Опорные схемы, памятки и рифмовки в развитии орфографической зоркости.
Автор: Доценко Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 имени И. И. Вехова Населённый пункт: ст. Александрийская Георгиевский район Ставропольский край Наименование материала: обобщение опыта работы Тема: Опорные схемы, памятки и рифмовки в развитии орфографической зоркости. Раздел: начальное образование
•
показать способы и приемы работы по
развитию орфографической зоркости;
•
сформировать умения ребят замечать
орфограммы на слух и узнавать их на
письме;
•
развивать орфографическую зоркость,
используя различные тренировочные
упражнения, опорные схемы и памятки,
разноуровневые задания.
Формирование у учащихся интереса к предмету.
Обучение учащихся грамотному изложению своих
мыслей в устной и письменной формах.
Обеспечение оптимальных условий
для эффективной учебной деятельности учащихся.
Приемы работы
по предупреждению
ошибок
Опорные схемы
и памятки
О
п
е
р
е
ж
а
ю
щ
е
е
о
б
у
ч
е
н
и
е
П
р
о
б
л
е
м
н
о
е
о
б
у
ч
е
н
и
е
Доступность
Нет признаков опознавательных орфограмм у
слов с непроверяемыми безударными
гласными
,
у дефиса, у большой буквы в начале
предложения, в именах собственных и
географических названиях .
•
Правописание звонких и
глухих согласных в корне
слова перед суффиксом к.
•
Глаголы на -ться, - тся, где
слышим –ца при
произношении.
Существительные на –ца.
Непроизносимые согласные
[сн].
Глаголы на –ишь, -ешь.
Падежные окончания
существительных I, II, III
склонений со словами
помощниками.
Имена собственные
Наглядность
Приплыла сюда к нам рыбка.
Звонкий стал глухим –
Ошибка!
Парный быстро проверяй
Рядом гласный подставляй!
ЦА
Кто? Что?
Занимательност
ь
Послушай, друг мой,
мудреца.
Узнай слова,
где слышим
ца.
Занимательность
Утром нужно умываться,
Зубы чистить, одеваться,
Быстро в школу собираться.
В школе будем мы учиться
Перестанут все лениться.
Наглядность
-ишь, -ешь в
глаголах
не ешь.
Слова-помощники
I склонение
Земля
Лиса
II склонение
Слон
Конь
Слова-помощники
III склонение
Степь
Слова-
помощники
используются
для проверки
правописания
безударных
падежных
окончаний
имен
существитель-
ных трех
склонений
П
р
о
б
лем
н
ое
об
у
ч
ен
и
е
При объяснении новой темы
При закреплении и обобщении материала
При решении орфографических задач
Иногда согласные играют с нами в
прятки. Они не произносятся, но
пишутся в тетрадке.
Опе
р
е
ж
а
ю
щ
е
е
о
б
у
ч
е
н
ие
Развивает инициативу школьников, приучает считаться с
интересами коллектива, приходить друг другу на выручку.
Обучение проходит с опорой на знания сильных учеников.
Перед союзами а и но не думай впустую, а ставь запятую.
Ученики в конце 2 и начале 3 классов
получают представление об
однородных членах предложения и их
связи с помощью союзов и без них.
Й
Е
М
Й
О
М
Ч
Щ
Ж
Ш
Ц
Ч
Щ
Ж
Ш
Ц
Тучей, рощей, душем,
зайцем
Свечой, плащом,
врачом, кольцом
Приемы работы
по предупреждению
ошибок
1.
Ориентировочная часть
2.
Исполнительная часть
3.
Контрольная часть
Работа по алгоритму. 1 способ
1.Нахожу глагол с безударным личным окончанием.
2.Ставлю его в форму 3 лица множественного числа.
3.Смотрю на окончание.
4.Узнаю спряжение.
5.Запишу глагол с нужным окончанием.
Работа по алгоритму. 2 способ
1.Нахожу глагол с безударным личным окончанием.
2.Ставлю его в неопределенную форму.
3.Смотрю на суффикс.
4.Узнаю спряжение.
5.Запишу глагол с нужным окончанием.
Использование памяток-схем для проверки
написания безударных гласных.
Работа по алгоритму.
1.Определяю ударение(на первый слог или на последний слог).
2.Подбираю проверочное однокоренное слово.
3.Изменяю форму слова.
Ед.ч. Мн.ч.
Опорные схемы
и памятки
Правописание мягкого знака у существительных
после шипящих _ж,ш, ч,щ.
Алгоритм рассуждений при написании падежных окончаний
существительных I, II, III склонений.
1.Определю тип склонения.
2.Узнаю падеж.
3.Вспомню слово-помощник для каждого склонения.
4.Пишу окончание.
Например,
у опушки.
1. I склонение.
2. Родительный падеж.
3. У земли.
4. Пишу окончание И.
Склонение
Падеж
земля
е
и
Правописание
суффиксов
глаголов
прошедшего
времени
Опорные схемы
и памятки
1.
Уяснение смысла, значения слова.
2.
Формирование самостоятельности и активности работы.
Установка на внимательное отношение к слову, к его
произношению и письму.
3.
Систематический разбор слов и предложений, который
сопровождается алгоритмом доказательства.
4.
Не упускать из виду фонетический разбор, разбор по составу,
синтаксический и морфологический разборы.
5.
Помнить о чередовании на уроке грамматических упражнений
со словарно-орфографическими.
6.
Работа по предупреждению орфографических и других речевых
ошибок.
7.
Систематичность работы и система повторения обусловит