Напоминание

« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ»


Автор: Анищенко Людмила Яковлевна
Должность: преподаватель по классу народных инструментов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Новозыбкова
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: « ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Г.НОВОЗЫБКОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ:

« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДШИ»

СОСТАВИЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБОУ ДОД «ДМШ»

АНИЩЕНКО ЛЮДМИЛА ЯКОВЛЕВНА

Г. НОВОЗЫБКОВ 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Принципы здоровьесбережения

3. Факторы, влияющие на здоровье учащихся

4. Критерии здоровьезберегающих технологий

5. Технологии оптимальной организации учебного процесса.

6. Заключение.

Здоровьесберегающие технологии – понятие в педагогике не новое. В

19 и в 20 веках к ним уже обращались медики и педагоги с целью снижения

отрицательного

воздействия

на

здоровье

обучающихся.

На

современном

этапе они особенно востребованы, так как требования и информационные

нагрузки на ребенка постоянно возрастают.

Н.К.Смирнов

определяет

здоровьесберегающие

технологии

как…

«совокупностьприемов, методов и форм организации обучения школьников

без ущерба для их здоровья»…

Здоровье

ребенка,

его

социально-психологическая

адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его

бодрствования.

В

то

же

время

в

этот

период

происходит

наиболее

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

жизнь,

организм

ребенка

наиболее

чувствителен

к

экзогенным

факторам

окружающей среды.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство

проблем

здоровья

учащихся

создается

и

решается

в

ходе

ежедневной

практической

работы

учителей,

т.е.

связано

с

их

профессиональной

деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной

деятельности

в

сохранении

и

укреплении

здоровья

учащихся.

Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-

либо

одной

причины

(сложности

материала

или

психологической

напряженности),

а

определенным

сочетанием,

совокупностью

различных

факторов.

Современные

теоретические,

методические

подходы

к

формированию

здоровья

учащихся

в

педагогическом

процессе

и

в

повседневной

жизни

Здоровьесберегающие

технологии

реализуются

на

основе

личностно-

ориентированного подхода.

Принципы здоровьесбережения

В

создавшейся

обстановке

естественным

стало

активное

использование

педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По

словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные

технологии — это

системный

подход

к

обучению

и

воспитанию,

построенный

на

стремлении

педагога

не

нанести

ущерб

здоровью

учащихся».

Понятие

«здоровьесберегающая

технология»

относится

к

качественной

характеристике

любой

образовательной

технологии,

показывающей,

как

решает ся

задач а

сохранения

здоровья

уч ителя

и

у ч е н и ко в .

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,

к о т о р ы е

с ф о р м у л и р о в а л

Н .

К .

С м и р н о в :

«Не

навреди!»—

все

применяемые

методы,

приемы,

используемые

средства

должны

быть

обоснованными,

проверенными

на

практике,

не

н а н о с я щ и м и

в р е д а

з д о р о в ь ю

у ч е н и к а

и

у ч и т е л я .

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося— все используемое

должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние

участников образовательного процесса.

1.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к

случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2.

Субъект

-

субъектные

взаимоотношения—

учащийся

является

непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий.

3.

Соответствие

содержания

и

организации

обучения

возрастным

особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, сложность материала

должны соответствовать возрасту учащихся.

4.

Комплексный,

междисциплинарный

подход—

единство

в

действиях

педагогов, психологов и врачей.

5.

Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом

поступке,

действии

сначала

выделяют

положительное,

а

только

потом

отмечают недостатки.

6.

Активность—

активное

включение,

а

любой

интересный

процесс

снижает риск переутомления.

И, чуть ли не самый важный аспект: ответственность за свое здоровье— у

каждого

ребенка

надо

стараться

сформировать

ответственность

за

свое

здоровье,

только

тогда

он

реализует

свои

знания,

умения

и

навыки

по

с о х р а н н о с т и

з д о р о в ь я .

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в

учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса;

2.технологии

оптимальной

организации

учебного

процесса

и

физической активности школьников;

3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые

на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом

зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной

деятельности, возможность длительно поддерживать умственную

работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное

наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на

состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни

гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения:

- Обстановка и гигиенические условия в классе

- Количество видов учебной деятельности

- Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

- Количество видов преподавания

- Чередование видов преподавания

- Наличие и место методов, способствующих активизации

Поза учащегося

- Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

- Психологический климат на уроке.

- Эмоциональные разрядки на уроке-

определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных

отвлечений в процессе учебной деятельности.

- Темп окончания урока.

Характеристика

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и звуковые раздражители.

Виды учебной деятельности: опрос по домашнему заданию, разбор нового произведения, чтение с листа, прослушивание

пьес, исполняемых педагогом.

Виды

преподавания:

словесный,

наглядный,

самостоятельная

работа,

аудиовизуальный,

практическая

работа,

самостоятельная работа.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли учителя). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,

самооценки, взаимооценки).

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы, отдыха.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:

- стремление больше узнать, радость от активности,

-интерес к изучаемому материалу

- в з а и м о о т н о ш е н и я

н а

у р о к е :

у ч и т е л ь

у ч е н и к

( к о м ф о р т

-

напряжение,

сотрудничество

авторитарность,

учет

возрастных

особенностей);

ученик

ученик(сотрудничество

соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт

позволяют выделить четыре основных правила построения урока

с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном

уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика воспринимать

необходимую информацию и понимать ее. А для этого необходимо

сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание

того что он хочет узнать, готовность и умение принимать информацию.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

- 1-й этап: учитель сообщает информацию, разбор теоретического материала,

или его повтор (одновременно стимулирует вопросы);

- 2-й этап: работа с произведениями, работа над техникой, по возможности

ученики формулируют и задают вопросы

-3-й этап: закрепление пройденного, беседа.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств

индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением

психических функций между полушариями. Выделяются различные типы

функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них

характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и

обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного

типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное

доминирование одного из полушарий.

- Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный

материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его

запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум

работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение

учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит

и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения

здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,

объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1. 5-25-я минута — 80%;

2. 25-35-я минута — 60-40%;

3. 35-40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок,

организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен

приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и

выраженными формами утомления.

Для снятия напряжения мышц, возникающее особенно у начинающих

музыкантов, можно воспользоваться ..гимнастикой маленьких волшебников,

разработанной психологами Центра образования Евсеевой А.А. и Супоневой

И.В.

Основной

целью

проведения

игровых

упражнений

является

профилактика простудных заболеваний, снятие стресса и перенапряжения. В

процессе игры дети смеются, могут вволю покричать и погримасничать,

свободно выражая свои эмоции.

1. «Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты

«по –турецки».

Ставим пальчики на середину грудины и вращательными движениями по

часовой стрелке заводим машину со звуком : «Ж-Ж-Ж». Затем- то же против

часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком

«ПИ»(сигнал, что машина завелась).

2. «Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные

раковины,

лепим

ушки

внутри

по

бороздкам.

Растираем

за

ушами,

«промазываем глину», чтобы ушки не отклеивались.

Особенно детям подходят упражнения для расслабления плечевого пояса

и рук.

СТРЯХИВАЕМ ВОДУ С ПАЛЬЦЕВ.

1.

Исходное

положение:

руки

согнуты

в

локтях

ладонями

вниз,

кисти

пассивно свисают.

2. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как

тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями ребятам полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы

яснее

чувствовалась

разница

в

напряженном

и

расслабленном

состоянии

мышц.

Лимон

1. Опустите руки вниз и представьте, что в правой руке находится лимон, из

которого нужно выжать сок.

2.

Медленно

сжимайте

как

можно

сильнее

правую

руку

в

кулак.

Почувствуйте, как она напряжена.

3. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же левой рукой.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает детям

постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.

Утомление, возникающее в результате работы - временное ухудшение

функционального

состояния

человека,

выражающееся

в

снижении

работоспособности.

Но

утомление

не

следует

рассматривать

только

как

отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма,

стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных

возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает

постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее

в переутомление.

Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность

учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем

способствовать здоровьесбережению.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый

мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению не думают об этом, мы обязаны

помочь

каждому

ребенку

осознать,

что

нет

более

прекраснее

здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует,

п о л у ч а е т

уд о в л е т в о р е н и е

о т

с в о е й

р а б о т ы ,

с т р е м и т ь с я

к

самосовершенствованию.

Давайте, совместными усилиями, мы будем растить здоровых, талантливых

учеников!



В раздел образования