Напоминание

Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»


Автор: Коновальчик Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета
Населённый пункт: Красносельский район Санкт-Петербург
Наименование материала: Урок литературного чтения 2 класс ФГОС
Тема: Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения

2 класс

Тема. Картины осенней природы в

стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью

дышало…»

Технология формирования типа

правильной читательской

деятельности.

Коновальчик Н.В.- учитель высшей категории

2019 год

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо

осенью дышало…»

Цель урока. Научить осознанно, выразительно читать стихотворение

А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Задачи:

1.

Совершенствовать навыки чтения: осознанность, правильность,

выразительность.

2.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

3.

Развивать связную речь, воображение, память.

4.

Учить организовывать свою деятельность с деятельностью соседа (т.е.

учить работать в парах)

5.

Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки ребёнка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа

презентации.

Литература: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс,

часть первая, Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2007 год

Ход урока

Ответы детей

Ι этап.

Постановка темы и цели урока. Работа над текстом до чтения.

(Антиципация)

- Прочитайте с доски фамилию автора и заголовок

произведения, над которым мы будем работать.

- О чём пойдет речь?

- Какое это произведение по жанру?

- Откройте учебники на странице 99. И проверьте,

правильны ли были ваши предположения.

- Почему вы так решили?

- Как будем называть автора этого стихотворения?

- Какие произведения этого поэта вы уже читали?

- Можем ли мы по заголовку определить

настроение стихотворения?

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, и

(На доске: А.С.Пушкина

«Уж небо осенью

дышало…»)

- Название говорит нам о

том, что сегодня мы будем

читать произведение об

осени.

- Трудно определить по

названию.

- Стихотворение, потому

что все произведения

А.С.Пушкина, которые мы

изучали, были

стихотворения.

- Это стихотворение.

- Потому что текст

написан стихотворной

строкой.

- Поэт.

- «Сказка о рыбаке и

рыбке»

- « Сказка о царе

Салтане…»

- Это очень трудно.

- Вероятно, речь пойдёт об

подумайте, о чём ещё пойдёт речь в

стихотворении?

- Чтобы узнать с каким настроением поэт говорит

нам о красоте осенней природы, мы прочитаем

стихотворение.

осенней природе, о её

красоте.

ΙΙ этап.

Работа с текстом во время чтения.

- Самостоятельно прочитайте стихотворение про

себя.

/Чтение стихотворения детьми./

- Какие чувства у вас возникли при прочтении

стихотворения?

- Какие картины вы представили?

- Правильны ли были наши предположения на счёт

того, о чём пойдёт речь?

- А теперь мы можем определить настроение этого

произведения? Какую музыку (печальную,

весёлую, протяжную, бодрую, торжественную…)

вы бы подобрали или сочинили к этому

стихотворению?

- Мне стало грустно.

- Грусть, печаль.

- Я представила, как

улетают птицы осенью на

юг.

- Я представил осенний

день, опадают листья.

- Солнышко не светит,

холодно.

- Да.

- Мы правильно

определили, что речь

пойдёт об осенней

природе, но настроение

нам было трудно

определить.

- Печальную

- Тихую.

- Грустную.

- Это стихотворение лирическое, то есть

выражающее чувства и переживания, поэтому мы

будем читать его медленно, вдумчиво, по

строчкам.

/Читают сильные ученики по строчкам/

Уж небо осенью дышало,

- Как поэт говорит о небе?

- Как вы понимаете это выражение?

- Какие средства языковой выразительности

использует автор?

- Какую картину можно представить, прочитав эти

строчки. Попробуйте словесно нарисовать это

небо.

Уж реже солнышко блистало,

- Как автор говорит о солнце?

- Как вы понимаете это выражение?

- Солнце излучает не яркий свет.

- Подберите синонимы к слову «блистало».

- Какую картину можно представить, прочитав эти

строчки.

- Небо дышало.

- Небо изменилось.

- Небо стало другим по

сравнению с летом.

- Олицетворение.

- Небо осенью стало как

будто бы ниже. Летом оно

светло голубое, а осенью

сероватое.

- Осеннее небо тускнеет,

становится бледным

- Оно реже блистало.

- Солнце на небе меньше

появляется, меньше светит.

- Солнце не так сильно

греет как летом.

- Сияло.

- Сверкало.

- Блестело.

- Солнышко на небе светит

не ярко. Оно стало

бледным.

- Прочитаем следующую строчку.

Короче становился день,

- Что хочет нам сказать поэт этими строчками?

- Что в этой строчке означает слово «короче»?

- Поэт нам хотел сказать, что природа осенью

меняется. И этими строками он описывает

изменения в неживой природе.

- В каком темпе надо читать эти строки?

- Прочитайте эти три строчки друг другу

выразительно. Постарайтесь правильно выбрать

интонацию.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

/Послушать ученика. Дать оценку./

- Молодец. Ты читал медленно, красиво,

правильно выделил голосом главное слово.

- Прочитайте следующую строчку.

Лесов таинственная сень

- О чём говорит поэт?

- Возможно, оно на небе

совсем не блестит, а

просто чуть-чуть светит.

- Осенний день стал

меньше.

- Теперь рано темнеет и

поздно светает.

-Непродолжительный,

маленький по времени.

- Я думаю, что медленно,

спокойно, потому что ни

каких быстрых действий

не происходит.

(Сначала читают 2-3

сильных ученика, затем 2-

3 слабых.)

/сильные ученики/

- О лесе.

- Непонятно слово «сень».

- Всё ли понятно?

- Кто знает ответ?

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос и

узнать, кто был прав?

- Прочитайте.

- Что же означает слово «сень»?

- К счастью тут нет опечатки и всё написано

правильно. А какой покров имеет в виду поэт?

- Какой эпитет использует поэт?

- Как вы понимаете выражение «таинственная

сень»?

- Прочитайте следующую строчку.

С печальным шумом обнажалась,

- Все ли слова понятны?

- Может кто-нибудь объяснить значение этого

слова?

/На доске выписано значение этого слова из

нашего толкового словаря С.И.Ожегова./

- Прочитайте определение этого слова и скажите,

правильным ли было наше предположение?

- Сень – укрытие, покров.

- Это осень. Тут

неправильно записано.

- В учебном словарике.

- Сень – укрытие, покров.

- Покров осенних

деревьев.

- Таинственная.

- Осенние листья на

деревьях в лесу.

- Лес изменился и стал

таинственным. В нём

скрыта какая-то тайна.

- Листья на деревьях

похожи на купол, который

скрывает тайну.

- Непонятно слово

«обнажалась».

- Я думаю, что это слово

означает стать голым.

- Раздеться.

/На доске./

- Обнажить – освободиться от покровов, остаться

нагим.

- Какие средства языковой выразительности

использует поэт, чтобы создать образ шума?

- Прочитаем следующую строку.

Ложился на поля туман,

- Какую картину вы представили?

- А если бы вы были художниками, то какие цвета

красок бы выбрали?

- Вот эти ответы мне больше нравятся.

Попробуйте описывать картины природы во всех

красках.

- В каком темпе надо читать эти строки?

- Прочитайте эти строчки ещё раз про себя.

Постарайтесь правильно выбрать интонацию,

обратите внимание на правильное распределение

пауз.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

- А теперь попробуем прочитать ещё раз.

Попробуйте закрыть глаза и представить то, что

услышите во время прослушивания этих строк.

- Спасибо. А скажите, чьё чтение вам больше всего

- Правильно.

- Эпитет.

- С печальным шумом.

- Поле. Туман.

/дети задумались./

- Светло серый туман

покрывает поле.

- Туман почти прозрачный.

Он похож на дымку,

которая укрывает поля.

Цвета – синеватого.

- Печально.

-Таинственно.

Читают два – три ученика.

- Денис прочитал лучше.

- У него в голосе звучала

таинственность, и он

понравилось?

- Почему?

- Какую картину вы представили, услышав эти

строчки. Попробуйте словесно нарисовать.

- Падают листья. Обнажаются деревья, из леса

уходит одна тайна, но приходит другая.

- Прочитайте следующие строки до знака

препинания.

/Разбита строка для лучшего понятия смысла/

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу;

- Какие у вас появились вопросы?

- Ребята кто знает ответ?

/На доске выписано значение этого слова из

нашего толкового словаря С.И.Ожегова./

- Прочитайте значение этого слова.

- Караван – это группа животных, следующих друг

правильно выделил

главные слова голосом.

- Я представила себя в

осеннем лесу. Смотрю на

деревья и мне жалко, что

красивые листья опадают.

- А я люблю, когда в

тишине падают листья.

Тогда слышно как они

летят.

- В лесу деревья теряют

свою красоту, потому что

опадают листья.

/Сильный ученик/

- Что такое караван?

- Караван – здесь: летящие

друг за другом гуси.

/Сразу находят слово в

словарике/

за другом. Верблюды идут караваном.

- Говорим ли мы о птицах, что они летят

караваном?

- А как гуси улетают на юг?

- В этой строчке поэт использует метафору -

переносное значение, описывая гусей. «Караван

гусей».

- Какую картину увидели?

- Поэт нам нарисовал картину, изображающую

перелёт птиц.

-Какой эпитет использует поэт, говоря о караване

гусей? Почему?

- Следующая картина…

приближалась

Довольно скучная пора;

- Что хотел нам показать поэт этими строками?

- Почему он так решил? Ведь осень – это буйство

разных красок, самые живописные картины.

Стоял ноябрь уж у двора.

- Хорошо. Вот вы и увидели подсказку поэта в

последних строках.

- Нет

- Они летят клином.

- Стало холодно и гуси

друг за другом летят в

тёплые страны.

-Гусей - крикливых,

потому что они,

поднимаясь в небо, так

созывают всех вместе.

- Наступает самое скучное

время.

- Поэт дал нам подсказку.

Ведь наступает ноябрь.

- В сентябре только

начинает желтеть листва

на деревьях, в октябре она

опадает. А к ноябрю

деревья стоят голые,

птицы улетают.

Становится скучно.

Ждёшь снега.

- Попробуйте передать настроение автора в этих

строках. И обратите внимание на правильную

расстановку пауз.

- Я даю вам время. Вы читаете медленно,

готовитесь к выразительному чтению этих строк.

Гусей крикливых караван/

Тянулся к югу;// приближалась/

Довольно скучная пора;//

Стоял ноябрь уж у двора.//

- Кто хочет прочитать?

- Получилось ли чтение удачным? Что

получилось?

- Какие средства языковой выразительности

использует автор, чтобы показать нам все картины

осенней природы?

- Приведите примеры.

- Зачем поэт использует средства языковой

выразительности?

- Посмотрите ещё раз на иллюстрацию в учебнике.

/Чтение детьми.

( Читают 2 ученика)

- Мне понравилось чтение

Лиды. Она читала

выразительно, медленно,

правильно соблюдала

паузы, передала

настроение автора.

- Олицетворения.

- Эпитеты

- Метафору

- Небо – дышало, сень –

обнажалась, туман –

ложился - олицетворения

- Караван гусей-метафора.

- Сень – таинственная¸ с

печальным шумом, гусей

крикливых эпитеты

- Чтобы мы лучше

представляли картины

осени.

- Всё правильно и очень

точно.

- В одной картине он

нарисовал всё, что

А всё ли правильно изобразил художник?

описывал поэт.

ΙΙΙ этап.

Работа с текстом после чтения.

- Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт.

- О чём же это стихотворение?

- Кто хочет попробовать подготовиться к

выразительному чтению?

- Постарайтесь поработать в парах. Выразительно

прочитать друг другу и обсудить получилось ли

чтение выразительным.

- А теперь послушайте, я вам прочитаю

стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью

дышало…»

/Учитель читает наизусть и показывает слайды/

- О наступлении поздней

осени.

- О картинах осенней

природы.

/ Дети готовятся 3-4

минуты. Работа в парах./

ΙV этап.

Итог урока

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Какое домашнее задание вы хотели бы

выполнить?

- Осознанно и

выразительно читать

стихотворение

А.С.Пушкина «Уж небо

осенью дышало…»

-Я хотел бы выучить

стихотворение наизусть.

- Я хотела бы выполнить

задание в рабочей тетради

- Я хотела бы ещё

прочитать стихи А.

С.Пушкина.

V этап.

Домашнее задание.

- Выучите стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо

осенью дышало…» и выполните задание в тетради

Слайды презентации.

Самоанализ урока.

Учитель – Маркова Людмила Викторовна, 2-А класс. Работаю по

самостоятельно

сформированному

комплекту

(литературное

чтение

учебник Л.А.Ефросинина -2007 гола)

В классе обучается 28 человек. Из них 11 девочек и 17 мальчиков. Дети

очень активные, эмоциональные. Уроки литературного чтения очень любят,

на уроках работают с увлечением. 10 человек читают более 70 слов в минуту,

11 человек 60 -65 слов, 4 – 50 -55 слов в минуту, а 3 – менее 50.

Данный урок первый по теме «Уж небо осенью дышало…». На нём

отрабатывался

навык

осознанного

и

выразительного

чтения.

Этому

способствовала

технология

формирования

типа

правильной

читательской

деятельности.

Цель, которую я поставила на урок, была научить осознанно, выразительно

читать Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью

дышало…»

Реализовала цель урока с помощью задач.

1.

Совершенствовать

навыки

чтения:

осознанность,

правильность,

выразительность.

На уроке дети учились понимать слово автора, выдвигая свои суждения.

При работе с текстом приоритетной задачей является развитие и воспитание

ребёнка через осознанное чтение. Велась работа над лексическим значением

слова и словосочетаний, то есть смысловым содержанием и индивидуальным

значением слов в данном произведении.

Так как в этом стихотворении поэт использует много средств языковой

выразительности, то метафору выделить детям оказалось сложно. Остальные

средства

языковой

выразительности

дети

нашли

самостоятельно

(олицетворение, эпитет)

2.

Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

В течение всего урока развивалось умение наблюдать за словом, обобщать

понятия,

сравнивать

картины

осенней

природы,

описанные

поэтом

и

художником.

3.

Развивать связную речь, воображение, память.

На протяжении всего урока развивалась связная речь учащихся, когда дети

объясняли значение трудных слов и выражений, когда рисовали словесные

картины, анализировали чтение своих одноклассников.

Воображение учеников развивалось, когда они по иллюстрации пытались

объяснить, о чём пойдёт речь в стихотворении, при рисовании словесных

картин.

Развитию памяти на уроке способствовало объяснение и запоминание

новых слов и словосочетаний.

4.

Учить организовывать свою деятельность с деятельностью соседа (т.е.

учить работать в парах)

Дети учились работать самостоятельно при расстановке пауз и работать в

парах,

когда

читали

выразительно

стихотворение

друг

другу.

А

также

анализировали чтение своих одноклассников.

5.

Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки ребёнка.

Во время урока постоянно уделялось внимание правильной посадке во

время чтения.

На этапе работы с текстом до чтения приём антиципация помог подготовить

учеников к восприятию текста.

На уроке учитывались индивидуальные особенности детей. Дети работали с

большим интересом в доброжелательной атмосфере. Весь запланированный

материал на уроке был выполнен.

Урок поставленной цели достиг.



В раздел образования