Напоминание

Психологические методы в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Макарова Татьяна Леонидовна
Должность: концертмейстер Детского хореографического коллектива "Данс"
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества "Радуга"
Населённый пункт: г. Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологические методы в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Введение

Данная

методическая разработка адресована коллегам, которые занимаются

развитием

музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

В настоящее время

данная тема работы стала очень актуальной. Так как современные

научные исследования свидетельствуют о том, что развитие

музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное

воспитание нужно

начинать

в

дошкольном

возрасте.

Отсутствие полноценных

музыкальных

впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет

сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для

которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь

опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее

интонациям,

сопереживать

настроения.

Музыкальное

развитие

оказывает

ничем

не

заменимое

воздействие

на

общее

развитие:

формируется

эмоциональная

сфера,

совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной

культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего

овладения

музыкальной

культурой.

Если

в

процессе

музыкальной

деятельности

будет

сформировано

музыкально-эстетическое

сознание,

это

послужит

базой

для

развития

человека, его общего духовного становления.

Данная работа написана в рамках эксперементальной деятельности: « Психологические

методы в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Методическая

работа

адресована

всем

родителям,

:которые

хотят,

чтобы

у

детей

сформировалась эмоциональная сфера, совершенствовалось мышление,

воспитывалась чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Причины создания данной методической работы , это донести важность психологических

методов в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

В основу методической работы положен личный опыт ведения занятий и подготовки детей к

концертным выступлениям.

Основной

методический

замысел

автора

через

дружелюбное

отношение

к

ребёнку

и

совместные игры ненавязчиво привить ему любовь к музыке и вызвать желание слушать и

понимать музыку.

Автор привносит в существующую педагогическую практику новые способы общения с

детьми дошкольного возраста на занятиях по развитию музыкальных способностей.

Начав работать с пособиями по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного

возраста, я поняла, что изложенные методы в этих пособиях не достаточно эффективны.

Целью моих занятий

прежде всего является

гармоничное развитие личности ребёнка и

раскрытие его творческого потенциала. К сожалению моя цель оказалась недостижимой при

использовании на практике только методических пособий по работе с детьми дошкольного

возраста. Я стала искать возможности достижения своей цели. И однажды, познакомившись

с книгами Юлии Гиппенрейтер , я открыла для себя психологические методы в работе с

детьми дошкольного возраста.

Основная часть

Проблемы занятий в домах творчества

1) Мотивация

Что

делать,

чтобы

наши

дети

принимали

наши

задания

и

охотно

занимались

художественным

творчеством?

От

этого

зависит

вся

атмосфера

занятий

,

его

результативность, развитие способностей детей и самочувствие педагога. Традиционное

обучение, даже профессиональное не слишком обременяло себя такими вопросами, но

современный педагог не может их не замечать. Как сохранить и развить свойственную

младшим детям эмоциональную отзывчивость, интерес к музыке и пению и другие

ценнейшие предпосылки художественного развития?

2) Проблема индивидуализации обучения.

Ребёнок – это не только представитель своей возрастной категории, но и неповторимая

личность. Желательно не просто обучать его, как всех, но и давать каждому возможность

самовыражения, помогать прокладывать ту самую индивидуальную траекторию развития,

о которой в настоящее время так много говорят педагоги. Эта проблема станет одной из

важнейших, как и проблема выразительности во всех видах художественной деятельности

ребёнка.

Как достигать той выразительности образных решений, без которых занятия искусством

лишаются смысла?

Как на деле, а не на словах осуществить эстетическое воспитание, чтобы приобщаясь к

искусству

растущий

человек

становился

одухотвореннее,

ближе

ко

всем

людям,

культуре .

Постоянные

поиски

ответов

на

эти

вопросы

привели

меня

к

написанию

данной

методической разработке, в которой я освещаю ответы на изложенные ранее вопросы и

хочу помочь моим коллегам и последователям избежать

долгого поиска ответов на

поставленные вопросы .

Ещё работая концертмейстером на занятиях музыкой и хореографией я заметила, что

педагог не всегда достигает поставленных целей. У дошкольников особая психология,

если школьники приходят на занятия по собственному желанию, имеют уже какую то

цель ( научится петь, танцевать) стимул выступать на сцене в концертах , то дошколятам

все

эти

факторы

не

важны,

и

сколько

не

бьётся

педагог

,

призывая

к

порядку

и

дисциплине, как говориться «воз и ныне там.». А самые страптивые автоматически

попадают

в

разряд

трудных,

«нарушителей

порядка»

и

частенько

приглашаются

на

занятия с родителями. Или вообще перестают посещать занятия. ( «не хочу»).

Психологические методы применяемые на занятиях с детьми.

1)

Прояснение конфликтной ситуации

2)

Сбор предложений

3)

Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого

4)

Детализация решения

5)

Выполнение решения

Более подробно я остановлюсь на первых двух пунктах.

Первый шаг – прояснение конфликтной ситуации. Сначала педагог выслушивает ребёнка и

уточняет в чём состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или

важно, что его затрудняет. Делает он это в стиле «активного слушания», то есть обязательно

озвучивает желания, потребность или затруднения ребёнка. После этого он говорит о своём

желании, используя форму « я- сообщение»

Например: музыкальное занятие в группе детей 3 -4 лет.

Педагог играет на фортепиано песню, все дети поют и только Аня 4 года – балуется, не поёт

и не молчит, а мешает вести занятие.

Прояснение конфликтной ситуации:

- Аня! Все поют песенку, всех слышу, а тебя нет.

- не хочу

-Ты не хочешь повторять песенку.(Метод активного слушания) Но ведь скоро концерт и мы

будем выступать на сцене. С настоящими микрофонами, в большом зале . На нас будет

смотреть много зрителей. .Мне хочется ( я сообщение)чтобы песенку мы спели дружно, все

вместе Как же нам быть?

- А я уже выступала на концерте и в зале сидели волки. И они выбежали на сцену и

набросились на меня. ( фантазирует, у ребёнка имеются психологические проблемы)

- А на нашем концерте в зале будут сидеть весёлые зрители, мамы, папы Они будут нам

улыбаться, хлопать в ладошки, фотографировать. Ты хочешь выступать на таком концерте?

- глаза ребёнка «загораются» Да! Я приду на концерт с мамой и буду петь в микрофон.

-Чтобы мамочке понравилось, как ты поёшь в микрофон, нужно хорошо знать песенку.

Давайте

ещё

раз

повторим

(детализация

решения).

С

удовольствием

вместе

со

всеми

повторяет песню (выполнение решения)

Начинать нужно именно с выслушивания ребёнка. После того как он убедиться , что вы

слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу! А так же примет

участие в поисках совместного решения.

Часто, едва педагог начинает активно слушать ребёнка, острота назревающего конфликта

спадает.

То

что

в

начале

казалось

«простым

упрямством»,

начинает

восприниматься

педагогом, как проблема, заслуживающая внимания. Выслушав ребёнка, нужно сказать ему о

своём желании или проблеме. Это очень ответственный момент. Ребёнку не менее важно

узнать

больше

и

точнее

о

вашем

переживании,

чем

вам

-

о

его.

Важно,

чтобы

ваше

высказывание имело форму «я – сообщение», а не «ты -сообщение» Например: -мне тяжело

говорить, когда вы громко кричите.

-Я сержусь, когда меня не слушаются.

Второй шаг : сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: « Как же нам быть?» « Что же нам придумать?» « Как нам

поступить?»

После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребёнку первому предложить

решение. И только за тем предлагать свои варианты.

Например: музыкальное занятие для детей в руппе 4 – 5 лет. Разучиваем песню «Паровозик»

, для повторения дети должны встать в колонну друг за другом. И петь песню имитируя

движения паровозика. Впереди колонны машинист. Многие хотят быть машинистом. И вот

возникает

сбор

предложений,

«

Как

же

нам

быть?»

Дети

в

растерянности,

потом

озвучиваются предложения:.

- Можно я, я самый быстрый.

- Можно я, я ездил на настоящем поезде.

Педагог высказывает своё предложение: - Машинист самый главный в паровозике. Он

должен хорошо знать дорогу, чтобы не сбиться с пути и привезти пассажиров в нужное

место. А наш паровозик

музыкальный. Значит наш машинист должен знать хорошо от

начала до конца всю песенку. Согласны?

-Да!

Все согласны

и каждый стремиться исполнить сольно всю песенку, остальные очень

внимательно слушают, без скуки и без замечаний по поведению.

Используя « я – сообщение» , важно называть, то чувство которое вы сейчас испытываете.

Оказывается это не так просто. Мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребёнку,

а не о наших чувствах. Уверяю вас, коллеги, эта методика стоит того, чтобы овладеть ею!

На своих занятиях, я стараюсь создать для детей зону радости. Хочется чтобы дети ждали

этих занятий. Это основа доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины.

Юлия Гиппенрейтер пишет в своей книге « Общаться с ребёнком как?» , что « причины

стойкого непослушания ребёнка стоит искать в глубине его психики. Это на поверхности

кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять. А на самом деле причина

иная.»

Главное:

1)

внимание

к

природе

ребёнка:

понимание

его,

бережное

отношение

к

его

потребностям, предостовление ему свободы роста и развития.

2)

Принятие в ребёнке того, что в нём сейчас есть, вера в его способность идти дальше

3)

Особые взаимоотношения: ребёнок – не объект воспитания, а участник совместной

эмоциональной жизни педагога.

4)

Педагог, как вдохновляющий пример.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия

на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых

ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен

для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,

оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического

воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия,

воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие

музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е.

музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо

впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно

процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы

полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных

произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать

настроения Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,

воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая

эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной

культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для

дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной

деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не

пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного

становления»

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии

детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека,

существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их

оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта,

музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей

эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию,

ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт

поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных

сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает

характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь

детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими

чувства,

переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков

в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ,

сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но

и на общее развитие ребенка.

Музыка развивает эмоциональную сферу.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных

способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни,

с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать

другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального

воспитания детей

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом,

достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает

различные виды деятельности, в результате которых у него формируются

психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают

особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях,

склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные

качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти,

мышление, воображение, ощущения.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия,

которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние,

психические действия, которые составляют основу содержания психического

развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная

деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении

песни ребенок Внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя

начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные

оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как

видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается,

дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая

музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное

и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие

повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык.

Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми,

более сложными действиями.

«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы,

средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей

жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие»

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной

деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-

образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так,

восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности,

а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и

творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре

на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность

включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства,

музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же

специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной

деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми

способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает

специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому так

важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и

взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством

развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки,

различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный

слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов

деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах

исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.

Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-

ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на

музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку

развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды

деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух

может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство

ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.. Таким образом, все виды

музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и

развития детей.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений,

воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто

механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится

перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный

процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного

процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной

деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может

включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в

состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий

вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного

детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер,

следить за развитием образа: сменой интонации, настроений

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и

жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста

отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с

приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может

воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с

жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего

дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания

музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что

музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так

же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом.

Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у

взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов,

интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую

формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не

вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать

выраженным в ней чувствам с детства

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и

мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно

велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл

музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных

прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение

открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки

еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие

произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так

необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок

различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение,

слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно

осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь

можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец,

ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные

впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и

современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через

музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру

на музыкальных инструментах.

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют

между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и

совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании

музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия

использовать все виды музыкального исполнительства. Далее мы увидим, как

влияют те или иные виды музыкального исполнительства на развитие

восприятия.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально

ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения

различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей

определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью,

другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество

могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления

(через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки,

могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо

ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт

восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих

импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей

сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других

людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование

художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети

передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий,

повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей

преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха,

налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые

представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения

о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные

потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может

исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно

детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует

развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает

детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает

реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей,

пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает

музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные

способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда,

помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные

способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство

ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые

представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам,

различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра

на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,

воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого

инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны

почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться

использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается

музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать

индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают

попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды

детского музыкального исполнительства.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные

знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки –

характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием

музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке

каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную

окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный

лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение,

нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму

(количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски

музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том,

что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из

звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют

различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их

чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на

характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми

различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных

произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные

знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах,

средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах,

овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и

т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от

других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в

процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для

развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах,

приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята

приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками

(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической

деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их

исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера

музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от

характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики,

акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов,

усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных

инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах,

приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной

деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к

общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он

проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются

наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной

деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение

психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие

личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном

детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и

соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие

именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы

уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение

осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она

перестает быть развивающим.

Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников

На каждом занятии я с ребятами «отправляюсь» в гости в

музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания

на занятии имеют игровую форму. Например, песни мы разучиваем по фразам,

как эхо, а не повторяем просто так 1 куплет по три раза, для выполнения

ритмических упражнений мы превращаемся в радистов и т.д.

Каждое занятие пронизано линией сквозного развития, одно событие

(задание) вытекает из другого. Занятия получаются очень содержательными и

интересными. Это важно для запоминания учебного материала. Память ребенка

– это его интерес. Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение

от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности,

тем самым обеспечивая запоминание.

В тоже время следует помнить, что у дошкольников процессы возбуждения

преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать

занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные,

расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к

разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и

запоминания.

Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно,

что заинтересовать детей чем либо взрослый может только когда он увлечен

сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой

музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый

проявляет равнодушие, оно передается и детям.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники