Напоминание

"Чувство ритма" ( из серии "Составляющие музыкальных способностей")


Автор: Дьердь Светлана Леонидовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: гп Талинка
Наименование материала: статья
Тема: "Чувство ритма" ( из серии "Составляющие музыкальных способностей")
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

гп

Талинка

Доклад

на

тему

«

Чувство

ритма

»

(

из

серии

«

Составляющие

музыкальных

способностей

»)

Выполнила

Дьердь

Светлана

Леонидовна

Концертмейстер

МБУДО

«

ДШИ

»

Ритм

имеет

универсальную

сущность

:

его

метрическая

сторона

(

равномерность

)

заложена

в

природе

.

Все

живое

берет

начало

из

живого

благодаря

энергии

в

непрерывном

процессе

движения

и

хотя

часто

мы

видим

лишь

статический

результат

(

красоту

природы

,

разнообразие

форм

и

красок

,

движений

и

соотношений

),

в

действительности

это

динамическое

равновесие

движений

.

Любой

колебательный

процесс

,

который

приводит

к

повтору

(

воспроизведению

)

биоявления

или

состояния

биосистемы

через

приблизительно

равные

промежутки

времени

,

в

науке

получил

название биоритма

.

Разнообразные

ритмы

взаимодействуют

между

собой

,

образуя

временную

организацию

биосистемы

благодаря

обратным

связям

,

состоящим

из

последовательности

:

включение

интенсификация

снижение

активности

.

Жизнь

связывается

в

нашем

сознании

со

временем

и

веками

выработана

основная

единица

времени

секунда

,

в

сущности

мгновение

,

однако

,

сама

секунда

может

быть

наполнена

огромным

содержанием

и

человек

способен

пережить

сознательно

или

бессознательно

множество

процессов

в

мгновениях

,

составляющих

лишь

доли

секунды

.

Разработаны

специальные

методы

анализа

,

которые

выявляют

и

изучают

скрытую

периодичность

жизненных

процессов

.

Чувство

ритма

присуще

каждому

человеку

изначально

.

Сложнейшая

система

внутренних

ритмов

человека

взаимодействует

с

внешними

ритмами

благодаря

тому

,

что

свободно

текущие

ритмы

в

организме

способны

изменять

свою

частоту

(

подстраиваться

),

что

говорит

об

их

пластичности

,

в

результате

чего

идет

согласование

внутренних

и

внешних

ритмов

.

Человек

рождается

в

определенной

среде

и

«

впитывает

»

все

излучения

этой

среды

.

Среда

формирует

ум

,

культивирует

умственные

,

моторные

и

прочие

способности

.

Музыка

является

элементом

среды

и

вписывается

в

жизнь

как

органический

процесс

,

целостность

которого

поддерживается

внутренними

и

внешними

напряжениями

-

динамическим

равновесием

взаимодействующих

сил

.

Движущееся

звучание

музыки

связано

со

временем

.

Человеку

всегда

приходится

иметь

дело

с

определенными

принципами

организации

временных

процессов

,

что

упорядочивает

само

существование

.

В

музыке

роль

организации

(

упорядочивания

)

звуков

в

определенных

закономерных

временных

отношениях

друг

к

другу

возложена

на

ритм

.

Музыкальный

ритм

является

одним

из

элементов

музыки

.

Достаточно

ли

для

успешного

обучений

музыке

наличие

природного

чувства

ритма

или

оно

должно

быть

специфическим

,

т

.

е

.

музыкальным

?

До

сих

пор

нет

единой

точки

зрения

на

структуру

музыкальных

способностей

и

их

названия

.

Здесь

используются

либо

термины

психических

процессов

,

либо

названия

элементов

музыкального

языка

.

В

современной

музыкальной

психологии

(

Г

.

П

.

Овсянкина

)

к

основным

музыкальным

способностям

относят

:

Музыкальный

слух

(

звуковысотный

,

интонационный

,

ладовый

,

мелодический

,

гармонический

,

тембровый

,

динамиче

ский

,

архитектонический

и

др

.)

Чувство

музыкального

ритма

Музыкальная

память

Музыкальное

мышление

Музыкальное

воображение

Перечисленные

музыкальные

способности

классифицируются

на

сенсорные

интеллектуальные

(

музыкальная

память

,

мышление

,

музыкальное

воображение

)

Также

выделяют

:

элементарные

сложные

Элементарные

(

чувство

музыкальной

высоты

,

ладовое

чувство

,

чувство

ритма

,

др

.)

обеспечивают

возможность

полноценного

восприятия

музыки

,

пения

,

музицирования

на

инструменте

.

Само

по

себе

их

наличие

ничего

не

определяет

в

музыкальном

творчестве

.

К

сложным музыкальным

способностям

относятся

такие

,

которые

связаны

с

осуществлением

профессиональной

музыкальной

деятельности

(

чувство

формы

,

стиля

,

обучаемости

музыке

и

др

.)

Элементарные

музыкальные

способности

раньше

обнаруживаются

,

раньше

начинают

развиваться

,

быстрее

стабилизируются

.

Более

сложные

развиваются

позднее

,

когда

накапливается

музыкальный

опыт

.

Постепенно

происходит

взаимопроникновение

элементарных

и

сложных

способностей

.

Таким

образом

чувство

ритма

,

или

ритмический

слух

,

относятся

к

сенсорной

элементарной

способности

.

Чувство

музыкального

ритма

как

музыкальная

способность

есть

реакция

на

специфику

временных

процессов

в

музыке

и

их

воспроизведение

.

Целесообразно

выделить

три

составляющих

музыкального

ритма

:

ощущение темпа

,

метра

и

ритмического

рисунка

.

В

этой

связи

часто

используются

термины

«

темпоритм

»

и

«

метроритм

».

Постижение

живого

пульса

достигается

в

результате

объединения

ритмических

формул

в

мотивы

,

фразы

,

предложения

и

в

этом

случае

мы

имеем

дело

с

метроритмом

высшего

порядка

ритмоформой

.

Привнося

в

музыку

тот

или

иной

эмоциональный

колорит

,

сообщая

ей

ту

или

иную

экспрессию

,

темпоритм

имеет

самое

непосредственное

отношение

к

исполнительской

лепке

звукового

образа

.

Найден

верный

темпоритм

и

произведение

оживает

под

пальцами

интерпретатора

;

нет

и

поэтическая

идея

может

оказаться

деформированной

,

а

то

и

полностью

искаженной

.

Еще

В

.

В

.

Стасов

обратил

внимание

на

то

,

что

в

музыкальном

исполнении

от

изменения

движения

изменяется

смысл

сочинения

до

такой

степени

,

что

самую

знакомую

вещь

услышишь

как

что

-

то

чужое

,

незнакомое

.

Универсальные

по

характеру

закономерности

темпоритма

заявляют

о

себе

во

многих

искусствах

.

Так

,

на

темпоритм

,

как

на

своего

рода

«

стимулятор

»

определенного

душевного

состояния

артиста

(

тем

самым

-

его

«

рабочее

»

средство

)

указывал

еще

К

.

С

.

Станиславский

в

книге

«

Работа

актера

над

собой

» : «

Темпоритм

…..

самый

близкий

друг

и

сотрудник

чувства

,

потому

что

он

является

нередко

прямым

,

непосредственным

,

иногда

даже

механическим

возбудителем

эмоциональной

памяти

,

а

следовательно

,

и

самого

внутреннего

переживания

».

И

далее

: «

Нельзя

правильно

чувствовать

при

неправильном

,

несоответствующем

темпоритме

».

Таким

образом

темпоритм

стимулятор

определенного

душевного

состояния

исполнителя

,

является

возбудителем

эмоциональной

памяти

и

,

следовательно

,

самого

внутреннего

переживания

.

Известно

выражение

К

.

С

Станиславского

«

От

темпоритма

к

чувству

».

Найти

темпоритм

не

значит

установить

нужную

скорость

исполнения

,

темпоритм

категория

не

количественная

,

а

качественная

:

темпоритм

показывает

,

как

во

времени

развивается

музыкальная

мысль

,

какова

ее

внутренняя

драматургия

.

К

числу

первостепенных

по

важности

и

сложности

задач

,

стоящих

перед

учащимися

,

следует

отнести

те

,

что

связаны

с

темпоритмом

исполняемых

музыкальных

произведений

.

Здесь

,

по

словам

Моцарта

,

«

самое

нужное

,

самое

трудное

и

самое

главное

в

музыке

…»

Сказанным

определяется

место

и

значение

работы

над

темпоритмом

в

комплексном

музыкально

-

ритмическом

воспитании

.

Воспитание

у

учащегося

ощущения

темпоритма

в

музыке

включает

:

Работу

над

внутренним

ощущением

«

основной

единицы

движения

» (

не

путать

с

пульсом

,

основанным

на

движении

метрических

долей

) ;

в

этом

случае

необходима

работа

,

предваряющая

исполнение

на

инструменте

в

звуковом

выражении

(

внутреннее

просчитывание

,

пропевание

,

дирижирование

,

игра

на

столе

)

Выработку

у

учащегося

ощущения

смысловой

единицы

в

ритмической

организации

музыки

,

понимание

ритмической

фразы

,

периода

:

вне

выявления

ритмических

фраз

и

периодов

как

относительно

завершенных

элементов

в

целостном

метроритмическом

орнаменте

произведения

,

попытки

художественной

интерпретации

произведения

будут

безуспешны

;

Работу

над

ощущением

свободы

,

естественности

темпоритмического

движения

с

использованием

rubato,

агогики

(

небольших

отклонений

от

темпа

и

метра

);

Работу

над

осмыслением

пауз

;

Процесс

собственной

интерпретации

,

творческой

переработки

звуковых

образов

.

Поиск

нужного

темпоритма

произведения

ведет

к

пониманию

эмоционально

содержательной

стороны

ритма

произведения

.

Чувство

музыкального

ритма

подразумевает

хорошую

слухомоторную

координацию

и

умение

наделять

ритм

содержательным

смыслом

.

Координационные

способности

связаны

с

нервной

системой

человека

.

Наличие

чувства

ритма

еще

не

говорит

о

способности

к

музыке

,

учителю

необходимо

трансформировать

природное

чувство

ритма

в

специфическое

музыкальное

чувство

ритма

.

Список

используемой

литературы

:

1.

Г

.

П

.

Овсянкина

«

Музыкальная

психология

»

2.

К

.

С

.

Станиславский

«

Работа

актера

над

собой

»

3.

В

.

В

.

Стасов

Музыкальная

критика

.



В раздел образования