Напоминание

"Использование технологий критического мышления посредством письма и чтения"


Автор: Жиляева Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Кушва, Свердловской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Использование технологий критического мышления посредством письма и чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его

жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен

начальной школы? Прежде всего - умением учиться. На I ступени общего среднего образования не

ставится непосредственно цель формирования фундаментальных научных знаний. Задача состоит

в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем. Основное внимание должно

уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и

умения учиться, приобретению навыков учебной работы.

Именно поэтому нас заинтересовала педагогическая технология развития критического

мышления посредством чтения и письма (ТРКМ).

Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей

современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества,

состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и

судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник

современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными

способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных

условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять,

наблюдать, различать ,классифицировать, оценивать, критически

анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно,

что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития

критического мышления.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я

запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение добывать в море информации – нужную, подходить к

информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами;

понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной,

модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение,

классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под

понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно

могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

Так что же такое критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится

на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения

независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это

исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда,

когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы

думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять

идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с

чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так

уж редко разделяет чью-то точку зрения.

Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления.

Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно

подмечено: трудно думать с «пустой» головой. Чтобы породить сложную мысль, нужно

переработать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных,

концепций.

Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у взрослых, но даже у

первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется,

мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но

даже они способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной

деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому

обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания

обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем,

которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть

неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у

малышей, чем у старшеклассников. Подлинный процесс познания на любом его этапе

характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы,

возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически

мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение

разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же

проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда

ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть

достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и

обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную

позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития критического мышления, всегда

стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы,

включая дебаты и дискуссии, а также различные виды письменных работ учащихся. Учителя,

развивающие критическое мышление у своих учеников, уделяют большое внимание выработке

качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других,

ответственность за собственную точку зрения.

Таким образом, критическое мышление — это:

Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой

информации на жизненный личный опыт.

Поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.

Отправная точка для развитая творческого мышления.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как

таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать

её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение

работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт

возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его

индивидуальности.

Базовая модель технологии развития критического мышления предлагает 3 стадии. Каждая

стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но

на каждом этапе они играют свою роль.

Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной

позиции, оценка процесса).

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то

очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют,

только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в

проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть

урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это

закрепление материала, проверка усвоения.

Первая стадия — «Вызов» или “Пробуждение”.

Задачи данной фазы:

Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.

Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.

Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.

Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к

постановке и способам реализации цели);

информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации

индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы. Информация,

полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие

приемы:

“Кластер”.

Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.

Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.

“Дерево предсказаний”.

“Ромашка Блума”.

“Верные и неверные утверждения”.

“Верите ли вы?”.

“Корзина идей”.

Рассказ-предположение по “ключевым” словам.

“Синквейн».

Вторая стадия — «Осмысление».

Стадия осмысления включает:

Получение новой информации.

Корректировку учеником поставленных целей.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,

делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

а) маркировка с использованием значков «+»,«-»,«?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

б) ведение двойного дневника, поиск ответов на вопросы, которые были поставлены на стадии

вызова.

Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Третья стадия — «Рефлексия».

Стадия рефлексии включает:

Размышление, рождение нового знания.

Постановку новых целей обучения.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой».

Возможные методы и приемы:

а) заполнение кластеров, таблиц;

б) установление причинно-следственных связей между блоками информации;

в) возврат к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям;

г) ответы на поставленные вопросы

В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся

полноправными участниками процесса обучения. Атмосфера уважительного отношения к чужому,

пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию,

исключает возможность получить за неправильный ответ негативную отметку.

Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке

позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования

интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке:

интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого

в общее дело. Не следует давать готовых истин. Обучаемые доходят до всего сами. Школьник,

умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки

информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих

в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на

представления собеседника. Таким образом, можно сделать вывод, что технологию РКМЧП

можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает

и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку

умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов,

входящих в РКМЧП, каждый преподаватель может выбрать те, которые соответствуют

возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично ему, не выходя за

границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать "своей".

Стратегии и приёмы, используемые для развития критического мышления

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в

определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся

выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может

быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с

основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Пример 1.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и

записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

Пример

Тема урока: «Пустыня».

мало воды много песка верблюды

Пустыня

нет растений жарко нет зимы

По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.

В начале урока используется прием «мозговая атака», и уже на стадии вызова ученики вносят

информацию в кластер, остальная информация появляется на стадии осмысления после чтения

статьи учебника. Хорошо составленный кластер является, таким образом, опорным конспектом.

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на

стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить

ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы –

это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

Тонкие вопросы

?

Толстые вопросы

?

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если.

Инсерт — это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая

система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения следует рекомендовать

учащимся карандашом делать пометки на полях текста.

Инсерт. Вариант 1.

Знаю

Не знаю

Хочу знать больше

+

-

?

Рекомендую два варианта условных обозначений.

V

+

-

?

Знаю

Не знаю

Это противоречит тому, что я знал

Хочу знать больше. Непонятно

Инсерт. Вариант 2.

После чтения текста подводим итоги. Этот прием работает на стадии осмысления содержания.

Активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развитию умения

классифицировать и выделять нужную информацию.

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме

информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для

актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова”

с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения

фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все

предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без

корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В

столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты

только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются

на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый

столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Тема урока: «Пустыня».

Знаю

З

Хочу знать

Х

Узнал

У

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды

климат

нет растений

люди

верблюды

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе,

повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые

ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Тема урока: «Здоровье человека».

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?».

Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме.

(Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на

свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и

воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?",

"Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих

вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи

относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,

отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и

направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью

желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в

простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует

элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы

условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы

думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от

другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между

теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной

жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя

материал учебника или других источников информации.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в

дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения,

обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным

утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную

информацию.

Тема урока: «Глаз – орган зрения».

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

2. Форма глаза напоминает яблоко

3. Глаза в сильные морозы мерзнут

4. Зрачок – это отверстие в глазу

5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым

6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на

парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да),

если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется

пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Чтобы

проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой

теме и на стадии осмысления вернуться к этим предположениям.)

Тема урока «Пустыня».

Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны

ответить «да или нет»).

1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет

2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет

3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет

4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.

Прием "Тонкие и толстые вопросы" используют на любой из трех фаз урока: на стадии вызова -

это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по

ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

Кто ?

Объясните, почему...?

Что ?

Почему Вы думаете ...?

Когда ?

Почему Вы считаете ...?

Может ..?

В чем различие ...?

Будет ...?

Предположите, что будет, если... ?

Верно ли ...?

Что, если ... ?

Согласны ли Вы ...?

Таблица вопросов – это основа для обмена мнениями.

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии

урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На

доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики

вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной

проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом

известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение

должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся

представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя

ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без

комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения,

имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти

разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны

в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Пример

Тема урока: «Почва».

-Мы говорим почва. А что же такое почва?

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои

предположения:

Почва – это …

- … земля

- … растительная земля

- … вещество

- … суша, а не вода

- … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам

предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда

взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли

почва исчезнуть?

Чтение с остановками — это условное название методической стратегии по организации чтения

текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при чтении текста,

так и при восприятии текста на слух. Данная стратегия предполагает следующее:

Текст не должен быть знаком учащимся.

Текст заранее делится на части: помечается 1-я остановка и т. д. Остановок не должно быть более

5.

Задания и вопросы к тексту должны охватывать все уровни вопросов «Ромашки Блума».

В стратегии «Чтение с остановками» работают по следующему алгоритму.

Вызов — конструируем предполагаемый текст по опорным словам, обсуждаем заглавие рассказа

и прогнозируем его содержание.

Осмысление содержания — читаем текст небольшими отрывками с обсуждением содержания

каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все

уровни вопросов. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».

Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. На данном этапе после чтения

текста используем творческие задания при работе с литературным текстом.

Чтобы интересно организовать работу с текстом, использую прием «Перепутанные

логические цепочки». Учащимся предлагаются утверждения, среди которых есть и верные, и

неверные. Ребята работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Затем

обсуждают в паре (группе), уточняют, исправляют.

Например, тема: «О вреде курения».

Перепутанные логические цепочки

+ или -

1. Запах табака приятен

2. Слабость, головная боль, головокружение — последствия курения

3. Мне нравятся те, кто курит. Они современные

4. Курение — привычка, от которой трудно избавиться

5. Табачный дым содержит яд — никотин

6. Я курю — я самостоятельный, взрослый

7. Никотин приводит к заболеванию легких (раку)

8. Если мне предложат закурить, я попробую

Прием работает на стадии рефлексии.

Приём «Фишбоун»

Нередко в тексте содержатся те или иные проблемы; иногда они обозначены неявно. В этом

случае школьники могут не обратить на них внимание или будут испытывать затруднения при

поиске их решения.

В процессе чтения для того, чтобы проблему рассмотреть с разних сторон, применяют прием

«Фишбоун», что в переводе обозначает «Рыбий скелет».

В «голове» обозначаем тему урока, а на верхних и нижних «косточках» — положительные и

отрицательные стороны явления. На «хвосте» записываем выводы.

Прием применяется на стадии осмысления и рефлексии.

Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями

еще до обличения их в слова, и это прекрасный двигатель для процесса познавательного

ученичества. В данной работе учитываются индивидуальные возможности творчества каждого, и в

то же время это один из лучших способов соединить групповую работу и приемы визуальной

организации материала.

Приём «Сводная таблица» (линия сравнения)

Прием помогает за короткое время освоить большое количество информации. Таблица

помогает систематизировать информацию, проводить параллели между фактами и событиями. В

средней колонке перечислены те категории, по которым предлагается сравнивать какие-то

явления или факторы. В колонки, расположенные по обе стороны от средней, заносится

информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать. Желательно, чтобы линии сравнения

выделялись самими детьми, но в начальной школе помощь учителя обязательна.

Песок

Линии сравнения

Глина

Твердое

1. Состояние (твердое, жидкое)

Твердое

Сыпучее

2. Строение (сыпучее, землистое)

Землистое

-

3. Пластичность (+; -)

+

Крупные

4. Размеры частиц (крупные, мелкие)

Мелкие

Пропускает

5. Отношение к воде (пропускает, не пропускает)

Не пропускает

Приём «Сводная таблица» помогает за короткое время освоить большое количество информации.

Синквейн является стихотворной формой, основанной на рефлексии и построенной по

определенным «правилам». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», т. е.

стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

В первой строчке тема задается одним словом.

Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными или причастиями).

Третья строчка—это описание действия тремя словами.

Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту.

Последняя строчка—это синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы.

При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии,

средство творческой выразительности. Как правило, провожу его на стадии рефлексии, однако

опыт показывает, что есть и другие его возможности.

Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:

На стадии: вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.

На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.

На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.

Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова:

ученикам предлагаю отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

? (Воздух.)

Бесцветный, прозрачный.

Сжимается, перемещается, проводит (memo).

Невидимая одежда нашей планеты.

Жизнь.

Примеры синквейнов.

Весна.

Молодая, цветущая.

Журчит, расцветает, поет.

Будит природу ото сна.

«Утро» природы.

Пчелка.

Маленькая, трудолюбивая.

Летает, опыляет, жалит.

Приносит людям пользу.

Медонос.

Растения.

Красивые. Полезные.

Очищают, благоухают, радуют.

Украшают и улучшают быт человека.

Польза.

Мною были рассмотрены лишь некоторые приемы из множества приёмов этой технологии.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю

приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на

подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология

применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы

учителя и учащихся.

Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления

является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления

учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование

позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого

участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный

стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.

Методы и приемы технологии развития критического мышления достаточно доступны, чтобы

их применить учителю и достаточно действенны, чтобы получить ожидаемый результат.

В заключении хочется сказать, что педагогическая задача учителя в том, чтобы помочь

каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для

саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии развития критического мышления.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники