Автор: Дьердь Светлана Леонидовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: гп Талинка
Наименование материала: статья
Тема: "Чувство ритма" ( из серии "Составляющие музыкальных способностей")
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
гп
Талинка
Доклад
на
тему
«
Чувство
ритма
»
(
из
серии
«
Составляющие
музыкальных
способностей
»)
Выполнила
Дьердь
Светлана
Леонидовна
Концертмейстер
МБУДО
«
ДШИ
»
Ритм
имеет
универсальную
сущность
:
его
метрическая
сторона
(
равномерность
)
заложена
в
природе
.
Все
живое
берет
начало
из
живого
благодаря
энергии
в
непрерывном
процессе
движения
и
хотя
часто
мы
видим
лишь
статический
результат
(
красоту
природы
,
разнообразие
форм
и
красок
,
движений
и
соотношений
),
в
действительности
это
динамическое
равновесие
движений
.
Любой
колебательный
процесс
,
который
приводит
к
повтору
(
воспроизведению
)
биоявления
или
состояния
биосистемы
через
приблизительно
равные
промежутки
времени
,
в
науке
получил
название биоритма
.
Разнообразные
ритмы
взаимодействуют
между
собой
,
образуя
временную
организацию
биосистемы
благодаря
обратным
связям
,
состоящим
из
последовательности
:
включение
–
интенсификация
–
снижение
активности
.
Жизнь
связывается
в
нашем
сознании
со
временем
и
веками
выработана
основная
единица
времени
–
секунда
,
в
сущности
мгновение
,
однако
,
сама
секунда
может
быть
наполнена
огромным
содержанием
и
человек
способен
пережить
сознательно
или
бессознательно
множество
процессов
в
мгновениях
,
составляющих
лишь
доли
секунды
.
Разработаны
специальные
методы
анализа
,
которые
выявляют
и
изучают
скрытую
периодичность
жизненных
процессов
.
Чувство
ритма
присуще
каждому
человеку
изначально
.
Сложнейшая
система
внутренних
ритмов
человека
взаимодействует
с
внешними
ритмами
благодаря
тому
,
что
свободно
текущие
ритмы
в
организме
способны
изменять
свою
частоту
(
подстраиваться
),
что
говорит
об
их
пластичности
,
в
результате
чего
идет
согласование
внутренних
и
внешних
ритмов
.
Человек
рождается
в
определенной
среде
и
«
впитывает
»
все
излучения
этой
среды
.
Среда
формирует
ум
,
культивирует
умственные
,
моторные
и
прочие
способности
.
Музыка
является
элементом
среды
и
вписывается
в
жизнь
как
органический
процесс
,
целостность
которого
поддерживается
внутренними
и
внешними
напряжениями
-
динамическим
равновесием
взаимодействующих
сил
.
Движущееся
звучание
музыки
связано
со
временем
.
Человеку
всегда
приходится
иметь
дело
с
определенными
принципами
организации
временных
процессов
,
что
упорядочивает
само
существование
.
В
музыке
роль
организации
(
упорядочивания
)
звуков
в
определенных
закономерных
временных
отношениях
друг
к
другу
возложена
на
ритм
.
Музыкальный
ритм
является
одним
из
элементов
музыки
.
Достаточно
ли
для
успешного
обучений
музыке
наличие
природного
чувства
ритма
или
оно
должно
быть
специфическим
,
т
.
е
.
музыкальным
?
До
сих
пор
нет
единой
точки
зрения
на
структуру
музыкальных
способностей
и
их
названия
.
Здесь
используются
либо
термины
психических
процессов
,
либо
названия
элементов
музыкального
языка
.
В
современной
музыкальной
психологии
(
Г
.
П
.
Овсянкина
)
к
основным
музыкальным
способностям
относят
:
Музыкальный
слух
(
звуковысотный
,
интонационный
,
ладовый
,
мелодический
,
гармонический
,
тембровый
,
динамиче
ский
,
архитектонический
и
др
.)
Чувство
музыкального
ритма
Музыкальная
память
Музыкальное
мышление
Музыкальное
воображение
Перечисленные
музыкальные
способности
классифицируются
на
сенсорные
интеллектуальные
(
музыкальная
память
,
мышление
,
музыкальное
воображение
)
Также
выделяют
:
элементарные
сложные
Элементарные
(
чувство
музыкальной
высоты
,
ладовое
чувство
,
чувство
ритма
,
др
.)
обеспечивают
возможность
полноценного
восприятия
музыки
,
пения
,
музицирования
на
инструменте
.
Само
по
себе
их
наличие
ничего
не
определяет
в
музыкальном
творчестве
.
К
сложным музыкальным
способностям
относятся
такие
,
которые
связаны
с
осуществлением
профессиональной
музыкальной
деятельности
(
чувство
формы
,
стиля
,
обучаемости
музыке
и
др
.)
Элементарные
музыкальные
способности
раньше
обнаруживаются
,
раньше
начинают
развиваться
,
быстрее
стабилизируются
.
Более
сложные
развиваются
позднее
,
когда
накапливается
музыкальный
опыт
.
Постепенно
происходит
взаимопроникновение
элементарных
и
сложных
способностей
.
Таким
образом
чувство
ритма
,
или
ритмический
слух
,
относятся
к
сенсорной
элементарной
способности
.
Чувство
музыкального
ритма
как
музыкальная
способность
есть
реакция
на
специфику
временных
процессов
в
музыке
и
их
воспроизведение
.
Целесообразно
выделить
три
составляющих
музыкального
ритма
:
ощущение темпа
,
метра
и
ритмического
рисунка
.
В
этой
связи
часто
используются
термины
«
темпоритм
»
и
«
метроритм
».
Постижение
живого
пульса
достигается
в
результате
объединения
ритмических
формул
в
мотивы
,
фразы
,
предложения
и
в
этом
случае
мы
имеем
дело
с
метроритмом
высшего
порядка
–
ритмоформой
.
Привнося
в
музыку
тот
или
иной
эмоциональный
колорит
,
сообщая
ей
ту
или
иную
экспрессию
,
темпоритм
имеет
самое
непосредственное
отношение
к
исполнительской
лепке
звукового
образа
.
Найден
верный
темпоритм
и
произведение
оживает
под
пальцами
интерпретатора
;
нет
–
и
поэтическая
идея
может
оказаться
деформированной
,
а
то
и
полностью
искаженной
.
Еще
В
.
В
.
Стасов
обратил
внимание
на
то
,
что
в
музыкальном
исполнении
от
изменения
движения
изменяется
смысл
сочинения
до
такой
степени
,
что
самую
знакомую
вещь
услышишь
как
что
-
то
чужое
,
незнакомое
.
Универсальные
по
характеру
закономерности
темпоритма
заявляют
о
себе
во
многих
искусствах
.
Так
,
на
темпоритм
,
как
на
своего
рода
«
стимулятор
»
определенного
душевного
состояния
артиста
(
тем
самым
-
его
«
рабочее
»
средство
)
указывал
еще
К
.
С
.
Станиславский
в
книге
«
Работа
актера
над
собой
» : «
Темпоритм
…..
самый
близкий
друг
и
сотрудник
чувства
,
потому
что
он
является
нередко
прямым
,
непосредственным
,
иногда
даже
механическим
возбудителем
эмоциональной
памяти
,
а
следовательно
,
и
самого
внутреннего
переживания
».
И
далее
: «
…
Нельзя
правильно
чувствовать
при
неправильном
,
несоответствующем
темпоритме
».
Таким
образом
темпоритм
–
стимулятор
определенного
душевного
состояния
исполнителя
,
является
возбудителем
эмоциональной
памяти
и
,
следовательно
,
самого
внутреннего
переживания
.
Известно
выражение
К
.
С
Станиславского
«
От
темпоритма
к
чувству
».
Найти
темпоритм
–
не
значит
установить
нужную
скорость
исполнения
,
темпоритм
категория
не
количественная
,
а
качественная
:
темпоритм
показывает
,
как
во
времени
развивается
музыкальная
мысль
,
какова
ее
внутренняя
драматургия
.
К
числу
первостепенных
по
важности
и
сложности
задач
,
стоящих
перед
учащимися
,
следует
отнести
те
,
что
связаны
с
темпоритмом
исполняемых
музыкальных
произведений
.
Здесь
,
по
словам
Моцарта
,
«
самое
нужное
,
самое
трудное
и
самое
главное
в
музыке
…»
Сказанным
определяется
место
и
значение
работы
над
темпоритмом
в
комплексном
музыкально
-
ритмическом
воспитании
.
Воспитание
у
учащегося
ощущения
темпоритма
в
музыке
включает
:
Работу
над
внутренним
ощущением
«
основной
единицы
движения
» (
не
путать
с
пульсом
,
основанным
на
движении
метрических
долей
) ;
в
этом
случае
необходима
работа
,
предваряющая
исполнение
на
инструменте
в
звуковом
выражении
(
внутреннее
просчитывание
,
пропевание
,
дирижирование
,
игра
на
столе
)
Выработку
у
учащегося
ощущения
смысловой
единицы
в
ритмической
организации
музыки
,
понимание
ритмической
фразы
,
периода
:
вне
выявления
ритмических
фраз
и
периодов
как
относительно
завершенных
элементов
в
целостном
метроритмическом
орнаменте
произведения
,
попытки
художественной
интерпретации
произведения
будут
безуспешны
;
Работу
над
ощущением
свободы
,
естественности
темпоритмического
движения
с
использованием
rubato,
агогики
(
небольших
отклонений
от
темпа
и
метра
);
Работу
над
осмыслением
пауз
;
Процесс
собственной
интерпретации
,
творческой
переработки
звуковых
образов
.
Поиск
нужного
темпоритма
произведения
ведет
к
пониманию
эмоционально
–
содержательной
стороны
ритма
произведения
.
Чувство
музыкального
ритма
подразумевает
хорошую
слухомоторную
координацию
и
умение
наделять
ритм
содержательным
смыслом
.
Координационные
способности
связаны
с
нервной
системой
человека
.
Наличие
чувства
ритма
еще
не
говорит
о
способности
к
музыке
,
учителю
необходимо
трансформировать
природное
чувство
ритма
в
специфическое
музыкальное
чувство
ритма
.
Список
используемой
литературы
:
1.
Г
.
П
.
Овсянкина
«
Музыкальная
психология
»
2.
К
.
С
.
Станиславский
«
Работа
актера
над
собой
»
3.
В
.
В
.
Стасов
Музыкальная
критика
.