Автор: Сомко Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Кумак"
Населённый пункт: Оренбургская область Новоорский район село Кумак
Наименование материала: Технологическая карта по изобразительному искусству
Тема: "Как украшает себя человек"
Раздел: начальное образование
1
Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе
по теме «Как украшает себя человек»
Цель
Дать представление об орнаменте, рассмотреть виды орнамента; научить использовать орнамент в украшение варежек,
работая в паре.
Задачи
1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы
она составляла пару с другой варежкой
2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к
результатам своего труда
3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.
Планируемый
результат
Предметные умения
УУД
Различать изобразительные мотивы в
орнаменте; подбирать орнамент и украшать
варежку так, чтобы она составляла пару с
другой варежкой
Личностные: положительно относиться к социальной роли ученика, к
процессу обучения; уважать культуру своего народа.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план
выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и
при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности
выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия (анализ –
выделение признаков);
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для
решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы
достижения результатов
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою
точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Основные
понятия
Орнамент; мотивы: растительный, геометрический; национальный орнамент; шаблон
Организация пространства
2
Межпредметные
связи
Формы работы
Ресурсы
Окружающий мир
(знание своей
национальности).
Развитие речи
(обогащение
словарного запаса).
Фронтальная, в паре,
индивидуальная.
1) Учебник «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»,
автор Л.А.Неменская, М.: «Просвещение», 2019
Ход урока.
1-й этап. Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности к уроку)
2-й этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
Проверим готовность к уроку.
Загадки (слайд)
Чёрный Ивашка -
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт.
карандаш
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
3
кисточка и краски
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
резинка
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Кисточка
– Ребята на прошлых уроках мы занимались украшением.
В:- Назовите что можно украсить?
О:- Волшебные цветы, бабочек, рыб и многое другое.
В:- А человек может себя украсить? Каким образом?
О:- Украсить одежду , головной убор…
- Сейчас я загадаю вам загадку и вы поймете , какой предмет тоже может служить
украшением для человека.
(зачитываю загадку)
Не боюсь морозца я –
Есть две шубки у меня.
Согревают две сестрички,
А зовут их … (рукавички) (слайд )
3-й этап. Учебно -познавательная деятельность.
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания
Актуализация знаний учащихся
Цель: актуализировать знания учащихся о назначении
рукавиц; о различных узорах.
В:– Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для
чего они нужны? Как можно рукавички
назвать по-другому? (варежки)
В:- А в какое время года мы никак не можем
4
обойтись без наших варежек?
Получение новых знаний
Цель: сообщить учащимся знания о назначении и
происхождении узоров; ввести в лексикон слова
«орнамент», «мотив орнамента»
– Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных
варежки.
В:– Так зачем же человек украшает варежки
узорами?(чтобы они не только грели, но и
радовали нас своей красотой)
В: – А откуда брали узоры наши прабабушки?
Ведь в старину не было ни красочных
журналов, книг, телевидения? (придумывали
сами)
– А что же им помогала создавать узоры, мы узнаем, посмотрев вот на такой слайд
(слайд )
Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом
сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Вывод: природа помогала
мастерицам создавать чудесные узоры.
– Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Прочитаем это
трудное слово по слогам и повторим все вместе хором. Обратите внимание на то, как
пишется и произносится это слово (показ на доске, запись слова на доске)
В:– Что объединяет все эти узоры, орнаменты?
(показ на доске)
О:- Во всех узорах есть части растений, поэтому
они называются орнаментами с
растительным мотивом.
В: – А из чего состоят эти узоры?
(показ на доске)
О:- В этих орнаментах присутствует
геометрический мотив.
– Но бывают и смешанные орнаменты
(показ на доске)
Физкультминутка
- Впереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем.
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
5
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
Получение новых знаний (продолжение)
– А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются
национальными. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду,
скатерти, полотенца мастерицы (показ фартука, скатерти, полотенца)
4-й этап. Самостоятельная творческая деятельность.
Сообщение плана работы.
Цель: формировать умение принимать учебную задачу.
В:– А как вы думаете, что мы будем выполнять с
вами на уроке?
В:- А как выполнить работу, чтобы она получилась
быстрее?
О:- В паре. Варежки тоже ведь покупают или вяжут
парами.
- Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила
работы в паре.
1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.
4. Помогай другу.
Украшение варежки.
Цель: формировать умение украшать пару варежек ;
научить ученика подбирать узор, договариваясь в паре, и
украшать им варежку, постоянно контролируя свое
действие с действиями друга.
Проговорим порядок выполнения работы.
- определим положение варежек (у кого левая, а у кого правая);
- выберем вид орнамента (растительный, геометрический или смешанный);
- выполним украшение варежек карандашом;
- выполним украшение варежек в цвете (фломастеры, цветные карандаши,
краски).
6
- Ребята, не забывайте про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми
(слайд).
Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.
5-й этап. Итог урока. Рефлексия.
7
Цель: учить давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке; оценивать
совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
- Ребята, сейчас мы подведем итог урока.
В:- чему учились на уроке?
В:- с какими новыми словами мы познакомились?
В:- что вам понравилось на уроке?
В:- что было сложным в выполнение работы?
(затем ребята вывешивают работы на доске)
– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в
паре. В:- А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы
подарили свои варежки?
Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) составляют ли ваши варежки пару;
2) одинаковые ли получились узоры;
3) аккуратна ли ваша работа.
Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда
не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые
морозы. (слайд )
8