Напоминание

Работа над вибрацией в классе скрипки


Автор: Филиппова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над вибрацией в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО «Эжвинская детская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

«Работа над вибрацией в классе скрипки

Составитель:

преподаватель класса скрипки Филиппова И. Н.

Сыктывкар

2019 г.

Содержание

1.Пояснительная записка………………...............................................................3

2.Немного о вибрации……….................................................................................3

2.1.Понятие «вибрато»………………………………………………………….3

2.2. Об акустике скрипичной вибрации ……………………………………….4

2.3. Разновидности скрипичной вибрации.........................................…………...4

3. Работа над вибрацией………………………………………………………...5

3.1.Упражнения для развития вибрационного навыка………………. ………5

3.2. О перспективах и сроках работы над вибрацией…………………………7

4.Заключение…………………………………………………………….……….8

5.Список используемой литературы…………………………………………….9

2

1. Пояснительная записка

Далеко

не

все

учащиеся

скрипичных

классов

могут

применить

качественную вибрацию в игре. Работа над освоением вибрационного навыка

довольно сложный процесс, начинать который следует постепенно уже в

начальном периоде обучения. Вибрато является одним из важнейших средств

выразительности

в

игре

на

струнно-смычковых

инструментах,

поэтому

данная тема всегда является актуально.

Без вибрации скрипичный звук

пустой,

одноликий.

Вибрато

помогает

создать

музыкальный

образ,

насыщенный новыми красками, эмоционально более яркий и напряжённый.

Цель

данной

работы:

раскрытие

основных

проблем

работы

над

вибрационным навыком.

Задачи:

1.Определение понятия вибрато.

2.Обзор видов вибрации.

3.Ознакомление

с

упражнениями

для

формирования

качественного

вибрационного навыка.

В данном сообщении рассматривается понятие «вибрато», его виды. На

примере

выдающихся

педагогов-

скрипачей

детально

рассмотрены

пути

формирования навыка вибрации.

Также

в

данном

сообщении

предложены

специальные

упражнения,

способствующие

формированию

качественной

вибрации

и

методы

устранения недостатков, встречающихся при работе над ней.

2. Немного о вибрации.

2.1. Понятие «вибрация».

Вибрация

это небольшие периодические изменения высоты звука

вокруг одного уровня. Как и штрихи, она является средством художественной

выразительности, наделяя звук богатством различных оттенков и красок.

3

Термин «вибрато» появился лишь в 19 веке, а до того её называли тесной

трелью

и

употреблялась

она

в

качестве

одного

из

видов

мелизматики.

Вибрация

впервые

упоминается

в

«Универсальной

гармонии»

Мерсена

(1636), где сказано: «Слушатели поддаются особому очарованию, когда игра

сопровождается лёгким колебательным движением левой руки». Итальянский

скрипач Ф. Джеминиани в своём труде «Искусство игры на скрипке» (1751г)

писал:

«Скрипачи,

сильно

придавливая

пальцем

струну,

равномерно

покачивают кистью… Звук от этого становится только приятнее, поэтому

использовать его нужно как можно чаще».

В эпоху романтизма вибрация из

украшения

превращается

в

средство

музыкальной

выразительности,

становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства

скрипача.

2.2.

Об

акустике

скрипичной

вибрации.

Для

правильного

формирования

вибрационного

навыка

нужно

иметь

ввиду,

что

во

время

вибрирования

происходит

повышение

и

понижение

высоты

звука

вокруг

некоей средней точки- основной частоты звучащего тона. При этом средний

размах вибрации у квалифицированных скрипачей обычно не превышает

четверти

тона.

Ширина

звуковой

зоны,

в

пределах

которой

все

звуки

воспринимаются как интонационно верные, несколько превышает четверть

тона – поэтому в пределах зоны высота звука может быть повышена или

понижена и не нарушает чистоты интонации, необходимой для впечатления.

Кроме того, качество вибрато зависит от частоты колебаний руки в секунду, а

также

от

величины

размаха

движений

и

их

равномерности.

Наиболее

качественное вибрато образуется при частоте от 6 до 7 колебаний в секунду.

2.3.

О

разновидности

скрипичной

вибрации.

В

скрипичной

исполнительской

практике

используются

различные

формы

вибрации:

локтевая, кистевая, смешанная с двумя разновидностями и пальцевая. При

локтевой

вибрации

активную

роль

выполняет

предплечье,

а

ведомыми

являются

кисть

и

суставы

пальцев.

Этот

тип

вибрации

образуется

в

4

результате недостаточной эластичности кисти и пальцевых суставов. При

кистевой вибрации

активное,

ведущее

движение

принадлежит

кисти,

вовлекающей

в

процесс

суставы

прижатого

к

грифу

пальца.

Кисть

способствует

развитию

мягкости

и

эластичности

пальцевых

суставов.

В

смешанном типе вибрации различают два подтипа:1) предплечье заставляет

колебаться кисть и пальцы. 2) когда активная кисть вовлекает в движение

предплечье.

Именно

такой

тип

вибрации

наиболее

желателен.

Пальцевая

вибрация

как

правило

возникает

стихийно

в

результате

зажатости суставов и мышц левой руки.

3. Работа над вибрацией.

3.1.Упражнения для развития вибрационного навыка.

Выдающийся педагог Юрий Исаевич

Янкелевич часто шутил, что

вибрато труднее испортить, чем поставить. В психологическом отношении

вибрато

-

одна

из

самых

сложных,

самых

трудных

проблем

скрипача.

Быстрота и мелкая амплитуда вибрационного движения делают трудным

анализ

и

внешний

контроль

за

ним.

Вибрато

входит

в

область

подсознательного

навыка

и

с

большим

трудом

поддаётся

осмыслению.

Педагог должен видеть сложности, которые будут стоять перед левой рукой,

состояние руки, постановку пальцев. В технологическом отношении основа

не

движение,

а

первоначальный

импульс.

Он

может

быть

кистевым,

локтевым, смешанным, но передатчиком импульса всегда является палец.

Очень важно иметь свободу в фаланге, палец нельзя сильно прижимать к

струне, ощущение мягкости и эластичности должно быть также и во всех

остальных

частях

руки.

При

более

зажатой

руке

возникает

локтевая

вибрация, при гибкости - кистевая. Дефекты в вибрато связаны прежде всего

с не устранённой зажатостью руки. Исправить этот дефект можно только

освобождением

захвата шейки скрипки, плотности пальцев на струне и

упражнения для освобождения большого пальца - передвижением его вдоль

5

грифа и смены позиции - лучшее средство для снятия зажатости. Ещё один

приём - вести смычок медленно и свободно вести левой рукой вдоль грифа

без постановки пальцев на струну. Высовывать большой палец над грифом и

убирать его вниз. Для освобождения фаланги - играть хроматические гаммы.

Исправить

слишком

мелкую

вибрацию

можно

путём

успокоения

руки,

применяя широкие вибрационные движения кисти и наоборот - широкое

вибрато

исправляется

созданием

более интенсивного движения в локте,

активизацией импульса. Следует развивать вибрато всеми пальцами, во всех

позициях. Иногда ученик не может овладеть вибрато не из-за отсутствия

способности к нему, а вследствие недостатка потребности выражать свои

переживания. В таком случае нужно укреплять волю к вибрато. Вибрато

должно

быть

разнообразным,

иначе

оно

станет

навязчивым,

и

не

будет

выполнять

художественную

функцию.

Ю.И.

Янкелевич

говорил,

что

наивысшим мастерством умения применять вибрато по желанию, извлекать

тот звук, который хочешь услышать, а не пассивно радоваться звуку, который

извлекаешь, как бы он красив не был. Чтобы добиться различной формы

вибрато

нужно

сначала

применять

вибрато

в

нижней

позиции,

стараясь

запомнить форму вибрации, потом тем же пальцем

провибрировать

в

высшей позиции или наоборот, не изменяя при этом формы движения руки.

Так как естественная форма движений в разных позициях иная, но при таком

упражнении можно получить более управляемое движение и иной характер

звучания. Для полного освоения вибрато необходимо, чтобы в упражнениях

были следующие элементы:

1.

Вибрато во всех промежуточных элементах – локоть, кисть, пальцы.

2.

Медленное и быстрое вибрато.

3.

Ускоряющее и замедляющее вибрато.

4.

Узкое и широкое по размаху вибрато.

6

5.

Вибрато с постепенным увеличением и уменьшением размаха.

6.

Все виды вибрато исполнять на всех нюансах в процессе их изменения.

7.

Все возможные комбинации использовать на всех пальцах.

8.

Возможные комбинации использовать в двойных нотах.

9.

Все упражнения производить в разных позициях.

10.

Упражняться не только на одном пальце, но и во время перемены

пальцев, добиваясь непрерывного вибрато туда и обратно.

Начинают

постановку

вибрации

с

кистевой.

Предварительно

без

скрипки

проверить

свободу

кистевого

сустава

медленно

и

свободно

покачивая назад кисть. Левую руку держать перед собой.

Поставить руку в 3 позицию, когда кисть касается обечайки (это не даёт

кисти и кистевому суставу двигаться вперёд).

1.Скользить

поочерёдно

каждым

пальцем,

помогая

только

кистью

тянуться вверх и обратно. Работать надо ритмично со счётом, чувствовать

мягкую подушечку пальца. Указательный палец следует отвести от шейки

скрипки. Оставить только две точки опоры.

2.В следующем упражнении без смычка 2м или 3м пальцем ритмично

перекатывать палец на подушечке. Указательный палец, не касаясь шейки

скрипки , сначала отходит от неё, перекатываясь через всю подушечку пальца

и возвращается на место.

3.Следующее упражнение со смычком со счётом проигрывать по 2 или

4

колебания

на

смычок.

Важно

выработать

управляемую

свободную

вибрацию,

а

не

зажатую

тряску

рукой.

На

начальном

этапе

возможно

вибрировать не всю ноту на пьесах .Полезно проигрывать

без смычка

вибрируя всеми пальцами. Работать над локтевой вибрацией следует тогда,

7

когда

хорошо

поставлена

кистевая,

иначе

неизбежны

зажатие

плечевого

сустава и плечевого пояса.

3.2. О перспективах и сроках работы над вибрацией.

До сих пор среди

педагогов – инструменталистов существует точка

з р е н и я

о

в р о ж д ё н н о й

с п о с о б н о с т и

к

в и б р а ц и и .

О.Агарков в своей книге «Вибрато в игре на скрипке» (1956) считает, что для

начала

работы

над

вибрацией

необходимо

наличие

двух

непременных

условий: 1. Возникновение у учащегося активной слуховой потребности в

вибрато,

придающему

звуку

скрипки

разнообразную

о к р а с ку.

2. Отсутствия излишних мышечных напряжений в игровом аппарате

1

.

По мере продвижения педагог должен научить ученика вибрировать в

разных темпах и с разной степенью интенсивности, а также произвольно

сокращать вибрацию, которую не следует применять механически, вне связи

с содержанием произведения.

Вибрато в игре на струнных инструментах, как известно, тесно связано

с выявлением эмоционального содержания произведения, с его динамикой ,

фразировкой,

филировкой

звука

и

другими

исполнительскими

навыками.

Дальнейшая работа над вибрацией и совершенствованием этого навыка, над

их

i

разнообразием должна проводиться систематически в процессе изучения

музыкальных произведений различных стилей.

Заключение.

В данной работе автор осветил тему работы над важным навыком –

вибрато на скрипке, проблемы и способы их устранения, привел примеры

упражнений,

способствующих

выработке

качественной

вибрации.

Бесспорно верно утверждение А. Готсдинера о том, что «педагог может и

1

Аарков О



. «Вибрато в игре на скрипке: исследовательско-методичский очерк-М., 1956, с.17

8

должен заниматься воспитанием вибрации у каждого ученика, не ожидая

пока этот навык возникнет самостоятельно»

2

.

Используемая литература

1.

Агарков

О.

Вибрато

в

игре

на

скрипке:

Исследовательско–

методический очерк. – М., 1956

2.

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений

скрипичной классики. – С.Петербург,2004

3.

Готсдинер А. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в

классе скрипки. – Л., 1963

4.

Турчанинова Г. Некоторые вопросы начального обучения скрипача. –

М., 2007

5.

Флеш К. Искусство скрипичной игры – Классика 21 век, 2007

2

Готсдинер А



. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки.Л.,1963,с.38

9

i



В раздел образования