Напоминание

Опорные схемы, памятки и рифмовки в развитии орфографической зоркости.


Автор: Доценко Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24 имени И. И. Вехова
Населённый пункт: ст. Александрийская Георгиевский район Ставропольский край
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: Опорные схемы, памятки и рифмовки в развитии орфографической зоркости.
Раздел: начальное образование





Назад






Опорные схемы,

памятки и рифмовки

в развитии орфографической

зоркости

Автор работы:

Доценко Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24

им. И.И.Вехова ст.Александрийской»

Георгиевского района

• показать способы и приемы работы по развитию орфографической зоркости; • сформировать умения ребят замечать орфограммы на слух и узнавать их на письме; • развивать орфографическую зоркость, используя различные тренировочные упражнения, опорные схемы и памятки, разноуровневые задания.
 Формирование у учащихся интереса к предмету.  Обучение учащихся грамотному изложению своих мыслей в устной и письменной формах.  Обеспечение оптимальных условий для эффективной учебной деятельности учащихся.
Приемы работы по предупреждению ошибок
Опорные схемы

и памятки
О п е р е ж а ю щ е е о б у ч е н и е П р о б л е м н о е о б у ч е н и е

Доступность  Нет признаков опознавательных орфограмм у слов с непроверяемыми безударными гласными , у дефиса, у большой буквы в начале предложения, в именах собственных и географических названиях . • Правописание звонких и глухих согласных в корне слова перед суффиксом к. • Глаголы на -ться, - тся, где слышим –ца при произношении.  Существительные на –ца.  Непроизносимые согласные [сн].  Глаголы на –ишь, -ешь.  Падежные окончания существительных I, II, III склонений со словами помощниками.

Имена собственные





Наглядность Приплыла сюда к нам рыбка. Звонкий стал глухим – Ошибка! Парный быстро проверяй Рядом гласный подставляй!
ЦА
Кто? Что? Занимательност ь Послушай, друг мой, мудреца. Узнай слова, где слышим ца.
Занимательность Утром нужно умываться, Зубы чистить, одеваться, Быстро в школу собираться. В школе будем мы учиться Перестанут все лениться. Наглядность -ишь, -ешь в глаголах не ешь.
Слова-помощники  I склонение Земля Лиса
 II склонение Слон Конь Слова-помощники
 III склонение Степь Слова- помощники используются для проверки правописания безударных падежных окончаний имен существитель- ных трех склонений
П р о б лем н ое об у ч ен и е  При объяснении новой темы  При закреплении и обобщении материала  При решении орфографических задач



Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Опе р е ж а ю щ е е о б у ч е н ие
Развивает инициативу школьников, приучает считаться с

интересами коллектива, приходить друг другу на выручку.

Обучение проходит с опорой на знания сильных учеников.

Перед союзами а и но не думай впустую, а ставь запятую.

Ученики в конце 2 и начале 3 классов

получают представление об

однородных членах предложения и их

связи с помощью союзов и без них.


Й

Е

М

Й

О

М

Ч

Щ

Ж

Ш

Ц

Ч

Щ

Ж

Ш

Ц

Тучей, рощей, душем,

зайцем

Свечой, плащом,

врачом, кольцом





Приемы работы

по предупреждению

ошибок

1.

Ориентировочная часть

2.

Исполнительная часть

3.

Контрольная часть

Работа по алгоритму. 1 способ

1.Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

2.Ставлю его в форму 3 лица множественного числа.

3.Смотрю на окончание.

4.Узнаю спряжение.

5.Запишу глагол с нужным окончанием.

Работа по алгоритму. 2 способ

1.Нахожу глагол с безударным личным окончанием.

2.Ставлю его в неопределенную форму.

3.Смотрю на суффикс.

4.Узнаю спряжение.

5.Запишу глагол с нужным окончанием.




Использование памяток-схем для проверки

написания безударных гласных.

Работа по алгоритму.

1.Определяю ударение(на первый слог или на последний слог).

2.Подбираю проверочное однокоренное слово.

3.Изменяю форму слова.

Ед.ч. Мн.ч.


Опорные схемы

и памятки

Правописание мягкого знака у существительных

после шипящих _ж,ш, ч,щ.



Алгоритм рассуждений при написании падежных окончаний

существительных I, II, III склонений.

1.Определю тип склонения.

2.Узнаю падеж.

3.Вспомню слово-помощник для каждого склонения.

4.Пишу окончание.

Например,

у опушки.

1. I склонение.

2. Родительный падеж.

3. У земли.

4. Пишу окончание И.
Склонение Падеж земля е и

Правописание

суффиксов

глаголов

прошедшего

времени

Опорные схемы

и памятки


1.

Уяснение смысла, значения слова.

2.

Формирование самостоятельности и активности работы.

Установка на внимательное отношение к слову, к его

произношению и письму.

3.

Систематический разбор слов и предложений, который

сопровождается алгоритмом доказательства.

4.

Не упускать из виду фонетический разбор, разбор по составу,

синтаксический и морфологический разборы.

5.

Помнить о чередовании на уроке грамматических упражнений

со словарно-орфографическими.

6.

Работа по предупреждению орфографических и других речевых

ошибок.

7.

Систематичность работы и система повторения обусловит

прочность навыков грамотного письма.



Словарная работа







В раздел образования