Автор: Маслова Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Пекшинская СОШ
Населённый пункт: д. Пекша, Петушинский район, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родитель - помощник и соавтор успеха ребенка. Совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников.
Раздел: начальное образование
«Родитель – помощник и соавтор успеха
ребёнка. Совершенствование системы
взаимодействия с семьями воспитанников».
Авторы: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Маслова Галина Владимировна
2019 г.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых
людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре,
истине,
красоте,
способных
ощутить
себя
полноценным
гражданином
своей
страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная
семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной
ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и
нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к
обострению
семейных
проблем.
Эмоциональная,
интеллектуальная
и
педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент
нравственных
идеалов
детей
и
подростков,
гарант
их
социальной
и
индивидуальной
защищенности.
На
морально
–
нравственное
формирование
личности
ребёнка
непосредственное
влияние
оказывает
окружающая
среда
и
семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку
социально-исторического
опыта,
и,
прежде
всего,
опыта
эмоциональных
и
деловых
взаимоотношений
между
людьми.
Учитывая
это,
можно
с
полным
правом
считать, что
семья
была,
есть
и
будет
важнейшим
институтом
воспитания,
социализации
ребенка. Семья
–
один
из
главных
аспектов
нравственного развития личности.
На протяжении ряда лет в школе сложилась традиция совместной работы с
родителями. 2018-2019 учебный год не стал исключением. В нашем учреждении
работа
с
родителями
в
прошедшем
учебном
году
проходила
по
следующим
направлениям:
1) повышение
психолого-педагогических
знаний
(лекции.,
практикумы
для
родителей, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки
и
классные
мероприятия
с
посещением
родителей,
индивидуальные
тематические консультации);
2) вовлечение родителей и общественность в учебно-воспитательный процесс:
совместные творческие дела, помощь в укреплении материально- технической
базы, участие родителей в различных внеклассных мероприятиях школы;
3) участие родителей и общественности в управлении школой: общешкольный
родительский комитет, классные родительские комитеты, участие родителей в
работе Совета школы и Совета по профилактике правонарушений.
Основной
принцип
работы
–
принцип
сотрудничества,
а
цель-
вовлечение
родителей
в
УВП.
Главные
направления
в
деятельности
нашей
школы
по
развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи
на её младших членов, а также нейтрализации отрицательных моментов мы видим
в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс.
Кроме
того,
важна
общая
заинтересованность
учителей
и
родителей
в
организации этой среды. Чтобы оценить эффективность учебно-воспитательного
процесса,
мы
ежегодно
проводим
опрос
родителей.
Понятие
«воспитание»
и
«образование» неразделимы. Они играют главную роль в становлении личности
ребёнка.
Обучая
–
мы
воспитываем,
а
родители
должны
быть
активными
участниками
учебно-воспитательного
процесса.
Следует
отметить,
что
в
прошедшем
учебном
году
родители
были
очень
активными
участниками
общественной
жизни
школы.
Огромную
роль
проводил
общешкольный
родительский комитет. В 2018-2019 учебном году состоялись заседания комитета,
на которых рассматривались вопросы воспитания и образования подрастающего
поколения,
организация
досуговой
деятельности,
помощь
малообеспеченным
семьям, организация питания учащихся.
Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через
познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В прошедшем учебном
году совместно с родителями были проведены следующие мероприятия: «День
Знаний», «Золотая осень», «День Учителя», «День Матери», «Мне о России надо
говорить»,
новогодний
праздник,
«Весёлая
Масленица»,
«Международный
Женский
день»,
«День
Защитника
Отечества»,
«Весёлые
старты»,
школьная
краеведческая
конференция,
«Вечер
памяти,
посвящённый
Дню
Победы»,
«Последний звонок», акция «Бессмертный полк», «Выпускной вечер».
Ежегодно
на
базе
нашей
школы
проводятся
итоговые
внеклассные
воспитательные мероприятия «Моя семья».
Цель мероприятия: развитие творческого сотрудничества семьи и школы,
выявление и поддержка одарённых детей на начальном этапе обучения в школе.
Задачи:
1)
повысить
представление
о
семейных
ценностях,
о
семье
как
полноценной ячейке общества;
2)
дать возможность учащимся вместе с родителями показать традиции
своей семьи;
3)
внедрять в учебно-воспитательный процесс совместную деятельность
детей и родителей.
Проведению праздника предшествовала большая подготовка, как учащихся,
так и родителей ребят.
По
результатам
итоговых
мероприятий
следующим
этапом
становится
районный конкурс «Ученик года». Семьи со всей ответственностью относятся к
данному проекту.
Такие конкурсы позволяют выявить активных и талантливых учащихся, создать
условия для раскрытия и реализации их творческого потенциала, повысить
представление о семейных ценностях, дают возможность учащимся вместе с
родителями показать традиции своей семьи, а также внедрять в учебно-
воспитательный процесс совместную деятельность детей и родителей.
На собственном опыте педагогический коллектив школы ежедневно
убеждается в том, что в настоящий момент сотрудничество семьи и школы
выходит на более качественную ступень. Это взаимодействие необходимо всем
участникам процесса.
Родители – это пример для ребёнка, В семье закладывается фундамент
личности, её нравственные ценности, ориентация, убеждения, а школа
обеспечивает активное удовлетворение потребностей ребёнка, развитие
интеллектуальных и творческих способностей. Семья и школа – это единое целое,
направленное на достижение одной цели – воспитание и обучение детей.