Автор: Ирина Анатольевна Косенко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Садковская СОШ
Населённый пункт: х. Садки Красносулинский район Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий с помощью системы учебников УМК «Школа России».
Раздел: начальное образование
Формирование универсальных учебных действий с помощью
системы учебников УМК «Школа России».
Поработав по некоторым УМК, учителя нашей школы и я в том числе всё-
таки пришли к мнению, что УМК «Школа России» больше всего подходит для
учащихся сельской школы, и вот уже четвёртый год мы с удовольствием
работаем по этой программе.
«Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4
классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования. Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков,
кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в
области образования. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро
целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических
принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.
Система учебников «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один
из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Практика
показывает, что более половины учеников начальных классов России обучаются по
данному УМК. В качестве единого целого комплект «Школа России» работает с 2001
года. Однако учебники УМК были переработаны в соответствии с требованиями
ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство
«Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской
академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников
«Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования и полностью
соответствует требованиям федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС). Все учебники, составляющие завершённые предметные линии
УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО.
Я хотела бы остановиться на том, что весь методический аппарат УМК «Школа
России» ориентирован на организацию учебной деятельности учащихся на
основе системно - деятельностного подхода, как основного механизма достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных
на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного
материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и
формирования способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания,
умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение
учиться.
Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа
России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике
учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов,
форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-
воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной
деятельности:
- ориентирование всего учебного материала на максимальное включение младших
школьников в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения с целью овладения
универсальными учебными действиями (УУД);
- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
- практическая направленность содержания учебного материала с порой на
социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими
школьными предметами на основе формирования УУД;
- возможности моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного
образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой:
использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов,
различных мультимедийных приложений;
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения:
индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа
России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу.
Проблемно-поисковый метод предусматривает в содержании системы учебников
различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций,
выдвижения предположений, поиска и отбора информации, формулирования
доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Например, на уроках обучения грамоте часто можно было встретить задания
типа: соотнеси слова со схемами; составь схему слова-отгадки; придумай слово к
данной схеме; сравни: что общего в словах, чем они различаются; преврати
большой предмет в маленький; найди близкие по смыслу слова; какое слово
лишнее; почему так говорят; обсуди с другом; выскажи своё мнение; придумай
продолжение; закончи по-своему; озаглавь текст и т.д.
На уроках математики часто можно встретить задания такого типа: сравни,
объясни, составь, понаблюдай и сделай выводы, выбери более рациональный
способ, закончи последовательность, разбей на группы и т. д. Очень часто даётся
выполнение этих заданий в паре или в группе.
На уроках окружающего мира прослеживается система заданий, направленных на
первоначальное ознакомление детей с разного рода зависимостями, задания для
раскрытия
причинной
связи
между
процессами
и
явлениями
окружающей
действительности. Например, в 1 классе есть задания на сравнение ели и сосны,
реки и моря, различных средств транспорта, животных разных групп.
Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию
обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать
смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и
оценивать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную
задачу, т. е. формирует регулятивные УУД.
Так во всех учебниках, перед каждым разделом существует страничка, на
которой описано краткое содержание данной темы. Это помогает учащимся
принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать
задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел
(тему).
В учебниках по математике в конце каждого урока предусмотрены задания для
самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается рубриками: «Что
узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения». Кроме
того, в конце каждого года обучения, в рубрике «Тексты для контрольных работ»
предусмотрены задания базового и повышенного уровня сложности. Так же
существуют тетради на печатной основе «Проверочные работы» по математике,
русскому языку, окружающему миру, в которых даны задания, как обычного, так
и тестового характера. На уроках математики материал учебников построен так,
что учащиеся пробуют планировать учебные действия: учатся составлять план
учебных действий при решении текстовых задач, составляют алгоритм
вычислительных действий, составляют план успешного проведения
математической игры, план работы над учебным проектом.
В курсе «Литературное чтение» предусмотрена система вопросов и заданий для
планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце
каждого раздела помещён материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания
этого раздела включают вопросы как базового уровня, так и повышенного,
которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в
начале изучения раздела целей и задач.
Всё это создаёт условия для формирования умений планирования своей
деятельности, умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль
полученных знаний и освоенных способов действий, корректировать свои знания,
умения, навыки, т. е. формирует регулятивные УУД.
Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позволяет
выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к учебному
материалу и конкретной педагогической ситуации; позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в
системе учебников УМК заложены большие возможности для применения
различных методов и приёмов эвристического, исследовательского характера
целенаправленного развития самостоятельности учащихся, их познавательной
активности при формировании познавательных УУД.
Так, например, на уроках русского языка одним из приёмов решения учебных
проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике
рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как
можно определить слоги в слове, основу слова; приходят к выводу, что слов без
корня не бывает и т.д.
На уроках математики ребята выполняют задания вида: продолжить (дополнить)
ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических
фигур и др., записанных по определённому правилу; провести классификацию по
заданному признаку; провести логические рассуждения, использовать знания в
новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями
творческого характера, «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
На уроках окружающего мира школьники учатся работать и с другими
источниками информации. Так в течение всего периода обучения ребята
постоянно обращаются к таким книгам, как: атлас – определитель «От Земли до
неба», «Зелёные страницы», «Великан на поляне или первые уроки
экологической этики»
Содержание предметного материала выстроено так, что, начиная с 1 класса,
школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию
объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты
своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими,
знаковыми, графическими). Всё это способствует формированию умения решать
задачи творческого и поискового характера.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над
учебными проектами. В учебниках после каждого раздела, темы можно встретить
рубрику «Наши проекты». В прошлом году учащиеся 1 класса работали над
такими проектами, как «Живая Азбука», «Любимая буква», « Книга загадок о
животных», «Летопись класса», «Мой лучший выходной».
Конечно же, это не полноценный проект, выполненный учащимися
самостоятельно. Это лишь элементы проектной деятельности в её классическом
понимании. Но для малыша это - его проект.
Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину
распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым
и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка,
реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.
А внедрение информационных технологий повышает динамику урока, наглядность,
информативность, позволяет возбудить интерес к получаемым знаниям, развивает
интеллект и творческие способности учащихся.
Параллельно с формированием коммуникативных, регулятивных и познавательных
идёт и формирование личностных УУД.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы
учебников УМК «Школы России» направлены на достижение следующих
личностных результатов освоения основной образовательной программы:
-формирование гражданина, патриота своей Родины;
-формирование целостного взгляда на мир;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Так, например, в курсе «Литературное чтение» текстовый и иллюстративный
материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства
сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи. С
этой целью в учебниках по литературному чтению предусмотрены разделы и
тексты, которые помогают младшим школьникам осмыслить важные духовные
ценности: дружбу, доброту, любовь, понимание, терпение, ответственность,
благородство.
А вот в курсе»Окружающий мир» большое внимание уделяется формированию
установки на безопасный, здоровый образ жизни. Для достижения результата в
учебниках по окружающему миру предусмотрены следующие разделы: «Здоровье
и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен
мир», «Путешествуем без опасности», где рассматриваются такие темы, как
«Зачем мы ночью спим?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»,
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» и т. д.
В учебниках курса «Русский язык» формированию эстетических потребностей
способствует «Картинная галерея», представленная репродукциями картин В.М.
Васнецова, В.А. Серова, Н. К. Рериха, И. И. Грабаря, И. И. Левитана, А. А.
Пластова, А. К. Саврасова и многих других художников. Работа над текстами
описания этих репродукций также направлена на эстетическое воспитание детей,
развитие чувства прекрасного в душе ребёнка.
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального
общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка
младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и
формирование способности их грамотно применять. Использование современных
цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным
способом формирования УУД, поэтому такие курсы, как «Математика»,
«Окружающий мир», «Технология» уже идут с электронными приложениями.
Вскоре такие приложения появятся и у остальных курсов.
Таким образом, с помощью предметного содержания, дидактического и
методического обеспечения учебников УМК «Школа России» я формирую
коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные УУД,
составляющие основу умения учиться.
МБОУ Садковская СОШ
учитель начальных классов Косенко И. А.