Напоминание

«Эстрадный вокальный ансамбль как социокультурная среда воспитания и развития детей»


Авторы: Раздолина Наталия Максовна, Медведь Марина Дмитриевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Дома творчества
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Эстрадный вокальный ансамбль как социокультурная среда воспитания и развития детей»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Эстрадный вокальный ансамбль как социокультурная среда

воспитания и развития детей»

Авторы:

Медведь Марина Дмитриевна,

Раздолина Наталия Максовна

педагоги дополнительного образования

ГБУ ДО ДТ "Измайловский"

Санкт-Петербург

2019

Оглавление:

Введение ……………………………………………….......…............….......... с.3

1.

Определения и основные характеристики детского коллектива.............. с.5

2.

Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка.......с.8

3.

Роль социокультурной среды эстрадного вокального ансамбля "Созвучие"

в процессе воспитания и развития ребенка.......... ............................................с.11

4.

Заключение ……………………………………………………………......... с.13

5.

Библиография................................... ……………………………………...... с.15

2

Введение

Музыка… Никогда не устаревающее искусство. С древнейших времен и до

сегодняшнего дня она окружает человека.

Учитывая

современную

социокультурную

ситуацию

в

стране,

которая,

к

сожалению,

характеризуется

резким

снижением

ценностной

значимости

высокохудожественных достижений искусства и культуры (особенно среди молодежи),

огромную

роль

для

развития

общества

приобретает

эстетическое

и

духовное

воспитание подрастающего поколения.

В ряду искусств музыка занимает особое место, так как обладает особо высоким

«педагогическим» потенциалом.

Очень важно с самого раннего возраста развивать в человеке творческое начало,

помочь

стать

ему

творческой

личностью,

способствовать

созданию

условий

для

реализации творческого потенциала в соответствии с его интересами, способностями и

образовательными потребностями.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время

интерес к музыке достаточно высок. Ни одна другая сфера творчества не занимает в

социальной жизни человека такого значительного места. Пение является одним из

самых доступных и естественных видов творческой деятельности. Следует отметить,

что

на

сегодняшний

день

эстрадное

ансамблевое

пение

приобретает

довольно

широкую

популярность.

Это

один

из

наиболее

массовых

видов

искусства,

без

которого,

практически,

не

обходится

ни

одно

мероприятие

ни

на

ТВ,

ни

на

концертных площадках города, ни один праздник, ни одно торжество. Поэтому очень

важно, чтобы формирование личности ребёнка протекало в такой социокультурной

среде, которая бы способствовала эффективному и гармоничному развитию духовных

качеств детей, их творческого потенциала и их стремлению к самореализации и к

самопознанию.

В

современном

образовательном

пространстве

именно

педагог

обеспечивает

гармоничное соотношение в протекании процессов социализации и индивидуализации

ребёнка во взаимодействии с группой детей. Педагогу необходимо быть нацеленным

на то, что процесс воспитания

должен обеспечивать человеку гармонию с самим

3

собой через взаимоотношения с другими людьми, обществом, природой, человеческой

деятельностью.

Педагог помогает ребёнку, с одной стороны, влиться в общество сверстников,

включиться

в

социум,

принять

ценности

человеческой

культуры,

а

с

другой

-

сохранить и развить свои лучшие индивидуальные качества личности, ярко и полно

раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Цель данной работы: изучить влияние социокультурной среды на воспитание и

развитие личности учащихся эстрадного вокального коллектива.

С учетом выдвинутой цели можно поставить следующие задачи:

1.

Обобщить основные психолого-педагогические подходы к пониманию понятий

"детский коллектив", "социокультурная среда";

2.

Изучить

интересы,

предпочтения

и

потребности

учащихся

эстрадного

вокального ансамбля;

3.

Определить

роль

социокультурной

среды

эстрадного

вокального

ансамбля

"Созвучие" в процессе воспитания и развития ребенка.

4

1.

Определения и основные характеристики детского коллектива

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - собирательный. Он

означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей,

общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

Г.М.

Коджаспирова

в

своем

педагогическом

словаре

предлагает

свое

определение коллектива: «Коллектив - это группа людей взаимовлияющих друг на

друга

и

связанных

между

собой

общностью

социально

обусловленных

целей,

интересов,

потребностей,

норм

и

правил

поведения,

совместно

выполняемое

деятельностью,

общностью

средств

деятельности,

единством

воли,

выраженной

руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития,

чем простая группа.»

В

Российской

педагогической

энциклопедии

дано

другое

определение.

Коллектив

-

социальная

общность

людей,

объединенных

на

основе

общественно

значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств,

стремлений,

интересов,

увлечений

самых

разных

людей.

По

Л.С.

Выготскому

коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность

коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если

взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный живой организм,

который

потому

и

организм,

что

он

имеет

органы,

что

там

есть

полномочия,

ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то

нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные,

студенческие,

спортивные

и

др.

Коллективы

могут

быть

одновозрастные

и

разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие

несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня

развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего

становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е.

5

коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой

деловых

отношений

и

форм

совместной

деятельности,

органами

самоуправления

(например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного

типа и уровня

ориентирован

на

формирование

в

ребёнке

ценностей

гуманизма,

сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности.

Средством

осуществления

этих

ценностных

ориентации

становится детский

коллектив

как

социальная

общность,

объединяющая

детей

совместными

целями,

общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе

образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные

коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т.п.

Индивидуальность

ребенка

формируется

в

результате

последовательного

включения

в

различающиеся

по

уровню

развития

коллективы

-

общности,

доминирующие на разных возрастных ступенях.

Разумеется,

само

по

себе

пребывание

в

коллективе

еще

не

гарантирует

формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы

культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и

разносторонне

ребенок

может

реализовать

в

коллективе

свои

способности

и

стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм,

традиций,

способов

сотрудничества

и

ценностных

ориентации,

составляющих

культурное

достояние

общества.

Под

руководством

педагога

детский

коллектив

становится

развивающей

социокультурной

средой

жизнедеятельности

учащихся,

обеспечивающей

вхождение

в

мир

культуры

отношений,

сотрудничества,

сотворчества.

Общение

детей

в

коллективе

активизирует

их

социальное

созревание.

В

коллективе

проявляется

процесс

взаимного

обогащения,

развития

его

участников.

Каждый

член

коллектива,

с

одной

стороны,

привносит

в

коллектив

свой

индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в

себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего

6

мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление

внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого,

человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества

детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного

развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по

мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного

влияния на других.

Большая роль в детском коллективе отводится работе педагога. Именно он задает

культурную

атмосферу

процесса

взаимного

влияния

детей

в

коллективе

и

обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих

лучших

качеств,

способностей

и

тем

самым

оказывает

благотворное

влияние

на

остальных.

В

детском

коллективе

в

совместной

деятельности

осуществляются

обмен

информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий,

развивается

способность

понимать

состояния

и

мотивы

поступков

других

и

соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются

эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно

строить свое взаимодействие с окружающими.

В

непосредственном

общении

в

коллективе

ребенок

приобретает

умение

поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его

поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий.

В

коллективе

ребенок

погружается

в

широкую

систему

отношений.

Взаимодействие

детей

разворачивается

на

информационном,

деятельностном

и

эмоциональном уровне.

Информационный уровень

предполагает

взаимодействие

детей

в

процессе

обмена информацией, обсуждение возникших проблем, совместного поиска решений,

прогнозирования и планирования будущего.

На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотруд-

ничество

детей

в

различных

видах

коллективной

деятельности

по

интересам,

в

разработке

и

практической

реализации

совместных

проектов

(творческий

отчет,

7

концерт, конкурс и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение

общих целей.

Эмоциональный уровень

взаимодействия

в

коллективе

отражает

доминирующие

эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий

или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые

мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем

активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В

детском

коллективе,

объединенном

интересной

содержательной

деятельностью,

дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у

детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта,

что,

в

свою

очередь,

способствует

проявлению

творческой

инициативы

и

вклада

каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и

радости общих достижений.

Осуществляя руководство детским коллективом, педагогу необходимо учитывать

две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании подрастающего

поколения. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к

самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению

своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это

стремление

ребенка

к

достижению

психологической

общности

с

другими,

к

совместной деятельности и общим достижениям.

Инициатива,

творческая

позиция

личности,

нарастание

самостоятельности

и

самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются

индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

2.

Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Социокультурная

среда

-

это

конкретное

непосредственно

данное

каждому

ребёнку социальное пространство, посредством которого он активно включается в

культурные связи общества.

8

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система

отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или

пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое

особое место.

Таким образом, социокультурная среда понимается как многомерное

выстроенное

системное

образование,

включающее

в

себя

следующие

элементы:

физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными

институтами;

культуру,

традиции

и

обычаи;

«пространство»

или

«набор

общедоступных

деятельностей»,

условия

непосредственной

жизнедеятельности

и

хронотип.

Современный

педагог

в

организации

образовательного

процесса

должен

учитывать влияние среды на развитие личности ребёнка. Социокультурная среда,

обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, характеризуется:

относительной стабильностью и устойчивостью;

побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни;

осмысленностью всех видов деятельности, в которые включен ребенок;

направленностью

на

принятие

общекультурных

норм

и

ценностей,

воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся.

На

детей

социокультурная

среда

влияет

как

совокупность

социальных

и

природных

условий.

Исследователями

доказано

и

позитивное,

и

негативное

воздействие

среды

на

человеческую

личность:

социокультурная

среда

может

и

формировать,

и

деформировать

человека,

обогащать

или

опустошать

его,

в

зависимости от того, что человек принимает и чему он противостоит. Поскольку

ребенок

это

развивающаяся

личность,

где

воздействие

социокультурной

среды

является

определяющим

фактором

его

личностного

развития.

В

философии

социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1)

мегасреда

-

это

современный

социальный

мир,

окружающий

человека

и

определяющий

духовную

и

социально-психологическую

атмосферу

эпохи.

К

факторам,

формирующим

личность

ребёнка,

относятся

условия

существования

и

9

культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения

в виде различных знаковых систем, изучая которые человек становится культурным.

2) макросреда - общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние

макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через

такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский

сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда - социальное окружение ребёнка в лице трех основных групп: семьи,

учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют

возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме

этих

факторов,

можно

выделить

влияние

биологических

и

психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное

развитие

ребенка

тесно

связано

с

основными

этапами

его

творческого роста в культурно - досуговой деятельности. Первоначально заложенные

возможности изменяются в соответствии с личностным развитием воспитанника.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той

среде, которая наиболее благоприятна для детей. Социокультурная среда предполагает

наличие трех обязательных компонентов: субъектов творческого процесса, творческой

группы,

самого

процесса

творческой

деятельности

на

всех

ее

этапах,

а

также

объективных условий для реализации творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, переходя из одной

микросреды

в

другую,

тем

самым,

конструируя

свою

социокультурную

среду.

Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия

для

инициативы

и

самостоятельности,

творчества

и

самоутверждения,

свободы

социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В

пространстве

социокультурной

среды

действует

множество

инициативно-

творческих

образований.

В

них

немалую

роль

играют

субкультуры,

непрерывно

взаимодействующие

с

макросредой

и

создающие

самостоятельную

канву

для

вхождения

в

нее.

В

связи

с

этим

активизируется

творческий

потенциал

каждой

отдельной личности.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее

свойственны

направленность

на

социализацию,

вхождение

в

мир

человеческой

10

культуры

и

в

тоже

время

"индивидуализация,

открытие

и

утверждение

своего

уникального и неповторимого "Я".

Различные отношения, определяемые социокультурной средой, включают в себя

широкий

спектр

контактов

с

социальным

миром,

природой,

сферой

искусств,

отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность

отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет

на

творческие

способности

учащихся

через

психолого-педагогические

механизмы,

обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности,

актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера

личности, мотивационно-потребностной сферы.

3.

Роль социокультурной среды эстрадного вокального ансамбля "Созвучие"

в процессе воспитания и развития ребенка

Эстрадный вокальный ансамбль "Созвучие" был создан в 1999 году педагогами

Медведь Мариной Дмитриевной и Раздолиной Наталией Максовной. В настоящее

время в нём занимаются более 50 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.

Ансамбль "Созвучие" - это коллектив со своей историей и традициями,

в нём

каждый ребенок получает возможность реализовать себя, пережить чувство успеха,

ощущение своей неповторимости и полезности, уверенности в собственных силах.

Воспитанники обучаются по комплексной образовательной программе, которая

включает в себя следующие дисциплины: эстрадный вокал, сценическое движение,

азы актерского мастерства.

Данная

программа

позволяет

осуществлять

обучение

детей

на

различных

уровнях, в зависимости от способностей и потребностей ребенка, и дает возможность

дальнейшей профессиональной ориентации наиболее одаренных из них в области

музыкального

искусства.

То

есть

уровень

достигнутого

мастерства

в

связи

с

вышеуказанными факторами, может колебаться от навыков музыканта-любителя до

уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональном музыкальном

заведении. Гибкость в постановке конечных целей обучения и достаточная свобода в

подборе

репертуара

позволяют

реализовать

индивидуальный

подход

к

каждому

11

воспитаннику. Гармоничное развитие личности, ее духовных качеств и творческого

потенциала – все это традиционные ценности педагогической системы образования,

обуславливающие социальную значимость программы.

Сочетание

индивидуальной,

групповой

и

коллективной

работы

в

процессе

обучения, создают условия для взаимообогащения жизненного опыта воспитанников,

становления их адекватной самооценки и, следовательно, ориентации их на успех.

Следует отметить, что в ансамбле занимаются дети разного возраста. И педагоги

замечают то, что на определенном этапе старшие активно начинают проявлять заботу о

младших

воспитанниках,

оказывая

им

необходимую

помощь.

Причем,

это

взаимодействие

детей

разного

возраста

носит

партнерский

характер:

к

малышам

относятся

как

к

равноправным

членам

коллектива,

хотя

и

менее

опытным.

Не

последняя роль в данной ситуации отводится и педагогам, которые, благодаря своей

профессиональной

компетенции,

способны

регулировать

взаимоотношения

воспитанников своего объединения.

В результате такого взаимодействия

у воспитанников

активно развиваются

такие

качества

личности,

как

внимательность

к

окружающим,

ответственность,

инициативность, терпеливость.

Отличительной особенностью работы данного объединения

является то, что

наравне

с

образовательным

процессом

в

этом

коллективе

проводится

большая

воспитательная и массовая работа с учащимися.

На протяжении всего учебного года в коллективе проводятся разные мероприятия.

Это концерты для разной аудитории, вечера встреч, дни именинника, совместные

праздники с родителями, участие в конкурсах, фестивалях разного уровня ,посещение

музеев, театров.

Постоянное участие воспитанников в совместных мероприятиях способствует

сплочению всех членов ансамбля, умению каждого вносить свой вклад в общее дело.

Благодаря этому постепенно формируются вкусовые предпочтения учащихся,

развиваются их аналитические навыки, умения сформулировать и аргументировано

изложить свое мнение.

За

годы

существования

ансамбля

было

много

учеников,

которые

сумели

сохранить и смогли пронести во взрослую жизнь любовь к музыке, песенной культуре

12

нашей

страны.

И

сегодня

талантливые

воспитанники,

такие

как,

А.

Черфас,

А.

Купранец,

А.

Амосенко

продолжают

связывать

свою

жизнь

с

творчеством

и

музыкальным искусством.

Они с удовольствием принимают участие в концертах

коллектива, внося определенный колорит и разнообразие.

Что дают детям

занятия в эстрадном вокальном ансамбле "Созвучие"? Это

участие в «общем деле», которое формирует у них умение общаться, объективно

оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные

(качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие.

Нельзя

отрицать,

что

успех

работы

с

детьми

во

многом

зависит

от

взаимоотношений педагога с родителями. Тесное общение с родителями вызывает у

них чувство причастности ко всем делам и событиям, происходящим в коллективе.

Формы участия родителей в жизни коллектива разнообразны, они дают возможность

осуществлять неформальные связи родителей и педагога.

На протяжении последних

трех лет в нашем коллективе проводится конкурс

"Творческая

семья

"Созвучия",

в

котором

принимают

участие

дети

вместе

с

родителями. Каждая семья - участник готовит конкурсный номер, который потом будет

оценивать

жюри

-

воспитанники

ансамбля

и

их

родители.

Мероприятия

яркие

и

интересные, проходят в тёплой, дружеской обстановке. Все уходят после мероприятия

довольные и счастливы, и кроме слов благодарности педагоги не слышали ни от детей,

ни от их родителей.

Сегодня,

эстрадный

вокальный

ансамбль

"Созвучие"

-

э то

профессиональный музыкальный коллектив, у которого есть неповторимое лицо, свои

песни и свой стиль, где каждый воспитанник - личность со своим мироощущением и

мировоззрением.

4. Заключение

Каждый ребенок – целый неизведанный и неповторимый мир, полный загадок и

открытий. Главным определяющим принципом педагогической деятельности является

уважение к его личности. Умение доброжелательно поддержать

музыкальные и

13

творческие

проявления

детей,

предоставить

им

возможность

самовыражения

необходимое условие успешности образовательного процесса в данном коллективе.

Следует

учитывать,

что

детей

данного

коллектива

отличает повышенная

познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое,

чему-либо научиться. Именно через общение в группе они усваивают особенности

взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради

другого и т.п.

Решая задачи в области развития и воспитания учащихся педагоги ансамбля:

- осуществляют образовательную деятельность с многообразием содержания и форм

занятий, направленных на всестороннее развитие детей, их адаптацию к жизни в

обществе, позволяющих им приобретать новый социальный опыт, способствующих их

профессиональному самоопределению и созданию условий для творческого развития

личности;

-

способствуют

развитию

познавательных

способностей

и

положительной

мотивационной направленности в организации свободного времени воспитанников;

- способствуют вовлечению детей в культурно – досуговую деятельность, позволяя им

решать

не

только

личностно

значимые

проблемы

общения,

самоопределения,

самореализации, но в соответствии с ее содержанием формировать свой ценностный

мир.

- способствуют созданию атмосферы эмоционального психологического комфорта,

социально-педагогической ситуации успеха для каждого воспитанника, обеспечивают

индивидуальную программу педагогического сопровождения каждого ребенка;

- создают пространство, в котором формируются духовные и нравственные ценности

личности, нормы социального общения.

На

протяжении

всей

жизни

происходит

формирование

личности

человека,

которое

включает

в

себя

последовательное

изменение

системы

отношений

к

окружающему миру, природе, другим людям и к себе в том числе. И очень важно,

чтобы детский коллектив, в котором находится ребенок, способствовал бы освоению

им социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентаций,

составляющих культурное достояние общества.

14

Библиография

1.

Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд.,

стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.– 672 с.

2.

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.:

Просвещение, 1989г.

3.

Возрастные

особенности

учащихся

и

их

учет

в

организации

учебно-

воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И.

Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1975. — 245 с.

4.

Воспитание искусством. – СПб, 2006.– 133с.

5.

Выготский

Л.

С.

Собрание

сочинений:

В

6-ти

т.

Т.З.

Проблемы

развития

психики/Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.

6.

Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. /

А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.

7.

Киселева,

Т.Г.,

Красильников

Ю.Д.

Социально-культурная

деятельность:

Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.

8.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб.

пособие – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000г.

9.

Личность и ее становление в процессе социализации. – Саратов, 2000. – 240с.

10.

Лутошкин

А.Н.

Эмоциональные

потенциалы

коллектива.

Москва

:

Педагогика, 1988. – 128 с.

11.Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное

пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.

15

12.Медушинский

В.В.Духовно-нравственное

воспитание

средствами

музыки

//

Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001. –№6.

13.Педагогическая поддержка ребенка в образовании. Учебное пособие. Науч. ред

Н.Б.Крылова.– М.: Академия, 2006.–284с.

14.По ступеням творчества и созидания. – СПб, КАРО, 2003 –130с.

15.Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека /

Под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 651с.

16.Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Музыка, 1989,10 п.л.

17.Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.-

с. 132-137.

18.Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю.

Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.

19.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие.– СПб.: Лань, 2000.–

320с.

20.Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988г.

16



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники