Автор: Шайхаттарова Нина Демьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МБОУ СОШ с.Новые Татышлы - ООШ с.Уразгильды
Населённый пункт: с.Уразгильды Татышлинский район Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ
САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Решение
задачи
по
овладению
обучающимися
универсальными
(ключевыми)
компетентностями в системе образования видитсяв поиске и
внедрении
в
учебный
процесс
методов
активного
обучения.Приобретение
компетентности базируется на опыте деятельности самих обучающихся. Эту
точку зрения, основанную на достижениях теории обучения (Ж. Пиаже, Л.С.
Выготский,
П.
Брюнер,
П.Я.
Гальперин,
Н.Ф.
Талызина
и
др.),
разделяют
многие европейские и российские учёные.
Учителя
начальных
классов
активно
работают
над
формированием
у
обучающихся
ключевых
компетенций,
то
есть
готовности
использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Под
активным обучением мы подразумеваем активную субъектную позицию самих
обучающихся в учебной деятельности.
Рефлексия
учебной
деятельности,
осуществляемая
обучающимися,
является одним из условий становления их субъектной позиции.Ученик, не
умеющий
оценивать
свои
возможности,
никогда
не
станет
подлинным
субъектом, хозяином своей учебной деятельности, хозяином своих знаний и
постоянно
будет
нуждаться
в
руководстве,
контроле
и
оценке
учителя.
С
действия самооценки, со способности понять "это я уже умею и знаю, а этого я
еще совсем не знаю, но надо узнать" начинается учебная самостоятельность
младшего
школьника,
переход
от
просто
старательного
ученика
к
ученику
умеющему
учиться.
И
тогда
для
учителя
становится
важна
ситуация
оценивания не только знаний, умений и навыков ученика, но и оценивания
"знания ребенка о своем незнании".
«Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем
с а м ы м
о б е щ а ю т
в о с п и т а т ь
у
д е т е й
з д о р о в у ю
с а м о о ц е н к у:
спокойнуюуверенность
в
себе
(без
самолюбования),
сочетающуюся
со
спокойной
самокритичностью
(без
самоедства)»
пишет Цукерман
Галина
Анатольевна–
доктор
психол.
наук,
ведущий
н а у ч н ы й со т р у д н и к
Психологического
институтаРАО
(3,
с.23).
Важным
направлением
новых
образовательных
стандартов
является
сфера
личностных
универсальных
учебных
действий.
В
разделе
«Оценка
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов»
говорится,
что
основное
содержание
оценки
в
начальной школе строится вокруг …сформированности самооценки, включая
осознание
своих
возможностей
в
учении,
способности
адекватно
судить
о
причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и
недостатки,
уважать
себя
и
верить
в
успех.
(2,
с.13)
Также
в
стандартах
отмечается,
что
«В
процессе
оценки
достижения
планируемых
результатов
духовно-нравственного
развития,
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
должны
использоваться
разнообразные
методы
и
формы,
взаимно
дополняющие
друг
друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Благодаря учебной деятельности в младшем школьном возрасте мощно
развивается рефлексивность самооценки. Основой рефлексивной самооценки -
знания
о
собственном
знании
и
незнании,
о
собственных
возможностях
и
ограничениях - являются две способности:
видеть
себя
со
стороны,
не
считая
свою
точку
зрения
единственно
возможной;
анализировать собственные действия.
Как мы развиваем эти способности? Как мы формируем самооценку на
уроках? Эти проблемы мы будем считать решенными, когда научим учеников
способам
оценивания
и
фиксации
своих
результатов,
чтобы
они
могли
в
основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя
начиная с 1 класса.
Я третий год работаю по программе Образовательной системы «Школа
России», где основными составляющими технологии оценки учебных успехов
являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки. В помощь
нам,
учителям,
представлена
технология
оценивания
образовательных
достижений (учебных успехов). Далее опираясь на данную технологию,я буду
раскрывать
свой
личный
опыт
работы
по
ней.
Технология
оценивания
направлена
на
развитие
контрольно-оценочной
само стоятельно сти
обучающихсяза счёт изменения традиционной системы оценивания. У детей
развиваются
умения
самостоятельно
оценивать
результат
своих
действий,
контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация
на успех.
Избавление от страха перед школьным контролем и оцениванием
путём создания комфортной обстановки позволяет также сберечь психическое
здоровье.
Данная
технология
направлена,
прежде
всего,
на
формирование
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
так
как
обеспечивает
развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с
этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных
действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения,
логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к
иным решениям приводит кличностному развитию ученика.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для
проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по
диагностике метапредметных результатов.
При этом мы придерживаемся определенных правил:
1-е правило ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты
предметные,
метапредметные и личностные. Результаты ученика
это действия (умения) по
использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных,
предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки
(словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки
(знака фиксации в определённой системе).
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют
оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает
После уроков за письменные
свой результат выполнения задания по
«Алгоритму
самооценки»
и,
если
требуется,
определяет
отметку,
когда
показывает
выполненное
задание.
Учитель имеет право скорректировать
оценки и отметку, если докажет, что
ученик завысил или занизил их.
з а д а н и я
о ц е н к у
и
о т м е т к у
определяет учитель. Ученик имеет
право
изменить
эту
оценку
и
отметку,
если
докажет
(используя
алгоритм самооценивания), что она
завышена или занижена.
3-е
правило
КАК
ОЦЕНИВАЕМ?
Ученики
в
диалоге
с
учителем
обучаются
самостоятельно
оценивать
свои
результаты
по
«Алгоритму
самооценки».
С первого класса начинаем работать по алгоритму самооценки. В первом
классе алгоритмсамооценки состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3.
Задание
выполнено
верно
или
не
совсем? (Учимся
находить
и
признавать ошибки.) Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить
эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо
руководствоваться
реакцией
учителя
и
класса
на
собственное
решение
–
исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ. В первое
время
дети
могут
и
не
находить
или
же
не
признавать
своей
ошибки.
Приходится часто обращаться к мнению одноклассников или указывать на
ошибку. При этом каждый раз стараюсь не забыватьхвалить ребенка за то, что
признал свою ошибку.
4.
Выполнил
самостоятельно
или
с
чьей-то
помощью?
(Учимся
оценивать процесс.)
Для того чтобы алгоритм прочно закрепился и активно использовался уже
в
первом
классе
мы
ведем
работу
пошагово. 1-й шаг (на первых уроках).
Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить
прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки
своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё
настроение,
реакцию
на
урок
(«доволен»,
«было
трудно»
и
т.п.)
в
виде
понятных им символов. Например, смайлики, кружки с цветами светофора,
лепестки разноцветные для цветка, используем ежедневники 1 класса и т.д.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат. Даю
детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, ведём диалог с учениками, в
котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать?
(Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
–
Посмотрите
каждый
на
свою
работу
–
согласны,
что
задание
выполнено?
(Коллективная
самооценка
обучение
2-му
шагу
алгоритма
самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц, в начале октября). Устанавливаем
порядок
оценки
своей
работы. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2
алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4
(«сам
или
с
чьей-то
помощью?»).
При
этом
оцениваем
только
успешные
решения.
В
качестве
«награды»
за
решение
задачи,
например,
предлагаю
ученику
в
тетради
или
в
дневнике/еженедельнике
нарисовать
кружок
и
закрасить его любым цветом.
4-й
шаг
(в
ноябре).
Учимся
признавать
свои
ошибки.
Предлагаем
ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в
котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки
кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи)
закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
5-й шаг (в декабре). Учимся признавать свою неудачу. Далее помогаю
ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно
предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не
справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика)
обозначаться незакрашенным кружком.
6-й шаг (второе полугодие). Используем умение самооценки. Когда все
(или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, перестаем
проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаю ученикам самим
задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему или памятки)
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы:
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
Как ученик определит свою отметку? К указанному выше алгоритму
самооценки
можно
добавлять
другие
вопросы,
в
том
числе
про
отметку,
которую ставит себе ученик. Начиная со 2 или 3-го класса, в зависимости от
уровня
усвоения
алгоритма,
к
этому
алгоритму
могут
быть
добавлены
следующие вопросы:
Такие
задачи
мы
решали
уже
много
раз,
понадобились
только
«старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам
нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания
по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания,
которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую
ты можешь себе поставить.
Итак, к концу первого года обучения мои первоклассники умели:
–
сравнить
действие
(отдельные
операции)
и
результат
с
готовым
образцом;
– по
заданным
критериям
оценить
свои
действия
и
соотнести
свою
оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному
самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с
предметом).
Для
получения
такого
результата
соответствующая
работа
велась
на
каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального
образования.
Далее
обучающиеся
должны
учиться
видеть
свою
работу
как
сумму
многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. В этом
случае мне помогли так называемые «волшебные линеечки». Со временем дети
сами выбирают нужные, по их мнению, критерии «волшебной линеечки», по
которым будут оценивать свою работу. Я на этой же линеечке отмечаю свою
оценку.
Если
оценки
расходятся,
то
повторяя
вопросы
алгоритма,
находим
причину. Можно предложить детям с соседом по парте выполнить эту работу.
Надо быть, конечно, очень терпимыми к позиции обучающихся и помнить, что
деятельность
педагога
плодотворна
лишь
при
самостоятельной
активной
деятельности самих детей. Также предметом совместных усилий ребенка и
взрослого
становится
способ
осуществления
формализованной
оценки.
Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое
легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и
отдельных
действий
по
их
решению
класс
договаривается.
Вычисляется
максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно
оценивает свой результат.Надо заметить, что детям очень нравится данный вид
работы, и я стараюсь использовать его как можно чаще.
На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже
начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?». Нам
предлагается дать детям на выбор задания для самостоятельной работы на
«уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью
требуется взять какое-то для решения и т.п. Как показывает опыт, младшие
школьники чаще выбирают задания не по силам. Они выбирают более сложные
задания.
Получается,
что
время
потрачено
впустую,
результата
нет
и
соответственно нет радости успеха. Выход, я думаю, в предварительной работе
с
пакетами
заданий.
На
первом
уроке
предложить
детям
начать
самостоятельную работу с самых простых заданий. А на следующем уроке уже
предложить задания на выбор, вспомнив свою работу на прошлом уроке.
На конец этого этапа мои второклассники умеют выполнять следующие
действия контроля и оценки:
– определить возможные «ошибкоопасные» места;
– установить возможные причины возникших ошибок;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень
сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на
основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
По
итогам
республиканской
диагностики
работы
обучающихся
моего
класса
дают
хорошие
результаты
-
выше
средних
показателей
по
району.
Проанализировав и обобщив итоги двухлетней работы, я пришла к выводу, что
мы добились таких результатов отчасти благодаря кропотливой работе над
формированием
самооценки
детей.С
целью ознакомления
учителей
нашего
района с опытом инновационной деятельностив этом направлении мною был
проведен мастер-класс на тему
«
Условия формирования самооценки младших
школьников в соответствии с требованиями ФГОС», где изучили формы и
методы формирования самооценкимладших школьников с целью дальнейшего
использования их на своей практике.Участники мастер-класса сделали вывод,
чтоесли мы, учителя, будем целенаправленно работать в этом направлении, то
младший
школьник
научится
не
только
оценивать
границы
своих
возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. И тогда
вместо дошкольного "я не могу решить эту задачу" может родиться учебное "я
могу решить эту задачу, если...". Выход за границу собственных знаний и
умений, построение догадок о неизвестном, где нет готовых образцов, где
высок риск ошибки, - в этом и состоит приращение рефлексивной способности
оценивать себя.
Исходя из собственного опыта, я убеждена в том,что для того, чтобы
получить новое качество начального образования, педагогу начальной школы
сейчас необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что хорошо, а
что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своей деятельности как человека,
как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед
как в учении, так в жизни и в профессиональной деятельности.
Использованная литература:
1.
Оценка достижения
планируемых
результатов
в
начальной
школе.
Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова
и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. —
13 с.
2.
Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории
учебной деятельности //Журнал «Начальная школа плюс До и После» -2001-
№1 - с.23