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en tournent по
диагонали.
10. Preparation к tour en dedans.
ALLEGRO
1 .Temps leve saute no V позиции с продвижением по диагонали
приемом soubreseuant.
2. Sisson ouverte на 45
0
во всех направлениях.
3. Pas de chat.
4. Tour en l' air no I позиции.
5. Sisson simple en tournant на 1/2 поворота в сочетании с шагом
coupe- assemble.
6. Grand раs jete с продвижением вперед по диагонали.
7. Сценический sisson в 1-й arabesque.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ
1. Sisson ouverte на 45
0
во всех направлениях.
2. Coupe -ballonne в сторону.
3. Preparation к pirouette из V позиции и pirouette из V позиции.
4. Раs de bourree ballotte.
5. Различные шаги с фиксацией ноги в arabesques.
В первом полугодии (9 полугодие) проводится контрольный урок
по пройденному и освоенному материалу.
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании пятого года обучения :
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
программы учебного предмета «Классический танец»,
который
определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких,
как:
знание
рисунка
танца,
особенностей
взаимодействия
с
партнерами
на
сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание
особенностей
постановки
корпуса,
ног,
рук,
головы,
танцевальных
комбинаций;
-
знание средств создания образа в хореографии;
-знание
принципов
взаимодействия
музыкальных
и
хореографических
выразительных средств;
-умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
30
-умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
-умение
распределять
сценическую
площадку,
чувствовать
ансамбль,
сохранять рисунок танца;
-умение
осваивать
и
преодолевать
технические
трудности
при
тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
-умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений,
способствующих
развитию
профессионально
необходимых
физических
качеств;
-
умения
соблюдать
требования
к
безопасности
при
выполнении
танцевальных движений;
-
навыки музыкально-пластического интонирования;
-навыки
сохранения и поддержки собственной физической формы;
6 - й
к л а с с
(шестой год обучения)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю 6 класс.
В целом требования
совпадают с 5
классом по общеобразовательной программе в области
хореографического
искусства.
Обучение
учащихся
этого
класса
направленно на подготовку к поступлению в среднее профессиональное
образовательное учреждение.
Учащиеся,
осваивающие
6-летнюю
образовательную
программу,
сдают выпускной экзамен (итоговую аттестацию) в 6 классе.
В
данном
классе
продолжается
работа
над
умением
исполнять
грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал;
над развитием и совершенствованием у учащихся техники исполнения и
артистичности;
над
приобретением
законченной
танцевальной
формы;
выразительностью,
координацией
движений,
выработкой
силы,
выносливости и способности их гармоничному развитию; над освоением
более сложных танцевальных элементов.
В 6 классе рекомендуется помимо регулярных занятий экзерсисом
разучивать
отдельные
вариации,
построенные
на
основе
классического
танца. Требования к академическому концерту.
Учащиеся 6 класса к концу первого полугодия должны
продемонстрировать приобретенные знания, умения и навыки:
понимание
того,
что
танец
является
источником
высокой
исполнительской культуры, отражением эстетического стиля;
грамотное выполнение того или иного движения;
выполнение экзерсиса классического танца: у станка, на середине зала,
allegro.
выполнение поклонов, положения рук, корпуса, а также простейших
танцевальных комбинаций и вариаций;
31
знание освоенных движений и умение применять технику изучения
новых движений.
навыки публичных выступлений.
Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного
экзамена
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1.
Demi
plie
et
grand
plie
I,II,IV,V
позициям
в
сочетании
с
различными
положениями рук , port de bras(движения рук, перегибы корпуса) и degagee
по II и IV позициям.
2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face и на позы
(croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
-battements tendus pour le pied в сторону;
- double battements tendus;
- pour batterrie (как подготовка к заноскам).
3. Battement tendus jete по V и I позиции во всех направлениях en face и на
позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
- battements tendus jete с pique;
- balancoire.
4. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans et rond de jambe
par terre en dehors, en dedans в комбинации с:
- passe par terre с demi plie по I позиции, с окончанием в demi plie;
- rond de jambe par terre на demi plie;
- demi rond de jambe на 45
0
en dehors, en dedansrn целой стопе, на
полупальцах и на demi plie;
- port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях в сторону,
вперед, назад;
32
- III форма port de bras с вытянутой ногой назад.
5. Battements fondu во всех направлениях носком в пол, на 45
0
, en face и на
позы в комбинации с:
- с plie releve во всех направлениях на всей стопе и с выходом на
полупальцы;
- battements soutenu во всех направлениях носком в пол, на 45
0
, 90
0
;
- pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте и
с продвижением;
- с продвижением и фиксацией ноги носком в пол, фиксацией ноги на
45
0
;
-
на полупальцах во всех направлениях;
-
double battements fondu;
6. Temps re1eve (preparation к rond de jambe en l air) en dehors et en dedans.
7. Rond de jambe en l air en dehors, en dedans.
8. Battements frappe et battements double frappe во всех направлениях в
комбинации с:
-
battements double frappe с окончанием в demi plie;
-
с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые позы;
-
с выходом на полупальцы.
9.Petit battements с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди;
-
на полупальцах.
10. Adajio в сочетании с:
-
battements re1eve lent на 90
0
, во всех направлениях;
-
battements developpe во всех направлениях;
-
battements developpe в сочетании с plie releve;
-
demi rond et grand rond на 90
0
en dehors et en dedans на целой стопе,на
полупальцах, на demi plie;
-
положение attitude вперед и назад.
11. Grand battements jete из I, V позиций во всех направлениях en face и
на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с:
-
pointee;
-
с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в пол;
-
grand battements jete developpe (мягкий battements).
-
на 1/2 поворота en dehors et en dedans.
12. Поворот soutenu на 360
0
.
13. Preparation к pirouette sur le cou de pied en dehors, en dedans из V позиции.
14. Pas de bourree simple en tournant.
15. Pаs de bourre ballotte.
16. Releve no I, II, V позициям:
-
с вытянутых ног,
-
с demi - plie.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Demi - plie et no grand plie I,II,IV,V позициям в сочетании с
33
различными положениями рук.
2. Battements tendus по V и I позициям во всех направлениях en face, в
малых и больших позах в комбинации с:
-
pour le pied и demi plie в сторону;
-
double battements tendus;
-
в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque;
-
en tournent на 1/4, en dehors et en dedans.
3. Battements tendus jete по V и I позиции во всех направлениях en face, в
малых и больших позах в комбинации с:
-
battements tendus jete с pique;
-
в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque;
-
battements tendu jete в сочетании с flic-flac en dehors et en dedans.
4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans в комбинации с:
-
на demi plie;
-
en tournent на 1/4 поворота en dehors et en dedans.
5. Battements fondu во всех направлениях носком в пол, на 45
0
, en face, в
малых и больших позах в комбинации с:
-
soutenu u demi plie во всех направлениях на 45
0
;
-
fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 45
0
;
-
с demi rond на 45
0
en dehors, en dedans на целой стопе и на полупальцах.
6. Adajio в сочетании с:
-
battements re1eve lent на 90
0
. во всех направлениях;
-
battements developpe во всех направлениях в больших позах в сочетании с
arabesgue, attitudes c окончанием в demi - plie;
7. Grand battements jete из I, V позиций во всех направлениях en face, в
больших позах в комбинации с:
-
pointee.
8. I, II, III, IV, V, VI формы port de bras.
9. Releve no I, II, V позициям:
-
с вытянутых ног,
-
с demi plie.
10. Позы epaulement (croisee, efface, ecarte).
11. Arabesque: I, II, III, IV.
12. Pаs balance.
13. Preparation к pirouette с IV, V позиции.
14. Tours chaines.
15. Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en tournent по
диагонали.
ALLEGRO
1.Temps leve saute no I, II, IV, V позициям на месте.
2. Раз echappe:
-
en tournant на 1/4поворота;
3. Pas assemble - в сторону, вперед и назад;
34
-
с продвижением в сочетании с pas glissade.
4. Double assemble.
5. Sissonne simple en face.
6. Pas jete en face.
7. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
8. Pas glissade в сторону, вперед, назад.
9. Sissone tombe в сторону, вперед, назад.
10. Pas chasse в сторону, вперед, назад.
11.
Entrechat catre, royale.
12. Temps leve saute no V позиции с продвижением по диагонали приемом
soubreseuant.
13. Sisson ouverte на 45
0
во всех направлениях.
14. Pas de chat.
15. Tour en l' air no I позиции.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ
1. Re1eve no I, II, IV, V,VI позициям.
2. Раs echappe на II , IV позиции:
-
в сочетании с releve (double pas echappe);
-
en tournant на 1/4 поворота.
3. Раs assemble во всех направлениях.
4. Раs de bourre simple:
-
en tournant.
5. Раs de bourre suivi - на месте и с продвижением en face в позе epaulement.
6. Sissonne simple:
-
sissons simple en tournant на 1/2 поворота (как подготовка к pirouette из V
позиции).
7. Раs couru по диагонали на середине зала.
8. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
9. Pas jete.
10. Pas ballonnee на месте и с продвижением по диагонали;
-
^upe - ballonne в сторону.
11. Раs balancee.
12. Changement de pied:
-
en tournant на 1/4, 1/2 поворота.
13. Preparation к pirouette из V позиции и pirouette из V позиции.
Требования к выпускной программе
Выпускной экзамен должен выявить у учащихся полученные
знания, умения, навыки за весь срок обучения:
- умение исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный
программный материал;
- уровень исполнительской техники и артистичности в соответствии с
программными требованиями;
35
- освоение законченной танцевальной формы;
- знание и использование методики исполнения изученных движений;
- знание терминологии движений и основных поз;
- знания об исполнительских средствах выразительности танца;
- знание правил выполнения того или иного движения, ритмической
раскладки;
- умение обоснованно анализировать свое исполнение и анализировать
исполнение движений друг друга;
- умение находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других;
- анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального
жанра;
- владениеосознанным, правильным выполнением
движений,
самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
программы
учебного
предмета
«Классический
танец»,который
определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких,
как: знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на
сцене;
-знание балетной терминологии;
-знание элементов и основных комбинаций классического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
-умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
-умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
-умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
-умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
-умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
-навыки музыкально-пластического интонирования;
-навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
-навыки публичных выступлений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
36
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка
качества реализации программы "Классический танец” включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на
различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах,
конкурсах, просмотрах к ним и т. д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде просмотров
концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Требования к содержанию итоговой аттестации
обучающихся определяются образовательным учреждением. Итоговая
аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По
итогам
выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые
включают
в
себя
методы
контроля,
позволяющие
оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
каче ства
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности
учащихся
выпускного
класса
к
возможному
продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному
и
учитывать
индивидуальные
особенности
ученика:
37
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Приступая
к
обучению,
преподаватель
должен
исходить
из
накопленных
хореографических
представлений
ребенка,
всесторонне
расширяя
его
кругозор
в
области
хореографического
творчества,
в
частности, учебного предмета «Классический танец».
Особенно
важен
начальный
этап
обучения,
когда
закладываются
основы хореографических навыков - правильная постановка корпуса, ног,
рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса,
укрепления
физической
выносливости;
освоение
позиций
рук,
элементарных навыков координации движений; развития музыкальности,
умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С
первых
уроков
ученикам
полезно
рассказывать
об
истории
возникновения
хореографического
искусства,
о
балетмейстерах,
композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно
демонстрировать качественный показ того или иного движения,
использовать
ряд
методических
материалов
(книги,
картины,
гравюры
видео
материал),
цель
которых
-
способствовать
восприятию
лучших
образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного
искусства,
помочь
в
самостоятельной
творческой
работе
учащихся.
В
развитии творческого воображения играют значительную роль посещение
балетных спектаклей, просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель
в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной
цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения
танцевального
движения,
комбинации
движений,
вариации,
умения
определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического
образа,
умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографиче ских
упражнений,
спо собствующих
р а з в и т и ю
профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и
преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и
разучивании хореографического произведения.
Исполнительская
техника
является
необходимым
средством
для
исполнения
любого
танца,
вариации,
поэтому
необходимо
постоянно
стимулировать
работу
ученика
над
совершенствованием
е го
исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой
отведено особое место в хореографии и методической литературе всех
эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать
умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся.
Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во
время
занятий,
где
музыка
помогает
раскрывать
характер,
стиль,
содержание.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над
его
выразительностью,
точным
исполнением
ритмического
рисунка,
техникой,
38
- важнейшими средствами хореографической
выразительности
-
должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания преподавателя.
В
работе
над
хореографическим
произведением
необходимо
прослеживать
связь
между
художественной
и
технической
сторонами
изучаемого произведения.
Правильная
организация
учебного
процесса,
успешное
и
всестороннее
развитие
танцевально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно
от
того,
насколько
тщательно
спланирована
работа в целом, глубоко продуман план урока.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся
календарно-тематический
план,
который
утверждается
заведующим
отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его
выполнении
с
приложением
краткой
характеристики
работы
данного
класса.
При
составлении
календарно-тематического
плана
следует
учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки
обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те
движения,
которые
доступны
по
степени
технической
и
образной
сложности.
Календарно-тематические
планы
вновь
поступивших
обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления
с
особенностями,
возможностями
и
уровнем
подготовки
учеников.
39
VI.
Список методической литературы
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки»,
2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки»,
2009
40
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс», 1996;
4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007г
6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для
преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.:
«АРТ». 1992
8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах - М.,
Искусство, 1989
9.Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки»,
2011
10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин»
/ Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
11. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство,
1981
12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» - Л.:
Искусство, 1986
13. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978
14. Красовская В.
М. Агриппина
Яковлевна
Ваганова. — Л.:
"Искусство", 1989
15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные
повести. — М.: "Аграф", 1999
16. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967
17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у
палки по классическому танцу»/ Методическое пособие для
преподавателей. Харьков, 2010
18. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981
19. Тарасов
Н.И.
«Классическийтанец. Школа мужского
исполнительства» - М.: Искусство,1987
20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань»,
2009
21. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986
41