Автор: Коновальчик Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 289 с углубленным изучением предмета
Населённый пункт: Красносельский район Санкт-Петербург
Наименование материала: Урок литературного чтения 2 класс ФГОС
Тема: Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
2 класс
Тема. Картины осенней природы в
стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо осенью
дышало…»
Технология формирования типа
правильной читательской
деятельности.
Коновальчик Н.В.- учитель высшей категории
2019 год
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема. Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина «Уж небо
осенью дышало…»
Цель урока. Научить осознанно, выразительно читать стихотворение
А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Задачи:
1.
Совершенствовать навыки чтения: осознанность, правильность,
выразительность.
2.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
3.
Развивать связную речь, воображение, память.
4.
Учить организовывать свою деятельность с деятельностью соседа (т.е.
учить работать в парах)
5.
Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки ребёнка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа
презентации.
Литература: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс,
часть первая, Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2007 год
Ход урока
Ответы детей
Ι этап.
Постановка темы и цели урока. Работа над текстом до чтения.
(Антиципация)
- Прочитайте с доски фамилию автора и заголовок
произведения, над которым мы будем работать.
- О чём пойдет речь?
- Какое это произведение по жанру?
- Откройте учебники на странице 99. И проверьте,
правильны ли были ваши предположения.
- Почему вы так решили?
- Как будем называть автора этого стихотворения?
- Какие произведения этого поэта вы уже читали?
- Можем ли мы по заголовку определить
настроение стихотворения?
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, и
(На доске: А.С.Пушкина
«Уж небо осенью
дышало…»)
- Название говорит нам о
том, что сегодня мы будем
читать произведение об
осени.
- Трудно определить по
названию.
- Стихотворение, потому
что все произведения
А.С.Пушкина, которые мы
изучали, были
стихотворения.
- Это стихотворение.
- Потому что текст
написан стихотворной
строкой.
- Поэт.
- «Сказка о рыбаке и
рыбке»
- « Сказка о царе
Салтане…»
- Это очень трудно.
- Вероятно, речь пойдёт об
подумайте, о чём ещё пойдёт речь в
стихотворении?
- Чтобы узнать с каким настроением поэт говорит
нам о красоте осенней природы, мы прочитаем
стихотворение.
осенней природе, о её
красоте.
ΙΙ этап.
Работа с текстом во время чтения.
- Самостоятельно прочитайте стихотворение про
себя.
/Чтение стихотворения детьми./
- Какие чувства у вас возникли при прочтении
стихотворения?
- Какие картины вы представили?
- Правильны ли были наши предположения на счёт
того, о чём пойдёт речь?
- А теперь мы можем определить настроение этого
произведения? Какую музыку (печальную,
весёлую, протяжную, бодрую, торжественную…)
вы бы подобрали или сочинили к этому
стихотворению?
- Мне стало грустно.
- Грусть, печаль.
- Я представила, как
улетают птицы осенью на
юг.
- Я представил осенний
день, опадают листья.
- Солнышко не светит,
холодно.
- Да.
- Мы правильно
определили, что речь
пойдёт об осенней
природе, но настроение
нам было трудно
определить.
- Печальную
- Тихую.
- Грустную.
- Это стихотворение лирическое, то есть
выражающее чувства и переживания, поэтому мы
будем читать его медленно, вдумчиво, по
строчкам.
/Читают сильные ученики по строчкам/
Уж небо осенью дышало,
- Как поэт говорит о небе?
- Как вы понимаете это выражение?
- Какие средства языковой выразительности
использует автор?
- Какую картину можно представить, прочитав эти
строчки. Попробуйте словесно нарисовать это
небо.
Уж реже солнышко блистало,
- Как автор говорит о солнце?
- Как вы понимаете это выражение?
- Солнце излучает не яркий свет.
- Подберите синонимы к слову «блистало».
- Какую картину можно представить, прочитав эти
строчки.
- Небо дышало.
- Небо изменилось.
- Небо стало другим по
сравнению с летом.
- Олицетворение.
- Небо осенью стало как
будто бы ниже. Летом оно
светло голубое, а осенью
сероватое.
- Осеннее небо тускнеет,
становится бледным
- Оно реже блистало.
- Солнце на небе меньше
появляется, меньше светит.
- Солнце не так сильно
греет как летом.
- Сияло.
- Сверкало.
- Блестело.
- Солнышко на небе светит
не ярко. Оно стало
бледным.
- Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
- Что хочет нам сказать поэт этими строчками?
- Что в этой строчке означает слово «короче»?
- Поэт нам хотел сказать, что природа осенью
меняется. И этими строками он описывает
изменения в неживой природе.
- В каком темпе надо читать эти строки?
- Прочитайте эти три строчки друг другу
выразительно. Постарайтесь правильно выбрать
интонацию.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
/Послушать ученика. Дать оценку./
- Молодец. Ты читал медленно, красиво,
правильно выделил голосом главное слово.
- Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
- О чём говорит поэт?
- Возможно, оно на небе
совсем не блестит, а
просто чуть-чуть светит.
- Осенний день стал
меньше.
- Теперь рано темнеет и
поздно светает.
-Непродолжительный,
маленький по времени.
- Я думаю, что медленно,
спокойно, потому что ни
каких быстрых действий
не происходит.
(Сначала читают 2-3
сильных ученика, затем 2-
3 слабых.)
/сильные ученики/
- О лесе.
- Непонятно слово «сень».
- Всё ли понятно?
- Кто знает ответ?
- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос и
узнать, кто был прав?
- Прочитайте.
- Что же означает слово «сень»?
- К счастью тут нет опечатки и всё написано
правильно. А какой покров имеет в виду поэт?
- Какой эпитет использует поэт?
- Как вы понимаете выражение «таинственная
сень»?
- Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась,
- Все ли слова понятны?
- Может кто-нибудь объяснить значение этого
слова?
/На доске выписано значение этого слова из
нашего толкового словаря С.И.Ожегова./
- Прочитайте определение этого слова и скажите,
правильным ли было наше предположение?
- Сень – укрытие, покров.
- Это осень. Тут
неправильно записано.
- В учебном словарике.
- Сень – укрытие, покров.
- Покров осенних
деревьев.
- Таинственная.
- Осенние листья на
деревьях в лесу.
- Лес изменился и стал
таинственным. В нём
скрыта какая-то тайна.
- Листья на деревьях
похожи на купол, который
скрывает тайну.
- Непонятно слово
«обнажалась».
- Я думаю, что это слово
означает стать голым.
- Раздеться.
/На доске./
- Обнажить – освободиться от покровов, остаться
нагим.
- Какие средства языковой выразительности
использует поэт, чтобы создать образ шума?
- Прочитаем следующую строку.
Ложился на поля туман,
- Какую картину вы представили?
- А если бы вы были художниками, то какие цвета
красок бы выбрали?
- Вот эти ответы мне больше нравятся.
Попробуйте описывать картины природы во всех
красках.
- В каком темпе надо читать эти строки?
- Прочитайте эти строчки ещё раз про себя.
Постарайтесь правильно выбрать интонацию,
обратите внимание на правильное распределение
пауз.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
- А теперь попробуем прочитать ещё раз.
Попробуйте закрыть глаза и представить то, что
услышите во время прослушивания этих строк.
- Спасибо. А скажите, чьё чтение вам больше всего
- Правильно.
- Эпитет.
- С печальным шумом.
- Поле. Туман.
/дети задумались./
- Светло серый туман
покрывает поле.
- Туман почти прозрачный.
Он похож на дымку,
которая укрывает поля.
Цвета – синеватого.
- Печально.
-Таинственно.
Читают два – три ученика.
- Денис прочитал лучше.
- У него в голосе звучала
таинственность, и он
понравилось?
- Почему?
- Какую картину вы представили, услышав эти
строчки. Попробуйте словесно нарисовать.
- Падают листья. Обнажаются деревья, из леса
уходит одна тайна, но приходит другая.
- Прочитайте следующие строки до знака
препинания.
/Разбита строка для лучшего понятия смысла/
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу;
- Какие у вас появились вопросы?
- Ребята кто знает ответ?
/На доске выписано значение этого слова из
нашего толкового словаря С.И.Ожегова./
- Прочитайте значение этого слова.
- Караван – это группа животных, следующих друг
правильно выделил
главные слова голосом.
- Я представила себя в
осеннем лесу. Смотрю на
деревья и мне жалко, что
красивые листья опадают.
- А я люблю, когда в
тишине падают листья.
Тогда слышно как они
летят.
- В лесу деревья теряют
свою красоту, потому что
опадают листья.
/Сильный ученик/
- Что такое караван?
- Караван – здесь: летящие
друг за другом гуси.
/Сразу находят слово в
словарике/
за другом. Верблюды идут караваном.
- Говорим ли мы о птицах, что они летят
караваном?
- А как гуси улетают на юг?
- В этой строчке поэт использует метафору -
переносное значение, описывая гусей. «Караван
гусей».
- Какую картину увидели?
- Поэт нам нарисовал картину, изображающую
перелёт птиц.
-Какой эпитет использует поэт, говоря о караване
гусей? Почему?
- Следующая картина…
приближалась
Довольно скучная пора;
- Что хотел нам показать поэт этими строками?
- Почему он так решил? Ведь осень – это буйство
разных красок, самые живописные картины.
Стоял ноябрь уж у двора.
- Хорошо. Вот вы и увидели подсказку поэта в
последних строках.
- Нет
- Они летят клином.
- Стало холодно и гуси
друг за другом летят в
тёплые страны.
-Гусей - крикливых,
потому что они,
поднимаясь в небо, так
созывают всех вместе.
- Наступает самое скучное
время.
- Поэт дал нам подсказку.
Ведь наступает ноябрь.
- В сентябре только
начинает желтеть листва
на деревьях, в октябре она
опадает. А к ноябрю
деревья стоят голые,
птицы улетают.
Становится скучно.
Ждёшь снега.
- Попробуйте передать настроение автора в этих
строках. И обратите внимание на правильную
расстановку пауз.
- Я даю вам время. Вы читаете медленно,
готовитесь к выразительному чтению этих строк.
Гусей крикливых караван/
Тянулся к югу;// приближалась/
Довольно скучная пора;//
Стоял ноябрь уж у двора.//
- Кто хочет прочитать?
- Получилось ли чтение удачным? Что
получилось?
- Какие средства языковой выразительности
использует автор, чтобы показать нам все картины
осенней природы?
- Приведите примеры.
- Зачем поэт использует средства языковой
выразительности?
- Посмотрите ещё раз на иллюстрацию в учебнике.
/Чтение детьми.
( Читают 2 ученика)
- Мне понравилось чтение
Лиды. Она читала
выразительно, медленно,
правильно соблюдала
паузы, передала
настроение автора.
- Олицетворения.
- Эпитеты
- Метафору
- Небо – дышало, сень –
обнажалась, туман –
ложился - олицетворения
- Караван гусей-метафора.
- Сень – таинственная¸ с
печальным шумом, гусей
крикливых эпитеты
- Чтобы мы лучше
представляли картины
осени.
- Всё правильно и очень
точно.
- В одной картине он
нарисовал всё, что
А всё ли правильно изобразил художник?
описывал поэт.
ΙΙΙ этап.
Работа с текстом после чтения.
- Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт.
- О чём же это стихотворение?
- Кто хочет попробовать подготовиться к
выразительному чтению?
- Постарайтесь поработать в парах. Выразительно
прочитать друг другу и обсудить получилось ли
чтение выразительным.
- А теперь послушайте, я вам прочитаю
стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью
дышало…»
/Учитель читает наизусть и показывает слайды/
- О наступлении поздней
осени.
- О картинах осенней
природы.
/ Дети готовятся 3-4
минуты. Работа в парах./
ΙV этап.
Итог урока
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Какое домашнее задание вы хотели бы
выполнить?
- Осознанно и
выразительно читать
стихотворение
А.С.Пушкина «Уж небо
осенью дышало…»
-Я хотел бы выучить
стихотворение наизусть.
- Я хотела бы выполнить
задание в рабочей тетради
- Я хотела бы ещё
прочитать стихи А.
С.Пушкина.
V этап.
Домашнее задание.
- Выучите стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо
осенью дышало…» и выполните задание в тетради
Слайды презентации.
Самоанализ урока.
Учитель – Маркова Людмила Викторовна, 2-А класс. Работаю по
самостоятельно
–
сформированному
комплекту
(литературное
чтение
учебник Л.А.Ефросинина -2007 гола)
В классе обучается 28 человек. Из них 11 девочек и 17 мальчиков. Дети
очень активные, эмоциональные. Уроки литературного чтения очень любят,
на уроках работают с увлечением. 10 человек читают более 70 слов в минуту,
11 человек 60 -65 слов, 4 – 50 -55 слов в минуту, а 3 – менее 50.
Данный урок первый по теме «Уж небо осенью дышало…». На нём
отрабатывался
навык
осознанного
и
выразительного
чтения.
Этому
способствовала
технология
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности.
Цель, которую я поставила на урок, была научить осознанно, выразительно
читать Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью
дышало…»
Реализовала цель урока с помощью задач.
1.
Совершенствовать
навыки
чтения:
осознанность,
правильность,
выразительность.
На уроке дети учились понимать слово автора, выдвигая свои суждения.
При работе с текстом приоритетной задачей является развитие и воспитание
ребёнка через осознанное чтение. Велась работа над лексическим значением
слова и словосочетаний, то есть смысловым содержанием и индивидуальным
значением слов в данном произведении.
Так как в этом стихотворении поэт использует много средств языковой
выразительности, то метафору выделить детям оказалось сложно. Остальные
средства
языковой
выразительности
дети
нашли
самостоятельно
(олицетворение, эпитет)
2.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
В течение всего урока развивалось умение наблюдать за словом, обобщать
понятия,
сравнивать
картины
осенней
природы,
описанные
поэтом
и
художником.
3.
Развивать связную речь, воображение, память.
На протяжении всего урока развивалась связная речь учащихся, когда дети
объясняли значение трудных слов и выражений, когда рисовали словесные
картины, анализировали чтение своих одноклассников.
Воображение учеников развивалось, когда они по иллюстрации пытались
объяснить, о чём пойдёт речь в стихотворении, при рисовании словесных
картин.
Развитию памяти на уроке способствовало объяснение и запоминание
новых слов и словосочетаний.
4.
Учить организовывать свою деятельность с деятельностью соседа (т.е.
учить работать в парах)
Дети учились работать самостоятельно при расстановке пауз и работать в
парах,
когда
читали
выразительно
стихотворение
друг
другу.
А
также
анализировали чтение своих одноклассников.
5.
Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки ребёнка.
Во время урока постоянно уделялось внимание правильной посадке во
время чтения.
На этапе работы с текстом до чтения приём антиципация помог подготовить
учеников к восприятию текста.
На уроке учитывались индивидуальные особенности детей. Дети работали с
большим интересом в доброжелательной атмосфере. Весь запланированный
материал на уроке был выполнен.
Урок поставленной цели достиг.